Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»
Пристенского района Курской области
СОГЛАСОВАНА ПРИНЯТА МС школы УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО «_____» ____________2022 г. «_____» ____________2022 г.
Учителей ЕМЦ Протокол № _____________ Приказ № _______________
«_____» ____________2022 г. Председатель МС Директор школы
Протокол № __________ _____________/Уколова Н. В./ _____________/Дзюба Л. И./
Руководитель
___________/Юрьева Л.Д./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: Алгебра
основное общее образование
9 класс
количество часов 102 (3 часа в неделю)
учитель Бочарова Екатерина Алексеевна
2022-2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ № 1 п.Пристень», Положением о рабочей программе МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень», учебным планом МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» на 2022-2023 учебный год, на основе учебника «Алгебра – 9» авторов: Ю.М. Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин.. и др- М.: Просвещение, 2019г.
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» в 9 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;
Положением о структуре порядка разработки и утверждения рабочих программ МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;
Учебным планом МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» на 2022-2023 учебный год;
Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы / составитель: Т. А. Бурмистрова – М. Просвещение.
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Целями изучения курса алгебры в 9 классе являются:
• формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
• развитие алгоритмического мышления учащихся;
• получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов;
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
• Применение знаний и умений в жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что ее объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, периодических и др.) для формирования у школьников представления о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.
При изучении этого компонента обогащаются представления о современной картине мира и методов его исследования, развиваются представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, используются функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей.
Важной задачей этого компонента является формирование функциональной грамотности умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих целей и результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
в направлении личностного развития:
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора, оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
в предметном направлении:
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение курса алгебры 8 класса.
Знать: алгоритм решения неравенств, свойства квадратичной функции; её график; алгоритм построения графика квадратичной функции.
Уметь:
применять свойства квадратных корней для упрощения выражений и вычисления корней;
использовать формулы корней квадратного уравнения;
проводить замену переменной;
решать квадратные уравнения и уравнения, получившиеся из замены;
решать биквадратные уравнения, решать простейшие линейные неравенства;
отмечать на числовой оси решение неравенства, правильно найти ответ в виде числового промежутка;
решать неравенства, используя метод интервалов, выполнять построение графиков квадратичной функции, по графику определять свойства функции.
Степень с рациональным показателем.
Степень с целым показателем и её свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем. Корень n-й степени, степень с рациональным показателем.
Знать:
определение степени с целым отрицательным показателем, свойства степени;
определение корня n- степени, его свойства; свойства корня n- степени;
как выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы;
правила возведения неравенства в квадрат, у которого левая и правая части положительны, в рациональную степень.
Уметь:
представлять степень с целым отрицательным показателем в виде дроби и наоборот, применять все свойства;
выполнять преобразования выражений, содержащих радикалы находить значения степени с рациональным показателем; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени.
Степенная функция.
Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Чётность и нечётность функции. Функция
.
Знать:
определение функции, области определения и области значения функции;
определение возрастающей и убывающей функции на промежутке;
условия возрастания и убывания функции y = xr; определение чётной и нечётной функции; как расположен график четной и нечетной функции; свойства функция y =
, её график.
Уметь:
находить область определения функции;
строить графики степенной функции при различных значениях показателя;
описывать по графику свойства функции. по формуле определять четность и нечетность функции, приводить примеры этих функций;
строить график функции y =
, описывать по графику свойства функции;
строить график функции y =
, описывать свойства функции;
использовать свойства степенной функции при решении различных уравнений и неравенств, решать иррациональное уравнение.
Прогрессии.
Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии.
Знать:
определение числовой последовательности;
определение и формулу n –го члена арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии;
формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии;
определение и формулу n –го члена прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии;
формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии.
Уметь:
приводить примеры последовательностей;
определять член последовательности по формуле;
применять при решении задач указанные формулы.
Случайные события.
События невозможные, достоверные, случайные. Совместные и несовместные события. Равновозможные события. Классическое определение вероятности события. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятности. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.
Знать:
определения невозможного, достоверного и случайного события; совместного и несовместного события;
правило геометрических вероятностей;
определение относительной частоты события, статистической вероятности; закон больших чисел.
Уметь:
заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц;
решать вероятностные задачи с помощью комбинаторики;
применять правило геометрической вероятности при решении задач.
Случайные величины.
Таблицы распределения значений случайной величины. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.
Иметь:
представление о таблице распределения данных в таблице сумм;
представление о полигоне частот, о полигоне относительных частот, о разбиении на классы, о столбчатой и круговой диаграммах;
о генеральной совокупности, выборке, репрезентативной выборке, объёме генеральной совокупности, о выборочном методе, среднем арифметическом относительных частот.
Уметь:
составлять по задаче таблицы распределения данных находить размах, моду, медиану совокупности значений, среднее значение случайной величины.
7. Множества. Логика.
Множества. Высказывания. Теоремы. Следование и равносильность. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Множества точек на координатной плоскости.
Знать:
формулы расстояние между двумя точками, уравнение окружности; уравнение прямой.
Уметь:
находить на числовом множестве разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств;
сформулировать высказывание, находить множество истинности предложения, определять, истинно или ложно высказывание;
находить расстояние между двумя точками, записывать уравнение окружности с заданным центром и радиусом;
записывать уравнение прямой, проходящей через заданные точки;
устанавливать взаимное расположение прямых;
с помощью графической иллюстрации определить фигуру, заданную системой уравнений.
8. Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 классов.
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
решать линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближённого решения уравнений и неравенств графический метод; изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений, неравенств и их систем;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи.
4. Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания школы на 2022-2023 учебный год на уровне основного общего образования.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений):
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Дата | №/№ уроков | Тема урока | Количество часов | Примечание |
| Повторение. | 5 | |
| 1 | Квадратные корни. Квадратные уравнения. | 1 | |
| 2 | Неравенства с одной переменной. | 1 | |
| 3 | Квадратные неравенства. | 1 | |
| 4 | Квадратичная функция, её свойства и график. | 1 | |
| 5 | Контрольная работа по повторению. | 1 | |
| Степень с рациональным показателем. | 15 | |
| 6-8 | Степень с целым показателем. | 3 | |
| 9 | Арифметический корень натуральной степени. | 1 | |
| 10-12 | Свойства арифметического корня. | 3 | |
| 13 | Степень с рациональным показателем. | 1 | |
| 14-15 | Свойства степени с рациональным показателем. | 2 | |
| 16-17 | Преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем. | 2 | |
| 18 | Возведение в степень числового неравенства. | 1 | |
| 19 | Понятие логарифма. | 1 | |
| 20 | Контрольная работа № 1. | 1 | |
| Степенная функция. | 16 | |
| 21 | Область определения функции. | 1 | |
| 22 | График функции. | 1 | |
| 23-24 | Возрастание и убывание функции. | 2 | |
| 25 | Чётность и нечётность функции. | 1 | |
| 26-27 | Степенная функция и ее свойства. | 2 | |
| 28-29 | Графики степенных функций. | 2 | |
| 20-31 | Функция y = | 2 | |
| 32-34 | Уравнения и неравенства, содержащие степень. | 3 | |
| 35 | Обобщающий урок. | 1 | |
| 36 | Контрольная работа № 2. | 1 | |
| Прогрессии. | 15 | |
| 37-38 | Числовая последовательность. | 2 | |
| 39-40 | Арифметическая прогрессия. | 2 | |
| 41-42 | Сумма п первых членов арифметической прогрессии. | 2 | |
| 43 | Контрольная работа № 3. | 1 | |
| 44-46 | Геометрическая прогрессия. | 3 | |
| 47-48 | Сумма п первых членов геом. прогрессии. | 2 | |
| 49 | Бесконечно убывающая геом. прогрессия. | 1 | |
| 50 | Обобщающий урок по теме «Геометрическая прогрессия». | 1 | |
| 51 | Контрольная работа № 4. | 1 | |
| Случайные события. | 10 | |
| 52 | События. | 1 | |
| 53 | Вероятность события. | 1 | |
| 54-56 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. | 3 | |
| 57 | Геометрическая вероятность. | 1 | |
| 58-59 | Относительная частота и закон больших чисел. | 2 | |
| 60 | Обобщающий урок. | 1 | |
| 61 | Контрольная работа № 5. | 1 | |
| Случайные величины. | 10 | |
| 62-63 | Таблицы распределения. | 2 | |
| 64-65 | Полигоны частот. | 2 | |
| 66-67 | Генеральная совокупность и выборка. | 2 | |
| 68-69 | Размах и центральные тенденции. | 2 | |
| 70 | Обобщающий урок. | 1 | |
| 71 | Контрольная работа № 6. | 1 | |
| Множества. Логика. | 10 | |
| 72 | Множества. | 1 | |
| 73 | Высказывания. Теоремы. | 1 | |
| 74 | Следование и равносильность. | 1 | |
| 75-76 | Уравнение окружности. | 2 | |
| 77-78 | Уравнение прямой. | 2 | |
| 79-80 | Множества точек на координатной плоскости. | 2 | |
| 81 | Зачет по теме «Множества. Логика». | 1 | |
| Повторение курса алгебры. | 18 | |
| 82-84 | Выражения и их преобразования. | 3 | |
| 85-87 | Уравнения и системы уравнений. | 3 | |
| 88-91 | Неравенства и системы неравенств. | 4 | |
| 92-94 | Текстовые задачи. | 3 | |
| 95 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
| 96-97 | Функции и графики. | 2 | |
| 98-99 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 2 | |
| Резерв. | 3 | |
| 100-102 | Резерв | 3 | |