СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ООП СОО) АОУ школа № 16 и на основе УМК Пономаревой И.Н. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2015

Программа рассчитана на 68 ч., 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

(АОУ ШКОЛА № 16)





«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла

от __________ № __


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР ________________

Костина Г.А.

«__»____________ 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. Директора школы

_________________

Алексеева В.В.

«___»____________ 2017 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла

от __________ № __


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР ________________

Костина Г.А.

«__»____________ 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. Директора школы

_________________

Алексеева В.В.

«___»____________ 2017 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла

от __________ № __


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР ________________

Костина Г.А.

«__»____________ 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. Директора школы

_________________

Алексеева В.В.

«___»____________ 2017 г.






РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по биологии

10а класс












Составитель: Реснянская Ирина Петровна

учитель биологии









2017 год

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ООП СОО) АОУ школа № 16 и на основе УМК Пономаревой И.Н. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2015

Программа рассчитана на 68 ч., 2 часа в неделю.

Планируются следующие типы работы на уроке:

  • ответы на уроке;

  • лабораторные работы;

  • практические работы;

  • контрольная работа;


В результате изучения биологии в 10 классе ученик должен знать/понимать:


- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.


Ученик должен уметь:


- пользоваться научной терминологией,

- характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида,

- иллюстрировать примерами главные направления эволюции,

- выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных,

- на основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.


Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:


- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение в курс общебиологических явлений. 12 ч.

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.


Биосферный уровень организации жизни. 15 ч.

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи.


Биогеоценотический уровень организации жизни. 16 ч.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы Экологические законы природопользования.


Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни. 25 ч.

Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

По плану

Фактически

Введение в курс общебиологических явлений.(12ч.)

1.

Что изучает общая биология.

04.09-08.09


2.

Основные свойства жизни.

04.09-08.09


3.

Осенние явления в живой природе.

11.09-15.09


4.

Определение понятия «жизнь».

11.09-15.09


5.

Биосистема как структурная единица живой материи.

18.09-22.09


6.

Структурные уровни организации жизни.

18.09-22.09


7.

Практические аспекты биологии.

25.09-29.09


8.

Методы биологических исследований.

25.09-29.09


9.

Биологический метод очистки сточных вод.

02.10-06.10


10.

Бионика, биотехнология. Интродукция и акклиматизация. Кибернетика.

02.10-06.10


11.

Значение биологических знаний.

09.10-13.10


12.

Обобщающий урок по теме «Введение в курс общебиологических явлений».

09.10-13.10


Биосферный уровень жизни.(15ч.)

13.

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

16.10-20.10


14.

Роль живого вещества в биосфере.

16.10-20.10


15.

Теории абиогенеза и биогенеза о происхождении живого вещества.

23.10-27.10


16.

Теории А.И.Опарина и С.Миллера о происхождении жизни на Земле.

23.10-27.10


17.

Физико-химическая эволюция в развитии Земли.

07.11-10.11


18.

Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере.

07.11-10.11


19.

История развития жизни на Земле.

13.11-17.11


20.

Биосфера как глобальная экосистема на Земле.

13.11-17.11


21.

Круговорот веществ в биосфере.

20.11-24.11


22.

Механизмы устойчивости бисферы.

20.11-24.11


23.

Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы. Человек как житель биосферы.

27.11-01.12


24.

Л.р.№2 Оценка состояния окружающей среды.

27.11-01.12


25.

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле.

04.12-08.12


26.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

04.12-08.12


27.

Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень жизни». Контроль знаний.

11.12-15.12


Биогеоценотический уровень организации жизни.(16ч.)

28.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

11.12-15.12


29

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

18.12-22.12


30

Строение и свойства биогеоценоза.

18.12-22.12


31.

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

25.12-12.01


32.

Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе.

25.12-12.01


33.

Л.р.№3 Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

15.01-19.01


34.

Условия сохранения устойчивости биогеоценозов.

15.01-19.01


35.

Зарождение и смена биогеоценозов.

22.01-26.01


36.

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

22.01-26.01


37.

Многообразие морских биогеоценозов.

29.01-02.02


38.

Многообразие биогеоценозов суши.

29.01-02.02


39.

Агробиоценозы, их свойства и значение.

05.02-09.02


40.

Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов.

05.02-09.02


41.

Природопользование в истории человечества.

12.02-16.02


42.

Экологические законы природопользования.

12.02-16.02


43.

Обобщающий урок по теме «Биогеоценотический уровень жизни». Контроль знаний.

19.02-22.02


Популяционно-видовой уровень организации жизни (25ч.)

44.

Вид, его критерии и структура.

19.02-22.02


45.

Л.р.№4 Изучение морфологических свойств вида.

26.02-02.03


46.

Популяция как форма существования вида.

26.02-02.03


47.

Популяция как структурный компонент биогеоценоза.

05.03-07.03


48.

Популяция как основная единица эволюции.

05.03-07.03


49.

Понятие о микро – и макроэволюции.

12.03-16.03


50.

Видообразование и его способы.

12.03-16.03


51.

Система живых организмов на Земле как результат процесса эволюции.

19.03-23.03


52.

Сохранения биоразнообразия- насущная задача человечества.

19.03-23.03


53.

Человек как уникальный вид живой природы.

02.04-06.04


54.

Этапы эволюции человека.

02.04-06.04


55.

Расы человека, их происхождение и родство.

09.04-13.04


56.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

09.04-13.04


57.

Основные закономерности эволюции.

16.04-20.04


58.

Современные представления об эволюции органического мира.

16.04-20.04


59.

Естественный отбор и его формы.

23.04-27.04


60

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.

23.04-27.04


61.

Основные направления эволюции.

30.04-04.05


62.

Прогресс и регресс в эволюции живой природы.

30.04-04.05


63.

Современное состояние изучения видов.

07.05-11.05


64.

Значение изучения популяций и видов.

07.05-11.05


65.

Генофонд и охрана видов.

14.05-18.05


66.

Проблема сохранения видов.

14.05-18.05


67.

Всемирная стратегия охраны природных видов.

21.05-25.05


68.

Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни». Контроль знаний.

21.05-25.05




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!