Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02
с. НоваяБрянь ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по НМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Рабочая программа по адаптации
Класс: 1
Учебный год: 2020-2021
Педагог-психолог: Истомина И.С.
с. Новая – Брянь
Пояснительная записка
Рабочая программа по адаптации первоклассника разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» и следующих нормативно - правовых документов:
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной среде.
Задачей школы интернатного типа является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.
Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы-интерната, так как является первой и архиважной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребенка. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.
Готовность ребенка к школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, который позволит быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, иному режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному проживанию (без родителей) в чужой для новичка среде школы-интерната. С целью смягчения этого периода необходимо организовать режим двигательной активности, занятия по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков с соблюдением достаточно высокого темпа выполнения различных бытовых дел (есть, убирать свои вещи, одеваться, совершать утренний и вечерний туалет). Впервые, оказавшись в стенах еще чужой школы-интерната, ребенка встречает чужая обстановка: большие помещения, спальня на несколько человек, в которой надо остаться на долгую ночь без мамы и многое другое, все это может вызывать у ребенка дополнительный стресс.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.
Цель программы: создание условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в образовательном учреждении.
Основные задачи:
формирование учебную мотивацию у детей;
снижение тревожности у детей в период адаптации;
развитие социально-приемлемого поведения детей;
развитие коммуникативных умений.
Общая характеристика коррекционного курса
1. Эмоциональный уровень, который включает в себя эмоциональное самочувствие ребенка, переживание состояние равновесия или тревоги. , освещая процесс адаптации личности к среде, указывает на то, что тревога, эмоциональный стресс, излишнее эмоциональное возбуждение лежат в основе развития адаптационных нарушений, а превышение определенного уровня тревоги приводит к нарушению поведения и препятствует успешной адаптации. Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональное благополучие ученика в первые месяцы его обучения в школе отражает характер его адаптации к среде.
2. Когнитивный уровень. Под когнитивным уровнем подразумевается уровень развития самосознания, а также наличие у ребенка определенных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний. В процессе адаптации происходит принятие новых норм социального бытия на уровне сознания, что находит свое отражение в становлении образа «я», осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей, занимаемого статуса и т. д.
3. Поведенческий уровень адаптации отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношений с другими людьми. отмечает, что одним из критериев адаптированности является внешнее поведение, которое соответствует требованиям среды. По его мнению, адаптированность соответствует не только реальному поведению личности согласно установкам общества, но и находит свое отражение в психоэмоциональной стабильности, личностной комфортности, состоянии удовлетворенности, отсутствии дистресса и т. д. Тем самым автор подчеркивает неразрывную связь между поведенческими проявлениями индивида и его эмоциональным состоянием. же, говоря о поведенческом аспекте, связывает его с когнитивным уровнем. Она пишет о том, что перестройка поведения, вызванная изменениями во внешней среде, зависит от перестройки сознания, которая происходит в результате усвоения социального опыта. Таким образом. Можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности всех трех уровней адаптации, поэтому их диагностика тоже должна проводиться лишь в комплексе.
Основные направления коррекционной работы
1 этап: Психодиагностическое обследование учащихся. Проводится для обучающихся 1 класса с целью определения готовности к школьному обучению, уровня тревожности и общей самооценки.
2 этап: Групповая работа. На этом этапе осуществляется реализация намеченной программы
3 этап: Аналитический этап. На данном этапе оценивается результативность занятий.
Место коррекционного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 22 встреч по 30 – 40 минут 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться со второй - третьей недели обучения первоклассников к школе.
Ребенок сам оценивает свое состояние в начале и в конце занятия в форме цвета (красный - веселое, радостное; зеленый - немного грустное; синий - грустное, хочется плакать).
Ребенку, чтобы глубже познать и понять самого себя и других, необходимы не столько когнитивный, сколько игровой и эмоциональные компоненты - соучастие, сочувствие, сопереживание. Поэтому программа уделяет серьезное внимание сказкам и играм. Так как через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Таким образом, дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы и находить способы решения.
У первоклассников еще недостаточно развито «Я» - рефлексивное и отсутствует широкий опыт межличностного общения, что хорошо прослеживается на занятиях в получении «обратной связи».
Поэтому во время занятий необходимо обращать внимание на особые периоды «закрытости», когда ребенок активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда ребенок хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п. Важно обеспечить возможность проявиться всем «вытаскивать» молчунов и в то же время дать ребенку не говорить о себе, если он этого не хочет. С этой целью можно использовать прием «запрещающий знак». Суть его состоит в том, что ведущий и участники группы заранее договариваются о возможности пользоваться в особых, строго оговоренных случаях знаком, свидетельствующим, что к данному участнику обращаться нельзя. Особое внимание следует обращать на детей, часто использующих подобные знаки, поскольку они нуждаются в специальной индивидуальной работе. Как правило, это дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, застенчивые.
Также во время занятия необходимо поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, подчеркивать и хвалить выразительную мимику и речь, жестикуляцию, гибкость в поведении.
Не следует обращать внимание на покраснения оговорки, запинки, демонстративное упрямство. Возможно не только косвенное проявление невербальной эмоциональной поддержки в особо серьезных случаях (доброжелательно посмотреть в глаза, слегка дотронуться до плеча.) Благоприятно созданное психологическое пространство помещает ребенка в мир безопасности, доверия, придает чувство уверенности и эмоционального комфорта.
Основные методы работы с младшими школьниками
1. Групповая дискуссия. Ее суть в том, чтобы высказался каждый участник группы. Этот метод групповой динамики повышает уровень доверия и сплочения, формирует адекватную самооценку, включает детей в поток самых разных эмоций и переживаний, позволяет подобрать и апробировать наиболее удобный для каждого стиль поведения, общения, способов адаптации к окружающему.Ведущий в такой дискуссии — взрослый, он дает слово, помогает себя выразить и благодарит детей за участие в работе группы.
2. Игровой метод. Игра - не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра - это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.
3. Психогимнастика. Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастикапомогает ребенку освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.
4. Релаксационные методы. Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.
5. Эмоционально-символические методы. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Использование рисования на определенные темы.
Содержание коррекционного курса
I Раздел. «Это гордое слово - первоклассник» (занятия 1-5)
Помощь детям в осознании позиции ученика.
Знакомство детей со школьными правилами и их практическим
применением.
Развитие у детей интереса к общению друг с другом.
II Раздел. «Я и люди вокруг меня» (занятия 6-8)
Осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого
человека.
Развитие чувства принадлежности к группе, групповой сплоченности.
Развитие навыков позитивного поведения и отношения к сверстникам.
III Раздел. «Мои первые трудности » (занятия 9-13)
Формирование адекватной установки в отношении преодоления трудностей, с которыми ребенок встречается в школе и при выполнении домашних заданий.
IV Раздел. «Мой мир эмоций и чувств» (занятия 14-25)
Знакомство детей с основными базовыми эмоциями и чувствами.
Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других
людей.
Ход работы занятия.
1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.
2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.
3. Основной - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.
4. «Ритуал прощания» - способствует отрефлексированию состояния и чувства «здесь и сейчас»
Календарно - тематический план
Наименование разделов и тем | Кол. часов | Дата проведения |
«Это гордое слово - первоклассник» | |
Знакомство | 1ч. | |
Я и моя школа. | 1ч. | |
Я в школе. | 1ч. | |
Школьные правила | 1ч. | |
Учебный день школьника. | 1ч. | |
«Я и люди вокруг меня» | |
Я и мои друзья. | 1ч. | |
Умею ли я дружить? | 1ч. | |
Умение договариваться. | 1ч. | |
«Мои первые трудности» | |
Школьные трудности и радости. | З ч. | |
Мое домашнее задание. | 1ч. | |
«Мой мир эмоций и чувств» | |
Почему я радуюсь? Почему я злюсь? Почему я удивляюсь? Почему я боюсь? | 1ч. | |
Радуга эмоций и чувств. | 1ч. | |
Эти разные эмоции и чувства. | 1ч. | |
Знакомство с чувством страха. | 1ч. | |
Как справиться со страхом. | 1ч. | |
Горькое чувство - обида. | 1ч. | |
С каким чувством дружит гнев? | 1ч. | |
Приятное чувство - радость. | 1ч. | |
Поделись радостью с другим, и она к тебе не раз еще вернется. | 1ч. | |
Исследование адаптации методом Люшера «Определение эмоционального состояния ребенка в школе», методика «Домики» | 1ч. | |
ВСЕГО | 22ч. | |
Планируемый результат:
Изменения эмоционального состояния.
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.
Соотносить свои действия с поставленной целью.
Повысить успеваемость по разным школьным предметам, уровень интеллектуального развития.
Список литературы
Л.И.Божович «Проблемы формирования личности», Москва - Воронеж,
1995г.-352с.
В.В.Ветрова «Уроки психологического здоровья», Москва, 2000г. – 190 с.
И.В.Дубровина «Психология», Москва, 1999г. — 460 с.
Дорис Вольф, РольфМеркле «Как понимать чувства и справляться с проблемами», Новосибирск, 2000г. - 130с.
И.Ю.Кулагина «Возрастная психология», Москва, 1998г. - 176с.
И.Никольская, Г.Бардиев «Уроки психологии в начальной школе»,
Петербург, 1998г. - 75с.
«Практическая психология образования» (под ред. И.В.Дубровиной, Москва, 2000г. - 530с.)
«Психическое здоровье детей и подростков» (под ред. И.В.Дубровиной, Екатеринбург, 2000г. - 170с.)
«Природа ребенка в зеркале автобиографии» (под ред. Б.М.Бим - Бада, О.Е. Клшелевой, Москва, 1998г. - 425с.)
11. Л.Н.Рожина «Развитие эмоционального мира личности», Минск, 1999г. - 256с.
12. Л.К.Рахлевская «Педагогическая антропология» (человековедение в системе непрерывного образования), Томск, 1997г. - 158с.
13. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я», Москва, 2001г. - 179с.
14. Л.Ф.Обухова «Детская психология: теории, факты, проблемы», Москва, 1995г.-340с.
Список литературы для родителей:
1. М.М.Безруких «Ребенок идет в школу», Москва. 1996г.
2. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению», Ярославль, 1997г.-233с.
3. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
4. Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». - СПб.: «Союз», 1997.
5. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.
6. Стрелкова Л. П. «Уроки сказки». -М: Педагогика, 1989