Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 10 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 31 января 2012 года, федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 с изменениями от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 1 февраля 2012 г. № 74, учебным планом Лицея, на основе примерной программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы /Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по алгебре для 10 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ «КСШ №3» пос. Комсомольский Чамзинского муниципального района. Предмет «Алгебра» изучается в объеме 136 часов учебного плана лицея при нагрузке 4 часа в неделю, нацелена на работу в общеобразовательном классе с профильным изучением алгебры и начал анализа.
Содержание учебного предмета
1. Действительные числа
Понятие действительного числа. Множества чисел. Свойства действительных чисел.
Метод математической индукции. Перестановки. Размещения. Сочетания. Доказательство числовых неравенств. Делимость целых чисел. Сравнения по модулю m. Задачи с целочисленными неизвестными
Основная цель: систематизировать известные и изучить новые сведения о действительных числах. Понять разницу между перестановкой, размещением и сочетанием и научиться применять их при решении задач. Овладеть методом математической индукции, методами доказательства числовых неравенств.
2. Рациональные уравнения и неравенства.
Рациональные выражения. Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида. Теорема Безу. Корень многочлена.
Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Метод интервалов решения неравенств. Рациональные неравенства. Нестрогие неравенства. Системы рациональных неравенств.
Основная цель: сформировать умения решать рациональные уравнения и неравенства. Повторяются известные из основной школы сведения о рациональных выражениях и дополняются формулами бинома Ньютона.
3. Корень степени n
Понятие функции и ее графика Функция y = xn. Понятие корня степени n. Корни четной и нечетной степеней .Арифметический корень. Свойства корней степени n .Функция , y = n√x, x ≥ .0. Корень степени n из натурального числа.
Основная цель: освоить понятия корня степени n и арифметического корня; выработать умение преобразовывать выражения, изучить свойства и график функции y = n√x,
4. Степень положительного числа.
Степень с рациональным показателем. Свойства степени с рациональным показателем Понятие предела последовательности. Свойства пределов. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Число e. Понятие степени с иррациональным показателем. Показательная функция.
Основная цель: усвоить понятия рациональной и иррациональной степеней положительного числа и показательной функции, ввести понятие предела последовательности.
5. Логарифмы.
Понятие логарифма. Свойства логарифмов. Логарифмическая функция. . Десятичные логарифмы. Степенная функция.
Основная цель: знать определение и свойства логарифма числа, определение и свойства логарифмической функции, уметь строить её график, уметь применять свойства логарифмов при вычислении числовых значений и логарифмических выражений. освоить понятия логарифма и логарифмической функции, выработать умение преобразовывать выражения, содержащие логарифмы.
6. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Простейшие показательные уравнения. Простейшие логарифмические уравнения.
Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой переменной. Простейшие показательные неравенства. Простейшие логарифмические неравенства. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой переменной.
Основная цель: сформировать умение решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
7. Синус, косинус угла.
Понятие угла. Радианная мера угла .Определение синуса и косинуса угла. Основные формулы для sin α и cos α. Арксинус. Арккосинус. Примеры использования арксинуса и арккосинуса. Формулы для арксинуса и арккосинуса.
Основная цель: знать определения синуса, косинуса, основные формулы, выражающие зависимость между ними, уметь применять их.
8. Тангенс и котангенс угла.
Определение тангенса и котангенса угла. Основные формулы для tg α и ctg α. Арктангенс.
Арккотангенс. Примеры использования арктангенса и арккотангенса. Формулы для арктангенса и арккотангенса.
Основная цель: знать определения тангенса и котангенса угла, основные формулы, выражающие зависимость между ними, уметь применять их.
9. Формулы сложения.
Косинус разности и косинус суммы двух углов. Формулы для дополнительных углов. Синус суммы и синус разности двух углов. Сумма и разность синусов и косинусов. Формулы для двойных и половинных углов. Произведение синусов и косинусов. Формулы для тангенсов.
Основная цель: освоить формулы косинуса и синуса суммы и разности двух углов, выработать умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с использованием выведенных формул.
10. Тригонометрические функции числового аргумента
Функция y = sin x . Функция y = cos x. Функция y = tg x . Функция y = ctg x.
Основная цель: изучить свойства основных тригонометрических функций и их графиков
11. Тригонометрические уравнения и неравенства
Простейшие тригонометрические уравнения . Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного . Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений.
Однородные уравнения. Простейшие неравенства для синуса и косинуса. Простейшие неравенства для тангенса и котангенса. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного Введение вспомогательного угла Замена неизвестного t = sin x + cos x.
Основная цель: знать формулы простейших тригонометрических уравнений, приемы решения уравнений разных видов, сформировать умение решать тригонометрические неравенства и уравнения.
12. Вероятности события
Понятие вероятности события. Свойства вероятностей.
Основная цель: овладеть классическим понятием вероятности события, изучить его свойства и научиться применять их при решении несложных задач.
13. Частота. Условная вероятность
Относительная частота событий . Условная вероятность. Независимые события.
Основная цель: овладеть понятиями частоты события и условной вероятности события, независимых событий; научить применять их при решении несложных задач.
14. Повторение курса алгебры и начал математического анализа 10 класса
Основная цель: повторить курс алгебры 10 класса.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | К/ р, ч. | С/ р, ч. |
1 | Действительные числа | 12 | 11 | | 1 |
2 | Рациональные уравнения и неравенства | 18 | 15,5 | 1 | 1,5 |
3 | Корень степени n | 12 | 10 | 1 | 1 |
4 | Степень положительного числа | 13 | 11 | 1 | 1 |
5 | Логарифмы | 6 | 5 | | 1 |
6 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | 11 | 9 | 1 | 1 |
7 | Синус, косинус угла | 7 | 5,5 | | 1,5 |
8 | Тангенс и котангенс угла | 6 | 4 | 1 | 1 |
9 | Формулы сложения | 11 | 9,5 | | 1,5 |
10 | Тригонометрические функции числового аргумента | 9 | 7 | 1 | 1 |
11 | Тригонометрические уравнения и неравенства | 12 | 9,5 | 1 | 1,5 |
12 | Вероятности события | 6 | 6 | | |
13 | Частота. Условная вероятность | 2 | 2 | | |
14 | Повторение | 11 | 6 | 1 | 4 |
| Итого | 136 | 111 | 8 | 17 |
Календарно-тематический план
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Вид урока | Всего часов | Вид с/р | Дата проведения |
Планируемая | Фактическая |
| 1 | Действительные числа | | 12 | | | |
1 | 1.1 | Понятие действительного числа | уин | 1 | | | |
2 | 1.2 | Понятие действительного числа | узз | 1 | | | |
3 | 1.3 | Множества чисел. Свойства действительных чисел. | уин | 1 | | | |
4 | 1.4 | Множества чисел. Свойства действительных чисел. | узз | 1 | | | |
5 | 1.5 | Метод математической индукции | уин | 1 | | | |
6 | 1.6 | Перестановки | уин | 1 | | | |
7 | 1.7 | Размещения | уин | 1 | | | |
8 | 1.8 | Сочетания | уин | 1 | Пров. | | |
9 | 1.9 | Доказательство числовых неравенств | уин | 1 | | | |
10 | 1.10 | Делимость целых чисел | уин | 1 | | | |
11 | 1.11 | Сравнения по модулю m | уин | 1 | | | |
12 | 1.12 | Задачи с целочисленными неизвестными. | уин | 1 | Пров. | | |
| 2 | Рациональные уравнения и неравенства | | 18 | | | |
13 | 2.1 | Рациональные выражения | уин | 1 | | | |
14 | 2.2 | Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней | уин | 1 | | | |
15 | 2.3 | Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней | узз | 1 | | | |
16 | 2.4 | Рациональные уравнения | уин | 1 | | | |
17 | 2.5 | Рациональные уравнения. | узз | 1 | Пров. | | |
18 | 2.6 | Системы рациональных уравнений | уин | 1 | | | |
19 | 2.7 | Метод интервалов решения неравенств | уин | 1 | | | |
20 | 2.8 | Метод интервалов решения неравенств | узз | 1 | | | |
21 | 2.9 | Метод интервалов решения неравенств | узз | 1 | | | |
22 | 2.10 | Рациональные неравенства | уин | 1 | | | |
23 | 2.11 | Рациональные неравенства. | узз | 1 | | | |
24 | 2.12 | Рациональные неравенства | узз | 1 | Пров. | | |
25 | 2.13 | Нестрогие неравенства | уин | 1 | | | |
26 | 2.14 | Нестрогие неравенства | узз | 1 | | | |
27 | 2.15 | Нестрогие неравенства | узз | 1 | | | |
28 | 2.16 | Системы рациональных неравенств | уин | 1 | | | |
29 | 2.17 | Системы рациональных неравенств | узз | 1 | Пров. | | |
30 | 2.18 | Контрольная работа №1 «Рациональные уравнения и неравенства» | укз | 1 | К.р. | | |
| 3 | Корень степени n | | 12 | | | |
31 | 3.1 | Понятие функции и ее графика | уин | 1 | | | |
32 | 3.2 | Функция y = xn | уин | 1 | | | |
33 | 3.3 | Функция y = xn | узз | 1 | | | |
34 | 3.4 | Понятие корня степени n | уин | 1 | | | |
35 | 3.5 | Корни четной и нечетной степеней | уин | 1 | | | |
36 | 3.6 | Корни четной и нечетной степеней | узз | 1 | | | |
37 | 3.7 | Арифметический корень | Уин | 1 | | | |
38 | 3.8 | Арифметический корень | Кзз | 1 | | | |
39 | 3.9 | Свойства корней степени n | Уин | 1 | | | |
40 | 3.10 | Свойства корней степени n | Узз | 1 | Пров. | | |
41 | 3.11 | Функция , y = n√x, x ≥ 0 | Уин | 1 | | | |
42 | 3.12 | Контрольная работа № 2 «Корень степени n» | Укз | 1 | К.р. | | |
| 4 | Степень положительного числа | | 13 | | | |
43 | 4.1 | Степень с рациональным показателем | Уин | 1 | | | |
44 | 4.2 | Свойства степени с рациональным показателем | Уин | 1 | | | |
45 | 4.3 | Свойства степени с рациональным показателем | Кпз | 1 | Пров. | | |
46 | 4.4 | Понятие предела последовательности | Уин | 1 | | | |
47 | 4.5 | Понятие предела последовательности | Узз | 1 | | | |
48 | 4.6 | Свойства пределов | Уин | 1 | | | |
49 | 4.7 | Свойства пределов | Кпз | 1 | | | |
50 | 4.8 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | Уин | 1 | | | |
51 | 4.9 | Число e | Уин | 1 | | | |
52 | 4.10 | Понятие степени с иррациональным показателем | Уин | 1 | | | |
53 | 4.11 | Показательная функция | Уин | 1 | | | |
54 | 4.12 | Показательная функция | Узз | 1 | Пров. | | |
55 | 4.13 | Контрольная работа № 3 «Степень положительного числа» | Укз | 1 | К.р. | | |
| 5 | Логарифмы | | 6 | | | |
56 | 5.1 | Понятие логарифма | Уин | 1 | | | |
57 | 5.2 | Понятие логарифма | Узз | 1 | | | |
58 | 5.3 | Свойства логарифмов | Уин | 1 | | | |
59 | 5.4 | Свойства логарифмов | Узз | 1 | | | |
60 | 5.5 | Свойства логарифмов. | Кпз | 1 | Пров. | | |
61 | 5.6 | Логарифмическая функция | Уин | 1 | | | |
| 6 | Показательные и логарифми- ческие уравнения и неравенства | | 11 | | | |
62 | 6.1 | Простейшие показательные уравнения | Уин | 1 | | | |
63 | 6.2 | Простейшие логарифмические уравнения | Уин | 1 | | | |
64 | 6.3 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой переменной | Уин | 1 | | | |
65 | 6.4 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой переменной | Узз | 1 | Пров. | | |
66 | 6.5 | Простейшие показательные неравенства | Уин | 1 | | | |
67 | 6.6 | Простейшие показательные неравенства | Узз | 1 | | | |
68 | 6.7 | Простейшие логарифмические неравенства | Уин | 1 | | | |
69 | 6.8 | Простейшие логарифмические неравенства | Кпз | 1 | | | |
70 | 6.9 | Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | Уин | 1 | | | |
71 | 6.10 | Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | Узз | 1 | Пров. | | |
72 | 6.11 | Контрольная работа № 4 «Показательные и логарифмические уравнения и неравенства» | Укз | 1 | К.р. | | |
| 7 | Синус, косинус угла | | 7 | | | |
73 | 7.1 | Понятие угла | Уин | 1 | | | |
74 | 7.2 | Радианная мера угла. | Уин | 1 | | | |
75 | 7.3 | Определение синуса и косинуса угла. | Уин | 1 | | | |
76 | 7.4 | Основные формулы для sinα и cosα | Уин | 1 | | | |
77 | 7.5 | Основные формулы для sinα и cosα | Узз | 1 | Пров. | | |
78 | 7.6 | Арксинус | Уин | 1 | | | |
79 | 7.7 | Арккосинус | Уин | 1 | | | |
| 8 | Тангенс и котангенс угла | | 6 | | | |
80 | 8.1 | Определение тангенса и котангенса угла. | Уин | 1 | | | |
81 | 8.2 | Основные формулы для tg α и ctg α | Уин | 1 | | | |
82 | 8.3 | Основные формулы для tg α и ctg α | Узз | 1 | Пров. | | |
83 | 8.4 | Арктангенс | Уин | 1 | | | |
84 | 8.5 | Арккотангенс | Уин | 1 | | | |
85 | 8.6 | Контрольная работа №5 « Синус, косинус и котангенс угла» | Укз | 1 | К.р. | | |
| 9 | Формулы сложения | | 11 | | | |
86 | 9.1 | Косинус разности и косинус суммы двух углов | Уин | 1 | | | |
87 | 9.2 | Косинус разности и косинус суммы двух углов | Узз | 1 | | | |
88 | 9.3 | Формулы для дополнительных углов | Уин | 1 | | | |
89 | 9.4 | Синус суммы и синус разности двух углов | Уин | 1 | | | |
90 | 9.5 | Синус суммы и синус разности двух углов. | Кпз | 1 | Пров. | | |
91 | 9.6 | Сумма и разность синусов и косинусов. | Уин | 1 | | | |
92 | 9.7 | Сумма и разность синусов и косинусов | Узз | 1 | Пров. | | |
93 | 9.8 | Формулы для двойных и половинных углов | Уин | 1 | | | |
94 | 9.9 | Формулы для двойных и половинных углов. | Кпз | 1 | Пров. | | |
95 | 9.10 | Произведение синусов и косинусов | Уин | 1 | | | |
96 | 9.11 | Формулы для тангенсов | Уин | 1 | | | |
| 10 | Тригонометрические функции числового аргумента | | 9 | | | |
97 | 10.1 | Функция y = sin x | Уин | 1 | | | |
98 | 10.2 | Функция y = sin x | Узз | 1 | | | |
99 | 10.3 | Функция y = cos x | Уин | 1 | | | |
100 | 10.4 | Функция y = cos x. | Кпз | 1 | | | |
101 | 10.5 | Функция y = tg x | Уин | 1 | | | |
102 | 10.6 | Функция y = tg x | Узз | 1 | | | |
103 | 10.7 | Функция y = ctg x | Уин | 1 | | | |
104 | 10.8 | Функция y = ctg x | Узз | 1 | Пров. | | |
105 | 10.9 | Контрольная работа №6 «Тригонометрические функции числового аргумента» | Укз | 1 | К.р. | | |
| 11 | Тригонометрические уравнения и неравенства | | 12 | | | |
106 | 11.1 | Простейшие тригонометрические уравнения | Уин | 1 | | | |
107 | 11.2 | Простейшие тригонометрические уравнения. | Кпз | 1 | Пров. | | |
108 | 11.3 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | Уин | 1 | | | |
109 | 11.4 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | Узз | 1 | | | |
110 | 11.5 | Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. | Уин | 1 | | | |
111 | 11.6 | Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. | Уоз | 1 | Пров. | | |
112 | 11.7 | Однородные уравнения | Уин | 1 | | | |
113 | 11.8 | Простейшие неравенства для синуса и косинуса | Уин | 1 | | | |
114 | 11.9 | Простейшие неравенства для тангенса и котангенса | Узз | 1 | | | |
115 | 11.10 | Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | Уин | 1 | | | |
116 | 11.11 | Введение вспомогательного угла | Уин | 1 | | | |
117 | 11.12 | Контрольная работа «Тригонометрические уравнения и неравенства» | Укз | 1 | К.р. | | |
| 12 | Вероятности события | | 6 | | | |
118 | 12.1 | Понятие вероятности события | | 1 | | | |
119 | 12.2 | Понятие вероятности события | Уин | 1 | | | |
120 | 12.3 | Понятие вероятности события | Узз | 1 | | | |
121 | 12.4 | Свойства вероятностей | Уин | 1 | | | |
122 | 12.5 | Свойства вероятностей | Узз | 1 | | | |
123 | 12.6 | Свойства вероятностей | Узз | 1 | | | |
| 13 | Частота. Условная вероятность | | 2 | | | |
124 | 13.1 | Относительная частота событий | Уин | 1 | | | |
125 | 13.2 | Условная вероятность. Независимые события. | Уин | 1 | | | |
| | Повторение | | 11 | | | |
126 | 1 | Рациональные уравнения и неравенства | Уоз | 1 | | | |
127 | 2 | Логарифмы | Уоз | 1 | | | |
128 | 3 | Пробное тестирование в форме ЕГЭ | Укз | 1 | Тест | | |
129 | 4 | Пробное тестирование в форме ЕГЭ | Укз | 1 | Тест | | |
130 | 5 | Пробное тестирование в форме ЕГЭ | Укз | 1 | Тест | | |
131 | 6 | Пробное тестирование в форме ЕГЭ | Укз | 1 | Тест | | |
132 | 7 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | Уоз | 1 | | | |
133 | 8 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | Уоз | 1 | | | |
134 | 9 | Тригонометрические функции числового аргумента | Уоз | 1 | | | |
135 | 10 | Тригонометрические уравнения и неравенства | Уоз | 1 | | | |
136 | 11 | Итоговая контрольная работа | Укз | 1 | К.р. | | |
| | Итого | | 136 | | | |
Условные обозначения:
Уин – урок изучения нового
Укз – урок контроля знаний
Уоз – урок обобщения знаний
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 10 класс
В результате изучения алгебры и начала математического анализа на профильном уровне ученик должен:
знать/ понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
универсальный характер законов логики и математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь
проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора;
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представление их графически;
решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшее и наименьшее значения с применением аппарата математического анализа.
Методическая литература
Основная литература
Алгебра и начала анализа: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2016
Алгебра и начала математического анализа. Книга для учителя. 10 класс: базовый и профил. уровни/ М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс: базовый и профил. уровни/ М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2015
Программы общеобразовательных учреждений Алгебра и начала анализа 10-11 классы/ составитель Бурмистрова Т.А.- М: Просвещение, 2009
Сайты:
http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование;
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии;
http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики;
http://www.shpargalkaEGE.ru.
12