СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 кл., Беляев

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 кл., Беляев»

МКОУ«Кужникская СОШ» с.Кужник



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКOУ «Кужникская СОШ»

_____________________


« » ____________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________


« »_____________2020 г.



РАССМОТРЕНО

на заседании МО


________________________

протокол № _____от_______

« »_____________2020 г.






Рабочая программа


по


БИОЛОГИИ

в 10-11 классах

(на 2020-21уч. год)




Составил: Махмудов А. М.















2020 г.




по УМК Беляева Д. К. для 10-11 классов, по 1 часу в неделю


1.Планируемые результаты

Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон 9 и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного 10 природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты Выпускник на базовом уровне научится: – раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; – понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; – понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; – использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; – формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; – сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; – обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; – приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); – распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; – описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; – объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; – классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); – объяснять причины наследственных заболеваний; – выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; – выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; – составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); – приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; – оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; – оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; – объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; – объяснять последствия влияния мутагенов; – объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; – характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; – сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); – решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; – решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); – решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; – устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; – оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. 2.Основное содержание курса

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Раздел 1. Клетка – единица живого (16 ч)

Глава 1. Химический состав клетки.

Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки и их функции. Функции белков. Ферменты. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Глава 2. Структура и функции клетки.

Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Глава 3. Обеспечение клеток энергией.

Фотосинтез. Анаэробный гликолиз. Аэробный гликолиз.

Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция транскрипции и трансляции у высших организмов. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология.

Раздел 2. Размножение и развитие организмов (5 ч)

Глава 5. Размножение организмов.

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.

Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.

Раздел 3. Основы генетики и селекции (13 ч)

Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности.

Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

Глава 8. Закономерности изменчивости.

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.

Глава 9. Генетика и селекция.

Наследственная изменчивость человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез. Успехи селекции.

Раздел 2. Эволюция (20 ч)

Глава 1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Вид. Критерии вида. Популяция.

Глава 2. Механизмы эволюционного процесса.

Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор. Дрейф генов. Изоляция. Приспособленность видов. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса.

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Развитие жизни в криптозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Многообразие органического мира. Классификация организмов.

Глава 4. Происхождение человека.

Основные этапы эволюции приматов. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.

Раздел 5. Основы экологии. (14 ч)

Глава 5. Экосистемы.

Экология. Экологические факторы среды. Экосистемы. Агроценозы.

Глава 6. Биосфера. Охрана биосферы.

Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов.

Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 часа+2)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.






Тематическое планирование

10 класс, 34 часа (1 ч. в нед.)

п.п.

Тема

Виды учебной деятельности

Лабораторный практикум. Инструментарий

Д/з

Дата

I. Химический состав клетки (5часов)

1

Введение. Неорганические соединения

Изучить химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Должны уметь:

Объяснять единство живой и неживой природы. Сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу) и делать выводы на основе сравнения. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.


§1

сентябрь

2

Углеводы, липиды



§ 2


3

Белки, их строение и функции.


Л.Р.№ 3 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

§ 3, 4


4

Нуклеиновые кислоты



§ 5


5

АТФ и другие органические соединения клетки



§6

октябрь

II. Структура и функции клетки (4 часа)

6

Клеточная теория.

Должны знать:

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки, его постоянство. Строение про - и эукариотной клеток. Безъядерные организмы (прокариоты) - бактерии. Ядерные организмы (эукариоты) – грибы, растения, животные. Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки и клетки животных. Должны уметь: Характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; вирусы как неклеточные формы жизни. Распознавать клетки растений и животных. Сравнивать строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы.

Л.Р. № 1 « Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»

§ 7


7

Плазматическая мембрана. Цитоплазма и ее органоиды.


Л.Р.№ 2 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

§ 8, 9


8

Ядро. Прокариоты, эукариоты



§ 10


III. Обеспечение клеток энергией (2 часа)

9

Обмен веществ. Фотосинтез


Должны знать: Фотосинтез.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Должны уметь: Характеризовать роль ферментов; обмен веществ и превращение энергии, питание автотрофных и гетеротрофных организмов.


§ 11-12

ноябрь

10

Энергетический обмен





§ 13-14


IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке (5 часов)

11

Генетическая информация. Удвоение ДНК

Должны знать:

Строение и функции хромосом.

ДНК - носитель наслед-ственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Ген. Генетический код. Доклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги.


§ 15


12

Биосинтез белков.



§ 16, 17

декабрь

13

Вирусы. Генная и клеточная инженерия.



§ 20, 21


14

Семинарское занятие





15

Зачет





V. Размножение организмов (3 часа)

16

Бесполое и половое размножение. Митоз

Должны знать:

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов Жизненный цикл клеток. Рост, развитие, деление клетки (митоз, мейоз). Живой организм и его свойства. Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие организмов.

Должны уметь:

Характеризовать

деление клетки, размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений, животных; роль клеточной теории в обосновании единства органического мира.


§22,23


17


Мейоз.



§ 24

я

18

Образование половых клеток и оплодотворение



§ 25


VI. Индивидуальное развитие организмов (2 часа)

19


Зародышевое развитие организмов.

Должны знать:

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Должны уметь:

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.

Л.Р.№4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

§ 26


20

Постэмбриональное развитие



§27,28

февраль

21

Развитие взрослого организма. Обобщение по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»



§ 29


VII. Основные закономерности явлений наследственности (6 часов)

22

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

Должны знать:

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Должны уметь Объяснять родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций. Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Л.Р.№5 Составление схем скрещивания. Решение генетических задач

§ 30



23

Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.



§ 31-33


24

Решение генетических задач




м

25

Сцепленное наследование генов



§34,


26


Генетика пола.




§35


27

Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.



§ 36,37


VIII. Закономерности изменчивости (3 часа)

28

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Должны знать:

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.


Л.Р. № 6 Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

§ 38


а

29


Мутационная изменчивость.



Л.Р.№7 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния.

§ 39



30


Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Должны знать:

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


§40,41



IX. Генетика и селекция (2 +2 часа)

31


Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы селекции

Должны знать:

Селекция. Учение Н.И.Вавилова

о центрах многообразия и

происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.



§ 37, 38

май

32

Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.

Успехи селекции.


Л.Р. № 8 Анализ и оценка эстетических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

§ 39, 40


33

Семинарское занятие





34

Зачет






11 класс, 34 часа (1 ч. в нед.)


п.п.

Тема

Виды учебной деятельности

Лабораторный практикум. Инструментарий

Д/з

сроки

Раздел I. Эволюция

Глава 1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. (2 часа)

1

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов.

Знать: История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Уметь: Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.


§ 1

сентябрь

2

Доказательства эволюции



§ 2-4


Глава 2. Механизмы эволюционного процесса (9 часов)

3

Вид. Критерии вида. Популяция.


Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.


Л.Р.№ 1

«Морфологические особенности растений различных видов»

§ 5


4

Роль изменчивости в эволюционном процессе

Знать:

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции.

Результаты эволюции. Факторы эволюции.

Уметь: Объяснять причины эволюции и изменяемости видов.

Л.Р. № 2 «Изменчивость организмов»

§ 6


5

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений.



§ 7

октябрь

6

Формы естественного отбора в популяциях



§ 8


7

Приспособленность – результат действия факторов эволюции


Л.Р.№3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

§9


8

Видообразование



§ 10-11


9

Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса


Л.Р.№ 4 «Ароморфозы (растений) и идиодаптация

(у насекомых)

§ 12

ноябрь

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на земле (4 часа+2)

10

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни


Знать: гипотезы происхождения жизни.

Отличительные признаки живого.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Уметь: объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез
в формировании современной естественнонаучной картины мира,
научного мировоззрения; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов, используя биологические теории, за­коны и правила;

Л.Р. №5 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

§ 13


11

Геохронология. Развитие жизни в криптозое.

Знать: историю развития живых организмов на Земле, название эр и периодов и их возраст.

Уметь: характеризовать ароморфозы и идиоадаптации каждого периода, работать с учебной и научно-популярной литературой.


§ 14, 15


12

Развитие жизни в палеозое и мезозое



§ 16, 17

декабрь

13

Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.



§ 18


14

Семинарское занятие





15

Зачет





Глава 4. Происхождение человека (5 часов)

16

Доказательства происхождения человека от животных.

Знать: Место человека в живой природе. Систематическое положение вида, признаки и свойства человека. Стадии эволюции человека. Родословная человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Движущие силы антропогенеза; Развитие членораздельной речи. Ведущая роль законов обществ. жизни в социальном прогрессе человечества.

Уметь: объяснять причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас.

Л.Р.№6 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

§ 20


17

Эволюция человека



§ 21-22

январь

18

Появление человека разумного



§ 23


19

Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека.



§ 24-25


20

Семинарское занятие




февраль

Раздел 2. Основы экологии

Глава 5. Экосистемы (6 часов)

21

Предмет экологии. Экологические факторы.

Знать: Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Причины устойчивости и смены экосистем. Естественные и искусственные экосистемы ( окрестности школы . Биологическое разнообразие живого мира

Уметь: проводить анализ антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в эко­системах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности


§ 26


22

Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и межвидовые отношения



§ 27-28


23

Сообщества. Экосистемы


Л.Р.№7 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

§ 29

март

24

Экосистема: устройство и динамика


Л.Р.№8 Составление схем передачи веществ и энергии

§30


25

Биоценоз и биогеоценоз.


Л.Р.№9 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях

§ 31


26

Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека


Л.Р.№10−11 Решение экологических задач


§ 32


Глава 6. Биосфера. Охрана биосферы (3 часа)

27

Состав и функции биосферы.

Знать: Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.

Эволюция биосферы.

Уметь: находить информацию о биологических объектах в различных ис­точниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных из­даниях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и кри­тически ее оценивать


§ 33

апрель

28

Биогеохимические процессы в биосфере









§ 34


29

Глобальные экологические проблемы.

Знать: Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Уметь: находить информацию о биологических объектах в различных ис­точниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных из­даниях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и кри­тически ее оценивать


§ 35



Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 часа+2)

30

Охрана видов и популяций. Охрана экосистем

Знать: Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.


§ 36, 37



31

Биологический мониторинг



§ 38


32

Семинарское занятие




май

33

Зачет





резервное время – 1 ч.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!