Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск - Камчатского городского округа
Рассмотрено на заседании кафедры Руководитель кафедры математики, информатики и ИКТ МАОУ «Гимназия № 39» _____________/ Кусиди А.В./ «____»_________________2020 г. | Согласовано Зам. директора по УВР МАОУ «Гимназия № 39» _______________/ Пещенко С.Ф./ «____»_______________2020г. | Утверждаю Директор МАОУ «Гимназия № 39» ________________/Каурцева С.П./ «____»________________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Алгебра» основное общее образование |
8 класс (базовый уровень) 35 учебных недель, 3 часа в неделю, 105 часов в год |
| на 2020-2021 учебный год Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по алгебре. Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по алгебре и соответствует требованиям ФГОС. Реализуется по учебнику: «Алгебра. 8 класс», А.Г. Мерзляк и др., «Вентана-Граф», 2017 г. |
Программу составил Черёмухин Вячеслав Владимирович учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории
г. Петропавловск-Камчатский
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Рациональные выражения
• Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби.
• Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Тождественные преобразования рациональных выражений
Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений
Рациональные уравнения. Равносильные уравнения.
Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем
Функция и её график
Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа
Функция y = x2 и её график
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Множество и его элементы.
Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества.
Функция и её график
Глава 3. Квадратные уравнения
• Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета.
Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям.
Повторение
Программа позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Период обучения | № урока | Вид работы | Тема | Примечание |
I четверть | 1 | Контрольная работа № 1 | Входная контрольная работа | |
18 | Контрольная работа № 2 (четвертная) | Сложение и вычитание рациональных дробей | |
II четверть | 28 | Контрольная работа № 3 | Умножение и деление рациональных дробей | |
45 | Контрольная работа № 4 | Рациональные уравнения | |
49 | Контрольная работа № 5 | Полугодовая контрольная работа | |
III четверть | 73 | Контрольная работа № 6 (четвертная) | Арифметический квадратный корень | |
85 | Контрольная работа № 7 | Квадратные уравнения | |
IV четверть | 99 | Контрольная работа № 8 | Решение рациональных уравнений | |
104 | Контрольная работа № 9 | Итоговая контрольная работа | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления и действия с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
изображать фигуры на плоскости;
использовать алгебраический «язык» для описания предметов окружающего мира;
производить практические расчёты; вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Раздел 1.Повторение | 3 |
2 | Раздел 2.Рациональные выражения | 42 |
3 | Раздел 3.Квадратные корни. Действительные числа | 28 |
4 | Раздел 4.Квадратные уравнения | 26 |
5 | Раздел 5. Повторение и систематизация учебного материала | 6 |
| Всего | 105 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока в году | Номер урока в теме | Содержание учебного материала | Количество часов | Планируемые даты | Даты фактически проведенных уроков |
РАЗДЕЛ 1. ПОВТОРЕНИЕ | 3 часа | | |
1 | 1 | Входная контрольная работа | 1 | 1 неделя | |
2-3 | 2-3 | Повторение | 2 | 1 неделя | |
РАЗДЕЛ 2. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ | 42 часа | | |
4-6 | 1-3 | Анализ контрольной работы. Рациональные дроби | 3 | 2 неделя | |
7-9 | 4-6 | Основное свойство рациональной дроби | 3 | 3 неделя | |
10-12 | 7-9 | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | 4 неделя | |
13-17 | 10-14 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 5 | 4-6 неделя | |
18 | 15 | Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание рациональных дробей»( четвертная) | 1 | 6 неделя | |
19-22 | 16-19 | Анализ контрольной работы. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 4 | 7-8 неделя | |
23-27 | 20-24 | Тождественные преобразования рациональных выражений | 5 | 8-9 неделя | |
28 | 25 | Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение и деление рациональных дробей» | 1 | 10 неделя | |
29-32 | 26-29 | Анализ контрольной работы. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения | 4 | 10-11 неделя | |
33-36 | 30-33 | Степень с целым отрицательным показателем | 4 | 12неделя | |
37-41 | 34-38 | Анализ контрольной работы. Свойства степени с целым показателем | 5 | 13-14 неделя | |
42-44 | 39-41 | Функция и её график | 3 | 14-15 неделя | |
45 | 42 | Контрольная работа № 4 по теме: «Рациональные уравнения» | 1 | 15 неделя | |
РАЗДЕЛ 3. КВАДРАТНЫЕ КОРНИ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА | 28 часов | | |
46-48 | 1-3 | Анализ контрольной работы. Функция y = x2и её график | 3 | 16 неделя | |
49 | 4 | Полугодовая контрольная работа | 1 | 17 неделя | |
50-54 | 5-9 | Анализ контрольной работы. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 5 | 18 неделя | |
55-56 | 10-11 | Множество и его элементы | 2 | 19 неделя | |
57-58 | 12-13 | Подмножество. Операции над множествами | 2 | 19-20 неделя | |
59-60 | 14-15 | Числовые множества | 2 | 20 неделя | |
61-65 | 16-20 | Свойства арифметического квадратного корня | 5 | 21-22 неделя | |
66-70 | 21-25 | Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни | 5 | 22-24 неделя | |
71-72 | 26-27 | Функция и её график | 2 | 24 неделя | |
73 | 28 | Контрольная работа № 6 по теме: «Арифметический квадратный корень»(четвертная) | 1 | 25 неделя | |
РАЗДЕЛ 4. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ | 26 часов | | |
74-77 | 1-4 | Анализ контрольной работы. Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 4 | 25-26 неделя | |
78-81 | 5-8 | Формула корней квадратного уравнения | 4 | 26-27 неделя | |
82-84 | 9-11 | Теорема Виета | 3 | 28 неделя | |
85 | 12 | Контрольная работа № 7 по теме: «Квадратные уравнения» | 1 | 29 неделя | |
86-88 | 13-15 | Анализ контрольной работы. Квадратный трёхчлен | 3 | 29-30 неделя | |
89-93 | 16-20 | Решение уравнений, которые сводятся к квадратным уравнениям | 5 | 30-31 неделя | |
94-98 | 21-25 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 5 | 32-33 неделя | |
99 | 26 | Контрольная работа № 8 по теме: «Решение рациональных уравнений» | 1 | 33 неделя | |
РАЗДЕЛ 5. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 часов | | |
100-103 | 1-4 | Анализ контрольной работы. Упражнения для повторения курса 8 класса | 4 | 34-35 неделя | |
104 | 5 | Итоговая контрольная работа | 1 | 35 неделя | |
105 | 6 | Анализ контрольной работы | 1 | 35 неделя | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Алгебра: 8 класс: дидактические материалы/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Вентана-Граф, 2017.
Алгебра, 8 класс, дидактические материалы к учебнику «Математика 8 класс. Арифметика, алгебра, анализ данных» под ред. Г.В. Дорофеева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
Алгебра: 8класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. — М.: Вентана-Граф,2016.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Оценка письменных работ
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.