МКОУ«Кужникская СОШ» с.Кужник
УТВЕРЖДАЮ Директор МКOУ «Кужникская СОШ» _____________________ « » ____________ 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ « »_____________2020 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________ протокол № _____от_______ « »_____________2020 г. |
Рабочая программа
по
БИОЛОГИИ
в 10-11 классах
(на 2020-21уч. год)
Составил: Махмудов А. М.
2020 г.
по УМК Беляева Д. К. для 10-11 классов, по 1 часу в неделю
1.Планируемые результаты
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
2.Основное содержание курса
Введение
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Раздел 1. Клетка – единица живого (16 ч)
Глава 1. Химический состав клетки.
Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки и их функции. Функции белков. Ферменты. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Глава 2. Структура и функции клетки.
Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Глава 3. Обеспечение клеток энергией.
Фотосинтез. Анаэробный гликолиз. Аэробный гликолиз.
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.
Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция транскрипции и трансляции у высших организмов. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология.
Раздел 2. Размножение и развитие организмов (5 ч)
Глава 5. Размножение организмов.
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.
Раздел 3. Основы генетики и селекции (13 ч)
Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности.
Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.
Глава 8. Закономерности изменчивости.
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.
Глава 9. Генетика и селекция.
Наследственная изменчивость человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез. Успехи селекции.
Раздел 2. Эволюция (20 ч)
Глава 1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Вид. Критерии вида. Популяция.
Глава 2. Механизмы эволюционного процесса.
Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор. Дрейф генов. Изоляция. Приспособленность видов. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
Развитие жизни в криптозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Многообразие органического мира. Классификация организмов.
Глава 4. Происхождение человека.
Основные этапы эволюции приматов. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.
Раздел 5. Основы экологии. (14 ч)
Глава 5. Экосистемы.
Экология. Экологические факторы среды. Экосистемы. Агроценозы.
Глава 6. Биосфера. Охрана биосферы.
Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов.
Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 часа+2)
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Тематическое планирование
10 класс, 34 часа (1 ч. в нед.)
№ п.п. | Тема | Виды учебной деятельности | Лабораторный практикум. Инструментарий | Д/з | Дата |
I. Химический состав клетки (5часов) |
1 | Введение. Неорганические соединения | Изучить химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Должны уметь: Объяснять единство живой и неживой природы. Сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу) и делать выводы на основе сравнения. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. | | §1 | сентябрь |
2 | Углеводы, липиды | | § 2 | |
3 | Белки, их строение и функции. | Л.Р.№ 3 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | § 3, 4 | |
4 | Нуклеиновые кислоты | | § 5 | |
5 | АТФ и другие органические соединения клетки | | §6 | октябрь |
II. Структура и функции клетки (4 часа) |
6 | Клеточная теория. | Должны знать: Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки, его постоянство. Строение про - и эукариотной клеток. Безъядерные организмы (прокариоты) - бактерии. Ядерные организмы (эукариоты) – грибы, растения, животные. Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки и клетки животных. Должны уметь: Характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; вирусы как неклеточные формы жизни. Распознавать клетки растений и животных. Сравнивать строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. | Л.Р. № 1 « Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» | § 7 | |
7 | Плазматическая мембрана. Цитоплазма и ее органоиды. | Л.Р.№ 2 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | § 8, 9 | |
8 | Ядро. Прокариоты, эукариоты | | § 10 | |
III. Обеспечение клеток энергией (2 часа) |
9 | Обмен веществ. Фотосинтез | Должны знать: Фотосинтез. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Должны уметь: Характеризовать роль ферментов; обмен веществ и превращение энергии, питание автотрофных и гетеротрофных организмов. | | § 11-12 | ноябрь |
10 | Энергетический обмен | | § 13-14 | |
IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке (5 часов) |
11 | Генетическая информация. Удвоение ДНК | Должны знать: Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наслед-ственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Доклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги. | | § 15 | |
12 | Биосинтез белков. | | § 16, 17 | декабрь |
13 | Вирусы. Генная и клеточная инженерия. | | § 20, 21 | |
14 | Семинарское занятие | | | |
15 | Зачет | | | | |
V. Размножение организмов (3 часа) |
16 | Бесполое и половое размножение. Митоз | Должны знать: Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов Жизненный цикл клеток. Рост, развитие, деление клетки (митоз, мейоз). Живой организм и его свойства. Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие организмов. Должны уметь: Характеризовать деление клетки, размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений, животных; роль клеточной теории в обосновании единства органического мира. | | §22,23 | |
17 | Мейоз. | | § 24 | я |
18 | Образование половых клеток и оплодотворение | | § 25 | |
VI. Индивидуальное развитие организмов (2 часа) |
19 | Зародышевое развитие организмов. | Должны знать: Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Должны уметь: Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения. | Л.Р.№4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. | § 26 | |
20 | Постэмбриональное развитие | | §27,28 | февраль |
21 | Развитие взрослого организма. Обобщение по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | | § 29 | |
VII. Основные закономерности явлений наследственности (6 часов) |
22 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | Должны знать: Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Должны уметь Объяснять родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций. Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | Л.Р.№5 Составление схем скрещивания. Решение генетических задач | § 30 | |
23 | Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | | § 31-33 | |
24 | Решение генетических задач | | | м |
25 | Сцепленное наследование генов | | §34, | |
26 | Генетика пола. | | §35 | |
27 | Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | | § 36,37 | |
VIII. Закономерности изменчивости (3 часа) |
28 | Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. | Должны знать: Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. | Л.Р. № 6 Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» | § 38 | а |
29 | Мутационная изменчивость. | Л.Р.№7 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния. | § 39 | |
30 | Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | Должны знать: Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | | §40,41 | |
IX. Генетика и селекция (2 +2 часа) |
31 | Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы селекции | Должны знать: Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | | § 37, 38 | май |
32 | Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции. Успехи селекции. | Л.Р. № 8 Анализ и оценка эстетических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | § 39, 40 | |
33 | Семинарское занятие | | | | |
34 | Зачет | | | | |
11 класс, 34 часа (1 ч. в нед.)
№ п.п. | Тема | Виды учебной деятельности | Лабораторный практикум. Инструментарий | Д/з | сроки |
Раздел I. Эволюция Глава 1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. (2 часа) |
1 | Возникновение и развитие эволюционных представлений. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. | Знать: История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Уметь: Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. | | § 1 | сентябрь |
2 | Доказательства эволюции | | § 2-4 | |
Глава 2. Механизмы эволюционного процесса (9 часов) |
3 | Вид. Критерии вида. Популяция. | Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. | Л.Р.№ 1 «Морфологические особенности растений различных видов» | § 5 | |
4 | Роль изменчивости в эволюционном процессе | Знать: Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Факторы эволюции. Уметь: Объяснять причины эволюции и изменяемости видов. | Л.Р. № 2 «Изменчивость организмов» | § 6 | |
5 | Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. | | § 7 | октябрь |
6 | Формы естественного отбора в популяциях | | § 8 | |
7 | Приспособленность – результат действия факторов эволюции | Л.Р.№3 «Приспособленность организмов к среде обитания» | §9 | |
8 | Видообразование | | § 10-11 | |
9 | Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса | | Л.Р.№ 4 «Ароморфозы (растений) и идиодаптация (у насекомых) | § 12 | ноябрь |
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на земле (4 часа+2) |
10 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни | Знать: гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Уметь: объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; | Л.Р. №5 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | § 13 | |
11 | Геохронология. Развитие жизни в криптозое. | Знать: историю развития живых организмов на Земле, название эр и периодов и их возраст. Уметь: характеризовать ароморфозы и идиоадаптации каждого периода, работать с учебной и научно-популярной литературой. | | § 14, 15 | |
12 | Развитие жизни в палеозое и мезозое | | § 16, 17 | декабрь |
13 | Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира. | | § 18 | |
14 | Семинарское занятие | | | | |
15 | Зачет | | | | |
Глава 4. Происхождение человека (5 часов) |
16 | Доказательства происхождения человека от животных. | Знать: Место человека в живой природе. Систематическое положение вида, признаки и свойства человека. Стадии эволюции человека. Родословная человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Движущие силы антропогенеза; Развитие членораздельной речи. Ведущая роль законов обществ. жизни в социальном прогрессе человечества. Уметь: объяснять причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас. | Л.Р.№6 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | § 20 | |
17 | Эволюция человека | | § 21-22 | январь |
18 | Появление человека разумного | | § 23 | |
19 | Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека. | | § 24-25 | |
20 | Семинарское занятие | | | | февраль |
Раздел 2. Основы экологии Глава 5. Экосистемы (6 часов) |
21 | Предмет экологии. Экологические факторы. | Знать: Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Естественные и искусственные экосистемы ( окрестности школы . Биологическое разнообразие живого мира Уметь: проводить анализ антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности | | § 26 | |
22 | Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и межвидовые отношения | | § 27-28 | |
23 | Сообщества. Экосистемы | Л.Р.№7 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности | § 29 | март |
24 | Экосистема: устройство и динамика | Л.Р.№8 Составление схем передачи веществ и энергии | §30 | |
25 | Биоценоз и биогеоценоз. | Л.Р.№9 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях | § 31 | |
26 | Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека | Л.Р.№10−11 Решение экологических задач | § 32 | |
Глава 6. Биосфера. Охрана биосферы (3 часа) |
27 | Состав и функции биосферы. | Знать: Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Уметь: находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать | | § 33 | апрель |
28 | Биогеохимические процессы в биосфере | | § 34 | |
29 | Глобальные экологические проблемы. | Знать: Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Уметь: находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать | | § 35 | |
Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 часа+2) |
30 | Охрана видов и популяций. Охрана экосистем | Знать: Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. | | § 36, 37 | |
31 | Биологический мониторинг | | | § 38 | |
32 | Семинарское занятие | | | | май |
33 | Зачет | | | | |
резервное время – 1 ч.
3