Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ «Икшинская СОШ » _____________ / Чунихина Е.А./ от «___» августа 2021 г. |
Рабочая программа
по алгебре
7а класс
Составитель: Морозова Е.С.
Срок реализации: 2021-2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы алгебра 7 кл./ сост.Т. А. Бурмистрова.–М. Просвещение, 2014. Программа соответствует учебнику «Алгебра. 7 класс», Никольский С.М., Москва «Просвещение», 2015
На изучение алгебры в 7 б классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отводится 99 часов. Программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю. Рабочая программа скорректирована согласно учебному календарному графику на 97 часов.
Рабочая программа ориентирована на преподавание по учебнику «Алгебра 7» под редакцией С.М. Никольского серии «МГУ-школе», Москва «Просвещение», 2016.
Обучение алгебре в 7а классе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
формирование представлений об алгебре как части математики, части общечеловеческой культуры, о значимости алгебры в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
развитие представлений об алгебре как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
овладение алгебраическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и приняты е в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Планируемые результаты
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
В результате изучения алгебры учащийся научится:
как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
Получит возможность научиться:
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметные результаты:
В результате изучения математики в основной школе учащийся
научится:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Получит возможность научиться:
выполнению расчетов по формулам, составлению формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождению нужной формулы в справочных материалах;
моделированию практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описывать зависимость между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Основное содержание
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Действительные числа. | 19 |
2. | Одночлены и многочлены. | 22 |
3. | Формулы сокращенного умножения. | 18 |
4. | Алгебраические дроби. | 14 |
5. | Степень с целым показателем. | 6 |
6. | Линейные уравнения с одним неизвестным. | 6 |
7. | Системы линейных уравнений. | 8 |
8. | Повторение и резерв учебного времени | 4 |
| ИТОГО. | 97 |
Действительные числа (19 часов из них 1час контрольная работа).
Натуральные числа и действия с ними. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком целых чисел. Обыкновенные дроби и десятичные дроби. Бесконечные периодические и непериодические десятичные дроби. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби (периодические и непериодические). Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Длина отрезка. Координатная ось.
Этапы развития числа.
Основная цель – систематизировать и обобщить уже известные сведения о рациональных числах, двух формах их записи – в виде обыкновенной и десятичной дроби, сформировать представление о действительном числе, как о длине отрезка и умение изображать числа на координатной оси.
Одночлены и многочлены (22 часа из них 1 час контрольная работа).
Числовые и буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Одночлен, произведение одночленов, подобные одночлены. Многочлен, сумма и разность многочленов, произведение одночлена на многочлен, произведение многочленов. Степень многочлена. Целое выражение и его числовое значение. Тождественное равенство целых выражений.
Основная цель – сформировать умения выполнять преобразования с одночленами и многочленами.
Формулы сокращенного умножения (18 часов, из них 1 час контрольная работа).
Квадрат суммы и разности. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Формула разности квадратов. Куб суммы и куб разности, Формула суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители.
Основная цель – сформировать умения, связанные с применением формул сокращенного умножения для преобразования квадрата суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители.
Алгебраические дроби (14 часов, из них 1час контрольная работа).
Алгебраические дроби и их свойства, сокращение дробей. Арифметические действия над алгебраическими дробями. Рациональные выражения, их преобразования и числовое значение. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождественное равенство рациональных выражений.
Основная цель – сформировать умения применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.
Степень с целым показателем ( 6 часов).
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем.
Основная цель – сформировать умение выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.
Линейные уравнения с одним неизвестным (6часов, из них 1 час контрольная работа).
Уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Решение линейных уравнений с одним неизвестным. Решение задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель – сформировать умения решать линейные уравнения, задачи, сводящиеся к линейным уравнениям.
Системы линейных уравнений (8 часов, из них 1 час контрольная работа).
Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Система уравнений, решения системы. Равносильность уравнений и систем уравнений. Система двух линейных уравнений с двумя переменными, решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными подстановкой и алгебраическим сложением.
Основная цель – сформировать умения решать системы двух линейных уравнений и задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений.
Повторение (4 часа).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | дата |
По плану | По факту |
Глава 1. Действительные числа 19 |
§1. Натуральные числа (4) |
1 | Натуральные числа и действия с ними | 1-3.09 | |
2 | Степень числа. | |
3 | Простые и составные числа | 6-10.09 | |
4 | Делители натурального числа | |
§2. Рациональные числа (5) | |
5 | Обыкновенные дроби | | |
6 | Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную | 13-17.09 | |
7 | Периодические десятичные дроби | |
8 | Десятичное разложение рациональных чисел. | |
9 | Десятичное разложение рациональных чисел. Самостоятельная работа | 20-24.09 | |
§3. Действительные числа (10) |
10 | Иррациональные числа | | |
11 | Понятие действительного числа | |
12 | Сравнение действительных чисел. | 27.09-1.10 | |
13 | Основные свойства действительных чисел. | |
14 | Основные свойства действительных чисел. | |
15 | Понятие о Приближение числа. | 11-15.10 | |
16 | Приближения числа. | |
17 | Длина отрезка | |
18 | Координатная ось. Алгоритм Евклида* | 18-22.10 | |
19 | Контрольная работа №1 «Действительные числа» | |
Глава 2. Алгебраические выражения (60) | |
§4. Одночлены (7) | |
20 | Числовые выражения | | |
21 | Буквенные выражения | 25-29.10 | |
22 | Понятие одночлена | |
23 | Произведение одночленов | |
24 | Произведение одночленов Проверочная работа | 1-5.11 | |
25 | Стандартный вид одночлена | |
26 | Подобные одночлены | 8-12.11 | |
§5. Многочлены (15) | |
27 | Понятие многочлена | | |
28 | Свойства многочленов | |
29 | Закрепление темы «Свойства многочленов» | 22-26.11 | |
30 | Многочлены стандартного вида | |
31 | Сумма и разность многочленов | |
32 | Сумма и разность многочленов Проверочная работа | 29.11-3.12 | |
33 | Произведение одночлена на многочлен | |
34 | Продолжение темы «Произведение одночлена на многочлен» | |
35 | Произведение многочленов | 6-10.12 | |
36 | Произведение многочленов (решение примеров) | |
37 | Закрепление темы «Произведение многочленов» | |
38 | Целые выражения | 13-17.12 | |
39 | Числовое значение целого выражения | |
40 | Тождественное равенство | |
41 | Контрольная работа №2 « Одночлены и многочлены» | |
§6. Формулы сокращённого умножения (18) |
42 | Знакомство с первой формулой «Квадрат сумы» | 20-24.12 | |
43 | Квадрат суммы | |
44 | Знакомство со второй формулой «Квадрат разности» | 27-30.12 | |
45 | Квадрат разности | |
46 | Выделение полного квадрата | 10-14.01 | |
47 | Выделение полного квадрата(решение примеров) | |
48 | Знакомство с третьей формулой «Разность квадратов» | |
49 | Разность квадратов | 17-21.01 | |
50 | Знакомство с четвертой формулой «Сумма кубов» | |
51 | Сумма кубов | |
52 | Знакомство пятой формулой «Разность кубов» | 24-28.01 | |
53 | Куб суммы Куб разности | |
54 | Применение формул сокращённого умножения | |
55 | Применение формул сокращённого умножения(решение задач) | 31-4.02 | |
56 | Закрепление темы «Применение формул сокращённого умножения» | |
57 | Разложение многочлена на множители | |
58 | Разложение многочлена на множители(решение примеров) | 7-11.02 | |
59 | Контрольная работа №3 «Формулы сокращенного умножения» | |
§7. Алгебраические дроби (14) | |
60 | Алгебраические дроби и их свойства | | |
61 | Алгебраические дроби и их свойства(решение примеров) | 14-18.02 | |
62 | Приведение к общему знаменателю | |
63 | Приведение к общему знаменателю(решение примеров) | |
64 | Арифметические действия над алгебраическими дробями | 28.02-4.03 | |
65 | Арифметические действия над алгебраическими дробями (решение примеров) | |
66 | Закрепление темы «Арифметические действия над алгебраическими дробями» | |
67 | Знакомство с понятием «Рациональные выражения» | 7-11.03 | |
68 | Рациональные выражения(решение примеров) | |
69 | Рациональные выражения | 14-18.03 | |
70 | Числовое значение рационального выражения | |
71 | Числовое значение рационального выражения(самостоятельная работа) | |
72 | Тождественное равенство | 21-25.03 | |
73 | Контрольная работа №4 «Алгебраические дроби» | |
§8. Степень с целым показателем (6) |
74 | Понятие степени с целым показателем | | |
75 | Понятие степени с целым показателем (решение примеров) | 28.03-1.04 | |
76 | Свойства степени с целым показателем | |
77 | Свойства степени с целым показателем (решение примеров) | |
78 | Преобразование рациональных выражений | 11-15.04 | |
79 | Преобразование рациональных выражений(решение примеров) | |
Глава3. Линейные уравнения (14) §9. Линейные уравнения с одним неизвестным(6) | |
|
80 | Уравнения первой степени с одним неизвестным | | |
81 | Линейные уравнения с одним неизвестным | 18-22.04 | |
82 | Решение линейных уравнений | |
83 | Продолжение темы «Решение линейных уравнений» | |
84 | Решение задач с помощью линейных уравнений | 25-29.04 | |
85 | Контрольная работа №5 «Линейные уравнения с одним неизвестным» | |
§10. Системы линейных уравнений (8) | |
86 | Уравнения первой степени с двумя неизвестными | | |
87 | Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 2.6.05 | |
88 | Способ подстановки | |
89 | Способ уравнивания коэффициентов | 9-13.05 | |
90 | Равносильность уравнений | |
91 | Решение систем уравнений с двумя неизвестными | 16-20.05 | |
92 | Решение задач при помощи систем уравнений первой степени | |
93 | Контрольная работа №6 « Система линейных уравнений» | |
Итоговое повторение 4 |
94 | Многочлены , Формулы сокращённого умножения | 23-27.05 | |
95 | Алгебраические дроби и их свойства | |
96 | Уравнения, Системы уравнений, Степень с целым показателем | |
97 | Повторение и систематизация знаний. | 30-31.05 | |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей физики, математики и информатики № 1
«___»_________2021 г. Председатель ШМО _______/Дьяченко А.Н./
СОГЛАСОВАНО
«___»_________2021 г. Зам. директора по УВР _______/Хомякова И.Е./
Лист регистрации изменений к рабочей программе:
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
График контрольных работ в 7 б классе по алгебре.
№ | тема | дата |
1 | Контрольная работа №1 «Действительные числа» | 18-22.10 |
2 | Контрольная работа №2 « Одночлены и многочлены» | 13-17.12 |
3 | Контрольная работа №3 «Формулы сокращенного умножения» | 7-11.02 |
4 | Контрольная работа №4 «Алгебраические дроби» | 21-25.03 |
5 | Контрольная работа №5 «Линейные уравнения с одним неизвестным» | 25-29.04 |
6 | Контрольная работа №6 « Система линейных уравнений» | 16-20.05 |