СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД.10 География

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД.10 География

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД.10 География»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОМАРИЧСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



«Утверждаю» «Согласовано»

Директор ГБПОУ КМТТ Зам. директора по УВР

_______________И.В. Гоголь _______С.М. Ольховская

«_____» ___________ 2018 г. «_____» ___________ 2018г.




ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.10 География





Рассмотрено и одобрено на заседании

методической комиссии

протокол № ____ от «____»__________2018 г

Председатель МК _______ Л.В. Ольховская









2018 год


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.11. Мастер сельскохозяйственного производства 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Организация – разработчик: ГБПОУ « Комаричский механико-технологический техникум»

Разработчик: Ольховская Л.В. – преподаватель общественных дисциплин

Рекомендована методическим советом ГБПОУ КМТТ

Протокол № 4 от 31 мая 2018 г.





© Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комаричский механико-технологический техникум»

© Ольховская Людмила Вадимовна - преподаватель ГБПОУ КМТТ


































СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


19

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


20



























ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.10 География

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.01.11. Мастер сельскохозяйственного производства 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ .

1.3. Цели и задачи результаты освоения дисциплины

Содержание программы «География » направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

-воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

-использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

-нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы иинтернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

-понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

• личностных:

−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

−− креативность мышления, инициативность и находчивость;

• метапредметных:

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

• предметных:

−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии

в решении важнейших проблем человечества;

−− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов протекающих в географическом пространстве;

−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления

закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной

информации;

−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня

безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблем современной урбанизации;

-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализация труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

-географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

- место и роль географии в системе наук; иметь представление об обширных междисциплинарных связях географии;

- о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

-закономерности развития природы, размещения населения и хозяйства, динамику и территориальные особенности процессов, протекающих в географическом пространстве;

- об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

уметь:

-ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

-устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

-проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильно оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

-осуществлять географический анализ и интерпретировать разнообразную информацию;

- применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося -110 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -74 часов;

Самостоятельной работы обучающегося -36 часа





























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

109

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:


контрольные работы


практические работы

11

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

В том числе:


индивидуальные творческие задания


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме дифференцированного

1















2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.10 География.

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала.

Количество часов.

Уровень усвоения.

Введение.

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1

2

Раздел 1. Политическая карта мира.


5

Тема 1.1. Политическая карта мира.

Содержание учебного материала.

2

1.

Политическая карта мира.

2

2.

Типология стран по уровню социально-экономического развития.

2

Практическая работа: Ознакомление с политической картой мира. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Заполнить таблицу: «Этапы формирования политической карты мира».

Составить таблицу: «Отличие унитарных государств от федеративных».

1

Раздел 2. География мировых природных ресурсов.


6

Тема 2.1. Природные ресурсы Земли, их виды.

Содержание учебного материала.

3


1.

Взаимодействие человеческого общества и природной среды его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы..

2

2.

Природные условия и природные ресурсы: виды и особенности размещения.

2

3.

Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

2

Практическая работа: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

1


Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подготовить сообщение: Типы природопользования в различных регионах и странах мира.


Раздел 3. География населения мира.



9


Тема 3.1. Население мира.

Содержание учебного материала.

5

1.

Численность населения мира и ее динамика.

2

2

Качество жизни населения.

2

3

Трудовые ресурсы и занятость населения.

2

4.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

2

5.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация.

2

Практическая работа: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить доклад: « Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты».


3

Раздел 4. География мирового хозяйства.


34

Тема 4.1. Мировое хозяйство: отрасли, структура.

Содержание учебного материала.

4

1.

Мировая экономика, исторические этапы ее развития.

2

2.

Современные особенности развития мирового хозяйства.

2

3.

Отраслевая структура мирового хозяйства


Самостоятельная работа обучающихся.

Составить схему: «Показатели, характеризующие место страны в мировой экономике».

3



Тема 4.2. География первичной сферы мирового хозяйства.









Содержание учебного материала.

4


1.

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства

2

2.

Лесное хозяйство и лесозаготовка.

2

3.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

2

Практическая работа: «Определение стран, являющихся крупнейшими производителями сельскохозяйственной продукции».

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить доклад «Зеленая революция» и ее основные направления».

2


Тема 4.3. География вторичной сферы мирового хозяйства.

Содержание учебного материала.

8


1.

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики.

2

2.

Развитие черной и цветной металлургии.

2

3.

Машиностроение.

2

4.

Химическая, деревообрабатывающая и легкая промышленность.

2

Практическая работа. Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

1


Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить реферат на тему: «Крупнейшие автомобилестроительные компании мира».

4

Тема 4.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.

Содержание учебного материала.

3

1.

Транспортный комплекс и его современная структура.

2

2.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

2

Практическая работа: Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Составить схему: «Современная мировая транспортная система».

Составить презентацию: «Мировое хозяйство»

3

Раздел 5. Регионы мира.


43

Тема 5.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы.











Содержание учебного материала.

5

1.

Общая характеристика Западной Европы. Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

2

2.

Германия как ведущая страна Зарубежной Европы.

2

3.

Великобритания как ведущая страна Зарубежной Европы.

2

Практическая работа: «Составление комплексной географической характеристики страны».

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить презентацию на тему: «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

3


Тема5.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии.

Содержание учебного материала.

6

1.

Общая характеристика Зарубежной Азии. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

2

2.

Япония как ведущая страна Зарубежной Азии.

2

3.

Китай как ведущая страна Зарубежной Азии.

2

4.

Индия как ведущая страна Зарубежной Азии.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить доклад на тему: «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае».

3


Тема 5.3. География населения и хозяйства Африки.

Содержание учебного материала.

3

1.

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства.

2

2.

Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить презентацию по теме: «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки».

3


Тема 5.4. География населения и хозяйства Северной Америки.

Содержание учебного материала.

4

1.

Общая характеристика Северной Америки.

2

2.

США.

2

Практическая работа: «Составление комплексной географической характеристики страны».

1


Тема 5.5. География населения и хозяйства

Латинской Америки.

Содержание учебного материала.

5

1.

Общая характеристика Латинской Америки.

2

2.

Бразилия как ведущая страна Латинской Америки.

2

3.

Мексика как ведущая страна Латинской Америки.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить доклад «Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки»

2


Тема 5.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании.

Содержание учебного материала.

2

1.

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения.

2

2.

Особенности хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

2

Практическая работа: Установление взаимосвязей между природноресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

1


Раздел 6. Россия в современном мире.


9

Тема 6.1. Россия на политической карте мира.

Содержание учебного материала.

4

1.

Россия на политической карте мира. Географическое, геополитическое, геоэкономическое положение России на рубеже XX—XXI веков.

2

2.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей.

2

3.

Особенности территориальной структуры хозяйства России. География

отраслей международной специализации.


Практическая работа: «Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда».

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить реферат на тему: «Внешняя торговля товарами России».


4

Раздел 7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.


7

Тема 7.1. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Содержание учебного материала.

3

1.

Глобальные проблемы человечества.

2

2.

Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

2

3.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

2

Практическая работа: «Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов глобальных проблем человечества».

1


Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовить презентацию на тему: «Глобальная проблема изменения климата».

Дифференцированный зачет

1


ИТОГО:

110





















3. условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы имеется учебный кабинет «Обществознания».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий по истории.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Для обучающихся:

1.Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных

образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности

СПО. – М., 2017

  1. Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для

студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих

профессии и специальности СПО.– М., 2017

  1. Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для

студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих

профессии и специальности СПО. – М., 2017

  1. Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. пособие

для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017

Для преподавателей:

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

2.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N

1578 "О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"

6Примерная основная образовательная программа среднего общего

образования, одобренная решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з).

География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

7.География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».

8. География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

9.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.

10.Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.


Интернет-ресурсы:

  1. www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

  2. www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

  3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).

  4. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

  5. www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!