РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по математике, 8 класса
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Преподавание курса алгебры 8 класса по учебнику «Алгебра 8» С.М. Никольского, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин и курса геометрии по учебнику «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна осуществляется в соответствии с:
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Примерной программой основного общего образования по математике.
Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Методических рекомендаций авторов учебника.
Срок реализации данной программы- 1 год. Она рассчитана на учащихся 8 класса МОУ «Зырянская СОШ» Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Математической речи;
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Внимания; памяти;
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности;
Ответственности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится на алгебру в 8 классе 3 часа в неделю, в том числе 7 часов на проведение контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, всего 102 ч; на геометрию 2 часа в неделю, в том числе контрольных работ 5, всего 68 часов.
В 8 классе предполагается обучение в объеме 170 часов ( 5 ч в неделю). В соответствии с этим реализуется типовая программа автора С.М. Никольского и типовая программа автора Атанасяна Л.С.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения(план.результаты)
Результаты изучения рабочей программы по математике для 7 класса представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Алгебра
знать/понимать
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Геометрия
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе находить стороны, углы треугольников;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
выполнять задачи из разделов курса VШ класса. Знать понятия: теорема, свойство, признак.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Содерж.тем
Предметная линия по алгебре для 8-го класса (2019-2020 уч.г)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во к/р | Примечание |
| Уроки вводного повторения | 3 | | |
1 | Глава 1. Простейшие функции. Квадратные корни. | 25 | 2 | |
2 | Глава 2. Квадратные и рациональные уравнения | 30 | 2 | |
3 | Глава 3. Функции | 21 | 1 | |
4 | Глава 4. Системы рациональных уравнений. | 20 | 1 | |
5 | Повторение | 2 | | |
6 | Итоговая к/р | 1 | 1 | |
| ИТОГО: | 102 | 7 | |
Календарно-тематический план по алгебре в 8 классе на 2019-2020 учебный год
№ урока | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата урока план\факт |
Повторение |
1 | Вводное повторение по алгебре за курс 7 класса | 1 | | |
2 | Преобразование алгебраических выражений с применение формул сокращенного умножения, свойств степени. | 1 | | |
3 | Решение систем уравнений первой степени с двумя переменными | 1 | | |
Глава 1. Простейшие функции. Квадратные корни. Четырехугольники |
4-5 | Числовые неравенства | 2 | СП, ВП, | |
6-7 | Координатная ось. Модуль числа | 2 | СП, ВП, УО, | |
8-9 | Множества чисел | 2 | Т, СР, РК | |
10 | Декартова система координат на плоскости | 1 | УО | |
11-12 | Понятие функции. | 2 | СП, ВП, УО, | |
13 | Понятие графика функции | 1 | Т, СР, РК | |
14 | Входная контрольная работа | 1 | | |
15-16 | Функция у=х, ее график. | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
17 | Функция y=x2. | 1 | УО РК | |
18 | График функции y=x2. | 1 | | |
19 | Функция (х0) | 1 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
20 | График функции | 1 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
21 | Контрольная работа № 1 по теме: «Простейшие функции и графики» | 1 | КР | |
22-23 | Понятие квадратного корня | 2 | ВП, УО Т, СР, РК | |
24-25 | Арифметический квадратный корень | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
26 | Свойства арифметических квадратных корней | 1 | ВП, УО Т, СР, РК | |
27-28 | Свойства арифметических квадратных корней | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
29 | Квадратный корень из натурального числа | 1 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Квадратные корни» | 1 | КР | |
31-32 | Квадратный трехчлен | 2 | ВП, УО Т, СР, РК | |
33 | Понятие квадратного уравнения | 1 | СП, ВП, УО | |
34 | Понятие квадратного уравнения | 1 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
35-36 | Неполное квадратное уравнение | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
37-38 | Решение квадратного уравнения общего вида | 3 | | |
39-40 | Приведенное квадратное уравнение | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
41 | Теорема Виета | 1 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
42 | Теорема, обратная теореме Виета | 1 | СП, ВП,РК | |
43-44 | Применение квадратных уравнений к решению задач | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
45 | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные уравнения» | 1 | кр | |
46 | Понятие рационального уравнения | 1 | СП, ВП, УО РК | |
47-48 | Биквадратное уравнение | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
49-50 | Распадающееся уравнение | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
51 | Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая - нуль | 1 | СП, ВП,РК | |
52-53 | Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая - нуль | 2 | СП, ВП, УО | |
54 | Решение рациональных уравнений | 1 | | |
55-56 | Решение рациональных уравнений | 2 | СП, ВП, УО | |
57 | Решение задач при помощи рациональных уравнений | 1 | СП, ВП, УО Т, СР | |
58 | Решение задач при помощи рациональных уравнений | 1 | СП, ВП,РК | |
59-60 | Решение рациональных уравнений при помощи замены неизвестного | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
61 | Контрольная работа № 4 по теме «Рациональные уравнения» | 1 | | |
62 | Прямая пропорциональная зависимость | 1 | СП, ВП,РК | |
63 | График функции у=кх | 1 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
64 | График функции у=кх | 1 | СП, ВП, УО | |
65-66 | Линейная функция и ее график | 2 | СП, ВП,РК | |
67 | Построение графиков линейной функции | 1 | СП, ВП, УО | |
68 | Равномерное движение | 1 | СП, ВП, УО Т, СР | |
69 | Функция и ее график | 1 | СП, ВП, УО | |
70-71 | Функция у=ах2 (а0) | 2 | СП, ВП, УО | |
72 | Функция у=ах2 (а≠0) | 1 | СП, ВП, УО Т, СР | |
73 | Функция у=ах2 (а≠0). Построение графиков. | 1 | СП, ВП,РК | |
74-75 | График функции | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
76-77 | Квадратичная функция и ее график | 2 | СП, ВП, УО | |
78 | Обратная пропорциональность | 1 | СП, ВП, УО | |
79 | Функция (k0) | 1 | СП, ВП, УО | |
80 | Функция (k≠0) | 1 | СП, ВП, УО Т, СР | |
81 | Дробно-линейная функция и ее график | 1 | СП, ВП, УО | |
82 | Контрольная работа № 5 по теме «Функции» | 1 | кр | |
83-84 | Понятие системы рациональных уравнений | 2 | СП, ВП, УО | |
85-86 | Способ подстановки решения систем рациональных уравнений | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
87 | Другие способы решения систем рациональных уравнений | 1 | СП, ВП,РК | |
88 | Другие способы решения систем рациональных уравнений | 1 | СП, ВП, УО Т, СР | |
89-90 | Решение задач при помощи систем рациональных уравнений | 2 | СП, ВП, УО | |
91-92 | Решение задач при помощи систем рациональных уравнений | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
93 | Графический способ решения систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 1 | СП, ВП, УО | |
94 | Графический способ решения систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 1 | СП, ВП,РК | |
95-96 | Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 2 | СП, ВП, УО Т, СР, РК | |
97-98 | Решение систем уравнений первой и второй степени графическим способом | 2 | СП, ВП,РК | |
99 | Примеры решения уравнений графическим способом | 1 | СП, ВП,РК | |
100 | Контрольная работа № 6 по теме «Системы рациональных уравнений» | 1 | кр | |
101 | Повторение курса алгебры 8 класса | 1 | СП, ВП, УО | |
102 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 1 | кр | |
Список литературы
Литература для учителя:
Алгебра 8 класс. учеб.: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. 7-ое изд., доработанное – М.: Просвещение, 2010.
Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс. /М.К. Потапов, А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2011.– (МГУ – школе).
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б и др. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Евдокимова Н.Н. Геометрия в таблицах и схемах. Изд. Дом «Литера», 2005.
Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии. 7-11 кл. СПб.: НПО «Мир и семья – 95», 1998.
Литература для учащихся:
Алгебра 8 класс. Учеб.: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. 7-ое изд., доработанное – М.: Просвещение, 2010.
Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс. /М.К. Потапов, А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2011.– (МГУ – школе).
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б и др. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь по геометрии 8 класс Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б и др. Москва, Просвещение, 2012.
Геометрия. Тематические тесты ГИА 8 класс. Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков, Москва, Просвещение, 2010.
Перечень учебно-методического обеспечения
Математика. Типовые тестовые задания. / А.Л. Семенова, И.В. Ященко, М.: «Экзамен», 2010. – 56 с.
CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М).