Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по предмету «Алгебра» для 8 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2017 года №1897,
Учебного плана МБОУ «Простинской основной общеобразовательной школы» НМР РТ на 2019 – 2020 учебный год,
Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Простинской основной общеобразовательной школы» НМР РТ,
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. / Сост. Г. М.Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.- 3 изд., М.: Просвещение, 2014 г.
Учебник Ю. Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б.Суворовой «Алгебра 9» под редакцией С.А. Теляковского, М.: «Просвещение» 2018г
Основные направления коррекционной работы с учащимися имеющие ОВЗ
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ (7 вид обучения) являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих учащихся, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому учащиеся с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Содержание программы направлено на решение следующих коррекционных задач:
-продолжить формировать познавательные интересы учащихся и их самообразовательные навыки;
- создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя из его образовательных способностей и интересов;
-приобрести (достигнуть) учащимся уровня образованности, соответствующего его личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития;
Важнейшим условием построения учебного процесса для учащихся с ОВЗ, является доступность, что достигается выделением в каждой теме главного, дифференциацией материала, многократного повторения пройденного материала, выполнение заданий по алгоритму, ликвидация пробелов.
В процессе обучения уделяется внимание словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у учащихся понятий и определений. Учащиеся развивают память путем усвоения и многократного повторения определений, понятий. К основным методам, применяемым на уроках относятся: беседа, объяснение, рассказ, упражнения (тренировочные, по шаблону, самостоятельные), метод наблюдения, дидактические игры.
Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса алгебры 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для детей с ОВЗ. Некоторый материал программы дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов, как ознакомительный для обзорного изучения.
Темы изучаются как ознакомительные: «Функция у=k/x и ее график», «Функция у = √х и ее график», «Элементы статистики», «Иррациональные числа», «Нахождение приближенных значений квадратного корня», «Стандартный вид числа», «Приближенные вычисления», «Решение квадратных уравнений, выделением квадрата двучлена», «Вывод формулы корней квадратного уравнения», «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни в знаменателе дроби» «Теорема Виета». Освободившие часы, направлены для коррекции индивидуальных пробелов.
Содержание курса по сравнению с традиционным пересмотрено таким образом, чтобы оно было адекватно особенностям восприятия данной категории школьников. Объем изучаемого материала в целом меньше, чем в традиционном курсе, что позволяет принять небыстрый темп продвижения в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений). Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры
Цели обучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры.
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
Цель обучения алгебре для учащихся с ОВЗ:
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика и другие),
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,
осуществления функциональной подготовки школьников.
Задачи обучения:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Задачи обучения алгебре в классе для учащихся с ОВЗ:
формирование доступных учащимся математических знаний и умений, помогающих практически применять их в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Формы и методы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, работа по информационным карточкам.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана на 105 часов из расчета 3 часа в неделю. Обучение проводится на базовом уровне.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Рациональные дроби (23 часа)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у =
и её график.
Глава 2.Квадратные корни (17 часов)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у =
, её свойства и график.
Глава 3. Квадратные уравнения (22 часа)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Глава 4. Неравенства (18 часов)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики(16 часов)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
6.Повторение ( 6 часов)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы в форме ОГЭ.
Тематическое планирование
№ п/п | Последовательность разделов, тем | Количество часов |
| 1. Рациональные дроби | 23 |
| 2.Квадратные корни | 17 |
| 3. Квадратные уравнения | 22 |
| 4. Неравенства | 18 |
| 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики. | 16 |
| 6.Повторение | 9 |
| всего | 105 |
Календарно-тематический план
№ | Последовательность разделов и тем | Дата |
план | факт |
Глава 1. Рациональные дроби. | |
1. | Рациональные выражения, п.1. | | |
2. | Рациональные выражения, п.1. | | |
3. | Основное свойство дроби. Сокращение дробей, п. 2. | | |
4. | Основное свойство дроби. Сокращение дробей, п. 2. | | |
5. | Основное свойство дроби. Сокращение дробей, п. 2. | | |
6. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.3. | | |
7. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.3. | | |
8 | Входная контрольная работа | | |
9. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, п. 4. | | |
10. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, п. 4. | | |
11. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, п. 4. Подготовка к контрольной работе. | | |
12. | Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание рациональных дробей». | | |
13. | Умножение дробей. Возведение дроби в степень, п. 5. | | |
14. | Умножение дробей. Возведение дроби в степень, п. 5. | | |
15. | Деление дробей, п. 6. | | |
16. | Деление дробей, п. 6. | | |
17. | Преобразование рациональных выражений, п. 7. | | |
18. | Преобразование рациональных выражений, п. 7. | | |
19. | Преобразование рациональных выражений, п. 7. | | |
20. | Преобразование рациональных выражений. | | |
21. | Функция и ее график, п. 8. | | |
22. | Функция и ее график, п. 8. Подготовка к контрольной работе. | | |
23. | Контрольная работа № 2 по теме «Преобразование рациональных выражений». | | |
Глава 2. Квадратные корни. | |
24. | Рациональные числа, п.10. | | |
25. | Иррациональные числа, п.11. | | |
26. | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень, п. 12. | | |
27. | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень, п. 12. | | |
28. | Уравнение , п.13. | | |
29. | Нахождение приближенных значений квадратного корня, п.14. | | |
30. | Функция и ее график, п.15. | | |
31. | Функция и ее график, п.15. | | |
32. | Квадратный корень из произведения, дроби. П. 16 | | |
33. | Квадратный корень из произведения, дроби. П. 17. | | |
34. | Квадратный корень из произведения, дроби и степени, п. 16, 17. Подготовка к контрольной работе. | | |
35. | Контрольная работа № 3 по теме «Свойства арифметического квадратного корня». | | |
36. | Вынесение множителя из-под знака корня, п. 18. | | |
37. | Внесение множителя под знак корня, п. 18. | | |
38. | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни, п.19. | | |
39. | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни, п.19. Подготовка к контрольной работе. | | |
40. | Контрольная работа № 4 по теме «Квадратные корни». (Промежуточная) | | |
Глава 3. Квадратные уравнения | | |
41. | Неполные квадратные уравнения, п. 21. | | |
42. | Неполные квадратные уравнения, п. 21. | | |
43. | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена. | | |
44. | Формула корней квадратного уравнения. П.22. | | |
45. | Формула корней квадратного уравнения. П.22. | | |
46. | Формула корней квадратного уравнения. П.22. | | |
47. | Решение задач с помощью квадратных уравнений, п.23. | | |
48. | Решение задач с помощью квадратных уравнений, п.23. | | |
49. | Теорема Виета, п.24. | | |
50. | Теорема Виета, п.24. Подготовка к контрольной работе. | | |
51. | Контрольная работа № 5 по теме «Решение квадратных уравнений». | | |
52. | Решение дробных рациональных уравнений, п. 25. | | |
53. | Решение дробных рациональных уравнений, п. 25. | | |
54. | Решение дробных рациональных уравнений, п. 25. | | |
55. | Решение дробных рациональных уравнений. П. 25. | | |
56. | Решение задач с помощью рациональных уравнений, п. 26. | | |
57. | Решение задач с помощью рациональных уравнений, п. 26. | | |
58. | Решение задач с помощью рациональных уравнений, п. 26. | | |
59. | Решение задач с помощью рациональных уравнений, п. 26. | | |
60. | Графический способ решения уравнений. | | |
61. | Графический способ решения уравнений. Подготовка к контрольной работе. | | |
62. | Контрольная работа № 6 по теме «Дробные рациональные уравнения». | | |
Глава 4: Неравенства | |
63. | Числовые неравенства. П. 28. | | |
64. | Числовые неравенства. П. 29. | | |
65. | Свойства числовых неравенств, п. 28, 29. | | |
66. | Свойства числовых неравенств, п. 28, 29. | | |
67. | Сложение и умножение числовых неравенств, п. 30. | | |
68. | Сложение и умножение числовых неравенств, п. 30. | | |
69. | Погрешность и точность приближения. Подготовка к контрольной работе. П.31 | | |
70. | Контрольная работа № 7 по теме «Свойства числовых неравенств». | | |
71. | Пересечение и объединение множеств. П.32. | | |
72. | Числовые промежутки, п.33. | | |
73. | Решение неравенств с одной переменной, п. 34. | | |
74. | Решение неравенств с одной переменной, п. 34. | | |
75. | Решение неравенств с одной переменной, п. 34. | | |
76. | Решение неравенств с одной переменной, п. 34. | | |
77. | Решение систем неравенств с одной переменной, п. 35. | | |
78. | Решение систем неравенств с одной переменной, п. 35. | | |
79. | Решение систем неравенств с одной переменной, п. 35. Подготовка к контрольной работе. | | |
80. | Контрольная работа №8 «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной» | | |
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики | |
81. | Определение степени с целым отрицательным показателем, п.37 | | |
82. | Определение степени с целым отрицательным показателем, п. 37. | | |
83. | Свойства степени с целым показателем, п. 38. | | |
84. | Свойства степени с целым показателем, п. 38. | | |
85. | Стандартный вид числа, п. 39. | | |
86. | Стандартный вид числа, п. 39. | | |
87. | Сбор и группировка статистических данных. П.40 | | |
88. | Наглядное представление статистической информации.п.41 | | |
89. | Функции и п.42 | | |
90. | Дисперсия и среднее статистическое отклонение. П.43 | | |
91. | Повторение. | | |
92. | Повторение. Подготовка к контрольной работе. | | |
93. | Контрольная работа № 9 по теме «Степень с целым показателем». | | |
94. | Повторение | | |
95. | Повторение | | |
Итоговое повторение | |
96. | Рациональные дроби. | | |
97. | Квадратные корни. | | |
98. | Квадратные уравнения. | | |
99. | Решение задач с помощью квадратных уравнений. Подготовка к контрольной работе. | | |
100. | Промежуточная Аттестация | | |
101. | Неравенства. | | |
102. | Итоговая контрольная работа. | | |
103 | Апробация решений тестовых работ в форме ОГЭ | | |
104 | Апробация решений тестовых работ в форме ОГЭ | | |
105 | Апробация решений тестовых работ в форме ОГЭ | | |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам.директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
8