СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре 9 класс 2022-2023

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 9 класс 2022-2023»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»

Пристенского района Курской области



      1. СОГЛАСОВАНА ПРИНЯТА МС школы УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО «_____» ____________2022 г. «_____» ____________2022 г.

Учителей ЕМЦ Протокол № _____________ Приказ № _______________

«_____» ____________2022 г. Председатель МС Директор школы

Протокол № __________ _____________/Уколова Н. В./ _____________/Дзюба Л. И./

Руководитель

___________/Юрьева Л.Д./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет: Алгебра

основное общее образование

9 класс

количество часов 102 (3 часа в неделю)

учитель Бочарова Екатерина Алексеевна





















2022-2023


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ № 1 п.Пристень», Положением о рабочей программе МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень», учебным планом МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» на 2022-2023 учебный год, на основе учебника «Алгебра – 9» авторов: Ю.М. Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин.. и др- М.: Просвещение, 2019г.

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» в 9 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

        • Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

  • Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;

  • Положением о структуре порядка разработки и утверждения рабочих программ МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;

  • Учебным планом МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» на 2022-2023 учебный год;

  • Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы / составитель: Т. А. Бурмистрова – М. Просвещение.

Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Целями изучения курса алгебры в 9 классе являются:

• формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;

• развитие алгоритмического мышления учащихся;

• получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов;

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;

• Применение знаний и умений в жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что ее объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, периодических и др.) для формирования у школьников представления о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.

При изучении этого компонента обогащаются представления о современной картине мира и методов его исследования, развиваются представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, используются функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей.

Важной задачей этого компонента является формирование функциональной грамотности умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих целей и результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

в направлении личностного развития:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  •  представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

в метапредметном направлении:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора, оснований и критериев;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.

в предметном направлении:

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Повторение курса алгебры 8 класса.

Знать: алгоритм решения неравенств, свойства квадратичной функции; её график; алгоритм построения графика квадратичной функции.

Уметь:

  • применять свойства квадратных корней для упрощения выражений и вычисления корней;

  • использовать формулы корней квадратного уравнения;

  • проводить замену переменной;

  • решать квадратные уравнения и уравнения, получившиеся из замены;

  • решать биквадратные уравнения, решать простейшие линейные неравенства;

  • отмечать на числовой оси решение неравенства, правильно найти ответ в виде числового промежутка;

  • решать неравенства, используя метод интервалов, выполнять построение графиков квадратичной функции, по графику определять свойства функции.

  1. Степень с рациональным показателем.

Степень с целым показателем и её свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем. Корень n-й степени, степень с рациональным показателем.

Знать:

  • определение степени с целым отрицательным показателем, свойства степени;

  • определение корня n- степени, его свойства; свойства корня n- степени;

  • как выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы;

  • правила возведения неравенства в квадрат, у которого левая и правая части положительны, в рациональную степень.

Уметь:

  • представлять степень с целым отрицательным показателем в виде дроби и наоборот, применять все свойства;

  • выполнять преобразования выражений, содержащих радикалы находить значения степени с рациональным показателем; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени.

  1. Степенная функция.

Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Чётность и нечётность функции. Функция .

Знать:

  • определение функции, области определения и области значения функции;

  • определение возрастающей и убывающей функции на промежутке;

  • условия возрастания и убывания функции y = xr; определение чётной и нечётной функции; как расположен график четной и нечетной функции; свойства функция y = , её график.

Уметь:

  • находить область определения функции;

  • строить графики степенной функции при различных значениях показателя;

  • описывать по графику свойства функции. по формуле определять четность и нечетность функции, приводить примеры этих функций;

  • строить график функции y = , описывать по графику свойства функции;

  • строить график функции y = , описывать свойства функции;

  • использовать свойства степенной функции при решении различных уравнений и неравенств, решать иррациональное уравнение.

  1. Прогрессии.

Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии.

Знать:

  • определение числовой последовательности;

  • определение и формулу n –го члена арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии;

  • формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии;

  • определение и формулу n –го члена прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии;

  • формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии.

Уметь:

  • приводить примеры последовательностей;

  • определять член последовательности по формуле;

  • применять при решении задач указанные формулы.

  1. Случайные события.

События невозможные, достоверные, случайные. Совместные и несовместные события. Равновозможные события. Классическое определение вероятности события. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятности. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.

Знать:

  • определения невозможного, достоверного и случайного события; совместного и несовместного события;

  • правило геометрических вероятностей;

  • определение относительной частоты события, статистической вероятности; закон больших чисел.

Уметь:

  • заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц;

  • решать вероятностные задачи с помощью комбинаторики;

  • применять правило геометрической вероятности при решении задач.

  1. Случайные величины.

Таблицы распределения значений случайной величины. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.

Иметь:

  • представление о таблице распределения данных в таблице сумм;

  • представление о полигоне частот, о полигоне относительных частот, о разбиении на классы, о столбчатой и круговой диаграммах;

  • о генеральной совокупности, выборке, репрезентативной выборке, объёме генеральной совокупности, о выборочном методе, среднем арифметическом относительных частот.

Уметь:

  • составлять по задаче таблицы распределения данных находить размах, моду, медиану совокупности значений, среднее значение случайной величины.

7. Множества. Логика.

Множества. Высказывания. Теоремы. Следование и равносильность. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Множества точек на координатной плоскости.

Знать:

  • формулы расстояние между двумя точками, уравнение окружности; уравнение прямой.

Уметь:

  • находить на числовом множестве разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств;

  • сформулировать высказывание, находить множество истинности предложения, определять, истинно или ложно высказывание;

  • находить расстояние между двумя точками, записывать уравнение окружности с заданным центром и радиусом;

  • записывать уравнение прямой, проходящей через заданные точки;

  • устанавливать взаимное расположение прямых;

  • с помощью графической иллюстрации определить фигуру, заданную системой уравнений.

8. Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 классов.

Уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем;

  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

  • решать линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства, их системы;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

  • использовать для приближённого решения уравнений и неравенств графический метод; изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений, неравенств и их систем;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи.

4. Календарно-тематическое планирование

Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания школы на 2022-2023 учебный год на уровне основного общего образования.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:

Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений):

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


Дата

/№ уроков


Тема урока

Количество часов

Примечание


Повторение.

5



1

Квадратные корни. Квадратные уравнения.

1



2

Неравенства с одной переменной.

1



3

Квадратные неравенства.

1



4

Квадратичная функция, её свойства и график.

1



5

Контрольная работа по повторению.

1



Степень с рациональным показателем.

15




6-8


Степень с целым показателем.

3





9

Арифметический корень натуральной степени.

1




10-12


Свойства арифметического корня.

3





13

Степень с рациональным показателем.

1



14-15

Свойства степени с рациональным показателем.

2




16-17

Преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем.

2



18

Возведение в степень числового неравенства.

1



19

Понятие логарифма.

1



20

Контрольная работа № 1.

1



Степенная функция.

16



21

Область определения функции.

1



22

График функции.

1



23-24

Возрастание и убывание функции.

2




25

Чётность и нечётность функции.

1



26-27

Степенная функция и ее свойства.

2



28-29

Графики степенных функций.

2




20-31

Функция y =

2




32-34

Уравнения и неравенства, содержащие степень.

3





35

Обобщающий урок.

1



36

Контрольная работа № 2.

1



Прогрессии.

15



37-38

Числовая последовательность.

2



39-40

Арифметическая прогрессия.

2




41-42

Сумма п первых членов арифметической прогрессии.

2



43

Контрольная работа № 3.

1




44-46


Геометрическая прогрессия.

3





47-48

Сумма п первых членов геом. прогрессии.

2




49

Бесконечно убывающая геом. прогрессия.

1



50

Обобщающий урок по теме «Геометрическая прогрессия».

1



51

Контрольная работа № 4.

1



Случайные события.

10



52

События.

1



53

Вероятность события.

1




54-56

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики.

3





57

Геометрическая вероятность.

1



58-59

Относительная частота и закон больших чисел.

2




60

Обобщающий урок.

1



61

Контрольная работа № 5.

1



Случайные величины.

10



62-63

Таблицы распределения.

2




64-65

Полигоны частот.

2




66-67

Генеральная совокупность и выборка.

2




68-69

Размах и центральные тенденции.

2




70

Обобщающий урок.

1



71

Контрольная работа № 6.

1



Множества. Логика.

10



72

Множества.

1



73

Высказывания. Теоремы.

1



74

Следование и равносильность.

1



75-76

Уравнение окружности.

2




77-78

Уравнение прямой.

2




79-80

Множества точек на координатной плоскости.

2




81

Зачет по теме «Множества. Логика».

1



Повторение курса алгебры.

18



82-84

Выражения и их преобразования.

3




85-87

Уравнения и системы уравнений.

3




88-91

Неравенства и системы неравенств.

4



92-94

Текстовые задачи.

3




95

Итоговая контрольная работа

1



96-97

Функции и графики.

2




98-99

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

2




Резерв.

3



100-102

Резерв

3