Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре в 11 классе составлена в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. №1089)
федеральным базисным учебным планом, 2004г
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год" (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 05.09.2013 № 1047
Цели и задачи.
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры и начал анализа по учебнику Колмогорова А.Н. «Алгебра и начала анализа 10 - 11 класс» (издательство «Просвещение»).
Программа рассчитана на 86 часов, 6 часов отведено для проведения текущих контрольных работ и 4 часа на проведение итоговой контрольной работы.
В авторской программе на проведение текущих контрольных работ отведено 5 часов. На проведение итоговой контрольной работы отводится 2 часа.
В связи с большим объёмом итоговой контрольной работы, в программе добавлено 2 часа на итоговую контрольную работу из раздела «Повторение».
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ОУУН:
наблюдение,
беседа,
фронтальный опрос,
опрос в парах,
самостоятельная работа,
зачет
тестирование
контрольная работа.
Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
– значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
– проводить преобразование числовых и буквенных выражений;
- находить значение корня, степени, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений, с помощью калькулятора, таблиц;
- выполнять тождественные преобразования иррациональных, степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь:
– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;
– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;
- иметь наглядные представления об основных свойствах функций, иллюстрировать их с помощью графических изображений;
- изображать графики основных элементарных функций по свойствам;
- уметь использовать свойства функций для сравнения и оценки её значений;
- понимать геометрический и механический смысл производной, находить производные элементарных функций, пользуясь таблицами производных и правилами дифференцирования, применять производную для исследования свойств функций и построения графиков;
- понимать смысл понятия первообразной, находить первообразные для суммы функций и произведения функции на число;
- вычислять в простейших случаях площади криволинейных трапеций.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Уравнения и неравенства
уметь:
– решать тригонометрические уравнения;
– доказывать несложные неравенства;
– находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
- решать иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
- решать системы уравнений с двумя переменными;
- иметь представление о графическом способе решения уравнений, неравенств и систем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь:
– решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Содержание учебного курса
Первообразная
Определение первообразной. Основное свойство первообразной. Первообразные степенной функции с целым показателем (п
-1), синуса и косинуса. Простейшие правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Применение интеграла к вычислению площадей и объёмов.
Показательная и логарифмическая функции
Понятие о степени с иррациональным показателем. Решение иррациональных уравнений. Показательная функция, её свойства и график. Тождественные преобразования показательных уравнений, неравенств и систем. Логарифм числа, Основные свойства логарифмов. Логарифмическая функция, её свойства и график. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Производная показательной функции. Число е и натуральный логарифм. Производная степенной функции.
Комбинаторика и вероятность
Правило умножения. Комбинаторные задачи.
Перестановки и факториалы.
Выбор нескольких элементов. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений.
Случайные события и их вероятности. Программой предполагается проведение контроля знаний и умений в различных формах.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Повторение | Производная | 1 |
2 | | Применение производной | 1 |
3 | | Правила применения производной | 1 |
4 | Первообразная | Определение первообразной | 1 |
5 | | Основное свойство первообразной | 1 |
6 | | Три правила нахождения первообразных | 1 |
7 | | Решение задач | 1 |
8 | | Повторение и обобщение | 1 |
9 | | Контрольная работа №1 | 1 |
10 | Интеграл | Площадь криволинейной трапеции | 1 |
11 | | Нахождение площади криволинейной трапеции | 1 |
12 | | Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница | 1 |
13 | | Вычисление площади используя формулу Ньютона-Лейбницы | 1 |
14 | | Применение интегралов | 1 |
15 | | Повторение и обобщение | 1 |
16 | | Контрольная работа №2 | 1 |
17 | Обобщение понятия степени | Квадратные корни (повторение) | 1 |
18-19 | | Корень n-ой степени и его свойства | 2 |
20-21 | | Иррациональные уравнения | 2 |
22-23 | | Решение задач | 2 |
24-25 | | Степень с рациональным показателем | 2 |
26 | | Контрольная работа №3 | 1 |
27-28 | Показательная функция | Показательная функция | 2 |
29-30 | | Решение показательных уравнений | 2 |
31-32 | | Решение показательных неравенств | 2 |
33 | | Повторение и обобщение | 1 |
34 | Логарифмическая функция | Логарифмы и их свойства | 1 |
35 | | Логарифмическая функция | 1 |
36-37 | | Решение логарифмических уравнений | 2 |
38-39 | | Решение логарифмических неравенств | 2 |
40 | | Повторение и обобщение | 1 |
41 | | Контрольная работа №4 | 1 |
42-43 | Производная показательной и логарифмической функций | Производная показательной функции | 2 |
44-45 | | Производная логарифмической функции | 2 |
46 | | Решение задач | 1 |
47-48 | | Степенная функция | 2 |
49 | | Понятие о дифференциальных уравнениях | 1 |
50 | | Повторение и обобщение | 1 |
51 | | Контрольная работа №5 | 1 |
52 | Элементы теории вероятностей | Перестановки | 1 |
53 | | Размещения | 1 |
54 | | Сочетания | 1 |
55 | | Понятие вероятности события | 1 |
56 | Итоговое повторение | Проценты. Пропорции | 1 |
57 | | Тождественные преобразования | 1 |
58 | | Проверочная работа №1 | 1 |
59 | | Тригонометрические функции. Преобразование тригонометрических выражений | 1 |
60 | | Решение тригонометрических уравнений | 1 |
61 | | Решение тригонометрических неравенств | 1 |
62 | | Проверочная работа №2 | 1 |
63 | | Вычисление производной, первообразной, нахождение площади фигуры | 1 |
64 | | Решение иррациональных уравнений и неравенств | 1 |
65 | | Решение показательных уравнений | 1 |
66 | | Решение показательных неравенств | 1 |
67 | | Решение логарифмических уравнений | 1 |
68 | | Решение логарифмических неравенств | 1 |
69 | | Повторение | 1 |
70 | | Контрольная работа №6 | 1 |
Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы.: Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009.
Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.; под ред. А. Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2004 - 2009.
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса / Б. М. Ивлев, С. М. Саакян, С. И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2004 – 2010.
4. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразават. учреждений. Авторы Саакян С. М. , Гольдман А. М., Денисов Д. В.. – М.: Просвещение, 1997.
5. Алгебра и начала анализа. Геометрия. 10-11 классы: Учебно-методическое пособие. Автор Алтынов П.И., Зив Б. Г. –М.: Дрофа, 1999.
6. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. Автор Ершова А.П., Голобородько В.В. –М.: Илекса, 2002.