СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс 2 часа в неделю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для курса биологии 10 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс 2 часа в неделю»

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);

  3. Авторской программой Н.И. Сонина для 5-11 классов (базовый уровень)

  4. Н.И. Сонин. «Биология. Рабочие программы. 5-11 классы»

  5. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Кумукская СОШ-детский сад им. Улубекова З. Б.»;

  6. Учебного плана МКОУ «Кумукская СОШ-детский сад им. Улубекова З. Б.» на учебный год;

Программа по биологии адресована учащимся 10 класса Кумукской средней общеобразовательной школы Курахского района республики Дагестан, ориентирована для работы по учебнику для 10-го класса (авторы В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин). В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделю 68 часов в год.


Цели обучения биологии в 10 классе:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

Изучение биологии в 10 классе предусматривает решение следующих задач:

обучения:

  • освоение знаний о биологических системах; истории развития современных пред­ставлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объек­тах;

развития:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения выдающихся достижений в области биологии, вошедших в обще­человеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

воспитания:

  • убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережно­го отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

валеологические:

  • Создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);

  • адаптировать личность к жизни в обществе.

  • правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)

  • включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

  • соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

Содержание тем учебного курса


ВВЕДЕНИЕ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (13 часов).

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др..). Место курса "Общая биология" в системе естественнонаучных дисциплин. Уровни организации живой материи и критерии живых систем. История представлений о возникновении жизни на Земле. Современные взгляды, теории и гипотезы о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Химические предпосылки возникновения жизни на Земле. Теории происхождения протобионтов и их эволюция. Начальные этапы эволюции органического мира.

ДЕМОНСТРАЦИЯ: портретов учёных-биологов, схемы: "Связь биологии с другими науками",

фотоокаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (21 час).

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения современной клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка, как единица развития , структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические соединения, их роль в жизнедеятельности клеки. Органические вещества: углеводы, липиды: белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты: их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической и эукариотической клеток. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК на матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

ДЕМОНСТРАЦИЯ: таблиц строения клеток растений и животных; модели клетки; видео опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели - аппликации "Синтез белка".


РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (11 часов).

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток. Органогенез. Размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений и животных. История эмбриологии. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Специфика онтогенеза при бесполом размножении. Развитие организмов и окружающая среда.

ДЕМОНСТРАЦИЯ: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, схем митоза и мейоза, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходства зародышей позвоночных животных.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (21 ч).

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон частоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования. Генетика пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомо- и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Генотип как целостная система. Хромосомная и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Методы изучения наследственности человека. Характер наследования признаков у человека. Генетическая основа здоровья. Влияние среды на генетические основы здоровья человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации: генные, хромосомные, геномные. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

ДЕМОНСТРАЦИЯ: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления; гербарных материалов, коллекций, муляжей и таблиц, иллюстрирующих различные формы изменчивости организмов.



Учебно – тематический план.

Раздел

Количество часов

Контрольные,самостоятельныеработы

Лабораторные работы

Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

13



Раздел 2. Учение о клетке.

21

2+2


Раздел 3. Размножение и развитие организмов.

11

1


Раздел 4. Основы генетики и селекции.

21

1

1

РЕЗЕРВ.

2



Всего:

68 ч.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.


В результате обучения учащиеся должны:

ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ( ОПИСЫВАТЬ ): основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды, и других неорганических веществ в жизни клетки и организмов; строение и функции гена, генетический код; строение и функции клеток прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; особенности строения и функционирования вирусов; энергетический и пластический обмены, их значение; особенности обмена веществ у растений, его космическую (планетарную) роль; роль ферментов в обмене веществ; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; митоз, мейоз, оплодотворение и их значение; основную генетическую терминологию и её символику; методы изучения и особенности генетики человека; законы наследственности, модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость; их причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа; значение мутаций в процессе эволюции, генетике, селекции и здравоохранении; экосистемы и агроэкосистемы, их структурные компоненты; причины колебания численности популяций; регуляцию численности как основу сохранения популяций; саморегуляцию; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение; правила экологической пирамиды; круговорот веществ в экосистеме, его значение, причины устойчивости и смены экосистем; биосферу, как глобальную экосистему, учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере; значение живого вещества (биомассы) в круговороте и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы, биосферу;меры, направленные на их сохранение; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции; причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; возникновение жизни на Земле; эволюцию органического мира, её основные направления; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; вид, его критерии; популяцию как единицу эволюции; основные царства живой природы; учение Н.И.Вавилова о селекции, центрах происхождения культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных; роль биотехнологий в селекции растений.

СРАВНИВАТЬ ( РАСПОЗНАВАТЬ, УЗНАВАТЬ, ОПРЕДЕЛЯТЬ): строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот; митоз и мейоз; способы размножения организмов; фенотипы и генотипы; гомо - и гетерозиготы; мутационную и модификационную изменчивость организмов; экосистемы и агроэкосистемы.

ОБОСНОВЫВАТЬ ( ОБЪЯСНЯТЬ, СОПОСТОВЛЯТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ): значение мутаций для эволюции, законов генетики для селекции; роль пищевых связей, ярусного расположения организмов, круговорота веществ, разнообразия видов в экосистеме, методы регулирования численности в популяциях; сохранения видов, экосистем; влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу, меры их охраны; роль организмов - продуцентов, консументов, редуцентов и человека в экосистемах и агроэкосистемах; роль многообразия видов, популяций, круговорота веществ в сохранении равновесия в экосистемах, в биосфере; значение достижений биотехнологии в народном хозяйстве, для охраны природы; роль заповедников, заказников, национальных парков, ботанических и зоологических садов в сохранении биологического равновесия и разнообразия в биосфере; схемы пищевых цепей, круговорота веществ.

ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по биологии для оценки состояния окружающей среды своего региона; о движущих силах эволюции; объяснения процессов возникновения приспособлений и образования новых видов; исторического развития органического мира; клеточной теории - для доказательства единства органического мира; генетической терминологии и символики при составлении схем скрещивания, решении генетических задач.

ОВЛАДЕТЬ УМЕНИЯМИ пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популярной литературой; составлять развернутый план-тезис текста, конспектировать текст, готовить рефераты; составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом учебника.


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса


  1. Учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. Общая биология: учебник для 10 классов

общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа. 2010 год.

  1. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Биология. Общая биология 10-11 классы. Базовый

уровень. М.Дрофа,2011

  1. И.Б.АгафоноваВ.И.Сивоглазов. Рабочая программа Биология. Базовый уровень 10-11 классы М.:

«Дрофа» 2017.

  1. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Биология. Общая биология 10-11 классы. Базовый

уровень. М.Дрофа,2019

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



Тематическое планирование 10 класс

п/п

Тема урока


Дом.задание




1

Введение Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи.

Уровни организации живой материи.

13 часов



13-19

2

Критерии живых систем.

19-23

3

Единый принцип структурной организации.

23-27


4

Глава 2. Возникновение жизни на Земле

История представлений о возникновении жизни.


31-33

5

Работы Л. Пастера.

33-34

6

Теория вечности жизни.

34-35

7

Материалистические теории происхождения жизни.

36-37

8

Современные представления о возникновении жизни.

38-41

9

Образование планетных систем.

41-47

10

Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни. Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле.

48-57

11

Теории происхождения протобиополимеров.

58-65

12

Эволюция протобионтов.

67-71

13

Начальные этапы биологической эволюции.

72-77



14

Раздел 2. Учение о клетке

Глава 3. Химическая организация клетки.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

21 час


85-90

15

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки.

90-95

16

Функции белков.

95-99

17

Углеводы.

100-101

18

Жиры. Липоиды

102-105

19

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

105-109

20

Нуклеиновые кислоты. РНК.

109-110

21

Генетический код.

110-115

22

С/р по теме: «Химическая организация клетки».



23

Глава 4. Метаболизм - основа существования живых организмов.

Анаболизм.


119-123

24

Катаболизм.

123-126

25

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез и хемосинтез.

126-132

26

К/р№1 по теме: "Метаболизм»



27

Глава 5. Строение и функции клеток.

Прокариотическая клетка.


136-142

28

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

142-157

29

Клеточное ядро.

157-166

30

С/р по теме: «Строение клетки»


31

Деление клеток. Митоз.

167-176


32

Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория строения организмов.


176-180

33

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

181-188

34

К/р №2 по теме: «Строение и функции клеток».




35

Раздел 3. Размножение и развитие организмов.

Глава 6. Размножение организмов.

Бесполое размножение.

11 часов


193-197

36

Половое размножение. Гаметогенез.

199-202

37

Половое размножение. Мейоз.

202-207

38

Половое размножение. Осеменение и оплодотворение.

207-212


39

Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Краткие исторические сведения. Эмбриональный период развития. Дробление.


215-220

40

Эмбриональный период развития. Гаструляция.

220-222

41

Эмбриональный период развития. Органогенез.

222-227

42

Постэмбриональный период развития.

228-235

43

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

235-238

44

Развитие организмов и окружающая среда.

238-248

45

К/р №3 по теме:«Размножение и развитие организмов».



46

Раздел 4. Основы генетики и селекции.

Глава 8. Основные понятия генетики.

21 час

253-257


47

Глава 9. Закономерности наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследования признаков (метод Г. Менделя). Законы Менделя. Первый закон Менделя.



261-268

48

Решение генетических задач


49

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет.

268-272

50

Решение генетических задач.


51

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

272-280

52

Решение генетических задач.


53

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

280-284

54

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленное с полом.

285-291

55

Решение генетических задач.


56

Генотип как целостная система.

291-297

57

К/р №4 по теме: «Основы генетики»



58

Глава 10. Закономерности изменчивости

Наследственная (генотипическая) изменчивость


301-304

59

Классификация и свойства мутаций.

304-309


60

Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость)


310-315

61

Л/р «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»



62

Глава 11. Основы селекции

Создание пород животных и сортов растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.



319-324

63

Методы селекции растений и животных.

325-333

64

Селекция микроорганизмов.

333-335

65

Достижения и основные направления современной селекции.

336-339

66

Итоговый урок.


67-68

РЕЗЕРВ.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика видов деятельности

Педагогические средства

Домашнее

задание

Дата

Введение Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (13 часов)

1

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи.

Уровни организации живой материи.

Краткая история развития биологии. Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы. Методы познания живой природы. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

Объясняют роль биологии и биологических наук в практической деятельности людей. Выделяют и формулируют познавательную цель. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Учебник, таблицы, портреты учёных

13-19


2

Критерии живых систем.

Организм – единое целое. Многообразие организмов сущность жизни, признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий, биологические системы.

Перечисляют основные свойства живых систем, приводят примеры из животного и растительного мира. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Учебник, таблицы


19-23


3

Единый принцип струк-турной организации.

23-27


4

Глава 2. Возникнове-ние жизни на Земле

История представлений о возникновении жизни





История представлений о возникновении жизни.

Древние философы о возникновении жизни. Работы Л. Пастера.

Материалистические теории происхождения жизни.

Образование планетных систем. Коацерватная теория происхождения протобионтов.

Знают различные взгляды на возникновение жизни на Земле; понятие «абиогенеза»; абиогенное возникновение органических молекул и дальнейшие процессы, приведшие к появлению первых примитивных существ на Земле; роль эксперимента в развитии научных противоречий. Умеют:  характеризовать и объяснять различные представления о возникновении жизни на Земле. Анализируют и оценивают: различные гипотезы о возникновении жизни.


Учебник, таблицы, портреты учёных

31-33


5

Работы Л. Пастера.

33-34


6

Теория вечности жизни.

34-35


7

Материалистические теории происхождения жизни.

36-37


8

Современные представ-ления о возникновении жизни.

38-41


9

Образование планетных систем.

41-47


10

Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникно-вения жизни. Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле.

48-57


11

Теории происхождения протобиополимеров


58-65


12

Эволюция протобионтов

67-71


13

Начальные этапы биоло-гической эволюции.

72-77


Раздел 2. Учение о клетке (21 час)

14

Глава 3. Химическая организация клетки Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Вода – как колыбель всего живого, особенности и функции. Минеральные соли.

Выявляют основные неорганические вещества в клетке, объясняют их роль и значение в жизнедеятельности клетки. Определяют роль воды в живых организмах.

Учебник, таблицы

85-90


15

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки.

Особенности строения и функций органических веществ клетки, биополимеры. Свойства, структура и белков.


Показывают особенности строения первого, второго, третьего и четвер-того уровня строения белковой моле-кулы. Объясняют, что такое денату-рация и причины ее возникновения.

Учебник, таблицы

90-95


16

Функции белков.

Функции белков. Ферменты, их специфичность.

Выявляют основные функции белков и их роль в клетке.

Учебник, таблицы

95-99


17

Углеводы.

Особенности строения и функций органических веществ клетки. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Свойства, структура и функции углеводов.

Проводят сравнительную характе-ристику основных групп органичес-ких соединений, определяют строе-ние углеводов, их функции в клетке.

Учебник, таблицы

100-101


18

Жиры. Липоиды.

Особенности строения и функций органических веществ клетки. Жиры, липоиды. Свойства, структура и функции жиров.

Проводят сравнительную характе-ристику основных групп органичес-ких соединений, определяют строе-ние жиров, их функции в клетке.

Учебник, таблицы

102-105


19

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), структура молекулы ДНК, ее функции.

Изучают структуру молекулы ДНК, умеют решать задачи на определение последовательности нуклеотидов. . Объясняют взаимосвязь строения и функции.

Учебник, таблицы

105-109


20

Нуклеиновые кислоты. РНК.

Нуклеиновые кислоты. Особенности строения, типы РНК; функции РНК в клетке.

Перечисляют виды РНК и знают их значение в биосинтезе.

Учебник, таблицы

109-110


21

Генетический код.

Свойства генетического кода: избыточность, специфичность и универсальность. Ген. Биосинтез белка.

Умеют решать задачи на определение последовательности нуклеотидов.

Учебник, таблицы

110-115


22

С/р по теме: «Химичес-кая организация клетки».






23

Глава 4. Метаболизм - основа существования живых организмов.

Анаболизм.

Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов. Анаболизм. Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий. Пластический обмен. Биосинтез белка.

Объясняют механизм биосинтеза белка, его роль. Работают с таблицами.

Учебник, таблицы

119-123


24

Катаболизм.

Энергетический обмен-совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Взаимосвязь энергетического и пластического обмена. Роль АТФ. Аденозинтрифосфат (АТФ) – универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ.

Объяснять особенности энергети-ческого обмена у грибов и бактерий. Характеризуют энергетический обмен-совокупность реакций расщеп-ления сложных органических ве-ществ. Определяют взаимосвязь энергетического и пластического обмена. Показывают особенности работы АТФ как универсального биологического аккумулятора.

Учебник, таблицы

123-126


25

Автотрофный тип обме-на веществ. Фотосинтез и хемосинтез.

Автотрофы. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофы.

Знают стадии фотосинтеза, механиз-мы хемосинтеза. Объясняют роль фото- и хемосинтеза в природе.

Учебник, таблицы

126-132



26

К/р№1 по теме: "Метаболизм».






27

Глава 5. Строение и функции клеток

Прокариотическая клетка.

Строение клетки. Основные части и органо-иды клетки, их функции; доядерные и ядер-ные клетки. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информа-ции. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Объясняют взаимосвязь строения и функции, распространение и значе-ние бактериальной клетки в природе. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.

Учебник, таблицы

136-142


28

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Общий план строения клетки эукариот. Вакуолярная система клетки. Взаимосвязь мембран. Опорно-двигательная система клетки. Микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды передвижения. Цитоскелет.


Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Находят взаимосвязь между строением мембранных органоидов и выполняемыми ими функциями в клетке.

Учебник, таблицы

142-157


29

Клеточное ядро.

Строение биологических объектов: генов и хромосом, ДНК – носитель наследственной информации.

Знают о ядре как о важнейшем ком-поненте эукариотической клетки; объясняют функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.

Учебник, таблицы

157-166


30

С/р по теме: «Строение клетки».






31

Деление клеток. Митоз.

Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Удвоение молекулы ДНК.


Понимают биологический смысл митотического деления клеток. Объясняют структуру молекулы ДНК. Знают фазы митоза.

Учебник, таблицы

167-176


32

Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория строения организмов.

Основные этапы изучения клетки. Клеточная теория М. Шлейдена, Т. Шванна. Современная клеточная теория. Основные положения, значение для развития биологии

Называют основные положения клеточной теории Т.Шванна и М. Шлейдена. Объясняют основные особенности современной клеточной теории.

Учебник, таблицы

176-180


33

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика ВИЧ - инфекции.

Объясняют особенности строения и размножения вирусов. Перечисляют формы вирусных частиц. Показыва-ют вклад отечественного микробио-лога Д.И. Ивановского в вирусоло-гию. Приводят доказательства необ-ходимости соблюдения мер профи-лактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Учебник, таблицы

181-188


34

К/р №2 по теме: «Строе-ние и функции клеток».






Раздел 3. Размножение и развитие организмов (11 часов)

35

Глава 6. Размножение организмов

Бесполое размножение.

Половое и бесполое размножение.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Сравнивают половое и бесполое раз-множение. Приводят примеры форм бесполого размножения организмов.

Учебник, таблицы

193-197


36

Половое размножение. Гаметогенез.

Сущность биологических процессов: половое размножение.

Объясняют особенности полового размножение, его значение для эволюции. Сравнивают половое и бесполое размножение, и делают выводы на основе сравнения, объясняют биологическое значение оплодотворения.

Учебник, таблицы

199-202


37

Половое размножение. Мейоз.

Образование половых клеток. Мейоз.

Учебник, таблицы

202-207


38

Половое размножение. Осеменение и оплодо-творение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Учебник, таблицы

207-212


39

Глава 7. Индивидуаль-ное развитие организ-мов (онтогенез).

Краткие исторические сведения. Эмбриональ-ный период развития. Дробление.






Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Прямое и непрямое развитие. Основные этапы эмбриогенеза. Особенности индивидуального развития животных.

Объясняют особенности индиви-дуального развития животных (онто-генеза). Сравнивают биологические объекты по химическому составу, зародыши человека и других млеко-питающих. Выявляют признаки сход-ства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.






Учебник, таблицы







215-220


40

Эмбриональный период развития. Гаструляция.

220-222


41

Эмбриональный период развития. Органогенез.

222-227


42

Постэмбриональный период развития.

Особенности индивидуального развития человека. Постэмбриональный период. Влияние вредных привычек на здоровье матери и плода. Постэмбриональный период развития животных.

Характеризуют особенности индиви-дуального развития человека. Приво-дят примеры прямого и непрямого развития животных. Выделяют фак-торы, влияющие на репродуктивное здоровье.

Учебник, таблицы

228-235


43

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

Основные этапы эмбриогенеза. Особенности индивидуального развития животных. Признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих. Филогенез.

Выявляют признаки сходства зародышей чело-века и других млекопитающих как доказательство их родства.

Учебник, таблицы

235-238


44

Развитие организмов и окружающая среда.

Воздействия, нарушающие гомеостаз. Стресс. Регенерация. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Выделяют факторы, влияющие на репродуктивное здоровье.

Учебник, таблицы

238-248


45

К/р №3 по теме:«Раз-множение и развитие организмов».






Раздел 4. Основы генетики и селекции (21 час)

46

Глава 8. Основные понятия генетики.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; Г.Мендель – основоположник генетики.

Перечисляют методы исследования генетики человека: генеалогический, близнецовый, биохимический, микробиологический, цитогенетиче-ский. Объясняют: что генетическая неоднородность человечества это ос-нова его биологического и прогресса.

Учебник, таблицы


253-257


47

Глава 9. Закономернос-ти наследования приз-наков.Гибридологический ме-тод изучения наследова-ния признаков (метод Г.Менделя). Законы Менделя. Первый закон Менделя.



Сущность законов Г.Менделя. Моногибридное скрещивание, неполное доминирование, множественный аллелизм, генофонд.




Понимают сущность закона моногибридного скрещивания признаков.

Решают задачи на 1 закон Менделя.







Учебник, таблицы








261-268


48

Решение генетических задач


49

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет.


Сущность законов Г.Менделя. Закон расщепления. Закон чистоты гамет.

Понимают сущность закона расщеп-ления признаков.Решают задачи на 2 закон Менделя.


Учебник, таблицы



268-272


50

Решение генетических задач.


51

Дигибридное и полигиб-ридное скрещивание. Третий закон Менделя


Сущность законов Г.Менделя. Закон независимого комбинирования. Анализирующее скрещивание.

Понимают сущность закона незави-симого комбинирования признаков (третий закон Менделя). Решают за-дачи на дигибридное и полигибрид-ное скрещивание.


Учебник, таблицы




272-280


52

Решение генетических задач.


53

Хромосомная теория наследственности. Сцеп-ленное наследование генов.

Хромосомное определение пола. Чем опреде-ляется сцепленное наследование генов. Нас-ледственные болезни человека, их причины и профилактика.

Понимают основы хромосомной тео-рии наследственности. Показывают значение учения Г. Менделя для теорииЧ. Дарвина.

Учебник, таблицы

280-284


54

Генетика пола. Наследо-вание признаков, сцеп-ленное с полом.

Наследование, сцепленное с полом. Особен-ности проявления Х–хромосомы у самок мле-копитающих. Методы исследования генетики человекаХромосомные болезни, их причины. Медико-генетическое консультирование.

Понимают сущность хромосомного определения пола. Называют хромо-сомные болезни и их причины. Реша-ют генетические задачи на наследо-вание, сцепленное с полом.


Учебник, таблицы



285-291


55

Решение генетических задач.


56

Генотип как целостная система.

Вклад выдающихся ученых в развитие биоло-гической науки; биологическая терминология и символика.

Ориентируются в современном пред-ставлении о структуре гена. Объяс-няют понятие геном, теория гена.

Учебник, таблицы

291-297


57

К/р №4 по теме: «Основы генетики»






58

Глава 10. Закономер-ности изменчивости

Наследственная (геноти-пическая) изменчивость


Типы изменчивости: модификационная, комбинативная и мутационная.

Обосновывают универсальный ха-рактер законов наследственности. Объясняют причины наследственных генных и хромосомных мутаций.

Учебник, таблицы

301-304


59

Классификация и свойства мутаций.

Типы мутаций: геномные, хромосомные, ген-ные; соматические и генеративные; прямые и обратные. Соматические и генеративные му-тации.. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Приводят примеры разных типов классификации мутаций. Описывают проявление свойств мутаций. Характеризуют типы мутаций.

Учебник, таблицы

304-309


60

Зависимость проявления генов от условий внеш-ней среды (фенотипи-ческая изменчивость)

Фенотипическая изменчивость. Норма реакции. Вариационная кривая. Свойства модификаций.

Выявляют приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), строят вариационную кривую.


Учебник, таблицы


310-315


61

Л/р «Изучение измен-чивости. Построение вариационной кривой»


62

Глава 11. Основы селекции

Создание пород живот-ных и сортов растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.


Роль селекции в сохранении видового разнообразия. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Мутагенез, отбор, порода, сорт. Учение Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Дают определения ключевым понятиям селекции. Называют методы изучения наследственности человека и животных. Изучают вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Понимают учение о центрах многообразия и происхождения куль-турных растений, основные задачи и проблемы современной селекции. Пере-числяют основные методы, используе-мые в селекции микроорганизмов. Ха-рактеризуют успехи генной инженерии, анализируют и оценивают этические аспекты развития некоторых исследо-ваний в области биотехнологии.






Учебник, таблицы


319-324


63

Методы селекции растений и животных.

325-333


64

Селекция микроорга-низмов.

333-335


65

Достижения и основные направления современ-ной селекции.

Биотехнология, ее достижения. Этические ас-пекты в биотехнологии (клонирование чело-века). Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

336-339


66

Итоговый урок.






67-68

РЕЗЕРВ (2 часа)


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ.

Тесты, можно использовать после изучения определённой темы (урока). При оценивании используется следующая шкала:

90 - 100% -«5» 75 - 89 % – «4» 50 - 74 % – «3» 0 - 49 % – «2»


Темы проектов 10 класс

Аллергия как фактор проявления иммунодефицита.
Бактерицидное действие фитонцидов.
Биологические ритмы растений.
Ветеринария в сельском хозяйстве.
Движения у растений.
Демографический портрет школы.
Дизайн пришкольной территории.
Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов.
Изучение влияния гербицидов на культурные растения.
Как научиться жить в согласии с природой? (биоритмы человека).
Модификационная изменчивость моего организма под действием физических упражнений.
Наследственные болезни.
Определение влажности воздуха и изучение влияния ее на здоровье человека.Основные свойства и структура нуклеиновых кислот.

Утверждаю

Директор школы: /Абдулкеримов З. М./
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

10 КЛАСС

68 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)











Составитель: Раджабова Н. Н.