«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №1 от 28. 08 2014г. Рук. МО «Культура» __________/Кушнерева О.В./ | «Согласовано» Согласованно на заседании МС Протокол № 1 от 29.08.2014 Зам. директора УР _______________/Е.П. Панина/ | «Утверждаю» Приказ № от 01.09.2014г. Директор МОУ «Лицей № 47» _____________/С.В. Антипина/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по технологии,7а, 7 Б, 7В - классы
Ендягиной И.В., учителя технологии
первой категории
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.
Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучащихся 5-9 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Цель учебного предмета
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I.. Формирование у обучащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого обучащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
Подготовку обучащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности обучащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение обучащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
В течение всего периода обучения «Технологии» каждый обучащийся выполняет 5 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
Охрана здоровья учащихся
На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.
Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе обучащихся с тепловыми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению обучащимися правил санитарии и гигиены.
Обчащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.
Важно обращать внимание обучащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.
С позиции формирования у обучащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у обучащихся культуру труда и делового общения.
Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» — обеспечить усвоение ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения обучащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Решение задач творческого развития личности обучащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания обучащихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Организация образовательного процесса.
Формы : урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
Дифференцированное обучение.
Операционно-предметная система обучения.
Моторно-тренировочная система.
Операционно-комплексная система.
Практические методы обучения.
Решение технических и технологических задач.
Учебно-практические или практические работы.
Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
Опытно-эксперементальная работа.
Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
Кооперативная деятельность обучащихся.
Коллективное творчество.
Содержание программы.
Введение (1 час).
Содержание и задачи курса. Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их разрешения. Инструктаж по правилам безопасности труда.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (31 час). Элементы материаловедения (7 часов).
Основные теоретические сведения Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы Определение в тканях направления нитей основы и утка.
Изготовление образца полотняного переплетения.
Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.
Объекты труда. Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.
Технология выполнения ручных швов (2 часа)
Основные теоретические сведения
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: смёточная, копировальная. Обмёточная строчка. Размер стежков.
Практические работы Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми стежками.
Объекты труда. Укладка с инструментами. Образцы ручных строчек.
Элементы машиноведения (7 часов).
Основные теоретические сведения Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Практические работы Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.
Объекты труда. Швейная машина. Образцы машинных строчек.
Конструирование и моделирование рабочей одежды (3 часа).
Основные теоретические сведения Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.
Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.
Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.
Практические работы Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.
Технология изготовления рабочей одежды (12 часов).
Основные теоретические сведения Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.
Практические работы Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Объекты труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.
Культура дома (2 часа)
Основные теоретические сведения Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.
Практическая работа:
Выполнение эскиза интерьера кухни.
Объект труда. Интерьер кухни.
Содержание программы.
Введение (1 час).
Содержание и задачи курса. Инструктаж по правилам безопасности труда. Получение шерстяных и шёлковых тканей.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (31 час). Элементы материаловедения (1 час).
Основные теоретические сведения Краткие сведения о тканях из волокон животного происхождения (шерсть, шёлк), отрицательные и положительные качества, физико – механические, гигиенические, эксплуатационные свойства, применение и уход за изделиями из этих тканей.
Практические работы Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей.
Объекты труда. Образцы ткани.
Рукоделие. Лоскутная пластика. (2 часа)
Основные теоретические сведения
История создания изделий из лоскута. Понятия об орнаменте, симметрии и асимметрии в композиции. Пэчворк (лоскутное шитье) и мода. Инструменты и материалы. Подготовка к работе.
Практические работы Изготовление панно в технике лоскутной пластики.
Объекты труда. Укладка с инструментами. Лоскуты ткани.
Элементы машиноведения (1час).
Основные теоретические сведения Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или ее установкой. Регулировка машинной строчки и замена иглы швейной машины.
Практические работы Работа на швейной машине
Объекты труда. Швейная машина.
Технология выполнения машинных швов (2 часа).
Основные теоретические сведения Отработка приёмов работы на швейной машине, технология выполнения двойного шва, назначение двойного шва и области применения.
Практические работы Выполнение двойного шва.
Объекты труда. Инструкционная карта. Укладка с инструментами. Лоскуты ткани.
Конструирование и моделирование швейных изделий (7 часов).
Основные теоретические сведения Юбка как элемент русского национального костюма. Снятие мерок для поясных изделий. Построение чертежей юбок (прямой, клиньевой, конической), моделирование юбки, расчёт количества ткани на изделие.
Практические работы Измерение фигуры человека, расчёт конструкций и построение юбок.
Объекты труда. Сантиметровая лента, линейка закройщика.
Технология изготовления швейных изделий (16 часов)
Основные теоретические сведения Экономичная раскладка выкройки на ткани. Правила раскладки деталей на ткани с рисунком в клетку и полоску. Способы прокладывания контурных и контрольных линий и точек. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Правила проведения примерки. Дефекты посадки юбки и их причины. Способы исправления выявленных дефектов. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей. Правила ТБ ВТО. Правила контроля и проверки качества
Практические работы Разработка модели юбки, изготовление и оформление выкроек, экономичная раскладка выкроек на ткани, обработка деталей кроя.
Объекты труда. Чертёж и выкройка юбки. Детали кроя.
Культура дома (4 часа)
Основные теоретические сведения Изготовление и ремонт белья, уход за одеждой, ремонт одежды, выбор фурнитуры и её замена, ремонт распоровшихся швов.
Практические работы:
ремонт износившегося низа изделия, изготовление образцов пришивания фурнитуры, ремонт распоровшегося стачного шва.
Объект труда. Укладка с инструментами, фурнитура.
Учебная программа по технологии в 7 классах.
Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2010г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.
Целями образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социально-трудовая адаптация обучащихся на основе профессионального самоопределения.
Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 7 классах еженедельно отводятся один час учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели.
Базовыми для программы являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Основы проектирования». Программа включает в себя также раздел «Технологии ведения дома».
В примерную программу внесены следующие изменения:
Изменена последовательность изучения разделов программы: 1«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», 2) «Основы проектирования», 3) “Творческие, проектные работы», 4) “Технологии ведения дома”.
Раздел «Кулинария» исключён из программы обучения. Это связано с техническими возможностями кабинета технологии нашей школы.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Региональный компонент содержания реализуется за счет темы «Рукоделие. Аппликация на ткани», которая является неотъемлемой частью учебной программы. Теоретический и практический материал из раздела «Основы проектирования» изучается параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой проекта в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
Содержание обучения по направлению «обслуживающий труд» в 7 классе:
Техника (элементы машиноведения).
Художественная обработка материалов.
Мой облик.
Основы проектирования.
Основные разделы:
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 29 часов
Материаловедение - 2
Рукоделие. Аппликация на ткани – 1
Техника (элементы машиноведения) - 1
Технология выполнения машинных швов - 2
Конструирование и моделирование - 7
Технология изготовления изделия – 16
Мой облик – 4
Культура дома - 1
Итого 34 часа.
Лабораторно-практические работы:
№ 1 – Изучение свойств тканей из синтетических волокон.
№ 2 – Разработка модели халата.
Учебные пособия для учащихся:
-«Технология. 7 класс» В.Д.Симоненко, М: «Просвещение»,2002г.
-«Технология обработки ткани 7-9 кл.» В.Н.Чернякова, М: «Просвещение», 1998г.
- Чернякова В.Н. Рабочая тетрадь 5-9 кл.. Творческий проект по технологии обработки ткани.-М.: Просвещение, 2004
-«Методика обучения технологии. 5-9 классы» А.К.Бешенков, Москва: Дрофа, 2004г.
-Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасова. Москва: «Вентага-Граф, 2003г.
- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000
- А.В.Марченко. Итоговая аттестация выпускников. Технология. М.: Просвещение, 2002
Тематический план
Разделы и темы | всего часов | в том числе | Форма контроля |
теоретич. | практич. |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 29 | 9,8 | 19,2 | |
Элементы материаловедения | 2 | 1 | 1 | Проверочная работа |
Рукоделие. Аппликация на ткани | 2 | 0,4 | 1,6 | Практическая работа |
Элементы машиноведения | 2 | 1 | 1 | Выполнение заданий по карточкам |
Технология выполнения машинных швов | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
Конструирование и моделирование швейных изделий | 5 | 1,7 | 3,3 | Терминологический диктант, проверочная работа, выполнение тестовых заданий |
Технология изготовления швейных изделий | 16 | 5,2 | 10,8 | Терминологический диктант, выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий. Защита творческий работ |
Мой облик | 4 | 3 | 1 | Выполнение практических заданий |
Культура дома | 1 | 0,6 | 0,4 | Проверочная работа |
Итого | 68 | | | |
Содержание программы
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (29 часов). Элементы материаловедения (2 час).
Основные теоретические сведения Содержание и задачи курса. Инструктаж по правилам безопасности труда. Химические волокна и их свойства. Краткие сведения о тканях из искусственных и синтетических волокнах, физико – механические, гигиенические, эксплуатационные свойства, применение и уход за изделиями из этих тканей.
Практические работы Изучение свойств тканей из синтетических волокон.
Объекты труда. Образцы ткани.
Рукоделие. Аппликация на ткани. (2 час)
Основные теоретические сведения
Отработка приёмов работы на швейной машине, технология выполнения параллельных строчек, закрепок, технология выполнения аппликации на ткани.
Практические работы Выполнение образца аппликации на ткани.
Объекты труда. Укладка с инструментами. Лоскуты ткани.
Элементы машиноведения (2час).
Основные теоретические сведения Неполадки в работе швейной машины, способы их устранения
Практические работы Устранение простейших неполадок во время работы на швейной машине.
Объекты труда. Швейная машина.
Технология выполнения машинных швов (2 часа).
Основные теоретические сведения Отработка приёмов работы на швейной машине, соединительные и краевые шва, технология выполнения швов, назначение и области применения.
Практические работы Выполнение шва «в замок» и окантовочного шва.
Объекты труда. Инструкционная карта. Укладка с инструментами. Лоскуты ткани.
Конструирование и моделирование швейных изделий (5 часов).
Основные теоретические сведения Виды и характеристики плечевых изделий. Халат: выбор модели, подбор ткани. Снятие необходимых мерок. Расчёт конструкции халата и построение чертежа. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы Измерение фигуры человека, расчёт конструкции халата и стояче – отложного воротника, построение чертежей.
Объекты труда. Сантиметровая лента, линейка закройщика.
Технология изготовления швейных изделий (16 часов)
Основные теоретические сведения Технология изготовления халата. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки халата, обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка деталей кроя. Соединение деталей изделия машинными швами. Обработка пояса, выреза горловины, среза рукавов и низа халата. Влажно-тепловая обработка изделия.
Объекты труда. Чертёж и выкройка халата. Детали кроя.
Мой облик (4 часа)
Основные теоретические сведения Понятие о стиле одежды: классический, спортивный и романтический. Силуэт в одежде. Соответствие силуэта фигуре человека. Виды плечевых изделий. Роль аксессуаров в одежде. Определение индивидуального стиля одежды.
Практическая работа: Определение индивидуального стиля одежды.
Объект труда. Журналы мод.
Культура дома(1 час)
Основные теоретические сведения Микроклимат в доме и приборы по его улучшению. Освещение в интерьере.
Практическая работа: Способы оформления интерьера.
Объект труда. Журналы, статьи, иллюстрации.
Тематическое планирование 7 класс.
Разделы и темы | Количество учебных часов. | Домашнее задание. |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 29 | |
Элементы материаловедения | 2 | |
1.Инструктаж по ПТБ. Химические волокна и их свойств. | 1 | §47 |
2. Л/п работа №1 «Изучение свойств тканей из синтетических волокон». | 1 | §48, 49 |
Рукоделие. Аппликация на ткани. | 2 | |
3. Технология выполнения аппликации на ткани. | 1 | Записи в тетр |
4. Выполнение образца аппликации на ткани. | 1 | |
Элементы машиноведения. | 2 | |
5. Неполадки в работе швейной машиной. | 1 | §50 стр.159 |
6. Устранение простейших неполадок во время работы на швейной машине. | 1 | §51 |
Технология выполнения машинных швов. | 2 | |
7. Соединительные швы. Выполнение шва «в замок». | 1 | Стр.161 |
8. Краевые швы. Выполнение окантовочного шва. | 1 | Записи в тетради |
Конструирование и моделирование швейных изделий. | 5 | |
9. Измерение фигуры человека. | 1 | §53,54 |
10. Построение инструкционной карты чертежа выкройки халата. | 1 | Стр.167 - 169 |
11. Построение чертежа халата на основу в М 1:4. | 1 | Стр.167 - 169 |
12. Конструирование и моделирование воротников. Построение стояче – отложного воротника в М1:4. | 1 | §55 |
13. Моделирование лёгкой одежды. Л/п работа №2 «Разработка модели халата». | 1 | §56 |
Технология изготовления швейных изделий. | 16 | |
14. Творческий проект «Халат». Изготовление выкройки халата | 1 | Стр. 175 |
15. Порядок раскроя. | 1 | §57 стр.178 - 179 |
16. Инструктаж по ПТБ. Раскрой халата. | 1 | Стр.182 - 183 |
17. Подготовка деталей кроя к обработке. | 1 | Записи в тетр |
18. Подготовка изделия к первой примерке. | 1 | §57таб.1 |
19. Проведение первой примерки. | 1 | Таб.7 стр.185 |
20. Обработка вытачек, плечевых швов. | 1 | Стр.187 |
21. Обработка воротника. | 1 | §58 |
22. Проведение второй примерки. | 1 | §59 |
23.Обработка выреза горловины. | 1 | Стр.192 - 193 |
24. Обработка борта подбортом. | 1 | Стр.194 - 195 |
25. Обработка низа рукавов швом в подгибку с закрытым срезом. | 1 | Стр.196 - 197 |
26. Обработка застёжки. Изготовление петель. | 1 | Записи в тетр |
27. Обработка низа халата. | 1 | Стр.200 - 202 |
28. Приёмы ВТО. Влажно – тепловая обработка изделия. | 1 | повторение |
29. Защита творческих проектов. | 1 | |
Мой облик. | 3 | |
30. Силуэт в одежде. | 1 | |
31. Соответствие силуэта фигуре человека. | 1 | |
33. Роль аксессуаров в одежде. | 1 | |
33. Определение индивидуального стиля одежды. | 1 | §60 |
Культура дома. | 1 | |
34. Эстетика и экология жилища. | 1 | Записи в тетр |
Итого | 68 | |
7 Б, В классы Тематическое планирование по курсу «технология»
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1–2 | Вводный урок (2 часа) | Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок | 2 | Беседа | Первичный инструктаж на рабочем месте. Введение в курс 7 класса | Знать правила поведения в мастерской и ТБ на рабочем месте Иметь представление о разделах технологии, предназначенных для изучения в 7 классе | Опрос | | | |
3–4 | кулинария: физиология питания (2 часа) | Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции и отравления, профилактика и первая при них помощь | 2 | Комбинирован ный | Понятие о микроорганизмах, их полезном и вредном воздействии на пищевые продукты. Пищевые инфекции и отравления, причины и профилактика. Первая помощь при пищевых отравлениях | Знать: – о полезных и вредных микроорганизмах, их влиянии на жизнь человека; – источниках и путях заражении инфекционными заболеваниями. Иметь представление: – о средствах профилактики инфекций и отравлений; – первой помощи при них | Опрос | Признаки доброкачественности продуктов | | |
5–6 | | Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста | 2 | Комбинирован ный | Виды теста, рецептура и технология приготовления теста с различными разрыхлителями, влияние компонентов теста на качество изделия. | Иметь представление: – о видах теста и разрыхлителей; – технологии приготовления теста и изделий из него; | Опрос | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| | | | | Виды начинок и украшений для изделий из теста | – видах начинок и украшений для изделий из теста | | | | |
7–8 | Кулинария: Технология приготовления пищи (10 часов) | Изделия из пресного теста. Технология приготовления пельменей и вареников | 2 | Комбинирован ный | Рецептура теста для вареников и пельменей, способы его приготовления. Первичная обработка муки. Рецептура начинок | Знать: – состав теста и способ его приготовления; – правила первичной обработки муки; – рецептуру начинок | Тестирование | Традиции приготовления и подачи на стол | | |
9–10 | Изготовление пресного теста и начинки для ва-реников с творогом | 2 | Практическая работа | Технология приготовления пельменей и вареников | Уметь применять знания на деле | Контроль качества | | | |
11– 12 | Сладкие блюда и десерты. Сахар, желирующие вещества и ароматизаторы в кулинарии | 2 | Комбинирован ный | Сахар и его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Виды желирующих веществ и ароматизаторов. Рецептура сладких блюд (желе, мусс, суфле, самбук и т. д.) | Иметь представление: – о желирующих веществах и ароматизаторах; – роли сахара в питании человека; – видах сладких блюд и десертов | Опрос | | | |
13– 14 | Украшение десертных блюд. Подача десерта к столу | 2 | Практическая работа | Способы украшения десертных блюд. Правила подачи десерта к столу и поведения за столом | Знать и уметь выполнять украшения десертных блюд, соблюдать правила их подачи к столу и поведения за десертным столом | Контроль за действиями | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
15– 16 | Заготовки продуктов (2 часа) | Сладкие заготовки. Способы приготовления, условия и сроки хранения | 2 | Комбинированный | Рецептура и способы приготовления варенья, повидла, цукатов, мармелада и т. д. Способы определения готовности, условия и сроки хранения | Знать: – особенности приготовления сладких заготовок; – способы определения готовности; – условия и сроки хранения | Опрос | | | |
17– 18 | Рукоделие. Вязание крючком. Элементы материаловедения (12 часов) | Вязание крючком: традиции и современность. Инструменты и материалы, узоры и их схемы | 2 | Комбинированный | Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Инструменты и материалы | Иметь представление: – об истории рукоделия; – применении его в современной моде. Знать, что такое раппорт узора и как он записывается. Уметь читать схемы | Опрос и проверка схем | | | |
19– 20 | Подготовка инструментов и материалов к работе. Набор петель крючком | 2 | Комбинированный | Правила подготовки материалов к работе, подбора размера крючка в зависимости от ни-ток и узора. Техника набора петель крючком | Знать правила подготовки материалов и подбора крючка. Уметь: – использовать эти правила в работе; – набирать петли крючком | Проверка качества | | | |
21– 22 | Выполнение образцов вязания полустолбиком различными способами вывязывания петель | 2 | Практическая работа | Способы провязывания петель. Схема образования петель | Знать и уметь использовать различные способы провязывания петель | Качество образца | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
23– 24 | | Технология выполнения различных петель и узоров. Вязание полотна крючком | 2 | Практическая работа | Техника выполнения различных петель и узоров крючком. Особенности и способы вя-зания полотна крючком | Уметь: – читать схемы; – выполнять различные петли | Качество образца | | | |
25– 26 | | Вязание крючком образцов | 2 | Практическая работа | Вязание полотна по кругу. Ажурное вязание | Уметь вязать полотно по разным схемам | Качество образца | | | |
27– 28 | | Технология производства и свойства искусственных волокон и тканей из них. Виды переплетений нитей в тканях | 2 | Комбинированный | Технология производства и свойства искусственных волокон и тканей из них. Использование тканей из искусственный волокон. Виды переплетений нитей в тканях и их влияние на свойства тканей | Иметь представление: – о технологии производства и свойствах искусственных волокон; – областях их применения. Знать виды переплетений и их влияние на свойства тканей | Опрос | | | |
29– 30 | Элементы машиноведения (4 часа) | Виды соединений деталей в узлах механизмов машин. Двухниточный машинный стежок и принцип получения простой и зигзагообразной строчки | 2 | Комбинированный | Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки | Иметь представление о видах соединений в узлах механизмов и машин. Знать устройство качающегося челнока; – принцип получения двух-ниточного машинного стежка простой и зигзагообразной строчки | Опрос | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
31– 32 | | Наладка швейной машины (практическая работа). Устранение неполадок в работе швейной машины | 2 | Комбинирован ный | Правила регулировки и наладки швейной машины | Уметь регулировать швейную машину | Контроль за действиями | | | |
33– 34 | | Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Зрительные иллюзии в одежде и эскизная разработка модели изделия | 2 | Комбинирован ный | Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Зрительные иллюзии в одежде. Эскизная разработка модели изделия | Иметь представление о видах женского легкого платья и спортивной одежды, силуэте, стиле, отделках, зрительных иллюзиях. Уметь делать эскизы | Опрос, эскиз | Силуэт, стиль | | |
35– 36 | Конструирование и моделирование плечевого изделия (8 часов) | Снятие мерок для плечевого изделия. Построение основы чертежа плечевого изделия в масштабе 1: 4 | 2 | Комбинирован ный | Правила снятия мерок для плечевого изделия. Последовательность построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом | Знать и уметь применять правила снятия мерок и последовательность построения основы чертежа плечевого изделия | Контроль за действиями | | | |
37– 38 | Особенности моделирования плечевого изделия. Моделирование изделия выбранного фасона | 2 | Комбинирован ный | Особенности моделирования плечевых изделий. Применение цветовых контрастов в отделке швейных изделий | Знать особенности моделирования плечевых изделий. Уметь их применять | Контроль за действиями | | | |
39– 40 | Построение чертежа выкройки в натуральную величину и подготовка выкройки к раскрою | 2 | Практическая работа | Правила подготовки выкройки к раскрою | Знать и уметь применять правила построения и подготовки выкройки к раскрою | Контроль качества | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
41– 42 | Технология изготовления плечевого изделия (14 часов) | Правила подготовки ткани к раскрою и экономная раскладка. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани | 2 | Комбинированный. Практическая работа | Правила подготовки к раскрою. Раскладка деталей на ткани с учетом рисунка и фактуры ткани | Знать правила подготовки ткани к раскрою, раскладки деталей на ткани, раскроя ткани. Уметь выполнять эти правила | Контроль за действиями | | | |
43– 44 | Перенос контурных и контрольных точек и линий на деталях кроя. Способы обработки изделия в зависимости от модели и ткани | 2 | Комбинированный | Способы переноса контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Способы обработки горловины, проймы в зависимости от модели и ткани | Знать и уметь использовать способы переноса контурных и контрольных линий и точек | Контроль за действиями | | | |
45– 46 | | Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя | 2 | Практическая работа | Правила сметывания деталей кроя | Уметь правильно обрабатывать детали кроя и сметывать изделие | Контроль качества | | | |
47– 48 | Правила ТБ ВТО. Обработка выреза горловины обтачной | 2 | Практическая работа | Правила ТБ ВТО. Правила подкроя обтачки. Технология обработки выреза горловины обтачной | Знать правила ТБ ВТО. Уметь правильно подкраивать обтачку и обрабатывать горловину обтачной | Контроль качества | | | |
49– 50 | Проведение примерки, выявление и устранение дефектов | 2 | Практическая работа | Правила проведения примерки. Дефекты и способы их устранения | Знать правила проведения примерки. Уметь выявлять и устранять дефекты | Контроль за действиями | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
51– 52 | | Стачивание деталей и выполнение отделочных работ | 2 | Практическая работа | Способы обработки застежек, пройм и швов. Обработка плечевых срезов тесьмой и притачивание кулиски | Иметь представление о способах обработки застежек, пройм и швов | Контроль качества | | | |
53– 54 | | Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль качества и оценка изделия | 2 | Комбинирован ный | Особенности ВТО различных тканей. Приемы проведения контроля качества | Знать: – особенности ВТО различных тканей; – правила проведения контроля качества изделия | Контроль за действиями | | | |
55– 56 | Технология ведения дома (4 часа) | Эстетика и экология жилища. Основные элементы системы энерго- и теплоснабжения, водопровода и канализации | 2 | Комбинирован ный | Характеристика основных элементов систем энерго- и теплоснабжения, водопровода и канализации. Правила их эксплуатации. Микроклимат в доме и приборы по его улучшению. Освещение в интерьере | Иметь представление: – об основных элементах систем обеспечения; – правилах их эксплуатации; – оптимальном микроклимате и приборах по его поддержанию | Опрос | | | |
57– 58 | | Требования к интерьеру детской и прихожей. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты или прихожей | 2 | Комбинирован ный | Требования к интерьеру прихожей и детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование декоративных изделий и комнатных растений в интерьере | Знать требования, предъявляемые к прихожей и детской комнате, способы их оформления | Проверка эскиза | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
59– 60 | Электротехнические работы (2 часа) | Электроосветительные и электронагревательные приборы. Электроприводы | 2 | Комбинирован ный | Электроосветительные приборы. Пути экономии электроэнергии. Виды ламп, источников тока, электродвигателей и их характеристики. Правила ТБ работы с электроприборами | Иметь представление об электроосветительных приборах, электродвигателях и путях экономии электроэнергии. Знать правила ТБ работы с электроприборами | Опрос | | | |
61– 62 | Творческие проектные работы (8 часов) | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап выпол-нения творческого проекта | 2 | Комбинирован ный | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовитель-ный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия. Подбор материалов) | Уметь: – выбирать посильную и необходимую работу; – аргументированно защищать свой выбор; – делать эскизы и подбирать материалы для выполнения изделия | Контроль выполнения | | | |
63– 64 | ) | Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта | 2 | Комбинирован ный | Организация рабочего места, оборудование и приспособления для различных видов работ, составление последовательности выполнения. Поиск сведений в литературе | Уметь: – пользоваться необходимой литературой; – подбирать все необходимое для выполнения идеи | Контроль выполнения | | | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
65– 66 | | Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование. Моделирование, изготовление изделия) | 2 | Комбинированный | Конструирование базовой модели. Моделирование. Изготовление изделия | Уметь конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы | Контроль выполнения | | | |
67– 68 | Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта) | 2 | Комбинированный | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия | Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее | Защита проекта | | | |
Система оценки и видов контроля
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология», а квалификационных работ- в том случае когда в учебном заведении предусмотрено установление определенного уровня (разряда) квалификации. Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля. Важно, чтобы при этом задания для школьников были согласованны с ЕТКС (единого тарифно-квалификационного справочника).
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.
Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты.
Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.
Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология», а квалификационных работ - в том случае когда в учебном заведении предусмотрено установление определенного уровня (разряда) квалификации. Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля. Важно, чтобы при этом задания для школьников были согласованны с ЕТКС (единого тарифно-квалификационного справочника).
Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов. Ниже приводиться несколько вариантов, которые могут быть использованы учителем технологии. Следует лишь сказать, что в зависимости от целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер.
В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.
На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделия (работы)
ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.
ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.
ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.
ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
Список учебно - методической литературы
Программа реализована в предметной линии учебников «Технология. Технологии ведения
дома», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д.
Симоненко) в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и
изданных Издательским центром «Вентана-Граф».
Интернет-ресурсы:
http://center.fio.ru/som
http://www.eor-np
http://www.eor.it.ru
http://www.openclass.ru/user
http://www/it-n.ru
http://eidos.ru
http://www.botic.ru
http://www.cnso.ru/tehn
http://files.school-collection.edu.ru
http://trud.rkc-74.ru
http://tehnologia.59442
http://www.domovodstvo.fatal.ru
http://tehnologiya.narod.ru
http://new.teacher.fio.ru