СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс 2 часа в неделю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 11 класс 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс 2 часа в неделю»

Утверждаю

Директор школы __________ /Абдулкеримов З. М./













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


11 КЛАСС


68 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)


В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин













СОСТАВИТЕЛЬ: учитель биологии

Раджабова Н. Н.











Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы среднего (полного) образования по биологии для 11 класса базовый уровень «Биология» В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В 11 классе изучают материал следующих глав: «Эволюционное учение», «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека», «Биосфера», «Основы экологии», «Ноосфера».


Цели курса

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.


Задачи курса:

  • развивать метапредметные умения (анализ, сравнение, выявление закономерностей и т.п.)

  • развивать умение работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • развивать умение наблюдать за биологическими объектами и состоянием собственного организма, проводить биологические эксперименты;

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуре поведения в природе.


Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часов (1 час в неделю). Возможность изучения дополнительного 1 часа в 10 и 11 классах стало благодаря резерву из школьного компонента.


Содержание программы (68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Учение об эволюции органического мира.

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.


Развитие жизни на Земле.

Деление истории развития нашей планеты на эры и периоды. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Основные этапы эволюции эукариотических организмов. Эволюционное развитие растений. Эволюционное развитие животного мира.

Происхождение человека.

Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование.


Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды.

Биосфера, её структура и функции.Основы экологии.

Биосфера — живая оболочка планеты. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.



Биосфера и человек. Ноосфера.

Природные ресурсы и их использование. Место и роль человека в биосфере. Понятие о ноосфере.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.Бионика.


Результаты обучения

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение экологических объектов: вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.

  • сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы; единство человеческих рас, необходимость со­хранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения- носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира- носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

  • Знания всего изученного программного материала.

  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  • Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

  • Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  • Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  • Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  • Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  • Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  • Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает

значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

не делает выводов и обобщений.

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  • При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
за самостоятельные письменные и контрольные работы
.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  • Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  • Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет не менее половины работы.

  • Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  • Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  • Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  • Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

  • Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

  • Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  • Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  • Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  • При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  • Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  • Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  • Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  • Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию учителя


Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим комплексом:

  • для  учителя:


  1. Т. А. Козлова, Н. И. Сонин. Общая биология: 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина "Общая биология 10-11 кл." М.: Дрофа, 2006.

  2. И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, Я. В. Котелевская «Биология. Общая биология 10-11 классы». Рабочая тетрадь к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой

  3. Б. Н. Медников. Биология: формы и уровни жизни.- М., «Просвещение», 1995

  4. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.


  • для учащихся:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  2. Учебник«Общая биология. 11 класс» В. Б. Захаров,С. Г. Мамонтов,Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005.

  3. «Общая биология 11 класс» рабочая тетрадь В. Б. Захаров,Н. И. Сонин.– М.: Дрофа, 2007.



MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • CD-диск «Биология 6-11 класс. Лаборатория»

  • CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии»

  • Коллекция ЦОР Интернета.







Учебно-тематическое планирование



п/п

Раздел

Кол-во часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Эволюционное учение.

21

1

1

2

Развитие жизни на Земле.

5



3

Происхождение человека.

5

1


4

Биосфера. Основы экологии.

16

1

1

5

Ноосфера.

14

1


6

Резерв

1




Итого:

68











Календарно-тематическое планирование по биологии11 класс


Всего: 68 часов; в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе учебника для 11 класса базовый уровень «Биология» В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин


п/п

Тема урока

Колич-во часов

Дом.задание


Раздел 1. Учение об эволюции органического мира.

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

21 час+2


1

История представления о развитии жизни на Земле.


с. 8-11

2

Работы К.Линнея по систематике растений и животных.


с. 11-13

3

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.


с. 13-20

4

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.


с. 21-25

5

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.


с. 25-32

6

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.


с. 32-33

7

Борьба за существование и естественный отбор.


с. 34-35

8

Образование новых видов.


с. 36-40

9

Вид. Критерии и структура.


с. 40-43

10

Эволюционная роль мутаций.


с. 43-45

11

Генетическая стабильность в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.


с. 45-46

12

Генетические процессы в популяциях.


с. 46-50

13

Формы естественного отбора.


с. 50-55

14

Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.


с. 56-63

15

Л/р №1«Изучение приспособленности организмов к среде обитания.»



16

Физиологические адаптации.


с. 64-69

17

Видообразование как результат микроэволюции.


с. 70-74

18

Обобщение по теме «Микроэволюция».


повт. с.25-74

19

Пути достижения биологического прогресса. Арогенез и аллогенез.


с. 80-84

20

Пути достижения биологического прогресса. Катагенез.


с. 84-86

21

Основные закономерности эволюции.


с. 86-91

22

Правила эволюции.


с. 92-97

23

К/р №1 по теме «Эволюционное учение».




Развитие жизни на Земле.

5 часов


24

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры.


с. 98-107

25

Развитие жизни в палеозойскую эру.


с. 108-114

26

Развитие жизни в мезозойскую эру.


с. 114-120

27

Развитие жизни в кайнозойскую эру.


с. 120-128

28

Обобщение по теме: «Развитие жизни на Земле».


повт. с.98-128


Происхождение человека.

5 часов +1


29

Положение человека в системе животного мира.


с. 130-132

30

Эволюция приматов. Древние люди.


с. 132-135

31

Стадии эволюции человека


с. 135-138

32

Современный этап эволюции человека. Человеческие расы.


с. 138-147

33

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза.


сообщения

34

К/р №2 по теме «Происхождение человека».




Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды.

Биосфера, её структура и функции. Основы экологии.

16 часов +2


35

Биосфера, ее структура и функции.


с. 150-155

36

Круговорот веществ в природе.


с. 155-163

37

История формирования сообществ живых организмов.


с. 164-168

38

Биогеография .


с. 168-172 

39

Основные биомы суши.


с. 173-179

40

Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы, биоценозы и их характеристика.


с. 180-183

41

Абиотические факторы среды.


с. 183-188

42

Интенсивность действия факторов среды.


с. 188-193

43

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.


с. 193-199

44

Биотические факторы среды.


с. 199-201

45

Цепи и сети питания.


с. 201-206

46

Смена биоценозов.


с. 206-209

47

Л/р № 2 «Составление сетей питания»



48

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения- симбиоз.


с.210-215

49

Антибиотические отношения


с. 215-229

50

Конкуренция. Нейтрализм


с. 229-235

51

Обобщение по теме «Взаимодействие организма и среды».


повт. с.150-235

52

К/р №3 по теме «Основы экологии»




Биосфера и человек. Ноосфера.

12 часов +4


53

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.


с. 236-239

54

Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.


с. 239-242

55

Проблемы рационального природопользования


сообщения

56

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.


с. 242-247

57

Влияние человека на растительный и животный мир.


с. 247-251

58

Радиоактивное заражение биосферы.


с. 249-251

59

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.


с. 251-258

60

Красная книга Дагестана.


сообщения

61

Меры по образованию экологических комплексов


сообщения

62

Обобщение по теме Биосфера и человек.


повт. с.236-258

63

К/р №4 по теме «Ноосфера».



64

Бионика.


с. 259-264

65

Формы живого в природе и их промышленные аналоги.


с. 264-272

66

Повторение и обобщение курса биологии.


повт. с. 8-272

67

Итоговый урок.



68

Резерв.


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков биологии в 11 классе

(2 часа в неделю, всего 68 часов)


урока

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика видов деятельности

Педагогические средства

Домашнее

задание

Дата


Раздел 1. Учение об эволюции органического мира.

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение. (21 час+2)


1

История представления о развитии жизни на Земле.

Доказательства эволюции живой природы.

Знают историю представлений о развитии жизни на Земле;

умеют характеризовать антич-ные и средневековые представ-ления о сущности жизни.



Учебник, таблицы


с. 8-11


2

Работы К. Линнея по систематике растений и животных.

Значение работ Карла Линнея.

Умеют объяснять вклад эволю-ционной теории в формирова-ние современной естественно-научной картины мира; вклад К. Линнея. Знают взгляды Карла Линнея.



Учебник, таблицы


с. 11-13


3

Эволюционная теория

Ж.Б. Ламарка.

Значение работ Жана-Батиста Ламарка

Умеют объяснять вклад эволю-ционной теории в формирова-ние современной естественно-научной картины мира; вклад Ж. Б. Ламарка. Знают взгляды Ж.Б.Ламарка.



Учебник, таблицы


с. 13-20


4

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Научные предпосылки возникнове-ния теории Чарльза Дарвина.

Умеют объяснять вклад эволю-ционной теории в формирова-ние современной естественно-научной картины мира; харак-теризуют содержание эволю-ционной теории Ч. Дарвина.




Учебник, таблицы


с. 21-25


5

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Искусственный отбор, многообра-зие пород домашних животных и культурных растений.

с. 25-32


6

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Движущие силы эволюции

Выделяют существенные приз-наки вида, процессов естествен-ного отбора.


Учебник, таблицы

с. 32-33


7

Борьба за существование и естественный отбор.

Понятия: вид, популяция, микроэволюция, макроэволюция.


Знают основные положения о естественном отборе; определе-ния «естественный отбор», «борьба за существование», ви-ды борьбы за существование.


Учебник, таблицы

с. 34-35


8

Образование новых видов.

Понятия: дивергенция, естествен-ный отбор.

Знают механизмы видообра-зования.


Учебник, таблицы

с. 36-40


9

Вид. Критерии и структура.

Понятия: вид, популяция, микроэволюция, макроэволюция.


Знают определение вида, основ-ные критерии, понятия популя-ция, микроэволюция, макроэво-люция. Умеют объяснять струк-туру вида, критерии вида.

Учебник, таблицы

с. 40-43


10

Эволюционная роль мутаций.

Понятия: мутация, гетерозигота, гомозигота, генофонд.


Знают понятия мутация, гетеро-зигота, гомозигота, генофонд. Умеют объяснять эволюцион-ную роль мутаций.

Учебник, таблицы

с. 43-45


11

Генетическая стабильность в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.

Закон стабилизирующего скрещива-ния К. Пирсона, гетерозигота, гомо-зигота, закон Харди-Вайнберга.

Знают закон стабилизирующего срещивания, умеют формулиро-вать и объясняют закон Харди-Вайнберга.


Учебник, таблицы

с. 45-46


12

Генетические процессы в популяциях.

Факторы, влияющие на изменение частоты генов, «волны численно-сти», микроэволюция.

Знают причины изменения час-тоты генов. Объясняют причи-ны колебания численности осо-бей в популяциях.

Учебник, таблицы

с. 46-50


13

Формы естественного отбора.

Формы естественного отбора: ста-билизирующий, движущий, половой.


Знают основные формы естест-венного отбора: стабилизирую-щий, движущий, половой. Умеют объяснять механизм действия изученных форм отбора.


Учебник, таблицы


с. 50-55


14

Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.



Понятия: «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптаций.



Знают понятия: «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптаций. Умеют объяснить сущность приспособлений, приводят примеры адаптаций.

Учебник, таблицы

с. 56-63


15

Л/р №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания.»

Гербарии, картины, фотографии



16

Физиологические адаптации.

Учебник, таблицы

с. 64-69


17

Видообразование как результат микроэволюции.

Видообразование географическое, экологическое.

Знают определение вида, основ-ные критерии, понятия популя-ция, микроэволюция, макроэво-люция. Умеют объяснять структуру вида, критерии вида.

Учебник, таблицы

с. 70-74


18

Обобщение по теме «Микроэволюция».

Движущие силы эволюции, вид, основные критерии, понятия: попу-ляция, микроэволюция, макроэво-люция, мутация, гетерозигота, гомо-зигота, генофонд, закон стабилизи-рующего скрещивания К. Пирсона, гетерозигота, гомозигота, закон Харди-Вайнберга, формы естествен-ного отбора: стабилизирующий, движущий, половой. Понятия: «ми-микрия», «адаптация», основные виды адаптаций.

Знают понятия «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптаций, определение вида, основные критерии, понятия популяция, микроэволюция, макроэволюция. Умеют объяс-нять структуру вида, критерии вида, сущность приспособле-ний, приводят примеры адаптаций.





Учебник, таблицы





повт. с.25-74


19

Пути достижения биологического прогресса. Арогенез и аллогенез.

Микроэволюция, макроэволюция, биологический прогресс, аромор-фоз, идиоадаптация.


Знают определения: микроэво-люция, макроэволюция, биоло-гический прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Умеют объяснять главные направления эволю-ции.

Учебник, таблицы

с. 80-84


20

Пути достижения биологического прогресса. Катагенез.

Микроэволюция, макроэволюция, биологический прогресс, регресс, дегенерация.

Учебник, таблицы

с. 84-86


21

Основные закономерности эволюции.

Филогенез, дивергенция, конверген-ция, популяция.

Знают определения: филогенез, дивергенция, конвергенция, популяция.

Учебник, таблицы

с. 86-91


22

Правила эволюции.

Правило необратимости эволюции, правило чередования направленных эволюций.

Умеют формулировать правила эволюции.

Учебник, таблицы

с. 92-97


23

К/р №1 по теме «Эволюционное учение».







Развитие жизни на Земле. (5 часов)


24

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры.

Этапы биологической эволюции.


Знают основные этапы биологи-ческой эволюции. Умеют объяснять суть процессов, про-исходивших на различных эта-пах биологической эволюции.

Учебник, таблицы

с. 98-107


25

Развитие жизни в палеозойскую эру.





Этапы биологической эволюции.


Знают основные ароморфозы, происходившие в различные периоды жизни Земли.







Учебник, таблицы


с. 108-114


26

Развитие жизни в мезозойскую эру.

Умеют объяснять эволюцион-ные преимущества цветковых растений, пресмыкающихся и млекопитающих.

с. 114-120


27

Развитие жизни в кайнозойскую эру.

Умеют давать объяснение про-цессам, происходившим в Кайнозое.

с. 120-128


28

Обобщение по теме: «Развитие жизни на Земле».

Умеют давать объяснение процессам, происходившим в Архее, Протерозое, Палеозое, Мезозое и Кайнозое.

повт. с.98-128


Происхождение человека. (5 часов +1)


29

Положение человека в системе животного мира.

Эволюция приматов и человека, по-нятия: антропология, антропогенез.



Знают основные этапы эволю-ции человека, понятия: антропология, антропогенез.



Знают основные этапы эволю-ции человека, понятия: антропология, антропогенез.






Учебник, таблицы


с. 130-132


30

Эволюция приматов. Древние люди.

Дриопитеки, австралопитеки, человек умелый.

с. 132-135


31

Стадии эволюции человека

Древнейшие люди, древние люди, современные люди.

с. 135-138


32

Современный этап эволюции человека. Человеческие расы.

Первые современные люди.

с. 138-147


33

Свойства человека как био-социального существа. Дви-жущие силы антропогенеза.

Человек как биосоциальное сущест-во. Движущие силы антропогенеза.

Знат свойства человека как био-социального существа, движу-щие силы антропогенеза.

Учебник, таблицы

сообщения


34

К/р №2 по теме «Происхождение человека».







Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды.

Биосфера, её структура и функции. Основы экологии. (16 часов +2)


35

Биосфера, ее структура и функции.

Живое вещество, биогенное вещест-во, косное вещество, биокосное вещество.

Знают понятия: живое вещест-во, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество.

Учебник, таблицы

с. 150-155


36

Круговорот веществ в природе.

Биоценоз, парниковый эффект, биохимический цикл.

Знат понятия: биоценоз, парни-ковый эффект, биохимический цикл.

Учебник, таблицы

с. 155-163


37

История формирования сообществ живых организмов.



Факторы, влияющие на формирова-ние сообществ живых организмов.


Знают основные факторы, влияющие на формирование сообществ живых организмов.



Учебник, таблицы


с. 164-168


38

Биогеография .

с. 168-172 


39

Основные биомы суши.

с. 173-179


40

Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы, био-ценозы и их характеристика.

Биоценоз, биогеоценоз, биомасса.

Знают понятия: биоценоз, биогеоценоз, биомасса.

Учебник, таблицы

с. 180-183


41

Абиотические факторы среды.



Основные экологические факторы, продуценты, консументы, редуцен-ты, правило экологической пира-миды.




Основные экологические факторы, продуценты, консументы, редуцен-ты, правило экологической пира-миды.



Знают основные экологические факторы, объясняют их влияние и значение в природе.





Знают основные экологические факторы, объясняют их влияние и значение в природе.





Учебник, таблицы





Учебник, таблицы


с. 183-188


42

Интенсивность действия факторов среды.

с. 188-193


43

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

с. 193-199


44

Биотические факторы среды.

с. 199-201


45

Цепи и сети питания.


с. 201-206


46

Смена биоценозов.

с. 206-209


47

Л/р № 2 «Составление сетей питания»






48

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения- симбиоз.

Симбиоз, нахлебничество, квартирантство.


Знают понятия: симбиоз, на-хлебничество, квартирантство

Учебник, таблицы

с.210-215


49

Антибиотические отношения

Антибиоз, хищничество, паразитизм, каннибализм.


Знают понятия: антибиоз, хищ-ничество, паразитизм, канни-бализм.

Учебник, таблицы

с. 215-229


50

Конкуренция. Нейтрализм

Половой отбор, конкуренция, нейтрализм.

Знают понятия: половой отбор, нейтрализм.

Учебник, таблицы

с. 229-235


51

Обобщение по теме «Взаимодействие организма и среды».

Биоценоз, биогеоценоз, биомасса.

Знают понятия: биоценоз, био-геоценоз, биомасса,нейтрализм, симбиоз, антибиоз, нахлебниче-ство, квартирантство, хищниче-ство, паразитизм, каннибализм.

Учебник, таблицы

повт. с.150-235


52

К/р №3 по теме «Основы экологии»






Биосфера и человек. Ноосфера. (12 часов +4)


53

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

Примеры воздействия человеческо-го общества на среду обитания.

Знают понятия «ноосфера", «геологические оболочки», структуру и функции биосферы.


Учебник, таблицы

с. 236-239


54

Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.

Классификация исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов

Знают классификацию исчерпа-емых и неисчерпаемых ресур-сов. Умеют приводить примеры воздействия человеческого общества на среду обитания.


Учебник, таблицы

с. 239-242


55

Проблемы рационального природопользования

Суть рационального природопользования.

Знают суть рационального

природопользования.


Учебник, таблицы

сообщения


56

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Загрязнение воздуха, пресных вод, Мирового океана, почвы.

Умеют приводить примеры воздействия человеческого общества на воздух, пресные воды, Мировой океан, почву.

Учебник, таблицы


с. 242-247


57

Влияние человека на растительный и животный мир.

Прямое и косвенное изменение природной среды.

Умеют приводить примеры воздействия человеческого общества на растительный и животный мир.

Учебник, таблицы


с. 247-251


58

Радиоактивное заражение биосферы.

Влияние трагедии Хиросимы и Нагасаки, аварии на Чернобыльской АЭС на природу и человека.

Знают причины и последствия трагедии Хиросимы и Нагасаки, аварии на Чернобыльской АЭС. Умеют приводить примеры воздействия человеческого общества на среду обитани

Учебник, таблицы

с. 249-251


59

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Суть рационального природополь-зования, предельно допустимые концентрации.

Знать суть рационального природопользования.

Учебник, таблицы

с. 251-258


60

Красная книга Дагестана.

Редкие и исчезающие животные и растения Дагестана.

Знают названия редких и исчез-ающих животных и растений Дагестана.

Фото- и видеоматериалы

сообщения


61

Меры по образованию экологических комплексов

Факторы, влияющие на формирова-ние сообществ живых организмов. Примеры воздействия человече-ского общества на среду обитания.

Знают понятие «геологические оболочки», структуру и функ-ции биосферы. Знают основные факторы формирования сообществ живых организмов.

Учебник, таблицы

сообщения


62

Обобщение по теме «Биосфера и человек.»

Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество.

Знают понятия: живое вещест-во, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество.

Учебник, таблицы

повт. с.236-258


63

К/р №4 по теме «Ноосфера».






64

Бионика.

Изобретения человека, повторяющие формы живых организмов.

Умеют связывать промышлен-ные идеи и черты строения живых организмов.

Учебник, таблицы


с. 259-264


65

Формы живого в природе и их промышленные аналоги.

с. 264-272


66

Повторение и обобщение курса биологии.

Все понятия и термины, пройденные в курсе биология.

Знают законы природы и влияние на живые организмы.

Учебник, таблицы

повт. с.8-272


67

Итоговый урок.






68

Резерв.