СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по адаптации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по адаптации в первом классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адаптации»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02

с. НоваяБрянь ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru


«Рассмотрено»


на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»


Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»


Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________








Рабочая программа по адаптации





Класс: 1

Учебный год: 2020-2021

Педагог-психолог: Истомина И.С.











с. Новая – Брянь





Пояснительная записка

Рабочая программа по адаптации первоклассника разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» и следующих нормативно - правовых документов:

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной среде.

 Задачей школы интернатного типа является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.
       Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы-интерната, так как является первой и архиважной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребенка. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Готовность ребенка к школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, который позволит быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, иному режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному проживанию (без родителей) в чужой для новичка среде школы-интерната. С целью смягчения этого периода необходимо организовать режим двигательной активности, занятия по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков с соблюдением достаточно высокого темпа выполнения различных бытовых дел (есть, убирать свои вещи, одеваться, совершать утренний и вечерний туалет). Впервые, оказавшись в стенах еще чужой школы-интерната, ребенка встречает чужая обстановка: большие помещения, спальня на несколько человек, в которой надо остаться на долгую ночь без мамы и многое другое, все это может вызывать у ребенка дополнительный стресс.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.

Цель программы: создание условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в образовательном учреждении.

Основные задачи:

  • формирование учебную мотивацию у детей;

  • снижение тревожности у детей в период адаптации;

  • развитие социально-приемлемого поведения детей;

  • развитие коммуникативных умений.

Общая характеристика коррекционного курса

1. Эмоциональный уровень, который включает в себя эмоцио­нальное самочувствие ребенка, переживание состояние равновесия или тревоги. , освещая процесс адаптации личности к среде, указывает на то, что тревога, эмоциональный стресс, излиш­нее эмоциональное возбуждение лежат в основе развития адапта­ционных нарушений, а превышение определенного уровня тревоги приводит к нарушению поведения и препятствует успешной адап­тации. Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональное благополучие ученика в первые месяцы его обучения в школе от­ражает характер его адаптации к среде.

2. Когнитивный уровень. Под когнитивным уровнем подразумевается уровень развития самосознания, а также наличие у ребенка определенных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний. В процессе адаптации происходит принятие новых норм социального бытия на уровне сознания, что находит свое от­ражение в становлении образа «я», осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей, занимаемого статуса и т. д.

3. Поведенческий уровень адаптации отражает характер поведе­ния ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношений с другими людьми. отмечает, что одним из критериев адаптированности является внешнее поведение, которое соответствует требованиям среды. По его мнению, адаптированность соответ­ствует не только реальному поведению личности согласно установ­кам общества, но и находит свое отражение в психоэмоциональной стабильности, личностной комфортности, состоянии удовлетво­ренности, отсутствии дистресса и т. д. Тем самым автор подчеркивает неразрывную связь между поведенческими проявлениями индивида и его эмоциональным состоянием. же, говоря о поведенческом аспекте, связывает его с когнитивным уровнем. Она пишет о том, что перестройка поведения, вызванная измене­ниями во внешней среде, зависит от перестройки сознания, кото­рая происходит в результате усвоения социального опыта. Таким образом. Можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообус­ловленности всех трех уровней адаптации, поэтому их диагностика тоже должна проводиться лишь в комплексе.

Основные направления коррекционной работы

1 этап: Психодиагностическое обследование учащихся. Проводится для обучающихся 1 класса с целью определения готовности к школьному обучению, уровня тревожности и общей самооценки.

2 этап: Групповая работа. На этом этапе осуществляется реализация намеченной программы

3 этап: Аналитический этап. На данном этапе оценивается результативность занятий.

Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 22 встреч по 30 – 40 минут 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться со второй - третьей недели обучения первоклассников к школе.

Ребенок сам оценивает свое состояние в начале и в конце занятия в форме цвета (красный - веселое, радостное; зеленый - немного грустное; синий - грустное, хочется плакать).

Ребенку, чтобы глубже познать и понять самого себя и других, необходимы не столько когнитивный, сколько игровой и эмоциональные компоненты - соучастие, сочувствие, сопереживание. Поэтому программа уделяет серьезное внимание сказкам и играм. Так как через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Таким образом, дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы и находить способы решения.

У первоклассников еще недостаточно развито «Я» - рефлексивное и отсутствует широкий опыт межличностного общения, что хорошо прослеживается на занятиях в получении «обратной связи».

Поэтому во время занятий необходимо обращать внимание на особые периоды «закрытости», когда ребенок активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда ребенок хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п. Важно обеспечить возможность проявиться всем «вытаскивать» молчунов и в то же время дать ребенку не говорить о себе, если он этого не хочет. С этой целью можно использовать прием «запрещающий знак». Суть его состоит в том, что ведущий и участники группы заранее договариваются о возможности пользоваться в особых, строго оговоренных случаях знаком, свидетельствующим, что к данному участнику обращаться нельзя. Особое внимание следует обращать на детей, часто использующих подобные знаки, поскольку они нуждаются в специальной индивидуальной работе. Как правило, это дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, застенчивые.

Также во время занятия необходимо поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, подчеркивать и хвалить выразительную мимику и речь, жестикуляцию, гибкость в поведении.

Не следует обращать внимание на покраснения оговорки, запинки, демонстративное упрямство. Возможно не только косвенное проявление невербальной эмоциональной поддержки в особо серьезных случаях (доброжелательно посмотреть в глаза, слегка дотронуться до плеча.) Благоприятно созданное психологическое пространство помещает ребенка в мир безопасности, доверия, придает чувство уверенности и эмоционального комфорта.

Основные методы работы с младшими школьниками

1. Групповая дискуссия. Ее суть в том, чтобы высказался каждый участник группы. Этот метод групповой динамики повышает уровень доверия и сплочения, формирует адекватную самооценку, включает детей в поток самых разных эмоций и переживаний, позволяет подобрать и апробировать наиболее удобный для каждого стиль поведения, общения, способов адаптации к окружающему.Ведущий в такой дискуссии — взрослый, он дает слово, помогает себя выразить и благодарит детей за участие в работе группы.

2. Игровой метод. Игра - не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра - это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.

3. Психогимнастика. Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастикапомогает ребенку освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.

4. Релаксационные методы. Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.

5. Эмоционально-символические методы. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Использование рисования на определенные темы.

Содержание коррекционного курса

I Раздел. «Это гордое слово - первоклассник» (занятия 1-5)

  1. Помощь детям в осознании позиции ученика.

  1. Знакомство детей со школьными правилами и их практическим
    применением.

  1. Развитие у детей интереса к общению друг с другом.

II Раздел. «Я и люди вокруг меня» (занятия 6-8)

  1. Осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого
    человека.

  2. Развитие чувства принадлежности к группе, групповой сплоченности.

  3. Развитие навыков позитивного поведения и отношения к сверстникам.

III Раздел. «Мои первые трудности » (занятия 9-13)

Формирование адекватной установки в отношении преодоления трудностей, с которыми ребенок встречается в школе и при выполнении домашних заданий.

IV Раздел. «Мой мир эмоций и чувств» (занятия 14-25)

  1. Знакомство детей с основными базовыми эмоциями и чувствами.

  2. Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других
    людей.

Ход работы занятия.

1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.

2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.

3. Основной - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.

4. «Ритуал прощания» - способствует отрефлексированию состояния и чувства «здесь и сейчас»





Календарно - тематический план



Наименование разделов и тем

Кол.

часов

Дата проведения

«Это гордое слово - первоклассник»


Знакомство

1ч.


Я и моя школа.

1ч.


Я в школе.

1ч.


Школьные правила

1ч.


Учебный день школьника.

1ч.


«Я и люди вокруг меня»


Я и мои друзья.

1ч.


Умею ли я дружить?

1ч.


Умение договариваться.

1ч.


«Мои первые трудности»


Школьные трудности и радости.

З ч.


Мое домашнее задание.

1ч.


«Мой мир эмоций и чувств»


Почему я радуюсь? Почему я злюсь? Почему я удивляюсь? Почему я боюсь?

1ч.


Радуга эмоций и чувств.

1ч.


Эти разные эмоции и чувства.

1ч.


Знакомство с чувством страха.

1ч.


Как справиться со страхом.

1ч.


Горькое чувство - обида.

1ч.


С каким чувством дружит гнев?

1ч.


Приятное чувство - радость.

1ч.


Поделись радостью с другим, и она к тебе не раз еще вернется.

1ч.


Исследование адаптации методом Люшера «Определение эмоционального состояния ребенка в школе», методика «Домики»

1ч.


ВСЕГО

22ч.




Планируемый результат:

  1. Изменения эмоционального состояния.

  2. Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.

  3. Соотносить свои действия с поставленной целью.

  4. Повысить успеваемость по разным школьным предметам, уровень интеллектуального развития.



































Список литературы

  1. Л.И.Божович «Проблемы формирования личности», Москва - Воронеж,
    1995г.-352с.

  2. В.В.Ветрова «Уроки психологического здоровья», Москва, 2000г. – 190 с.

  3. И.В.Дубровина «Психология», Москва, 1999г. — 460 с.

  4. Дорис Вольф, РольфМеркле «Как понимать чувства и справляться с проблемами», Новосибирск, 2000г. - 130с.

  5. И.Ю.Кулагина «Возрастная психология», Москва, 1998г. - 176с.

  6. И.Никольская, Г.Бардиев «Уроки психологии в начальной школе»,
    Петербург, 1998г. - 75с.

  7. «Практическая психология образования» (под ред. И.В.Дубровиной, Москва, 2000г. - 530с.)

  8. «Психическое здоровье детей и подростков» (под ред. И.В.Дубровиной, Екатеринбург, 2000г. - 170с.)

  9. «Природа ребенка в зеркале автобиографии» (под ред. Б.М.Бим - Бада, О.Е. Клшелевой, Москва, 1998г. - 425с.)

11. Л.Н.Рожина «Развитие эмоционального мира личности», Минск, 1999г. - 256с.

12. Л.К.Рахлевская «Педагогическая антропология» (человековедение в системе непрерывного образования), Томск, 1997г. - 158с.

13. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я», Москва, 2001г. - 179с.

14. Л.Ф.Обухова «Детская психология: теории, факты, проблемы», Москва, 1995г.-340с.

Список литературы для родителей:

1. М.М.Безруких «Ребенок идет в школу», Москва. 1996г.

2. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению», Ярославль, 1997г.-233с.

3. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.

4. Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». - СПб.: «Союз», 1997.

5. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.

6. Стрелкова Л. П. «Уроки сказки». -М: Педагогика, 1989




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!