ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМАРИЧСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ГБПОУ КМТТ Зам. директора по УВР
_______________И.В. Гоголь _______С.М. Ольховская
«_____» ___________ 2018 г. «_____» ___________ 2018г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.10 География
Рассмотрено и одобрено на заседании
методической комиссии
протокол № ____ от «____»__________2018 г
Председатель МК _______ Л.В. Ольховская
2018 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.11. Мастер сельскохозяйственного производства 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Организация – разработчик: ГБПОУ « Комаричский механико-технологический техникум»
Разработчик: Ольховская Л.В. – преподаватель общественных дисциплин
Рекомендована методическим советом ГБПОУ КМТТ
Протокол № 4 от 31 мая 2018 г.
© Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комаричский механико-технологический техникум»
© Ольховская Людмила Вадимовна - преподаватель ГБПОУ КМТТ
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 19 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 20 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.10 География
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.01.11. Мастер сельскохозяйственного производства 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ .
1.3. Цели и задачи результаты освоения дисциплины
Содержание программы «География » направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
-воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
-использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
-нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы иинтернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
-понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
−− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии
в решении важнейших проблем человечества;
−− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов протекающих в географическом пространстве;
−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблем современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализация труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
-географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;
- место и роль географии в системе наук; иметь представление об обширных междисциплинарных связях географии;
- о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
-закономерности развития природы, размещения населения и хозяйства, динамику и территориальные особенности процессов, протекающих в географическом пространстве;
- об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
уметь:
-ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
-проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильно оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
-осуществлять географический анализ и интерпретировать разнообразную информацию;
- применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося -110 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -74 часов;
Самостоятельной работы обучающегося -36 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 109 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 74 |
в том числе: | |
контрольные работы | |
практические работы | 11 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
В том числе: | |
индивидуальные творческие задания | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного | 1 |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.10 География.
Наименование разделов и тем. | Содержание учебного материала. | Количество часов. | Уровень усвоения. |
Введение. | География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 1 | 2 |
Раздел 1. Политическая карта мира. | | 5 | |
Тема 1.1. Политическая карта мира. | Содержание учебного материала. | 2 |
1. | Политическая карта мира. | 2 |
2. | Типология стран по уровню социально-экономического развития. | 2 |
Практическая работа: Ознакомление с политической картой мира. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Заполнить таблицу: «Этапы формирования политической карты мира». Составить таблицу: «Отличие унитарных государств от федеративных». | 1 |
Раздел 2. География мировых природных ресурсов. | | 6 |
Тема 2.1. Природные ресурсы Земли, их виды. | Содержание учебного материала. | 3 | |
1. | Взаимодействие человеческого общества и природной среды его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.. | 2 |
2. | Природные условия и природные ресурсы: виды и особенности размещения. | 2 |
3. | Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 2 |
Практическая работа: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 |
Подготовить сообщение: Типы природопользования в различных регионах и странах мира. |
|
Раздел 3. География населения мира. | | 9 | |
Тема 3.1. Население мира. | Содержание учебного материала. | 5 |
1. | Численность населения мира и ее динамика. | 2 |
2 | Качество жизни населения. | 2 |
3 | Трудовые ресурсы и занятость населения. | 2 |
4. | Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. | 2 |
5. | Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. | 2 |
Практическая работа: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад: « Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты». | 3 |
Раздел 4. География мирового хозяйства. | | 34 |
Тема 4.1. Мировое хозяйство: отрасли, структура. | Содержание учебного материала. | 4 |
1. | Мировая экономика, исторические этапы ее развития. | 2 |
2. | Современные особенности развития мирового хозяйства. | 2 |
3. | Отраслевая структура мирового хозяйства | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составить схему: «Показатели, характеризующие место страны в мировой экономике». | 3 | |
Тема 4.2. География первичной сферы мирового хозяйства. | Содержание учебного материала. | 4 | |
1. | Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства | 2 |
2. | Лесное хозяйство и лесозаготовка. | 2 |
3. | Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 2 |
Практическая работа: «Определение стран, являющихся крупнейшими производителями сельскохозяйственной продукции». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад «Зеленая революция» и ее основные направления». | 2 | |
Тема 4.3. География вторичной сферы мирового хозяйства. | Содержание учебного материала. | 8 | |
1. | Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики. | 2 |
2. | Развитие черной и цветной металлургии. | 2 |
3. | Машиностроение. | 2 |
4. | Химическая, деревообрабатывающая и легкая промышленность. | 2 |
Практическая работа. Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить реферат на тему: «Крупнейшие автомобилестроительные компании мира». | 4 |
Тема 4.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. | Содержание учебного материала. | 3 |
1. | Транспортный комплекс и его современная структура. | 2 |
2. | Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 2 |
Практическая работа: Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составить схему: «Современная мировая транспортная система». Составить презентацию: «Мировое хозяйство» | 3 |
Раздел 5. Регионы мира. | | 43 |
Тема 5.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы. | Содержание учебного материала. | 5 |
1. | Общая характеристика Западной Европы. Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. | 2 |
2. | Германия как ведущая страна Зарубежной Европы. | 2 |
3. | Великобритания как ведущая страна Зарубежной Европы. | 2 |
Практическая работа: «Составление комплексной географической характеристики страны». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить презентацию на тему: «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. | 3 |
|
Тема5.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии. | Содержание учебного материала. | 6 |
1. | Общая характеристика Зарубежной Азии. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 2 |
2. | Япония как ведущая страна Зарубежной Азии. | 2 |
3. | Китай как ведущая страна Зарубежной Азии. | 2 |
4. | Индия как ведущая страна Зарубежной Азии. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад на тему: «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае». | 3 | |
Тема 5.3. География населения и хозяйства Африки. | Содержание учебного материала. | 3 |
1. | Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. | 2 |
2. | Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить презентацию по теме: «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки». | 3 | |
Тема 5.4. География населения и хозяйства Северной Америки. | Содержание учебного материала. | 4 |
1. | Общая характеристика Северной Америки. | 2 |
2. | США. | 2 |
Практическая работа: «Составление комплексной географической характеристики страны». | 1 | |
Тема 5.5. География населения и хозяйства Латинской Америки. | Содержание учебного материала. | 5 |
1. | Общая характеристика Латинской Америки. | 2 |
2. | Бразилия как ведущая страна Латинской Америки. | 2 |
3. | Мексика как ведущая страна Латинской Америки. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад «Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки» | 2 | |
Тема 5.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании. | Содержание учебного материала. | 2 |
1. | Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения. | 2 |
2. | Особенности хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 |
Практическая работа: Установление взаимосвязей между природноресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. | 1 | |
Раздел 6. Россия в современном мире. | | 9 |
Тема 6.1. Россия на политической карте мира. | Содержание учебного материала. | 4 |
1. | Россия на политической карте мира. Географическое, геополитическое, геоэкономическое положение России на рубеже XX—XXI веков. | 2 |
2. | Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. | 2 |
3. | Особенности территориальной структуры хозяйства России. География отраслей международной специализации. | |
Практическая работа: «Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить реферат на тему: «Внешняя торговля товарами России». | 4 |
Раздел 7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. | | 7 |
Тема 7.1. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. | Содержание учебного материала. | 3 |
1. | Глобальные проблемы человечества. | 2 |
2. | Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. | 2 |
3. | Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 |
Практическая работа: «Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов глобальных проблем человечества». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Подготовить презентацию на тему: «Глобальная проблема изменения климата». |
Дифференцированный зачет | 1 |
| ИТОГО: | 110 |
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы имеется учебный кабинет «Обществознания».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий по истории.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для обучающихся:
1.Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2017
Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО.– М., 2017
Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2017
Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. пособие
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017
Для преподавателей:
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
2.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
6Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з).
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
7.География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
8. География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
9.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
10.Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Интернет-ресурсы:
www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»)