Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сухинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы
________/ _____________ _____/_______________
ФИОФИО
«____»_________20___г. «____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Бабушкиной Татьяны Анатольевны, 1 категория
по курсу «Байкаловедение»
6-7 классы
Рассмотрено на заседании МО ______/____________________
протокол № ___________ от
«____» __________ 20 __г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа составлена для учащихся 6-7 классов. Программа дает возможность в течении 22 – х лет сформировать у учащихся 6-7 классов теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек - природа». Внимание школьников привлекается кособенностями чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья, о. Байкал, Забайкалья к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.
Данная программа используется в региональном компоненте школы.
Актуальность.
В современных условиях, когда происходит разносторонне воздействие человека и общества на природу, большую актуальность приобретает экологическое образование подрастающего поколения. Наша республика относится к числу «горячих», самых экологических точек на Земле. И особое беспокойство вызывает озеро Байкал, которое крупнейшим природным объектом не только российского, но мирового масштаба, которое включено в Список Всемирного природного наследия.
А современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, поэтому необходимо введение в школе предмета «Байкаловедение».
Цель программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка Всемирного природного наследия
Задачи программы:
Обрзовательные:
Формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал
Формирование знаний и умений по оценке озера Байкал и прибрежных территорий
Формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу
Восприятие природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников
Воспитательные:
Воспитание основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих;
Воспитание коммуникабельности и формирование умения работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
Развитие элементарных практических умений при работе с картой, планом местности, дополнительной литературой, статистическим материалом для получения необходимой информации;
Развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций;
Развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;
Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
Развитие интеллектуальных особенностей личности;
Валеологические:
Использование кабинета, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
Отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
Использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН;
Активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений.
Наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
Наличие на уроках эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.
Благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке;
Соответствие урока основным нормам САНПиНа.
Формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Ведущие принципы.
В основу курса «Байкаловедение» легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности, принцип гуманистической направленности, принцип практической направленности, краеведческий принцип, валеологический принцип. (Приложение 1).
Учёт возрастных и психологических особенностей детей.
Особенности возрастного периода ребенка 11 - 12 лет характеризуются стабильным психическим развитием, развитием познавательных возможностей, образного и логического мышления, овладением навыками конструктивного общения со сверстниками. При построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, но большое внимание уделять игре, творчеству и созданию ситуации успеха. Учащиеся стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть наглядный результат своего труда. Основные задачи развития на этом возрастном этапе - развитие логического мышления, умения оперировать полученной информацией, развитие самостоятельности детей в учебной деятельности. Для этого необходимо создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей.
Учащиеся проявляют большой интерес к физической географии. Географический кругозор учащихся довольно широк. Опыт показывает, что ученики проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Для эффективности работы по развитию наблюдательности учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать, и при этом корректировать их действия по ходу выполнения задания.
В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление.
Для учёта возрастных и психологических особенностей детей используются определённые педагогические технологии и методики, которые указаны ниже.
Условия реализации программы.
Данная программа базируется на
Учебник Е. Н. Кузевановой «Байкаловедение»/ Иркутск 2008 г.
Учебник Е. Н. Кузевановой, В. Н. Сергеевой «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней »/ Иркутск 2010 г.
Информационные ресурсы (Интернет).
Видеофильмы
Методы обучения
Программа курса предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний (словесных, словесных и практических), но и методов, которые различаются характером познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования собственной позиции и стремления её отстаивать.
Организация образовательного процесса (методики и пед. технологии).
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1.Технология (методика) формирования приёмов учебной работы,
2. Логические опорные конспекты.
3. Игровые технологии.
4. Технология проектной деятельности.
5.Технология личностно-ориентированного обучения.
6.Новые информационные технологии (НИТ). (Приложение 2).
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат.
Данная программа рассчитана на 3года обучения в 5,6,7 классах – 102 час. По 1 часу в неделю.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами.
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-5 классах при изучении курсов «Мы и окружающий мир» и «Природоведение». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи. Внутренние связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий.Для данного курса характерны следующие межпредметные связи:
Ведение – история
География Байкала – география, метеорология, климатология, картография
Происхождение Байкала -геология,
Воды Байкала – лимнологией, биология, зоология
Исследования Байкала – история и др.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
Предварительный - установление исходного состояния разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.
Текущий - необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными.
Промежуточный – необходим для определения усвоения темы (тесты,зачеты, терминологические диктанты и проверка номенклатуры )
Итоговый - учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться..
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Особенности географического положения озера Байкал
Основные притоки озера, острова (приводить примеры и показывать по карте)
Особенности климатических и погодных условий на озере
Возникновение и геологическое происхождение озера, причины землетрясений
Горные породы, полезные ископаемые
Современное строение котловины озера
Водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды,
Температурный режим, течения, ледовый режим,
История открытия озера, современные исследователи и методы исследования озера
Разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье, основные высотные пояса.
ООПТ
Основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера, особенности пищевых цепочек
Как и когда появился человек на Байкале
Изменения на побережье и в озере, вызванные деятельностью человека
Виды и источники загрязнений
Законы об охране озера и природы
Важнейшие природоохранные проблемы на озере
Понятие об устойчивом развитии и путях его достижения
Учащиеся должны уметь
Показывать по карте место расположения озера, основные притоки, острова, заливы, направления течений
Определять широту, долготу и высоту над уровнем моря расположение озера
Находить на карте максимальную глубину озера
Работать с литературой и составлять рефераты, презентации по темам
Выполнять несложные наблюдения и п/р
Показывать по карте основные высотные пояса
Составлять основные цепи питания
Оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Домашнее задание | Сроки |
Всего час. | В том числе на: |
Практ. работы | Контр. работы |
| Введение | 1 | | | | |
1 | Введение | | | | 5-8 | |
Жизнь на байкальских берегах |
2 | Биологическое разнообразие | 1 | | | 10-15, понятия и термины | |
3 | Высотные пояса | 1 | 1 | | 16-26 | |
4 | Горные леса | 1 | 1 | | 27-39 | |
5 | Степь | 1 | 1 | | 40-45 | |
6 | Луга и болота | 1 | 1 | | 46-51 | |
7 | ООПТ | 1 | | | 52-54 доклады | |
8 | Прибайкальский национальный парк | 1 | | | 55-58 | |
9 | Забайкальский национальный парк | 1 | | | 58-64 | |
10 | Заповедники: Бйкало – Ленский, Баргузинский, Байкальский | 1 | | | 65-75 | |
11 | Памятники природы на побережье озера | 1 | | | 76-83, понятия | |
12 | Урок обобщения по теме «Жизнь на байкальских берегах» | 1 | | 1 | | |
Жизнь в озере Байкал |
13 | Биоразнообразие озера | | | | 85-89 понятия и термины | |
14 | Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон | 1 | 1 | | 90-100 | |
| | | |
15 | Бактерии, простейшие. Их роль в жизни байкальских обитателей | 1 101-106 |
16 | Губки | 1 | | | 107-111 | |
17 | Моллюски | 1 | | | 111-114 | |
18 | Гаммариды | 1 | | | 115-117 | |
19 | Байкальские черви | 1 | | | 118-121 | |
20 | Зоопланктон | 1 | 1 | | 122-127 | |
21 | Водные насекомые | 1 | | | 128-130 доклад | |
22 | Рыбы Байкала. Рыбный промысел | 1 | 1 | | 131-141, сообщение | |
23 | Нерпа | 1 | 1 | | 142-145 | |
24 | Зоны жизни | 1 | | | 146-151 | |
25 | Пищевые связи | 1 | | | 152-154 | |
26 | Урок обобщения по теме «Жизнь в озере Байкал» | 1 | | 1 | | |
Человек на Байкале |
27 | Как люди появились на Байкале. Заселение прибайкальской территории | 1 | | | 158-170 | |
28 | Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений | 1 | | | 171-178 | |
29 | Охрана окружающей среды | 1 | | | 179-183 | |
30 | Влияние человека на о. Байкал | 1 | | | 184-190 | |
31 | Вселение чужеродных видов в о. Байкал | 1 | | | 191-193, ТВ. З. | |
32 | Влияние туристов на о. Байкал | 1 | | | 194-198 | |
33 | Как мы охраняем озеро | 1 | | | 199-206 | |
34 | Что такое устойчивое развитие | 1 | | | 207-209 | |
| итого | 34 | 8 | 2 | | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Домашнее задание | Сроки |
Всего час. | В том числе на: |
Практ. работы | Контр. работы |
| Введение | 1 | | | | |
1. | Введение | 1 | | | 5-15 | |
2. | Гипотезы происхождения названия озера | 1 | | | | |
Кто и как изучает Байкал |
3 | Изучение Байкала в 19 – 20 вв. | 1 | | | | |
4 | Кто изучает Байкал | 1 | | | 16-25, термины | |
5 | Как изучают Байкал. Изучение истории климата и геологии Байкала | 2 | | | 26-31 | |
6 | Обитатели Байкала | 1 | | | 32-42 | |
7 | Подводные исследования и дистанционные наблюдения | 1 | | | 42-53 | |
Происхождение озера Байкал |
8 | Как образовался Байкал | 1 | | | 54-68, понятия | |
9 | Дорифтовый этап | 1 | | | 68-75 доклады | |
10 | Были ли динозавры на Байкале | 1 | | | 75-86 | |
11 | Предрифтовый этап | 1 | | | 86-91 | |
12 | Рифтовый этап . Первая стадия | 1 | | | 91-99 | |
13 | Рифтовый этап . Вторая стадия | 1 | | | 99-119 | |
14 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Происхождение озера Байкал» | 1 | | 1 | | |
Геологические особенности Байкала |
15 | Береговая линия | 1 | 1 | | 120-128 | |
16 | Рельеф дна | 1 | | | 128-130 доклад | |
17 | Острова | 1 | 1 | | 131-134 | |
18 | Наиболее распространенные минералы на Байкале | 1 | 1 | | 134-139 | |
19 | Наиболее распространенные горные породы на Байкале | 1 | 1 | | 139-146 | |
20 | Горное обрамление Байкала | 1 | 1 | | 146-156, карта | |
| Памятные геологические места. | | | | доклады | |
21 | Месторождения Слюдянского района. Юго – Западный берег Байкала | 1 | | | 156-168 | |
22 | Западный берег Байкала | 1 | | | 168-178 | |
23 | Памятные геологические места Среднего Байкала | 1 | | | 178-191 | |
24 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Геологические особенности Байкала» | 1 | | 1 | | |
Климат и погода на Байкале |
25 | Особенности климата и погоды. Температура воздуха и воды, атмосферные осадки | 1 | | | 192-196 | |
26 | Туманы. Облачность. Смена сезонов на Байкале | 1 | | | 196-201, сооббщение | |
27 | Ветры | 1 | | | 201-210 | |
28 | Течения и обмен воды | 1 | 1 | | 210- 213 | |
29 | Сезонные изменения температуры воды | 1 | | | 214-219 | |
30 | Ледовый режим. Влияние глобального потепления климата | 1 | | | 219-229 | |
31 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Климат и погода на Байкале» | 1 | | 1 | | |
Вода Байкала |
32 | Вода Байкала – частично возобновимый природный ресурс | 1 | | | 230-235, понятия | |
33 | Свойства байкальской воды | 1 | | | 235-243 | |
34 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме по курсу «Байкаловедение» | 1 | | 1 | | |
| Итого | 34 | 6 | 4 | | |
Содержание
Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «природоведение», «Биология», «География» с 1- 7 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы. Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 – х разделов:
I Раздел «Байкаловедение» 6 класс: Живой мир Байкала. Человек на Байкале
Практические работы:
Творческие работы: Рефераты, доклады, презентации
Рыбы Байкала
Нерпа
Птицы
Эндемики Байкала
Растительный и животный мир озера, побережья
Человек на Байкале. Наскальные рисунки
II Раздел «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» 7 класс: География Байкала.Происхождение Байкала. Воды Байкала. Климат. Исследования Байкала
Практические работы:
Береговая линия
Острова
Наиболее распространенные минералы на Байкале
Наиболее распространенные горные породы
Горное обрамление Байкала
Течения
Творческие работы: Рефераты, доклады, презентации
Список литературы для учителя
И. А. Дамбуев. Названия городов и сел Циркумбайкальского региона/ 2005 Улан – Удэ
С. Старков и. А., Стариков П. С. Промысловые животные Бурятии/У - У, 1985
Проблемы охраны озера Байкал и природопользования в Байкальском регионе и природопользования в Байкальском. 1996. Центр международных проектов. - М., 1997. - 168 с.
Ральдин Б. Б. Земельныеотношения в стратегии устойчивого развития Байкальского региона/БГСХ 2001
Ральдин Б. Б., Шагжиев К.Ш. Оценка экологического состоянияземельных ресурсов с учётомантропогенного влияния // Вестник Бурятского университета. 2004
Бухаров А.А., Фиалков В.АГеологическое строение дна Байкала Новосибирск, наука
А. Б. Иметхенов, А. К. Тулохонов// Ольхон - край родной У - У, 1997
Киселев А. И. , Медведев Г. АВулканизм Байкальской рифтовой зоны и проблемы глубинногомагмообразования.- Новосибирск,1987
ООПТ. У - У ,1992 г.
Грачев М.А. О современномсостоянии экосистемы озера Байкал. Москва, 1993 г.
Иметхенов А. Б. // Памятники природы Бурятии
Список литературы для учащихся
Лукьянов М. А. Край наш у Байкала/ Улан - Удэ: Бурятское книжное издательство, 1986. - 176 с.
Мо лотов В. С., Шайбонов Б. Б //Чистые воды Бурятии. У, 1985 г
К востоку от Енисея. Вокруг света, октябрь, 2004г.
И. А. Дамбуев, ю. Ф. МанжуеваГеографические названия РБ/ Топонимический словарь. 2006г.
Атлас Байкала. 1993г.
. Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах, Иркутс. 1987
Красная книга РБ
Историко - культурный атлас Бурятии.Москва 2001 г.
Кардашевская П. А Исследователи Байкала. Иркутск 2001 г.
Контрольная работа №1 (6 класс)
Соотнесите понятие и определение (терминологический диктант)
Тест
Ребусы «Рыбы»
Составить маршрут - путешествие для туриста
Контрольная работа №2 (6 класс)
Тест
Ответьте на вопросы
Что мы понимаем под биологическим разнообразием
Сколько видов и разновидностей растений и животных обнаружено в озере
Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала
Разделите на 2 группы растения и животные (эндемики и обычные виды)
Что такое фотосинтез, фитопланктон, зоопланктон? Приведите примеры
Какова роль в Байкале бактерий, эпишуры, байкальских губок
Презентация –игра «Назови меня» (необходимо угадать название рыбы)
Презентация «Байкал в цифрах» (уровень сложности 2). Что означает данная цифра
Рассмотрите рисунок и назовите, какие организмы являются коловратками, а какие – простейшими.
Контрольная работа №1 (7 класс)
Ответьте на вопросы
Назовите гипотезы происхождения названия озера
Назовите этапы формирования озера
Когда в Байкале появились первые предкт современных растений и животных, обитающих в Байкале?
Назовите особенности ГП озера
Когда в Байкале появилась нерпа?
Когда Байкал принял современный облик
Выберите любую из тем и напишите небольшое сочинение , сопровождая его рисунками и схемами (Мое путешествие в прошлое Байкала, По следам древних животных)
Тест
Контрольная работа №2 (7 класс)
Ответьте на вопросы
Каково происхождение озера?
Какое современное строение дна озера?
Есть ли аналоги байкальской впадины?
Что такое риф и как он проявляется в районе Байкала?
Землетрясения. Бывают на Байкале землетрясения?
Назовите и покажите на карте горные хребты, окружающие Байкал
Назовите острова на Байкале и покажите самый большой остров Байкала
Назовите основные полезные ископаемые байкальской территории
1. Какова протяженность Байкала в длину?
А) 636 км Б) 1736 км В) 936 км
2. Какова наибольшая известная и достоверно определенная глубина Байкала и где она находится?
А) 1620 м. Северная котловина, напротив м. Ижимей о. Ольхон
Б)1641 м. Средняя котловина,напротив м. Ижимей о. Ольхон
3. Каков возраст Байкала?
А) 20-25 млн. лет Б) 30 – 35 млн. лет В) 15- 20 млн. лет
4. Какая из частей озера наиболее молодая?
А) северная котловина Б) средняя В) южная
5. Сколько в год происходит землетрясений на Байкале?
А) 1000 Б) 2000 В) 10000
6. Есть ли в Байкале действующие вулканы?
А) да Б) нет
Контрольная работа №3 (7 класс)
Назовите особенности климата, климатообразующие факторы
Дайте характеристику основным ветрам на Байкале
Топонимика Байкала. Что означает сарма, култук, верховик, баргузин, Ольхон, Байкал, Загза, Бурхан, Ижимей
Дать характеристику сезонам года
Дать характеристику температурного режима вод
Когда замерзает и освобождается ото льда озеро?
Где в Байкале самая холодная вода в Байкале?
Дайте определения понятиям: сокуи, шорох, торосы, щели, полынья
Течения и роль их в Байкале.
Объясните причины течений
Контрольная работа №4 (7 класс)
Ответьте на вопросы
Назовите основные свойства и особенности байкальской воды
Как работает «фабрика чистой воды» на Байкале
Написать сочинение «Приключение капельки воды» - о круговороте воды в озере
Приложение 1.
Педагогические и дидактические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
При изучении данного курса основополагающим является принцип доступности, сформулированный ещё Я.А. Каменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Немаловажное значение приобретает тот факт, что на каждом шагу обучения учащимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания, что позволяет обеспечить принцип научности. Содержание курса соответствует требованиям современной науки, уровню ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Принцип системности сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях. Система научных знаний создаётся в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся данного возраста.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Валеологический принцип. Создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма, использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала, активное внедрение "физкультминуток" в структуру урока, учитель следит за правильностью осанки учеников, система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения, строгое нормирование домашних заданий для недопущения перегрузок. Особого внимания заслуживает объем и сложность материала, задаваемого на дом.
Приложение 2
Система способов обучения, определяющих чётко спланированный учебно-воспитательный процесс с заданными результатами называется педагогической технологией.
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1.Технология (методика) формирования приёмов учебной работы, позволяет направлять работу учащихся виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик объектов.
2. Логические опорные конспекты. Применение опорных знаний, которые используются в виде отдельных слов, рисунков, графиков, схем. Позволяют учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале, а также установить причинно-следственные связи и логику между смысловыми частями учебного материала.
3. Игровые технологии. Игра позволяет проявить потребность детей познавать окружающий мир, развивать интеллектуальные, волевые качества, формирующие личность в целом. На уроках географии в 6 классе применяются обучающие, ролевые и компьютерные игры.
4. Технология проектной деятельности. Разработка проектов на основе проблемных заданий и создание проблемных ситуаций. В курсе формируется основа для развития проектной деятельности учащихся в будущем.
5.Технология личностно-ориентированного обучения. Направлена на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.
6.Новые информационные технологии (НИТ). Позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.
1