МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Первомайского района
МБОУ "Соболевская СОШ"
УТВЕРЖЕНО
директор
______________Сарсенбеков К.Г
Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 472263)
учебного предмета
«АЛГЕБРА»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Третьякова Елена Петровна
учитель математики
Соболево 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА"
Предмет "Алгебра" является разделом курса "Математика". Рабочая программа по предмету "Алгебра" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"
Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и
конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным образом является реализацией деятельностного принципа обучения.
В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»;«Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить в программу некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса«Алгебра» является его интегрированный характер.
Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к старшему звену общего образования.
Содержание двух алгебраических линий — «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимого для решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие
алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой
специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики —словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 8 классе изучается учебный курс «Алгебра», который включает следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения»,«Уравнения и неравенства», «Функции». Учебный план на изучение алгебры в 8 классах отводит 3 учебных часа в неделю, 102 учебных часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"
Числа и вычисления
Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа.
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартная запись числа.
Алгебраические выражения
Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование.
Уравнения и неравенства
Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение
уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств.
Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной.
Функции
Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций.
График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы.
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y = x², y = x³, у=√х, y= IхI.
Графическое решение уравнений и систем уравнений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Алгебры» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Алгебра» характеризуются: Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Алгебра»
характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Алгебра» 8 класс должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
Числа и вычисления
Использовать начальные представления о множестве действительных чисел для сравнения, округления и вычислений; изображать действительные числа точками на координатной прямой. Применять понятие арифметического квадратного корня; на- ходить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней.
Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10.
Алгебраические выражения
Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем.
Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями.
Раскладывать квадратный трёхчлен на множители.
Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.
Уравнения и неравенства
Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными.
Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.).
Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или си- стемы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи
полученный результат.
Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства,
системы неравенств.
Функции
Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по её графику.
Строить графики элементарных функций вида y = k/x , y = x², y= x³, у=√х, y= IхI; описывать свойства числовой функции по её графику.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Числа и вычисления. Квадратные корни |
1.1. | Квадратный корень из числа. | 2 | | 0.5 | | Формулировать определение квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня; | Устный опрос; Практическая работа; | www.1september.ru• www.math.ru • www.allmath.ru • www.uztest.ru |
1.2. | Понятие об иррациональном числе. | 1 | | 0.5 | | Формулировать определение квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня; Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, используя при необходимости калькулятор; | | |
1.3. | Десятичные приближения иррациональных чисел. | 1 | | | | Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, используя при необходимости калькулятор; Оценивать квадратные корни целыми числами и десятичными дробями; | | |
1.4. | Действительные числа. | 1 | | 0.5 | | Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, используя при необходимости калькулятор; Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, записанные с помощью квадратных корней; Исследовать свойства квадратных корней, проводя числовые эксперименты с использованием калькулятора (компьютера); | | |
1.5. | Сравнение действительных чисел. | 1 | | | | Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, записанные с помощью квадратных корней; | | |
1.6. | Арифметический квадратный корень. | 2 | | 0.5 | | Исследовать свойства квадратных корней, проводя числовые эксперименты с использованием калькулятора (компьютера); Выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Выражать переменные из геометрических и физических формул; | | |
1.7. | Уравнение вида x2= a. | 1 | | | | Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин; | | |
1.8. | Свойства арифметических квадратных корней. | 3 | | 1 | | Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; | | |
1.9. | Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни | 3 | 1 | | | Выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Выражать переменные из геометрических и физических формул; Знакомиться с историей развития математики; | | |
Итого по разделу | 15 | | | | | | |
Раздел 2. Числа и вычисления. Степень с целым показателем |
2.1. | Степень с целым показателем. | 2 | | 0.5 | | Формулировать определение степени с целым показателем; | | |
2.2. | Стандартная запись числа. | 2 | | 0.5 | | Представлять запись больших и малых чисел в стандартном виде; | | |
2.3. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в окружающем мире. | 1 | | | | Сравнивать числа и величины, записанные с использованием степени 10; Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире; | | |
2.4. | Свойства степени с целым показателем | 2 | 1 | | | Формулировать, записывать в символической форме и иллюстрировать примерами свойства степени с целым показателем; Применять свойства степени для преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем; | | |
Итого по разделу | 7 | | | | | | |
Раздел 3. Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен |
3.1. | Квадратный трёхчлен. | 1 | | | | Распознавать квадратный трёхчлен, устанавливать возможность его разложения на множители; | | |
3.2. | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 4 | 1 | | | Раскладывать на множители квадратный трёхчлен с неотрицательным дискриминантом; | | |
Итого по разделу | 5 | | | | | | |
Раздел 4.Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь |
4.1. | Алгебраическая дробь. | 2 | | 0.5 | | Записывать алгебраические выражения; | | |
4.2. | Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. | 1 | | | | Находить область определения рационального выражения; | | |
4.3. | Основное свойство алгебраической дроби. | 3 | | 0.5 | | Выполнять числовые подстановки и вычислять значение дроби, в том числе с помощью калькулятора; | | |
4.4. | Сокращение дробей. | 3 | | | | Выполнять действия с алгебраическими дробями; | | |
4.5. | Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. | 3 | | 0.5 | | Выполнять действия с алгебраическими дробями; Применять преобразования выражений для решения задач; | | |
4.6. | Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. | 3 | 1 | | | Применять преобразования выражений для решения задач; Выражать переменные из формул (физических геометрических, описывающих бытовые ситуации); | | |
Итого по разделу | 15 | | | | | | |
Раздел 5.Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения |
5.1. | Квадратное уравнение. | 1 | | | | Распознавать квадратные уравнения; Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать квадратные уравнения — полные и неполные; | | |
5.2. | Неполное квадратное уравнение. | 2 | | 0.5 | | Проводить простейшие исследования квадратных уравнений; Знакомиться с историей развития алгебры; | | |
5.3. | Формула корней квадратного уравнения. | 3 | | | | Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать квадратные уравнения — полные и неполные; Наблюдать и анализировать связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения; | | |
5.4. | Теорема Виета. | 2 | | 0.5 | | Формулировать теорему Виета, а также обратную теорему, применять эти теорем для решения задач; | | |
5.5. | Решение уравнений, сводящихся к квадратным. | 2 | | | | Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат; | | |
5.6. | Простейшие дробно-рациональные уравнения. | 2 | | 0.5 | | Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат; | | |
5.7. | Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений | 3 | 1 | | | Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат; Знакомиться с историей развития алгебры; | | |
Итого по разделу: | 15 | | | |
Раздел 6. Уравнения и неравенства. Системы уравнений |
6.1. | Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. | 2 | | 0.5 | | Распознавать линейные уравнения с двумя переменными; | | |
6.2. | Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. | 4 | | 0.5 | | Строить графики линейных уравнений, в том числе используя цифровые ресурсы; Различать параллельные и пересекающиеся прямые по их уравнениям; | | |
6.3. | Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. | 2 | | 0.5 | | Решать простейшие системы, в которых одно из уравнений не является линейным; Приводить графическую интерпретацию решения уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными; | | |
6.4. | Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными. | 1 | | | | Приводить графическую интерпретацию решения уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными; | | |
6.5. | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | 4 | 1 | | | Решать текстовые задачи алгебраическим способом; | | |
Итого по разделу: | 13 | | | | | | |
Раздел 7.Уравнения и неравенства. Неравенства |
7.1. | Числовые неравенства и их свойства. | 1 | | | | Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически; | | |
7.2. | Неравенство с одной переменной. | 2 | | 1 | | Применять свойства неравенств в ходе решения задач; | | |
7.3. | Линейные неравенства с одной переменной и их решение. | 2 | | 0.5 | | Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать решение неравенства на числовой прямой; | | |
7.4. | Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение. | 3 | | 0.5 | | Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; | | |
7.5. | Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой | 4 | 1 | | | Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; | | |
Итого по разделу: | 12 | | | | | | |
Раздел 8.Функции. Основные понятия |
8.1. | Понятие функции. | 1 | | | | Использовать функциональную терминологию и символику; | | |
8.2. | Область определения и множество значений функции. | 1 | | 0.5 | | Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функции; | | |
8.3. | Способы задания функций. | 1 | | | | Строить по точкам графики функций; Описывать свойства функции на основе её графического представления; | | |
8.4. | График функции. | 1 | | 0.5 | | Строить по точкам графики функций; Использовать функциональную терминологию и символику; | | |
8.5. | Свойства функции, их отображение на графике | 1 | 1 | | | Приводить примеры процессов и явлений с заданными свойствами; Использовать компьютерные программы для построения графиков функций и изучения их свойств; | | |
Итого по разделу: | 5 | | | | | | |
Раздел 9.Функции. Числовые функции |
9.1. | Чтение и построение графиков функций. | 1 | | | | Находить с помощью графика функции значение одной из рассматриваемых величин по значению другой; В несложных случаях выражать формулой зависимость между величинами; | | |
9.2. | Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. | 1 | | 0.25 | | В несложных случаях выражать формулой зависимость между величинами; Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой; | | |
9.3. | Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. | 2 | | 0.25 | | Распознавать виды изучаемых функций; Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; | | |
9.4. | Гипербола. | 1 | | 0.25 | | Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; | | |
9.5. | График функции y = x2. | 1 | | 0.25 | | Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; | | |
9.6. | Функции y = x², y = x³, у=√х, y= х ; графическое решение уравнений и систем уравнений | 3 | 1 | | | Использовать функционально-графические представления для решения и исследования уравнений и систем уравнений; Применять цифровые ресурсы для построения графиков функций; | | |
Итого по разделу: | 9 | | | | | | |
Раздел 10. Повторение и обобщение |
10.1. | Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 6 | 1 | | | Выбирать, применять, оценивать способы сравнения чисел, вычислений, преобразований выражений, решения уравнений; Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата вычислений, преобразований, построений; Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов; Решать текстовые задачи, сравнивать, выбирать способы решения задачи; | | |
Итого по разделу: | 6 | | | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 10 | 12.5 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Квадратный корень из числа. | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; |
2. | Квадратный корень из числа. | 1 | | | | |
3. | Понятие об иррациональном числе. | 1 | | | | |
4. | Десятичные приближения иррациональных чисел. | 1 | | | | |
5. | Действительные числа. | 1 | | | | |
6. | Сравнение действительных чисел. | 1 | | | | |
7. | Арифметический квадратный корень. | 1 | | | | |
8. | Арифметический квадратный корень. | 1 | | | | |
9. | Уравнение вида x2= a. | 1 | | | | |
10. | Свойства арифметических квадратных корней. | 1 | | | | |
11. | Свойства арифметических квадратных корней. | 1 | | | | |
12. | Свойства арифметических квадратных корней. | 1 | | | | |
13. | Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни | 1 | | | | |
14. | Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни | 1 | | | | |
15. | Контрольная работа квадратные корни | 1 | | | | |
16. | Степень с целым показателем. | 1 | | | | |
17. | Степень с целым показателем. | 1 | | | | |
18. | Стандартная запись числа. | 1 | | | | |
19. | Стандартная запись числа. | 1 | | | | |
20. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в окружающем мире. | 1 | | | | |
21. | Свойства степени с целым показателем | 1 | | | | |
22. | контрольная работа | 1 | | | | |
23. | Квадратный трёхчлен. | 1 | | | | |
24. | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | | | | |
25. | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | | | | |
26. | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | | | | |
27. | Контрольная работа Квадратный трех член | 1 | | | | |
28. | Алгебраическая дробь. | 1 | | | | |
29. | Алгебраическая дробь. | 1 | | | | |
30. | Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. | 1 | | | | |
31. | Основное свойство алгебраической дроби. | 1 | | | | |
32. | Основное свойство алгебраической дроби. | 1 | | | | |
33. | Основное свойство алгебраической дроби. | 1 | | | | |
34. | Сокращение дробей. | 1 | | | | |
35. | Сокращение дробей. | 1 | | | | |
36. | Сокращение дробей. | 1 | | | | |
37. | Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. | 1 | | | | |
38. | Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. | 1 | | | | |
39. | Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. | 1 | | | | |
40. | Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. | 1 | | | | |
41. | Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. | 1 | | | | |
42. | Контрольная работа Алгебраическая дробь. | 1 | | | | |
43. | Квадратное уравнение. | 1 | | | | |
44. | Неполное квадратное уравнение. | 1 | | | | |
45. | Неполное квадратное уравнение. | 1 | | | | |
46. | Формула корней квадратного уравнения. | 1 | | | | |
47. | Формула корней квадратного уравнения. | 1 | | | | |
48. | Формула корней квадратного уравнения. | 1 | | | | |
49. | Теорема Виета. | 1 | | | | |
50. | Теорема Виета. | 1 | | | | |
51. | Решение уравнений, сводящихся к квадратным. | 1 | | | | |
52. | Решение уравнений, сводящихся к квадратным. | 1 | | | | |
53. | Простейшие дробно- рациональные уравнения. | 1 | | | | |
54. | Простейшие дробно- рациональные уравнения. | 1 | | | | |
55. | Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений | 1 | | | | |
56. | Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений | 1 | | | | |
57. | Контрольная работа квадратные уравнения | 1 | | | | |
58. | Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. | 1 | | | | |
59. | Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. | 1 | | | | |
60. | Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | | | |
61. | Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | | | |
62. | Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | | | |
63. | Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | | | |
64. | Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | | | |
65. | Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | | | |
66. | Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными. | 1 | | | | |
67. | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | 1 | | | | |
68. | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | 1 | | | | |
69. | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | 1 | | | | |
70. | Контрольная работа Системы уравнений | 1 | | | | |
71. | Числовые неравенства и их свойства. | 1 | | | | |
72. | Неравенство с одной переменной. | 1 | | | | |
73. | Неравенство с одной переменной. | 1 | | | | |
74. | Линейные неравенства с одной переменной и их решение. | 1 | | | | |
75. | Линейные неравенства с одной переменной и их решение. | 1 | | | | |
76. | Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение. | 1 | | | | |
77. | Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение. | 1 | | | | |
78. | Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение. | 1 | | | | |
79. | Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой | 1 | | | | |
80. | Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой | 1 | | | | |
81. | Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой | 1 | | | | |
82. | Контрольная работа Неравенства | 1 | | | | |
83. | Понятие функции. | 1 | | | | |
84. | Область определения и множество значений функции. | 1 | | | | |
85. | Способы задания функций. | 1 | | | | |
86. | График функции. | 1 | | | | |
87. | Свойства функции, их отображение на графике | 1 | | | | |
88. | Чтение и построение графиков функций. | 1 | | | | |
89. | Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. | 1 | | | | |
90. | Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. | 1 | | | | |
91. | Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. | 1 | | | | |
92. | Гипербола. | 1 | | | | |
93. | График функции y = x2. | 1 | | | | |
94. | Функции y = x², y = x³, у=√х, y= х ; графическое решение уравнений и систем уравнений | 1 | | | | |
95. | Функции y = x², y = x³, у=√х, y= х ; графическое решение уравнений и систем уравнений | 1 | | | | |
96. | Контрольная работа Числовые функции | 1 | | | | |
97. | Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 1 | | | | |
98. | Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 1 | | | | |
99. | Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 1 | | | | |
100. | 100. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 1 | | | | |
101. | 101. Контрольная работа | 1 | | | | |
102. | 102. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 10 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и другие, Алгебра, 8 класс, Акционерное общество "Издательство "Просвещение";
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации. 8 класс: учебное пособие
А45 для общеобразоват. организаций / [С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова и др.]. — М. : Просвещение, 2015. — 000 с.: ил. —ISBN 978-5-09-027783-9.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
https://edu.1sept.ru/
https://edu.skysmart.ru/
https://resh.edu.ru/
https://math-oge.sdamgia.ru/
https://edu.orb.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор