Пояснительная записка
Рабочая программа по «Математика (алгебра и начала математического анализа)» для 10 класса составлена в соответствии с:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 с изменениями приказ № 1577 от 31.12.2015);
ООП ООО МОУ «Средняя школа № 31» (утверждена приказом директора школы № 01-08/164-04 от 29.08.2015 г)
Календарным учебным графиком МОУ «Средняя школа № 31»(утвержден приказом директора школы №01-08/136-02 от 30.08.2019
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; с изменениями, приказ № 629 от 05.07.2017г.
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», базовый уровень, Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др.изд-во Просвещение, 2017 год.
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2019/20 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует базовому уровню государственного стандарта (10-11 кл.), государственному стандарту основного общего образования
На изучение предмета в 10 классе отводится 3 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 102 часа.
Изучение математики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
Цели учебного предмета:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи учебного предмета:
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры,
расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 10 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс среднего (полного) общего образования.
Организация образовательного процесса
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. Текущий контроль осуществляется с помощью опросов, тестов, самостоятельных и контрольных работ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10-11 класс
| |
Повторение. Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления, делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел. Решение задач с использованием свойств степеней и корней, многочленов, преобразований многочленов и дробно-рациональных выражений. Решение задач с использованием градусной меры угла. Модуль числа и его свойства. Решение задач на движение и совместную работу с помощью линейных и квадратных уравнений и их систем. Решение задач с помощью числовых неравенств и систем неравенств с одной переменной, с применением изображения числовых промежутков. Решение задач с использованием числовых функций и их графиков. Использование свойств и графиков линейных и квадратичных функций, обратной пропорциональности и функции . Графическое решение уравнений и неравенств. Тригонометрическая окружность, радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Основное тригонометрическое тождество и следствия из него. Значения тригонометрических функций для углов 0, 30, 45, 60, 90, 180, 270. ( рад). Формулы сложения тригонометрических функций, формулы приведения, формулы двойного аргумента. Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции. Периодические функции. Четность и нечетность функций. Сложные функции. Тригонометрические функции . Функция . Свойства и графики тригонометрических функций. Арккосинус, арксинус, арктангенс числа. Арккотангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. Решение простейших тригонометрических неравенств. Степень с действительным показателем, свойства степени. Простейшие показательные уравнения и неравенства. Показательная функция и ее свойства и график. Логарифм числа, свойства логарифма. Десятичный логарифм. Число е. Натуральный логарифм. Преобразование логарифмических выражений. Логарифмические уравнения и неравенства. Логарифмическая функция и ее свойства и график. Степенная функция и ее свойства и график. Иррациональные уравнения. Метод интервалов для решения неравенств. Преобразования графиков функций: сдвиг вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, отражение относительно координатных осей. Графические методы решения уравнений и неравенств. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Системы показательных, логарифмических и иррациональных уравнений. Системы показательных, логарифмических неравенств. Взаимно обратные функции. Графики взаимно обратных функций. Уравнения, системы уравнений с параметром. Производная функции в точке. Касательная к графику функции. Геометрический и физический смысл производной. Производные элементарных функций. Правила дифференцирования. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Понятие о непрерывных функциях. Точки экстремума (максимума и минимума). Исследование элементарных функций на точки экстремума, наибольшее и наименьшее значение с помощью производной. Построение графиков функций с помощью производных. Применение производной при решении задач. Первообразная. Первообразные элементарных функций. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Определенный интеграл. Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел вращения с помощью интеграла |
Повторение. Решение задач на табличное и графическое представление данных. Использование свойств и характеристик числовых наборов: средних, наибольшего и наименьшего значения, размаха, дисперсии. Решение задач на определение частоты и вероятности событий. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами. Решение задач с применением комбинаторики. Решение задач на вычисление вероятностей независимых событий, применение формулы сложения вероятностей. Решение задач с применением диаграмм Эйлера, дерева вероятностей, формулы Бернулли.
Условная вероятность. Правило умножения вероятностей. Формула полной вероятности.
Дискретные случайные величины и распределения. Независимые случайные величины. Распределение суммы и произведения независимых случайных величин.
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия суммы случайных величин. Геометрическое распределение. Биномиальное распределение и его свойства.
Непрерывные случайные величины. Понятие о плотности вероятности. Равномерное распределение.
Показательное распределение, его параметры.
Понятие о нормальном распределении. Параметры нормального распределения. Примеры случайных величин, подчиненных нормальному закону (погрешность измерений, рост человека).
Неравенство Чебышева. Теорема Бернулли. Закон больших чисел. Выборочный метод измерения вероятностей. Роль закона больших чисел в науке, природе и обществе.
Ковариация двух случайных величин. Понятие о коэффициенте корреляции. Совместные наблюдения двух случайных величин. Выборочный коэффициент корреляции
Действительные числа (11 ч.)
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателем.
Степенная, показательная и логарифмическая функции (34 ч.)
Свойства и графики показательной, логарифмической и степенной функций. Основные методы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Число е. Натуральные логарифмы. Преобразование иррациональных, показательных и логарифмических выражений. Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнения, систем уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение систем уравнений с двумя неизвестными (простейшие типы). Решение систем неравенств с одной переменной.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение метода интервалов для решения иррациональных, показательных и логарифмических неравенств. Использование функционально-графических представлений для решения и исследования иррациональных уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
Тригонометрия (46 ч.)
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций. Функции их свойства и графики.
Математика в историческом развитии1
История формирования понятия действительного числа. Зарождение современной алгебры. Истоки интегрального исчисления. Мир кривых линий. Геометрия Лобачевского. Зарождение теории вероятностей
1 Содержание раздела вводится по мере изучения других вопросов.
Учебный план Алгебра начала математического анализа 10 класс 3 часа в неделю (102 ч)
Учебник «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», базовый уровень, Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др.изд-во Просвещение, 2017 год.
№ | Темы разделов | Количество часов |
| 10 класс | 102 |
1 | Повторение | 4 |
2 | Действительные числа | 11 |
3 | Степенная функция | 10 |
4 | Показательная функция | 10 |
5 | Логарифмическая функция | 14 |
6 | Тригонометрические формулы | 21 |
7 | Тригонометрические уравнения и неравенства | 13 |
8 | Тригонометрические функции | 12 |
9 | Итоговое повторение | 7 |
Календарно тематическое планирование
Номер урока | Изучаемый материал | Кол-во часов | Сроки |
| | |
| Вводное повторение. | 4 | |
1 | Линейные и квадратные уравнения и неравенства | | |
2 | Функции и графики. | | |
3 | Преобразование выражений | | |
4 | Вводная контрольная работа | | |
Глава1. Множество действительных чисел | 11 | |
5 | Целые числа. Рациональные числа, периодическая дробь. Бесконечная десятичная периодическая дробь | | |
6 | Действительные числа. Иррациональные числа. Модуль действительного числа | | |
7 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | | |
8 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии | | |
9 | Арифметический корень натуральной степени, свойства арифметического корня натуральной степени | | |
10 | Преобразования выражений, содержащих радикалы | | |
11 | Степень с рациональным показателем | | |
12 | Степень с любым целочисленным показателем. Свойства степени. | | |
13 | Решение простейших уравнений, содержащих корни и степени. | | |
14 | Решение упражнений на преобразование выражений содержащих степень. | | |
15 | Контрольная работа № 1 Тема: «Действительные числа» | | |
Глава 2. Степенная функция | 10 | |
16 | Анализ контрольной работы. Степенная функция, ее свойства и график | | |
17 | Виды степенных функций в зависимости от показателя степени, их свойства и графики. Взаимно обратные функции. | | |
18 | Равносильные уравнения и неравенства | | |
19 | Равносильные и неравносильные преобразования | | |
20 | Иррациональные уравнения | | |
21 | Решение простейших иррациональных уравнений. | | |
22 | Решение иррациональных уравнений повышенного уровня. | | |
23 | Иррациональные неравенства. | | |
24 | Равносильность неравенства. Равносильные и неравносильные преобразования неравенства. | | |
25 | Контрольная работа № 2 по теме: «Степенная функция» | | |
Глава 3. Показательная функция | 10 | |
26 | Анализ контрольной работы. Показательная функция, ее свойства и график. Симметрия относительно оси ординат. Экспонента. Горизонтальная асимптота. | | |
27 | Способы построения графика показательной функции. Исследование графиков показательных функций. | | |
28 | Решение простейших показательных уравнений. Показательные уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям. | | |
29 | Системы показательных уравнений | | |
30 | Самостоятельное решение показательных уравнений | | |
31 | Показательные неравенства. Методы решения показательных неравенств. Равносильные неравенства. | | |
32 | Решение показательных неравенств | | |
33 | Системы показательных уравнений и неравенств | | |
34 | Решение задач по теме: «Показательная функция» | | |
35 | Контрольная работа № 3 по теме: «Показательная функция» | | |
Глава 4. Логарифмическая функция | 14 | |
36 | Анализ контрольной работы. Понятие логарифма числа. Основное логарифмическое тождество. | | |
37 | Применение основного логарифмического тождества при решении задач. Десятичный логарифм. | | |
38 | Свойства логарифма. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию | | |
39 | Преобразование выражений, содержащих логарифмы | | |
40 | Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. | | |
41 | Логарифмическая функция, как обратная к показательной, ее свойства и график | | |
42 | Решение логарифмических уравнений, с использованием свойств логарифма и логарифмической функции. | | |
43 | Логарифмические уравнения, сводящиеся к квадратным. | | |
44 | Самостоятельное решение логарифмических уравнений. Полугодовая контрольная работа. | | |
45 | Системы логарифмических уравнений | | |
46 | Решение логарифмических неравенств. Преобразования простейших выражений, включающих операцию возведения в степень и операцию логарифмирования. | | |
47 | Методы решения логарифмических неравенств | | |
48 | Решение задач по теме: «Логарифмическая функция» | | |
| | |
49 | Контрольная работа № 4 по теме: «Логарифмическая функция» | | |
Глава 5. Тригонометрические формулы | 21 | |
50 | Анализ контрольной работы. Числовая окружность. Координатные четверти. Положительное и отрицательное направление. Радианная и градусная меры угла. | | |
51 | Поворот точки вокруг начала координат. Перевод градусной меры угла в радианную меру. | | |
52 | Определение синуса, косинуса произвольного угла. Определение тангенса и котангенса произвольного угла. | | |
53 | Знаки синуса, косинуса и тангенса | | |
54 | Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла. | | |
55 | Основные тригонометрические тождества. | | |
56 | Вычисление значений тригонометрических функций по известному значению одной из них. | | |
57 | Преобразование простейших тригонометрических выражений Доказательство тригонометрических тождеств. | | |
58 | Формулы приведения | | |
59 | Применение формул приведения для вычисления значений выражений. | | |
60 | Применение формул приведения для упрощения выражений. Доказательство тождеств. | | |
61 | Решение задач по теме: «Основные тригонометрические формулы». | | |
62 | Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. | | |
63 | Применение формул сложения в тождественных преобразованиях тригонометрических выражений | | |
64 | Синус, косинус, тангенс двойного угла. | | |
65 | Применение формулы синуса, косинуса и тангенса двойного угла при упрощении выражений | | |
66 | Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение. | | |
67 | Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. | | |
68 | Решение упражнений по теме: "Формулы сложения" | | |
69 | Формулы половинного угла. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного угла. | | |
70 | Контрольная работа № 5 по теме «Тригонометрические формулы» | | |
Глава 6. Тригонометрические уравнения | 13 | |
71 | Анализ контрольной работы. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. | | |
72 | Вычисление значений выражений содержащих арксинус, арккосинус, арктангенс числа. | | |
73 | Простейшие тригонометрические уравнения. | | |
| | |
74 | Решение простейших тригонометрических уравнений. | | |
75 | Простейшие тригонометрические неравенства | | |
76 | Решение простейших тригонометрических неравенств. | | |
77 | Решение тригонометрических уравнений приведением к квадратному. | | |
78 | Однородные тригонометрические уравнения. | | |
79 | Решение тригонометрических уравнений разложением на множители. | | |
80 | Решение тригонометрических уравнений с помощью формул. | | |
81 | Системы тригонометрических уравнений. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных . | | |
82 | Урок обобщения по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». | | |
83 | Контрольная работа №6 по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства». | | |
Глава 6. Тригонометрические функции | 12 | |
84 Анализ контрольной работы. Понятие числовой функции. | | |
85 | Область определения и множество значений функции. | | |
86 | График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. | | |
87 | Практическая работа по построению графиков функций. | | |
88 | Свойства функций: монотонность, четность и нечетность. | | |
89 | Свойства функций: ограниченность функций, периодичность. | | |
90 | Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. | | |
91 | Тригонометрические функции, их свойства, графики. Периодичность, основной период тригонометрических функций. | | |
92 | Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). | | |
93 | Периодические процессы и их описание с помощью тригонометрии. | | |
94 | Преобразование графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат | | |
95 | Симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y=x. Растяжение и сжатие вдоль осей координат. | | |
Повторение | 7 | |
96 | Повторение. Степень с рациональным и действительным показателем | | |
97 | Повторение. Иррациональные уравнения | | |
98 | Повторение Показательные уравнения. Показательные неравенства | | |
99-100 Итоговая контрольная работа. | |
101 | Повторение Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства | | |
102 | Повторение. Решение тригонометрических уравнений | | |
Результаты изучения предмета
ФГОС СОО предъявляет следующие требования к предметным результатам освоения курса математики
Результаты освоения учебного предмета «Математика»
Базовый уровень |
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; 3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; 4) владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; 5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; 6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; 7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; 8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. |
Список литературы
УМК учителя:
Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Сост. Бурмистрова Т.А. М: «Просвещение», 2010 г
Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Учебник. (базовый уровень). М.: Просвещение, 2017
Шабунин М.И. и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. (Базовый уровень) М.: Просвещение, 2015
Большакова О.В.Алгебра и начала анализа. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки ЕГЭ. Ярославль: Академия развития, 2011
Ященко И.В. и др. ЕГЭ. Математика. Тематическая рабочая тетрадь + 20 вариантов тестов ЕГЭ. М.: МЦНМО, 2013
Большакова О.В. Готовимся к ЕГЭ. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. Ярославль: Академия развития, 2011
Семенко Е.А. Тематический сборник заданий для подготовки к ЕГЭ по математике: 10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2013.
Математика. 10-й класс. Тесты для промежуточной аттестации и текущего контроля. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2016
ЕГЭ 2019. Математика. Рабочие тетради: В1 – В14. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2019
УМК учащихся:
1. Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы. Учебник. (базовый уровень). М.: Просвещение, 2017
2 Сборники для подготовки и проведения ЕГЭ / 2018, 2019г.
3.С.М.Саакян, А.М.Гольдман, Д.В.Денисов. Задачи по алгебре и началам анализа. - М: Просвещение,2012