МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании методического объединения | Согласовано | Утверждаю |
Руководитель МО: | Зам. директора по УВР: | Директор школы: |
_______/_____________ / | _______/Волкова О. В./ | ________/Кузнецова Е. А./ |
Протокол №______ | | Приказ №________ |
от «___»________20__г | | от «___»________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по алгебре
для 8 класса
(ФГОС ООО)
Разработала
учитель математики
Воронина Ирина Николаевна
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;
3. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
4. Учебного плана МКОУ «Бодеевская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018г.№ 345;
6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;
7Авторской программы по алгебре для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г Миндюк, К.И Нешков и др, издательство: М: Просвещение , 2014).
Для реализации учебной программы используется УМК «.Алгебра 8 класс» учебник для образовательных учреждений ( Ю. Н . Макарычев, Н.Г. Миндюк , К. И. Нешков и др ;.по ред. С. А. Теляковского . М : Просвещение, 2018 ), рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Объем часов : - В год - 105 часов
- В неделю - 3 часа
В соответствии с ФГОС содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения алгебры в основной образовательной школе :
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. ,интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений, развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов;
формирование у учащихся умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах.
Форма организации образовательного учебного процесса:
творческая деятельность;
исследовательские проекты;
публичные презентации;
лекции;
самостоятельная деятельность;
практическая деятельность (решение задач, выполнение практических работ).
Технологии, используемые в обучении: традиционная классно-урочная, элементы проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ .
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка заданий;
- работа в парах;
- самостоятельная работа проверочного характера.
Основными формами и видами контроля являются: промежуточный в форме самостоятельных работ и тестов, контрольные работы и зачеты
Используемый учебно-методический комплект: « Алгебра 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений ( авторы Ю.Н .Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков и др, под редакцией С.А. Теляковского М :Просвещение, 2018) рекомендован министерством образования и науки Российской Федерации
Сроки реализации программы: 2019 – 2020 учебный год.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
Ученик научится:
систематизировать сведения о рациональных числах и получить представление об иррациональных числах;
умение выполнять арифметические действия с рациональными числами, вычислять значения числовых выражений;
умение применять свойства арифметических квадратных корней;
умение решать квадратные уравнения и уравнения , сводящиеся к ним , задачи , сводящиеся к решению квадратных уравнений;
умение решать дробные рациональные уравнения и решать задачи с помощью рациональных уравнений;
умение решать линейные неравенства с одной переменной, используя понятие числового промежутка, системы линейных неравенств, а также двойные неравенства;
умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях;
умение записывать большие и маленькие числа в стандартном виде.
Ученик получит возможность научиться:
углубить и развить представление о числах;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
развить и углубить знания о десятичной записи действительного числа;
применять графическое представление для исследования неравенств ,разнообразные приемы доказательства неравенств;
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций , на основе графиков изученных функций:
строить более сложные функции.
Содержание учебного предмета
Рациональные дроби (23 часа)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у =.к/х
Квадратные корни (19 часов)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = Vx , её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Квадратные уравнения (21 час)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений.. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
Неравенства (20 часов)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах b, ах
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 часов)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде..
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик.
Повторение ( 11 час : 4 + 7 )
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела / темы | Кол-во часов | Кол-во конт работ |
| Повторение | 3 | 1 |
| Рациональные дроби | 23 | 2 |
| Квадратные корни | 19 | 2 |
| Квадратные уравнения | 21 | 2 |
| Неравенства | 20 | 2 |
| Степень с целым показателем . Элементы статистики | 11 | 1 |
| Повторение | 7 | 1 |
| Итого | 105 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
П | ф |
1 | | | Повторение. Формулы сокращенного умножения | |
2 | | | Решение систем линейных уравнений | |
3 | | | Решение задач с помощью уравнений | |
4 | | | Контрольная работа № 1 по теме « Повторение за курс 7 класса» | |
Рациональные дроби (23 ч ) |
5 | | | Рациональные выражения | |
6 | | | Рациональные дроби | |
7 | | | Основное свойство дроби | |
8 | | | Сокращение дробей | |
9 | | | Сокращение дробей | |
10 | | | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | |
11 | | | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |
12 | | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |
13 | | | Вычитание дробей с разными знаменателями | |
14 | | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |
15 | | | Контрольная работа № 2 по теме « Рациональные дроби» | |
16 | | | Умножение дробей | |
17 | | | Возведение дроби в степень | |
18 | | | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | |
19 | | | Деление дробей | |
20 | | | Деление дробей | |
21 | | | Преобразование рациональных выражений | |
22 | | | Преобразование рациональных выражений | |
23 | | | Преобразование рациональных выражений | |
24 | | | Функция у = k/ x и ее график | |
25 | | | Функция у = k/x и ее график | |
26 | | | Обобщающий урок по теме « Преобразование рациональных выражений» | |
27 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Преобразование рациональных выражений» | |
Квадратные корни ( 19 ч ) |
28 | | | Рациональные числа | |
29 | | | Иррациональные числа | |
30 | | | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | |
31 | | | Уравнение у = х2 | |
32 | | | Нахождение приближенных значений квадратного корня | |
33 | | | Функция у = Vx и ее график | |
34 | | | Функция у = Vx и ее график | |
35 | | | Квадратный корень из произведения и дроби | |
36 | | | Квадратный корень из произведения и дроби | |
37 | | | Квадратный корень из степени | |
38 | | | Контрольная работа № 4 по теме « Квадратные корни» | |
39 | | | Вынесение множителя за знак корня | |
40 | | | Внесение множителя под знак корня | |
41 | | | Преобразование выражений , содержащих квадратные корни | |
42 | | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | |
43 | | | Преобразование выражений ,содержащих квадратные корни | |
44 | | | Преобразование выражений , содержащих квадратные корни | |
45 | | | Подготовка к контрольной работе | |
46 | | | Контрольная работа№5 по теме «Преобразование выражений , содержащих квадратные корни» | |
Квадратные уравнения ( 21 ч ) |
47 | | | Определение квадратного уравнения | |
48 | | | Неполные квадратные уравнения | |
49 | | | Формула корней квадратного уравнения | |
50 | | | Решение квадратных уравнений по формуле | |
51 | | | Решение квадратных уравнений по формуле | |
52 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
53 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
54 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
55 | | | Теорема Виета | |
56 | | | Теорема Виета | |
57 | | | Контрольная работа № 6 по теме « Квадратные уравнения» | |
58 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
59 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
60 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
61 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
62 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
63 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
64 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
65 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
66 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
67 | | | Контрольная работа № 7 по теме « Дробные рациональные уравнения» | |
Неравенства ( 20 ) |
68 | | | Сравнение чисел. Числовые неравенства | |
69 | | | Сравнение чисел. Числовые неравенства | |
70 | | | Свойства числовых неравенств | |
71 | | | Свойства числовых неравенств | |
72 | | | Сложение числовых неравенств | |
73 | | | Умножение числовых неравенств | |
74 | | | Сложение и умножение числовых неравенств | |
75 | | | Погрешность и точность приближения | |
76 | | | Контрольная работа № 8 по теме « Числовые неравенства и их свойства» | |
77 | | | Пересечение и объединение множеств | |
78 | | | Числовые промежутки | |
79 | | | Решение неравенств с одной переменной | |
80 | | | Решение неравенств с одной переменной | |
81 | | | Решение неравенств с одной переменной | |
82 | | | Решение неравенств с одной переменной | |
83 | | | Решение систем неравенств с одной переменной | |
84 | | | Решение систем неравенств с одной переменной | |
85 | | | Решение систем неравенств с одной переменной | |
86 | | | Обобщающий урок по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной» | |
87 | | | Контрольная работа № 9 по теме « Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной» | |
| | | Степень с целым показателем. Элементы статистики ( 11 ч ) | |
88 | | | Определение степени с целым отрицательным показателем | |
89 | | | Определение степени с целым отрицательным показателем | |
90 | | | Свойства степени с целым показателем | |
91 | | | Свойства степени с целым показателем | |
92 | | | Стандартный вид числа | |
93 | | | Обобщающий урок по теме « Степень с целым отрицательным показателем» | |
94 | | | Контрольная работа № 10 по теме « Степень с целым показателем» | |
95 | | | Сбор и группировка статистических данных | |
96 | | | Сбор и группировка статистических данных | |
97 | | | Наглядное представление статистической информации | |
98 | | | Наглядное представление статистической информации | |
Повторение ( 7 ч ) |
99 | | | Преобразование рациональных выражений | |
100 | | | Квадратные корни | |
101 | | | Квадратные уравнения | |
102 | | | Решение квадратных уравнений | |
103 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
104 | | | Итоговая контрольная работа № 11 | |
105 | | | Итоговый урок | |