«Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Перми
на педагогическом совете Директор «МАОУ «СОШ № 37» г. Перми
протокол №1 от «__» ______________2021 г.
______________________Т.А. Мухатаева
приказ по школе № 059—08-/59-01-06-1/4-587 от 25.09.2021 г.
учитель математики высшей категории Шипигусева С.А.
Пермь, 2021 г.
Предмет «Алгебра» относится к области «Математика». Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования, составлена на основании государственной программы для ОУ и рассчитана на использование УМК: Учебник Алгебра, 7 класс, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; М: «Вентана-Граф», 2019 г. и в распределении часов никаких изменений не внесено.
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена. Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности и суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Квадратный трехчлен. Корень квадратного трехчлена. Свойства квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители.
Рациональные выражения. Целые выражения. Дробные выражения. Рациональная дробь. Основное свойство рациональной дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Степень с целым показателем и ее свойства.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функций с помощью преобразований фигур. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и убывания функции
Номер параграфа | Содержание учебного материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Глава 1 Линейное уравнение с одной переменной | 12 | |
1 | Повторение курса 6 класса | 3 | Распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения. Приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений. Составлять выражение с переменными по условию задачи. Выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки. Находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных. Классифицировать алгебраические выражения. Описывать целые выражения. Формулировать определение линейного уравнения. Решать линейное уравнение в общем виде. Интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. Описывать схему решения текстовой задачи, применять ее для решения задач. |
2 | Введение в алгебру | 1 |
3 | Линейное уравнение | 2 |
| Решение задач с помощью уравнений | 4 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа №1 | 1 |
Глава 2 Целые выражения | 52 | |
4 | Тождественно равные выражения. Тождества | 2 | Формулировать: определения: тождественно равных выражений, тождества, степени с натуральным показателем, одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена, степени одночлена, многочлена, степени многочлена; свойства: степени с натуральным показателем, знака степени; правила: доказательства тождеств, умножения одночлена на многочлен, умножения многочленов. Доказывать свойства степени с натуральным показателем. Записывать и доказывать формулы: произведения суммы и разности двух выражений, разности квадратов двух выражений, квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, суммы кубов и разности кубов двух выражений. Вычислять значение выражений с переменными. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночлена в степень. Приводить одночлен к стандартному виду. Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Преобразовывать произведение одночлена и многочлена; суммы, разности, произведения двух многочленов в многочлен. Выполнять разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки, способом группировки, по формулам сокращенного умножения и с применением нескольких способов. Использовать указанные преобразования в процессе решения уравнений, доказательства утверждений, решения текстовых задач. |
5 | Степень с натуральным показателем | 3 |
6 | Свойства степени с натуральным показателем | 3 |
7 | Одночлены | 2 |
8 | Многочлены | 1 |
9 | Сложение и вычитание многочленов | 3 |
| Контрольная работа №2 | 1 |
10 | Умножение одночлена на многочлен | 4 |
11 | Умножение многочлена на многочлен | 4 |
12 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 3 |
13 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 3 |
| Контрольная работа №3 | 1 |
14 | Произведение разности и суммы двух выражений | 3 |
15 | Разность квадратов двух выражений | 2 |
16 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 4 |
17 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 3 |
| Контрольная работа №4 | 1 |
18 | Сумма и разность кубов двух выражений | 2 |
19 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 4 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
| Контрольная работа №5 | 1 |
Глава 3 Функции | 12 | |
20 | Связи между величинами. Функция | 2 | Приводить примеры зависимостей между величинами. Различать среди зависимостей функциональные зависимости. Описывать понятия: зависимой и независимой переменных, функции, аргумента функции; способы задания функции. Формулировать определения: области определения функции, области значений функции, графика функции, линейной функции, прямой пропорциональности. Вычислять: значение функции по заданному значению аргумента. Составлять таблицы значений функции. Строить график функции, заданной таблично. По графику функции, являющейся моделью реального процесса, определять характеристики этого процесса. Строить график линейной функции и прямой пропорциональности. Описывать свойства этих функций |
21 | Способы задания функции | 2 |
22 | График функции | 2 |
23 | Линейная функция, ее график и свойства | 4 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа №6 | 1 |
Глава 4 Системы линейных уравнений с двумя переменными | 19 | |
24 | Уравнения с двумя переменными | 2 | Приводить примеры: уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; системы двух линейных уравнений с двумя переменными; реальных процессов, для которых уравнение с двумя переменными или система уравнений с двумя переменными являются математическими моделями. Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Формулировать: определения: решения уравнения с двумя переменными; что значит решить уравнение с двумя переменными; графика уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; решения системы уравнений с двумя переменными; свойства уравнений с двумя переменными. Описывать: свойства графика линейного уравнения в зависимости от значений коэффициентов, графический метод решения системы двух уравнений с двумя переменными, метод подстановки и метод сложения для решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Строить график линейного уравнения с двумя переменными. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, в которых система двух линейных уравнений с двумя переменными является математической моделью реального процесса, и интерпретировать результат решения системы. |
25 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 3 |
26 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 3 |
27 | Решение системы линейных уравнений методом подстановки | 2 |
28 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 3 |
29 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 4 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа №7 | 1 |
Повторение и систематизация учебного материала | 7 | |
Упражнения для повторения курса 7 класса | 6 | |
Итоговая контрольная работа | 1 |
№ п/п | Наименование тем, разделов | Количество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности учащихся | Примечание, причина корректировки |
По плану | Факти чески |
Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной (12ч) |
1 | Повторение курса 6 класса | 1 | | | Распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения. Приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений. Составлять выражение с переменными по условию задачи. Выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки. Находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных. Классифицировать алгебраические выражения. Описывать целые выражения. Формулировать определение линейного уравнения. Решать линейное уравнение в общем виде. Интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. Описывать схему решения текстовой задачи, применять ее для решения задач. | |
2 | Повторение курса 6 класса | 1 | | | |
3 | Повторение курса 6 класса | 1 | | | |
4 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | | | |
5 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | | | |
6 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | | | |
7 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | |
8 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | |
9 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | |
10 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | |
11 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | | |
12 | Контрольная работа №1 | 1 | | | |
Глава 2. Целые выражения |
13 | Тождественно равные выражения. Тождества | 1 | | | Формулировать: определения: тождественно равных выражений, тождества, степени с натуральным показателем, одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена, степени одночлена, многочлена, степени многочлена; свойства: степени с натуральным показателем, знака степени; правила: доказательства тождеств, умножения одночлена на многочлен, умножения многочленов. Доказывать свойства степени с натуральным показателем. Записывать и доказывать формулы: произведения суммы и разности двух выражений, разности квадратов двух выражений, квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, суммы кубов и разности кубов двух выражений. Вычислять значение выражений с переменными. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночлена в степень. Приводить одночлен к стандартному виду. Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Преобразовывать произведение одночлена и многочлена; суммы, разности, произведения двух многочленов в многочлен. Выполнять разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки, способом группировки, по формулам сокращенного умножения и с применением нескольких способов. Использовать указанные преобразования в процессе решения уравнений, доказательства утверждений, решения текстовых задач. | |
14 | Тождественно равные выражения. Тождества | 1 | | | |
15 | Степень с натуральным показателем | 1 | | | |
16 | Степень с натуральным показателем | 1 | | | |
17 | Степень с натуральным показателем | 1 | | | |
18 | Свойства степени с натуральным показателем | 1 | | | |
19 | Свойства степени с натуральным показателем | 1 | | | |
20 | Свойства степени с натуральным показателем | 1 | | | |
21 | Одночлены | 1 | | | |
22 | Одночлены | 1 | | | |
23 | Многочлены | 1 | | | |
24 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | | | |
25 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | | | |
26 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | | | |
27 | Контрольная работа №2 | 1 | | | |
28 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | | |
29 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | | |
30 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | | |
31 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | | |
32 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | | | |
33 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | | | |
34 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | | | |
35 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | | | |
36 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 1 | | | |
37 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 1 | | | |
38 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 1 | | | |
39 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 1 | | | |
40 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 1 | | | |
41 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 1 | | | |
42 | Контрольная работа №3 | 1 | | | |
43 | Произведение разности и суммы двух выражений | 1 | | | |
44 | Произведение разности и суммы двух выражений | 1 | | | |
45 | Произведение разности и суммы двух выражений | 1 | | | |
46 | Разность квадратов двух выражений | 1 | | | |
47 | Разность квадратов двух выражений | 1 | | | |
48 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 1 | | | |
49 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 1 | | | |
50 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 1 | | | |
51 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 1 | | | |
52 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 1 | | | |
53 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 1 | | | |
54 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 1 | | | |
55 | Контрольная работа №4 | 1 | | | |
56 | Сумма и разность кубов двух выражений | 1 | | | |
57 | Сумма и разность кубов двух выражений | 1 | | | |
58 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 1 | | | |
59 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 1 | | | |
60 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 1 | | | |
61 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 1 | | | |
62 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | | |
63 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | | |
64 | Контрольная работа №5 | 1 | | | |
Глава 3. Функции |
65 | Связи между величинами. Функция | 1 | | | Приводить примеры зависимостей между величинами. Различать среди зависимостей функциональные зависимости. Описывать понятия: зависимой и независимой переменных, функции, аргумента функции; способы задания функции. Формулировать определения: области определения функции, области значений функции, графика функции, линейной функции, прямой пропорциональности. Вычислять: значение функции по заданному значению аргумента. Составлять таблицы значений функции. Строить график функции, заданной таблично. По графику функции, являющейся моделью реального процесса, определять характеристики этого процесса. Строить график линейной функции и прямой пропорциональности. Описывать свойства этих функций | |
66 | Связи между величинами. Функция | 1 | | | |
67 | Способы задания функции | 1 | | | |
68 | Способы задания функции | 1 | | | |
69 | График функции | 1 | | | |
70 | График функции | 1 | | | |
71 | Линейная функция, ее график и свойства | 1 | | | |
72 | Линейная функция, ее график и свойства | 1 | | | |
73 | Линейная функция, ее график и свойства | 1 | | | |
74 | Линейная функция, ее график и свойства | 1 | | | |
75 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | | |
76 | Контрольная работа №6 | 1 | | | |
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными |
77 | Уравнения с двумя переменными | 1 | | | Приводить примеры: уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; системы двух линейных уравнений с двумя переменными; реальных процессов, для которых уравнение с двумя переменными или система уравнений с двумя переменными являются математическими моделями. Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Формулировать: определения: решения уравнения с двумя переменными; что значит решить уравнение с двумя переменными; графика уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; решения системы уравнений с двумя переменными; свойства уравнений с двумя переменными. Описывать: свойства графика линейного уравнения в зависимости от значений коэффициентов, графический метод решения системы двух уравнений с двумя переменными, метод подстановки и метод сложения для решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Строить график линейного уравнения с двумя переменными. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, в которых система двух линейных уравнений с двумя переменными является математической моделью реального процесса, и интерпретировать результат решения системы. | |
78 | Уравнения с двумя переменными | 1 | | | |
79 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | | | |
80 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | | | |
81 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | | | |
82 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 1 | | | |
83 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 1 | | | |
84 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 1 | | | |
85 | Решение системы линейных уравнений методом подстановки | 1 | | | |
86 | Решение системы линейных уравнений методом подстановки | 1 | | | |
87 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 1 | | | |
88 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 1 | | | |
89 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 1 | | | |
90 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 1 | | | |
91 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 1 | | | |
92 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 1 | | | |
93 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 1 | | | |
94 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | | |
95 | Контрольная работа №7 | 1 | | | |
Повторение и систематизация учебного материала |
96 | Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | | | | |
97 | Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | | | | |
98 | Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | | | | |
99 | Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | | | | |
100 | Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | | | | |
101 | Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | | | | |
102 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | |