Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеталовская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Большеталовской СОШ
Приказ от 31августа 2022 года № 188
________________ /Каплун Е.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Алгебра»
основного общего образования
9 класс, по ФГОС
Количество часов по учебному плану: 102 часа (3 часа в неделю)
Программа будет полностью реализована за 101 час (согласно календарному учебному графику на 2022-2023 учебный год)
Учитель: Барсукова И.Е.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой основного общего образования, программой курса Алгебра. Сборник рабочих программ 7—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций [сост. Т. А. Бурмистрова], М. : Просвещение, 2018.
Учебник: ФГОС, Макарычев Ю.Н., и др., под редакцией Теляковского С.А. «Алгебра 8 класс» (издательство «Просвещение» 2019 год
2022-2023 учебный год
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение алгебры в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
коммуникативность в общении, в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности по предмету, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры и контрпримеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
общеучебные:
умение самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых и причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
предметные:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в не сложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателя ми, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и не сложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы не скольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Раздел II. Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное повторение | 2 |
2 | Свойства функций. Квадратичная функция | 22 |
3 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 |
4 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 |
5 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 |
6 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 |
7 | Итоговое повторение | 18 |
1. Вводное повторение (2 часа)
2. Неравенства (22 часа)
Свойства неравенств. Приближенные вычисления. Абсолютная величина числа, абсолютная погрешность приближения, относительная погрешность приближения. Неравенства с одним неизвестным, системы линейных неравенств с одним неизвестным. Метод интервалов, решение рациональных неравенств, системы рациональных неравенств, нестрогие рациональные неравенства.
3. Квадратичная функция (23 часа)
Корни многочленов. Теорема Безу и следствие из нее. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена.
Квадратичная функция и ее график. Исследование квадратного трехчлена. Понятие неравенства второй степени с одним неизвестным. Неравенства с параметрами. Графическое решение уравнений и их систем. Конические сечения: парабола, гипербола, эллипс.
4.Корни n- степени (12 часов)
Степенная функция у = хn, график функции у = хп. Четная, нечетная функция .Понятие корня степени п, корни чётной и нечётной степеней, арифметический корень, свойства корней степени п, корень степени п из натурального числа. Функция y= n√x и ее график. Взаимно обратные функции.
5.Прогрессии (21 час)
Понятие числовой последовательности, арифметическая прогрессия, сумма первых nчленов арифметической прогрессии, понятие геометрической прогрессии, сумма первых n членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающая геометрической прогрессии
6. Элементы теории вероятностей и статистик (7часов)
Вероятность суммы и произведения событий. Понятие о статистике. Понятие медианы, моды ряда, размах, математическое ожидание.
7. Итоговое повторение (12 часов)
Раздел III . Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата урока |
по плану | фактически |
1 | Вводное повторение Вводное повторение курса 7-8 класса | 1 | Текущий | 01.09 | |
2 | Вводное повторение курса 7-8 класса | 1 | Текущий | 06.09 | |
3 | Свойства функций. Квадратичная функция Функция. Область определения и область значений функции. Повторение | 1 | Текущий | 07.09 | |
4 | Функция. Область определения и область значений функции. Повторение | 1 | Текущий | 08.09 | |
5 | Самостоятельная работа №1 «Функция». Свойства функций. Повторение | 1 | Самостоятельная работа | 13.09 | |
6 | Свойства функций. Повторение | 1 | Текущий | 14.09 | |
7 | Диагностическая работа /25 мин/. Свойства функций | 1 | Контрольная работа | 15.09 | |
8 | Самостоятельная работа №2 «Свойства функции». Квадратный трехчлен и его корни | 1 | Самостоятельная работа | 20.09 | |
9 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | Текущий | 21.09 | |
10 | Самостоятельная работа №3 «Разложение квадратного трехчлена на множители» | 1 | Самостоятельная работа | 22.09 | |
11 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | Текущий | 27.09 | |
12 | Контрольная работа № 1по теме: «Функции» | 1 | Контрольная работа | 28.09 | |
13 | Функция y=ax2 , ее график и свойств | 1 | Текущий | 29.09 | |
14 | Функция y=ax2 , ее график и свойств | 1 | Текущий | 04.10 | |
15 | Графики функций y=ax2+n и y =a (x-m)2 | 1 | Текущий | 05.10 | |
16 | Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2 | 1 | Текущий | 06.10 | |
17 | Самостоятельная работа №4 «Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2» | 1 | Самостоятельная работа | 11.10 | |
18 | Построение графика квадратичной функции | 1 | Текущий | 12.10 | |
19 | Построение графика квадратичной функции | 1 | Текущий | 13.10 | |
20 | «Построение графика квадратичной функции» Самостоятельная работа №5 | 1 | Самостоятельная работа | 18.10 | |
21 | Функция y=xn | 1 | Текущий | 19.10 | |
22 | Корень n-ой степени. | 1 | Текущий | 20.10 | |
23 | Корень n-ой степени. | 1 | Текущий | 25.10 | |
24 | Контрольная работа № 2 "Квадратичная функция" | 1 | Контрольная работа | 26.10 | |
25 | Уравнения и неравенства с одной переменной. Целое уравнение и его корни | 1 | Текущий | 27.10 | |
26 | Целое уравнение и его корни | 1 | Текущий | 08.11 | |
27 | Целое уравнение и его корни | 1 | Текущий | 09.11 | |
28 | Дробные рациональные уравнения | 1 | Текущий | 10.11 | |
29 | Дробные рациональные уравнения | 1 | Текущий | 15.11 | |
30 | Дробные рациональные уравнения | 1 | Текущий | 16.11 | |
31 | Самостоятельная работа № 6 «Дробные рациональные уравнения» | 1 | Самостоятельная работа | 17.11 | |
32 | Дробные рациональные уравнения | 1 | Текущий | 22.11 | |
33 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | Текущий | 23.11 | |
34 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | Текущий | 24.11 | |
35 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | Текущий | 29.11 | |
36 | Решение неравенств методом интервалов. | 1 | Текущий | 30.11 | |
37 | Решение неравенств методом интервалов. Самостоятельная работа №7 «Решение неравенств методом интервалов» | 1 | Самостоятельная работа | 01.12 | |
38 | Контрольная работа № 3 по теме "Уравнения и неравенства с одной переменной | 1 | Контрольная работа | 06.12 | |
39 | Уравнения и неравенства с двумя переменными Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | Текущий | 07.12 | |
40 | Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | Текущий | 08.12 | |
41 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | Текущий | 13.12 | |
42 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | Текущий | 14.12 | |
43 | Решение систем второй степени | 1 | Текущий | 15.12 | |
44 | Решение систем второй степени | 1 | Текущий | 20.12 | |
45 | Самостоятельная работа №8 «Решение систем второй степени» | 1 | Самостоятельная работа | 21.12 | |
46 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | Текущий | 22.12 | |
47 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | Текущий | 27.12 | |
48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | Текущий | 10.01 | |
49 | Неравенства с двумя переменными | 1 | Текущий | 11.01 | |
50 | Неравенства с двумя переменными | 1 | Текущий | 12.01 | |
51 | Неравенства с двумя переменными | 1 | Текущий | 17.01 | |
52 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | Текущий | 18.01 | |
53 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | Текущий | 19.01 | |
54 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | Текущий | 24.01 | |
55 | Контрольная работа № 4 "Решение систем уравнений и неравенств" | 1 | Контрольная работа | 25.01 | |
56 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Последовательности | 1 | Текущий | 26.01 | |
57 | Последовательности | 1 | Текущий | 31.01 | |
58 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии | 1 | Текущий | 01.02 | |
59 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | Текущий | 02.02 | |
60 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 1 | Текущий | 07.02 | |
61 | Самостоятельная работа №9 « Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 1 | Самостоятельная работа | 08.02 | |
62 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 1 | Текущий | 09.02 | |
63 | Контрольная работа № 5 по теме "Арифметическая прогрессия" | 1 | Контрольная работа | 14.02 | |
64 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 1 | Текущий | 15.02 | |
65 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 1 | Текущий | 16.02 | |
66 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 1 | Текущий | 21.02 | |
67 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 1 | Текущий | 22.02 | |
68 | Тест «Геометрическая прогрессия» | 1 | Тестирование | 28.02 | |
69 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 1 | Текущий | 01.03 | |
70 | Контрольная работа № 6 по теме "Геометрическая прогрессия" | 1 | Контрольная работа | 02.03 | |
71 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей Примеры комбинаторных задач | | Текущий | 07.03 | |
72 | Примеры комбинаторных задач | 1 | Текущий | 09.03 | |
73 | Перестановки | 1 | Текущий | 14.03 | |
74 | Перестановки | 1 | Текущий | 15.03 | |
75 | Размещения | 1 | Текущий | 16.03 | |
76 | Размещения | 1 | Текущий | 21.03 | |
77 | Сочетания | 1 | Текущий | 22.03 | |
78 | Сочетания | 1 | Текущий | 23.03 | |
79 | Решение задач. Самостоятельная работа №10 | 1 | Самостоятельная работа | 04.04 | |
80 | Относительная частота случайного события | 1 | Текущий | 05.04 | |
81 | Вероятность равновозможных событий | 1 | Текущий | 06.04 | |
82 | Решение задач | 1 | Текущий | 11.04 | |
83 | Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 1 | Контрольная работа | 12.04 | |
84 | Итоговое повторение Алгебраические выражения | 1 | Текущий | 13.04 | |
85 | Алгебраические выражения | 1 | Текущий | 18.04 | |
86 | Уравнения | 1 | Текущий | 19.04 | |
87 | Уравнения | 1 | Текущий | 20.04 | |
88 | Системы уравнений | 1 | Текущий | 25.04 | |
89 | Системы уравнений | 1 | Текущий | 26.04 | |
90 | Текстовые задачи | 1 | Текущий | 27.05 | |
91 | Текстовые задачи | 1 | Текущий | 02.05 | |
92 | Текстовые задачи | 1 | Текущий | 03.05 | |
93 | Текстовые задачи | 1 | Текущий | 04.05 | |
94 | Неравенства | 1 | Текущий | 10.05 | |
95 | Неравенства | 1 | Текущий | 11.05 | |
96 | Неравенства | 1 | Текущий | 16.05 | |
97 | Функции и графики | 1 | Текущий | 17.05 | |
98 | Функции и графики | 1 | Текущий | 18.05 | |
99 | Обобщающее повторение | 1 | Текущий | 23.05 | |
100 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольная работа | 24.05 | |
101 | Анализ контрольной работы. Решение заданий ОГЭ | 1 | Текущий | 25.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета МБОУ Большеталовской СОШ
от « 30 » августа 2022 года № 1 от « 30 » августа 2022 года
Рук. ШМС__________/ О.В.Захарюта/ _________/ И.Г. Сахнюк/