СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре 7 класс, учебник Макарычев Ю.Н.

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по алгебре 7 класс, учебник Макарычев Ю.Н., "Просвещение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 7 класс, учебник Макарычев Ю.Н.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа им.В.М.Верёхина


Утверждаю

Директор МБОУ Федосеевской СОШ

им.В.М.Верёхина

_ _______ Мудрая В.Ф

Приказ от 25.08. 2021 г. № 105



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО АЛГЕБРЕ

Основное общее образование - 7 класс

Количество часов – 136 ч.

Учитель – Шафранова О.А.






2021-2022 учебный год





Пояснительная записка

Данная рабочая программа по алгебре в 7 классе составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) с изменениями, приказ МО РФ от17.12.2010 №1897;

- Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (с изменениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808)

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786 и Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 г. № 08 – 334 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Главой 3, п.3.3 Устава МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина;

-Календарным учебным графиком МБОУ Федосеевской СОШ им.Верёхина на 2021-2022 учебный год.

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2019-2024 г.г. (ФГОС ООО), утверждённую приказом от 22.08.2019 № 86 с изменениями на 2021-2022 уч. год, приказ от 17.08.2021 г. № 87.

на основании: -Сборника рабочих программ по математике для 7-9 классов. Просвещение. 2014 год. Бурмистрова Т.А.(стр.52 II вариант)

Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику авторов Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова «Алгебра 7 класс» (издательство М «Просвещение» 2016 год).




Место предмета в учебном плане.

По учебному плану МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2021-2022 учебный год в рамках ФГОС ООО из обязательной части на изучение предмета «Алгебра» в 7 классе отводится 3 ч в неделю, что составляет 105 часов в год. Из школьного компонента выделяется 1 час, что составляет 35 часов в год. Итого на изучение алгебры в 7 классе отводится 140 часов. В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 уч. год и школьным расписанием (уроки проводятся по понедельникам, вторникам, средам, пятницам), разработанной мною рабочей программой предусмотрено изучение предмета в течении 136 часов.



Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты освоения образовательной программы:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

8) первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;

11) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

12) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

13) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;

15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих работ.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;

13) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

16) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные результаты освоения образовательной программы:

Числа

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;

  • использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;

  • использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;

  • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;

  • сравнивать числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;

  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;

  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Тождественные преобразования

  • Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем,

  • выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;

  • использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;

  • выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений.

Уравнения и неравенства

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство.

  • проверять справедливость числовых равенств и неравенств;

  • решать системы несложных линейных уравнений;

  • проверять, является ли данное число решением уравнения;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.

Функции

  • Находить значение функции по заданному значению аргумента;

  • находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;

  • определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатной плоскости;

  • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;

  • строить график линейной функции;

  • проверять, является ли данный график графиком заданной функции;

  • определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);

  • использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

  • Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах;

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;

  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;

  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;

  • определять основные статистические характеристики числовых наборов;

  • оценивать вероятность события в простейших случаях;

  • иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать количество возможных вариантов методом перебора;

  • иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;

  • сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;

  • оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях.

Текстовые задачи

  • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;

  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

  • составлять план решения задачи;

  • выделять этапы решения задачи;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;

  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;

  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;

  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;

  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;

  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.




Формируемые универсальные учебные действия

Личностные УУД

1) осознают необходимость изучения;

2) формирование адекватного положительного отношения к школе и к процессу учебной деятельности

Регулятивные УУД

1) сличают свой способ действия с эталоном;

2) сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

3) вносят коррективы и дополнения в составленные планы;

4) вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

5) выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

6) осознают качество и уровень усвоения

7) оценивают достигнутый результат

8) определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

9) составляют план и последовательность действий

10) предвосхищают временные характеристики результата (когда будет результат?)

11) предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

12) ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно

13) принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

14) самостоятельно формируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Познавательные УУД

1) умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

2) создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста

3) выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами

4) восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

5) выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

6) умеют заменять термины определениями

7) умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

8) выделяют формальную структуру задачи

9) выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

10) анализируют условия и требования задачи

11) выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

12) выбирают знаково-символические средства для построения модели

13) выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

14) выражают структуру задачи разными средствами

15) выполняют операции со знаками и символами

16) выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

17) проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

18) умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

19) выделяют и формулируют познавательную цель

20) осуществляют поиск и выделение необходимой информации

21) применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные УУД

1) общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информации

а) умеют слушать и слышать друг друга

б) с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

в) адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

г) умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

д) интересуются чужим мнением и высказывают свое

е) вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

2) учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

а)понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной

б) проявляют готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

в) учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

г) учатся аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать позицию невраждебным для оппонентов образом


3) учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

а) определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

б) планируют общие способы работы

в) обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

г) умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

д) умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

е) учатся разрешать конфликты – выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

ж) учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать и оценивать его действия

4) работают в группе

а) устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

б) развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

в) учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий

5) придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

а) проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

б) демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения

в) проявляю готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

6) регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

а) используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побужденийб) описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Содержание учебного предмета «Алгебра»


Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Элементы содержания

Повторение




8

1

Действие с десятичными дробями. Действия с обыкновенными дробями. Решения уравнений. Координатная плоскость. Положительные и отрицательные числа. Пропорции. Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями. Действия с десятичными дробями. Положительные и отрицательные числа.

Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения

27

2

Числовые выражения, выражения с переменными. Простейшие преобразо­вания выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное урав­нение с одной переменной. Решение текстовых задач методом со­ставления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навы­ков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в даль­нейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выра­жений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки неравенств, дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводят­ся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание кото­рых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчер­кивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащи­мися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется реше­нию уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Про­должается работа по формированию у учащихся умения исполь­зовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с про­стейшими статистическими характеристиками: средним арифме­тическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в не­сложных ситуациях.

Глава 2.

Функции



13



1

Функция, область определения функции. Вычисление значе­ний функции по формуле. График функции. Прямая пропорцио­нальность и ее график. Линейная функция и ее график.

Основная цель — ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорцио­нальности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие по­нятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной пе­ременной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значе­ние функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой про­порциональности. Умения строить и читать графики этих функ­ций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где и k ≠ 0, как зависит от зна­чений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = kх + b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функ­ций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависи­мостей между величинами, что способствует усилению приклад­ной направленности курса алгебры.

Глава 3.

Степень с натуральным показателем

14

1

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

В данной теме дается определение степени с натуральным по­казателем. В курсе математики б класса учащиеся уже встреча­лись с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств степени учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материа­ле. Свойства степени с натуральным показателем на­ходят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функ­ций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графи­ка функции у = х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 использует­ся для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.

Глава 4.

Многочлены

23

2

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Основная цель — выработать умение выполнять сложе­ние, вычитание, умножение многочленов и разложение много­членов на множители.

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное ме­сто в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны по­нимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вы­читания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. По­этому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению мно­гочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преоб­разования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональ­ными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использо­вания рассматриваемых преобразований при решении разнооб­разных задач, в частности при решении уравнений. Это позволя­ет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются неслож­ные задания на доказательство тождества.

Глава 5.

Формулы сокращенного умножения

23

2

Формулы (а + b)2 = а2 ± b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 + аb + b2) = а3 ±b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у уча­щихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам - b) (а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».

Наряду с указанными рассматриваются также формулы ± b)3 = а3± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а ± b) (а2 + аb + b2). Одна­ко они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использо­вание.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

Глава 6.

Системы линейных уравнений

16

1

Система уравнений. Решение системы двух линейных урав­нений с двумя переменными и его геометрическая интерпрета­ция. Решение текстовых задач методом составления систем урав­нений.

Основная цель — ознакомить учащихся со способом ре­шения систем линейных уравнений с двумя переменными, выра­ботать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматри­ваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравне­ние с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя пе­ременными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения а + bу = с, где а ≠ 0 или b ≠ 0, при различных значениях а, b, с. Введение гра­фических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя пе­ременными.

Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает про­цесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.


Итоговое повторение

12

1


Общее кол-во часов

136

11










Календарно-тематическое планирование алгебра 7 класс

№ урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Повторение-8 часов

1

Повторение. Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями

1

01.09


2

Действия с десятичными дробями.

1

03.09


3-5

Рациональные числа.

3

6,7,8.-09


6-7

Решение уравнений и задач

2

10,13-09


8

Входная контрольная работа №1

1

14.09


Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения – 27 час

§ 1. Выражения – 3 ч.

9

п.1. Числовые выражения

1

15.09


10

п.2. Выражения с переменными

1

17.09


11

п.2.3. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений

1

20.09


§ 2. Преобразование выражений – 7 ч.

12

п.4. Свойства действий над числами

1

21.09


13

п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

22.09


14

п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

24.09


15,16,17

Решение упражнений

3

27,28,29-сент


18

Контрольная работа № 2 по теме

Выражения и тождества

1

01.10


§ 3. Уравнения с одной переменной – 9 ч.

19

п.6. Уравнение и его корни

1

04.10


20-24

п.7. Линейное уравнение с одной переменной

5

5,6,8,11,12 - окт


25-27

п.8. Решение задач с помощью уравнений

3

13,15,18 окт


§ 4. Статистические характеристики – 8ч.

28

п.9. Среднее арифметическое, размах, мода.

1

19.10


29

п.9. Среднее арифметическое, размах, мода.

1

20.10


30

п.10. Медиана как статистическая характеристика

1

22.10


31

п.10. Медиана как статистическая характеристика

1

25.10


32

Решение упражнений

1

26 окт


33

Контрольная работа № 3 по теме

Уравнения

1

27 октября


34-35

Решение упражнений

п.11. Формулы

2

29.10

08.11


Глава 2. Функции13 часов

§ 5. Функции и их графики – 5ч.

36

п.12. Что такое функция

1

09.11


37

п.13. Вычисление значений функции по формуле

1

10.11


38

п.13. Вычисление значений функции по формуле

1

12.11


39

п.14. График функции

1

15.11


40

п.14. График функции

1

16.11


§ 6. Линейная функция – 8 ч.

41

п.15. Прямая пропорциональность и ее график

1

17.11


42

п.15. Прямая пропорциональность и ее график

1

19.11


43

п.16. Линейная функция и ее график

1

22.11


44

п.16. Линейная функция и ее график

1

23.11


45-46

Решение упражнений

2

24,26 нояб


47

Контрольная работа № 4 по теме

Функции

1

29 нояб


48

Анализ контрольной работы.

п.17. Задание функции несколькими формулами

1

30.11


Глава 3. Степень с натуральным показателем14 часов

§ 7. Степень и ее свойства – 5ч.


49

п.18. Определение степени с натуральным показателем

1

1.дек


50-51

п.19. Умножение и деление степеней

2

3,6 дек


52-53

п.20. Возведение в степень произведения и степени

2

7,8 дек


§ 8. Одночлены – 9 ч.

54

п.21. Одночлен и его стандартный вид

1

10.12


55

п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

1

13.12


56

п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

1

14.12


57

п.23. Функции у = х2 и у = х3 и их графики

1

15.12


58

п.23. Функции у = х2 и у = х3 и их графики

1

17.12


59

Решение упражнений

1

20дек


60

Контрольная работа № 5 по теме

Степень с натуральным показателем

1

21 дек


61-62

Решение упражнений.

О простых и составных числах

1

22,24.12


Глава 4. Многочлены23 часов

§ 9. Сумма и разность многочленов – 5 ч.

63-64

п.25. Многочлен и его стандартный вид

2

27,28 дек;


65-67

п.26. Сложение и вычитание многочленов

3

10,11,12 янв


§ 10. Произведение одночлена и многочлена -9ч.

68

п.27. Умножение одночлена на многочлен

1

14.01


69

п.27. Умножение одночлена на многочлен

1

17.01


70

п.27. Умножение одночлена на многочлен

1

18.01


71

п.28. Вынесение общего множителя за скобки

1

19.01


72

п.28. Вынесение общего множителя

за скобки

1

21.01


73-75

Решение упражнений

3

24,25,26 янв


76

Контрольная работа № 6 по теме

Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены

1

28 янв


§ 11. Произведение многочленов -9ч.

77

п.29. Умножение многочлена на многочлен

1

31 янв


78

п.29. Умножение многочлена на многочлен

1

1.февр


79

п.29. Умножение многочлена на многочлен

1

2 февр


80

п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки

1

4 февр


81

п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки

1

7 февр


82-83

Решение упражнений

2

8,9 февр


84

Решение упражнений. п.31. Деление с остатком.

1

11.02


85

Контрольная работа № 7 по теме

Произведение многочленов

1

14 февр


Глава 5. Формулы сокращенного умножения -23 ч.

§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности – 5ч.

86

п.32. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

1

15 февр


87

п.32. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

1

16 февр


88

п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

18 февр


89

п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

21 февр


90

п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

22 февр


§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов -9ч.

91

п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму

1

25.02


92

п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму

1

28.02


93

п.35. Разложение разности квадратов на множители

1

1 марта


94

п.35. Разложение разности квадратов на множители

1

2.03


95

п.36. Разложение на множители суммы и разности кубов

1

4.03


96-97

Решение упражнений

2

5,9 марта


98

Контрольная работа № 8 по теме

Формулы сокращенного умножения

1

11 марта


99

Анализ контрольной работы. Решение задач

1

14.03


§ 14. Преобразование целых выражений -9 ч.

100

п.37. Преобразование целого выражения в многочлен

1

15.03


101

п.37. Преобразование целого выражения в многочлен

1

16.03


102

п.38. Применение различных способов для разложения на множители

1

18.03


103

п.38. Применение различных способов для разложения на множители

1

28.03


104-105

Решение упражнений

2

29.03

30.03


106

Преобразование целых выражений

1

1.04


107

Решение упражнений

1

4.04


108

Контрольная работа № 9 по теме Преобразование целых выражений

1

5.04


Глава 6. Системы линейных уравнений – 16ч.

§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы -5ч.

109

п.40. Линейное уравнение с двумя переменными

1

6.04


110

п.41. График линейного уравнения с двумя переменными

1

8.04


111

п.41. График линейного уравнения с двумя переменными

1

11.04


112

п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

12.04


113

п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

13.04


§ 16. Решение систем линейных уравнений -11ч.

114

п.43. Способ подстановки

1

15.04


115

п.43. Способ подстановки

1

18.04


116

п.44. Способ сложения

1

19.04


117

п.44. Способ сложения

1

20.04


118

п.45. Решение задач с помощью систем уравнения

1

22.04


119

п.45. Решение задач с помощью систем уравнения

1

25.04


120

п.45. Решение задач с помощью систем уравнения

1

26.04


121-122

Решение упражнений

2

27.04

29.04


123

Контрольная работа № 10 по теме

Системы линейных уравнений и их решения

1

4 мая


124

Анализ контрольной работы. Линейные неравенства с двумя переменными и их системы (Из рубрики «Для тех, кто хочет знать больше»)

1

6.05


Повторение – 12часов


125

Выражения. Тождества. Уравнения

1

11.05


126

Функции

1

13.05


127-128

Степень с натуральным показателем

2

16,17.05


129-130

Многочлены

2

18,20.05


131-132

Формулы сокращенного умножения

2

23,24.05


133

Системы линейных уравнений

1

25.05


134

Контрольная работа № 11 (итоговая)

1

27 мая


135-136

Уроки обобщения изученного материала

2

30,31 мая



Итого часов

136



Лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе


Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

(дата, № приказа)

Подпись лица, внёсшего запись













































































СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора поУВР

методического совета _________Хорольцева Г.А. МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина 23.08. 2021 года

от 20. 08 2021 года № 1__ _________

_____________ Хорольцева Г.А.















16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!