Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса алгебры для 7 класса разработана на основе авторской программы по алгебре Ю.Н. Макарычева, Н.Г.Миндюка, К.И.Нешкова, С.Б.Суворова и предназначена для работы по учебнику алгебры для 7 класса авторов Ю.Н. Макарычева, Н.Г.Миндюка, К.И.Нешкова, С.Б.Суворова.
Поурочное планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ Левженская СОШ» Рузаевского МР, в котором на изучение курса выделено 102 часа(3 часа в неделю).
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих результатов
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчи-вых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рас-
суждений.
метапредметные:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять еѐ в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
предметные:
уметь
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Выражения, тождества, уравнения (19 часов)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Простейшие статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, мода, размах.
Глава 2. Функции (14 часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Глава 3. Степень с натуральным показателем (14 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Глава 4. Многочлены (17 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Глава 5. Формулы сокращенного умножения (18 часов)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Глава 6. Системы линейных уравнений (11 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Повторение (7 часов)
Учебно — методическое обеспечение (УМК)
1. Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013.
2. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2013.
3. Алгебра: Дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова.- М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
1. Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013.
2. Изучение алгебры в 7—9 классах: пособие для учителей / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2011.
3. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006.
4. Алгебра: Дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова.- М.: Просвещение, 2013.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
6. Элементы статистики и теории вероятностей авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под редакцией С.А. Теляковского. М., Просвещение 2009 г.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
I. | Выражения и их преобразования. Уравнения | 19 | 13 | | 3 | | | 3 |
II. | Функции | 14 | 11 | | 1 | | | 2 |
III. | Степень с натуральным показателем | 14 | 11 | | 1 | | | 2 |
IV. | Многочлены | 17 | 12 | | 2 | | | 3 |
V. | Формулы сокращённого умножения | 18 | 13 | - | 1 | | | 4 |
VI. | Системы линейных уравнений | 11 | 8 | | 1 | | | 2 |
VII | Повторение | | 4 | | 1 | | | 1 |
| Итого | | 85 | 6 | 11 | | | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| Выражения и их преобразования | 3 | | |
1 | Числовые выражения | 1 | | |
2 | Выражения с переменными | 1 | | |
3 | Сравнение значений выражений | 1 | | |
| Преобразование выражений. | 5 | | |
4 | Свойства действий над числами. | 1 | | |
5 | Тождества. Тождественные преобразования. | 1 | | |
6 | Тождества. Тождественные преобразования. | 1 | | |
7 | Обобщающий урок «Выражения. Преобразование выражений | | | |
8 | Контрольная работа №1. По теме» Выражения. Преобразование выражений | 1 | | |
| Уравнения с одной переменной. | 8 | | |
9 | Анализ контрольной работы. Уравнение и его корни. | 1 | | |
10 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | | |
11 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | | |
12 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | | |
13 | Входная контрольная работа | 1 | | |
14 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | |
15 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | |
16 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | |
| Статистические характеристики. | 4 | | |
17 | Среднее арифметическое, размах и мода. | 1 | | |
18 | Медиана, как статистическая характеристика. | 1 | | |
19 | Обобщающий урок «Линейное уравнение с одной переменной». | 1 | | |
20 | Контрольная работа №2.по теме «Уравнения с одной переменной» | 1 | | |
| Функции и их графики. | 5 | | |
21 | Что такое функция | 1 | | |
22 | Вычисление значений функции по формуле | 1 | | |
23 | Вычисление значений функции по формуле | 1 | | |
24 | График функции | 1 | | |
25 | График функции | 1 | | |
| Линейная функция. | 9 | | |
26 | Прямая пропорциональность и ее график. | 1 | | |
27 | Прямая пропорциональность и ее график. | 1 | | |
28 | Линейная функция и ее график. | 1 | | |
29 | Линейная функция и ее график. | 1 | | |
30 | Линейная функция и ее график. | 1 | | |
31 | Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | | |
32 | Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | | |
33 | Обобщающий урок: «Линейная функция и её график». | 1 | | |
34 | Контрольная работа №3 по теме «Функции и их графики.» | 1 | | |
| Степень и ее свойства. | 7 | | |
35 | Определение степени с натуральным показателем | 1 | | |
36 | Умножение и деление степеней. | 1 | | |
37 | Умножение и деление степеней. | | | |
38 | Умножение и деление степеней. | 1 | | |
39 | Возведение в степень произведения и степени. | 1 | | |
40 | Возведение в степень произведения и степени. | 1 | | |
41 | Возведение в степень произведения и степени. | 1 | | |
| Одночлены. | 7 | | |
42 | Одночлен и его стандартный вид. | 1 | | |
43 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | | |
44 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | | |
45 | Функции y=x2 и y=x3 и их графики. | 1 | | |
46 | Функции y=x2 и y=x3 и их графики. | 1 | | |
47 | Функции y=x2 и y=x3 и их графики. | 1 | | |
48 | . Обобщение и систематизация «Степень с натуральным показателем» (урок коррекции знаний, умений ) | 1 | | |
49 | Контрольная работа №4 по теме «Функции и их графики.» | 1 | | |
| Сумма и разность многочленов. | 4 | | |
50 | Анализ контрольной работы.Многочлен и его стандартный вид. | 1 | | |
51 | Многочлен и его стандартный вид. | 1 | | |
52 | Сложение и вычитание многочленов. | 1 | | |
53 | Сложение и вычитание многочленов. | 1 | | |
| Произведение одночлена и многочлена. | 6 | | |
54 | Умножение одночлена на многочлен. | 1 | | |
55 | Умножение одночлена на многочлен. | 1 | | |
56 | Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | | |
57 | Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | | |
58 | Обобщающий урок «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен | 1 | | |
59 | Контрольная работа №5 по теме «Сумма и разность многочленов» | 1 | | |
| Произведение многочленов. | 6 | | |
60 | Умножение многочлена на многочлен. | 1 | | |
61 | Умножение многочлена на многочлен. | 1 | | |
62 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 1 | | |
63 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 1 | | |
64 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 1 | | |
65 | Обобщающий урок «Многочлены. Произведение многочленов». | 1 | | |
66 | Контрольная работа №6. по теме «Произведение многочленов» | 1 | | |
| Квадрат суммы и квадрат разности. | 4 | | |
67 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. | 1 | | |
68 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. | 1 | | |
69 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 1 | | |
70 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 1 | | |
| Разность квадратов. Сумма и разность кубов. | 7 | | |
71 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | 1 | | |
72 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | 1 | | |
73 | Разложение разности квадратов на множители. | 1 | | |
74 | Разложение разности квадратов на множители. | 1 | | |
75 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | 1 | | |
76 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | | |
77 | Обобщающий урок "Разность квадратов. Сумма и разность кубов". | 1 | | |
78 | Контрольная работа №7.по теме «Формулы сокращенного умножения» | 1 | | |
| Преобразование целых выражений. | 7 | | |
79 | Преобразование целого выражения в многочлен. | 1 | | |
80 | Преобразование целого выражения в многочлен. | 1 | | |
81 | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | | |
82 | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | | |
83 | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | | |
84 | . Обобщающий урок «Преобразование целых выражений». | 1 | | |
85 | Контрольная работа №8.по теме «Формулы сокращенного умножения» | 1 | | |
| Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. | 3 | | |
86 | Линейное уравнение с двумя переменными. | 1 | | |
87 | График линейного уравнения с двумя переменными. | 1 | | |
88 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | |
| Решение систем линейных уравнений. | 8 | | |
89 | Способ подстановки. | 1 | | |
90 | Способ подстановки. | 1 | | |
91 | Способ сложения. | 1 | | |
92 | Способ сложения. | 1 | | |
93 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 1 | | |
94 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 1 | | |
95 | Обобщающий урок «Системы линейных уравнений» | 1 | | |
96 | Контрольная работа №9 по теме «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.» | 1 | | |
| Итоговое повторение | 6 | | |
97 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | | |
98 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | |
99 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | |
100 | Линейная функция и ее график. | 1 | | |
101 | Итоговая контрольная работа | | | |
102 | Урок обобщения и систематизации | 1 | | |