Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса алгебры для 8 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
- авторской программы по алгебре Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008).
При составлении рабочей программы учтены рекомендации иструктивно-методического письма «О преподавании математики в 2017-2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан», а также рекомендации инструктивно-методического письма Дагестанского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании математики в 2017-2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан».
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 8 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 105 часа;
2 часа в неделю геометрии, итого 70 часов.
10 часов отведено на проведение текущих контрольных работ, в том числе и итоговой контрольной работы.
Число уроков повторения возрастает, их количество -11. Связано это с тем, что в учебном году 35 учебных недель. 4 часа из повторения взято на повторение математики и проведение входного контроля за курс 7 класса (по текстам администрации школы), 2 часа используются в качестве резерва на случай проведения контрольных работ по текстам, управления образования муниципального района «Шамильский район». Неиспользованный резерв будет добавлен в конце года к урокам повторения.
Рабочая программа составлена с учетом учебно-методического комплекта:
1.Алгебра.8класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова]; под редакцией С.А. Теляковского.-М.: Просвещение, 2009
2.Жохов В.И. Алгебра. Дидактические материалы.8 класс/ В.И. Жохов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М: Просвещение, 2011.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные.
Требования к уровню подготовки учащихся
Уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять подстановку одного выражения в другое, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одни переменные через другие;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения целочисленности, диапазона изменения величин;
определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости: изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;
строить графики изученных функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику.
Применять полученные знания:
для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей (используя аппарат алгебры);
при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переводя на язык функций и исследуя реальные зависимости.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контрпримеров;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события.
Применять полученные знания:
при записи математических утверждений, доказательств, решении задач;
в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
при решении учебных и практических задач, осуществляя систематический перебор вариантов;
при сравнении шансов наступления случайных событий.
Содержание программы
Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция и ее график.
Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция , ее свойства и график.
Основная цель - систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель - выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель - ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Степень с целым показателем. Элементы статистики
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Основная цель- выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
Повторение
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся за курс алгебры 8 класса.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата |
1/1 | Линейная функция и ее график | |
2/2 | Системы уравнений с двумя переменными | |
3/3 | Решение задач с помощью уравнений | |
4/4 | Входная контрольная работа | |
5/1 | Анализ входной контрольной работы. Рациональные выражения | |
6/2 | Рациональные выражения | |
7/3 | Рациональные выражения | |
8/4 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | |
9/5 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | |
10/6 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |
11/7 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |
12/8 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |
13/9 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |
14/10 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |
15/11 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |
16/12 | Контрольная работа № 1. « Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей» | |
17/13 | Анализ контрольной работы №1. Умножение дробей. Возведение дроби в степень | |
18/14 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | |
19/15 | Деление дробей | |
20/16 | Деление дробей | |
21/17 | Преобразование рациональных выражений | |
22/18 | Преобразование рациональных выражений | |
23/19 | Преобразование рациональных выражений | |
24/20 | Преобразование рациональных выражений | |
25/21 | Функция и ее график | |
26/22 | Функция и ее график | |
27/23 | Контрольная работа № 2. «Произведение и частное дробей. Функция » | |
28/1 | Анализ контрольной работы №2 Действительные числа: рациональные и иррациональные числа | |
29/2 | Действительные числа: рациональные и иррациональные числа | |
30/3 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | |
31/4 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | |
32/5 | Уравнение х2=а | |
33/6 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | |
34/7 | Функция и ее график | |
35/8 | Функция и ее график | |
36/9 | Квадратный корень из произведения, дроби | |
37/10 | Квадратный корень из произведения, дроби | |
38/11 | Квадратный корень из степени | |
39/12 | Контрольная работа №3. «Арифметический квадратный корень» | |
40/13 | Анализ контрольной работы №3. Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня | |
41/14 | Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня | |
42/15 | Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня | |
43/16 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | |
44/17 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | |
45/18 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Самостоятельная работа | |
46/19 | Контрольная работа №4. «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | |
47/1 | Анализ контрольной работы №4. Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения | |
48/2 | Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения | |
49/3 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена | |
50/4 | Формула корней квадратного уравнения | |
51/5 | Формула корней квадратного уравнения | |
52/6 | Формула корней квадратного уравнения | |
53/7 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
54/8 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
55/9 | Теорема Виета | |
56/10 | Теорема Виета. Самостоятельная работа | |
57/11 | Контрольная работа № 5. «Квадратное уравнение. Теорема Виета» | |
58/12 | Анализ контрольной работы №5. Решение дробных рациональных уравнений | |
59/13 | Решение дробных рациональных уравнений | |
60/14 | Решение дробных рациональных уравнений | |
61/15 | Решение дробных рациональных уравнений | |
62/16 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
63/17 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
64/18 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
65/19 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. Самостоятельная работа | |
66/20 | Графический способ решения уравнений | |
67/21 | Контрольная работа № 6. «Дробные рациональные уравнения» | |
68/1 | Анализ контрольной работы №6. Числовые неравенства | |
69/2 | Числовые неравенства | |
70/3 | Свойства числовых неравенств | |
71/4 | Свойства числовых неравенств | |
72/5 | Сложение и умножение числовых неравенств | |
73/6 | Сложение и умножение числовых неравенств | |
74/7 | Погрешность и точность приближения | |
75/8 | Контрольная работа № 7. « Числовые неравенства. Сложение и умножение числовых неравенств» | |
76/9 | Анализ контрольной работы №7. Пересечение и объединение множеств | |
77/10 | Числовые промежутки | |
78/11 | Решение неравенств с одной переменной | |
79/12 | Решение неравенств с одной переменной | |
80/13 | Решение неравенств с одной переменной | |
81/14 | Решение неравенств с одной переменной | |
82/15 | Решение систем неравенств с одной переменной | |
83/16 | Решение систем неравенств с одной переменной | |
84/17 | Решение систем неравенств с одной переменной | |
85/18 | Решение систем неравенств с одной переменной | |
86/19 | Решение систем неравенств с одной переменной. Самостоятельная работа | |
87/20 | Контрольная работа № 8. « Числовые неравенства. Неравенства с одной переменной и их системы» | |
88/1 | Анализ контрольной работы №8. Определение степени с целым отрицательным показателем | |
89/2 | Определение степени с целым отрицательным показателем | |
90/3 | Свойства степени с целым показателем | |
91/4 | Свойства степени с целым показателем | |
92/5 | Стандартный вид числа | |
93/6 | Стандартный вид числа | |
94/7 | Контрольная работа № 9. «Степень с целым показателем» | |
95/8 | Анализ контрольной работы №9. Сбор и группировка статистических данных | |
96/9 | Сбор и группировка статистических данных | |
97/10 | Наглядное представление статистической информации | |
98/11 | Наглядное представление статистической информации | |
99/1 | Итоговое повторение курса алгебры 8 класса. Преобразования алгебраических выражений | |
100/2 | Итоговое повторение курса алгебры 8 класса. Квадратные корни | |
101/3 | Итоговое повторение курса алгебры8 класса. Квадратные уравнения | |
102/4 | Итоговое повторение курса алгебры 8 класса. Неравенства | |
103/5 | Итоговая контрольная работа за курс алгебры 8 класса | |
104/6 | Резерв | |
105/7 | Резерв | |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1. 1.Алгебра.8класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова]; под редакцией С.А. Теляковского.-М.: Просвещение, 2009
2. Жохов В.И. Алгебра. Дидактические материалы.8 класс/ В.И. Жохов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М: Просвещение, 2011.
3.Макарычев, Ю.Н. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учеб
пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев,
Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2007
4. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ сост.
Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008, стр.36-50.
Дополнительная литература
1.Алгебра: сб. заданий для подготовки к гос. итоговой аттестации в 9 кл./ Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.-М.: Просвещение, 2006-2011
2. Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б. Суворовой / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина.- Волгоград: Учитель,2005
3. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 8 класс/Сост. Л.Ю.Бабошкина.- М.: ВАКО,2010
4. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П. Савин.-
М..:Педагогика,1989
Лабораторно-практическое оборудование:
линейка, транспортир, циркуль, угольники.
2