Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре в 9 классе разработана на основании:
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования РФ от 17.12.2010 год № 1897) с изменениями (приказ Министерства образования РФ от 31.12.2015 год № 1577);
- письма Министерства образования и науки РФ № 08/1786 от 28.10.2015 года. «О рабочих программах».
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «ООШ» п. Березовый города Свирска Иркутской области.
-Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. / Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2008
Цели и задачи
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники. Средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии
Общая характеристика предмета
Математическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Математика – универсальный язык науки, средство моделирования явлений и процессов.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и
явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения,
способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенно усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В курсе алгебры 9 класса систематизируются, обобщаются и расширяются сведения о свойствах функций; формируется понятие корня n-ой степени, умения решать квадратные неравенства, простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем, формируются умения решать задачи на применение формул n-ого члена и суммы n первых членов прогрессии, решать простейшие комбинаторные задачи.
Система промежуточного и итогового контроля предусматривает следующие формы: самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тесты, математические диктанты, устный опрос.
Программу сопровождает календарно-тематическое планирование, составленное на основе авторского. Общее количество контрольных работ: 9 (включая 2 диагностические работы: стартовую и по повторению). Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы и итогового теста.
Согласно базисному учебному плану планирование учебного материала по алгебре для 9 класса (базовый уровень) составлено из расчета 3 часов в неделю (всего 102 часа в год).
Перечень учебно – методического обеспечения
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., и др. Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, под ред. Теляковского С.А. – М.: «Просвещение», 2007г.
Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Дидактические материалы по алгебре, 9кл, М.: «Просвещение», 2007 г.
Жохов. В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г., Дидактические материалы по алгебре, 9 класс, М.: Просвещение, 2008 г.
Контрольно-измерительные материалы
Алгебра, Программы общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008г.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. /Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2008
Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. \ Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2008
Алтынов П.И. Тесты по алгебре, М.: Просвещение», 2007г.
Дидактические материалы по алгебре 9 класс. / Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г., Короткова Л.М. /М.: Просвещение, 2006;
Математика. 9 класс. Подготовка к «малому ЕГЭ» / Кочагина М.Н., Кочагин В.В. М.: «Эксмо», 2007.
Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2008;
Поурочные планы алгебра 9 класс. / Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. - Волгоград: Учитель, 2005
Поурочные планы алгебра 9 класс. / Г. И. Ковалева. - Волгоград: Учитель, 2012
Тесты. Алгебра 7-9 классы./П. И. Алтынов. - М.: «Дрофа», 2000 г;
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Алгебра» в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
В требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Содержание учебного предмета
1. Вводное повторение2 часа из них стартовая контрольная работа 1 ч
2. Свойства функций. Квадратичная функция 20 часов, из них контрольных работ 2 ч
Функции и их свойства. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Квадратичная функция и ее график. Степенная функция.
Основная цель - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиками квадратичной и степенной функции
3. Уравнения и неравенства с одной переменной 14 часов, из них контрольных работ 1 ч
Уравнения с одной переменной: целые уравнения, дробные рациональные уравнения. Неравенства с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + вх + с 2 + вх + с 0, где а≠0
4.Уравнения и неравенства с двумя переменными 17 часов, из них контрольных работ 1 ч
Уравнения с двумя переменными и их системы. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
5. Арифметическая и геометрическая прогрессии15 часов, из них контрольных работ 2 ч
Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Формулы n-ого члена и суммы nпервых членов. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель – Дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как о числовых последовательностях особого вида
6. Элементы комбинаторики и теории вероятностей 13 часов, из них контрольных работ 1 ч
Элементы комбинаторики: комбинаторное правило умножения, перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей: относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетаниями соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
7. Повторение 21 час, из них контрольных работ 1 ч тесты 1 ч
Календарно-тематическое планирование
по алгебре
Класс: 9
№ п/п | Раздел программы /Тема урока | Всего часов | Дата | Корректировка, примечание |
1,2 | Повторение Входная контрольная работа | 2 | | |
Квадратичная функция | 20 | | |
3 | Функция. Область определения и область значений функции | 1 | | |
4 | Свойства функций | 1 | | |
5 | Свойства функций | 1 | | |
6 | Квадратный трехчлен и его корни | 1 | | |
7 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | | |
8 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | | |
9 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | | |
10 | Контрольная работа №1по теме «Свойства функций, квадратный трехчлен» | 1 | | |
11 | Функция у=ах2, ее график и свойства | 1 | | |
12 | Функция у=ах2, ее график и свойства | 1 | | |
13 | Графики функций у=ах2 +nи у=а(х-m)2 | 1 | | |
14 | Построение графика квадратичной функции | 1 | | |
15 | Построение графика квадратичной функции | 1 | | |
16 | Построение графика квадратичной функции | 1 | | |
17 | Функция у = х | 1 | | |
18 | Определение корня n-ой степени | 1 | | |
19 | Свойства арифметического корня n-ой степени | 1 | | |
20 | Свойства арифметического корня n-ой степени | 1 | | |
21 | Решение задач | 1 | | |
22 | Контрольная работа №2по теме «Квадратичная и степенная функции» | 1 | | |
Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | | |
23 | Целое уравнение и его корни | 1 | | |
24 | Целое уравнение и его корни | 1 | | |
25 | Целое уравнение и его корни | 1 | | |
26 | Уравнения, приводимые к квадратным | 1 | | |
27 | Уравнения, приводимые к квадратным | 1 | | |
28 | Уравнения, приводимые к квадратным | 1 | | |
29 | Уравнения, приводимые к квадратным | 1 | | |
30 | Уравнения с одной переменной | 1 | | |
31 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | | |
32 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | | |
33 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | | |
34 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | | |
35 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | | |
36 | Контрольная работа №3по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | | |
Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | | |
37 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | | |
38 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | | |
39 | Решение систем уравнений второй степени способом подстановки | 1 | | |
40 | Решение систем уравнений второй степени способом подстановки | 1 | | |
41 | Решение систем уравнений второй степени способом подстановки | 1 | | |
42 | Решение систем уравнений второй степени способом подстановки | 1 | | |
43 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | | |
44 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | | |
45 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | | |
46 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | | |
47 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | | |
48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | | |
49 | Решение неравенств с двумя переменными графическим способом | 1 | | |
50 | Решение систем неравенств с двумя переменными графическим способом | 1 | | |
51 | Решение систем неравенств с двумя переменными графическим способом | 1 | | |
52 | Решение систем неравенств с двумя переменными графическим способом | 1 | | |
53 | Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | | |
54 | Последовательности | 1 | | |
55 | Последовательности | 1 | | |
56 | Арифметическая прогрессия: определение; формула n-ого члена | 1 | | |
57 | Арифметическая прогрессия: определение; формула n-ого члена | 1 | | |
58 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 1 | | |
59 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 1 | | |
60 | Контрольная работа №5по теме «Арифметическая прогрессия» | 1 | | |
61 | Геометрическая прогрессия: определение; формула n-ого члена | 1 | | |
62 | Геометрическая прогрессия: определение; формула n-ого члена | 1 | | |
63 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 1 | | |
64 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 1 | | |
65 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии при | 1 | | |
66 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии при | 1 | | |
67 | Решение задач по теме «Геометрическая прогрессия» | 1 | | |
68 | Контрольная работа №6по теме «Геометрическая прогрессия» | 1 | | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | | |
69 | Простейшие комбинаторные задачи (комбинаторные правила сложения и умножения) | 1 | | |
70 | Простейшие комбинаторные задачи (комбинаторные правила сложения и умножения) | 1 | | |
71 | Перестановки | 1 | | |
72 | Перестановки | 1 | | |
73 | Размещения | 1 | | |
74 | Размещения | 1 | | |
75 | Сочетания | 1 | | |
76 | Сочетания | 1 | | |
77 | Решение комбинаторных задач | 1 | | |
78 | Вероятность случайного события | 1 | | |
79 | Вероятность случайного события | 1 | | |
80 | Сложение и умножение вероятностей | 1 | | |
81 | Контрольная работа №7по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 | | |
Повторение | 21 | | |
82,83 | Вычисления | 2 | | |
84-86 | Тождественные преобразования | 3 | | |
87,88 | Уравнения и системы уравнений | 2 | | |
89,90 | Неравенства | 2 | | |
91-93 | Функции и графики | 3 | | |
94,95 | Решение комбинаторных задач | 2 | | |
96-98 | Решение текстовых задач | 3 | | |
99 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
100 | Анализ итоговой работы | 1 | | |
101 | Итоговый тест | 1 | | |
102 | Анализ итогового теста | 1 | | |
| Итого | 102 | |
Календарно - тематическое планирование
Алгебра 9 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Повторение .Входная контрольная работа | 2 |
| Квадратичная функция 20 час | |
3 | Функция .Область определения и область значений функции | 1 |
4-5 | Свойства функций | 2 |
6 | Квадратный трехчлен и его корни | 1 |
7-9 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 3 |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Свойства функций. Квадратный трехчлен» | 1 |
11-12 | Функция у=ах2,ее график и свойства | 2 |
13 | Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2 | 1 |
14-16 | Построение графика квадратичной функции | 3 |
17 | Функция у=хn | 1 |
18 | Определение корня n-ой степени | 1 |
19-20 | Свойства арифметического корня n-ой степени | 1 |
21 | Решение задач | 1 |
22 | Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная и степенная функции» | 1 |
| Уравнения и неравенства с одной переменной 14 час | |
23-25 | Целое уравнение и его корни | 3 |
26-29 | Уравнения, приводимые к квадратным | 4 |
30 | Уравнения с одной переменной | 1 |
31-33 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 3 |
34-35 | Решение неравенств методом интервалов | 2 |
36 | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 |
| Уравнения и неравенства с двумя переменными 17 час | |
37-38 | Графический способ решения систем уравнений | 2 |
39-42 | Решение систем уравнений второй степени способом подстановки | 4 |
43-48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 6 |
49 | Решение неравенств с двумя переменными графическим способом | 1 |
50-52 | Решение систем неравенств с двумя переменными графическим способом | 3 |
53 | Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | |
| Арифметическая и геометрическая прогрессии 15 час | |
54-55 | Последовательности | 2 |
56-57 | Арифметическая прогрессия: определение, формула n-ого члена | 2 |
58-59 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 2 |
60 | Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия» | 1 |
61-62 | Геометрическая прогрессия: определение; формула n-ого члена | 2 |
63-64 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 2 |
65-66 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии при IqI | 2 |
67 | Решение задач по теме «Геометрическая прогрессия» | 1 |
68 | Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия» | 1 |
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей 13 час | |
69-70 | Простейшие комбинаторные задачи (комбинаторные правила сложения и умножения) | 2 |
71-72 | Перестановки | 2 |
73-74 | Размещения | 2 |
75-76 | Сочетания | 2 |
77 | Решение комбинаторных задач | 1 |
78-79 | Вероятность случайного события | 2 |
80 | Сложение и умножение вероятностей | 1 |
81 | Контрольная работа №7по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 |
| Повторение 21 час | |
82-83 | Вычисления | 2 |
84-86 | Тождественные преобразования | 2 |
87-88 | Уравнения и системы уравнений | 2 |
89-90 | Неравенства | 2 |
91-93 | Функции и графики | 3 |
94-95 | Решение комбинаторных задач | 2 |
96-98 | Решение текстовых задач | 3 |
99 | Итоговая контрольная работа | 1 |
100 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 |
101 | Итоговый тест | 1 |
102 | Анализ итогового теста | 1 |
| Итого: | 102 |
13