СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс основное общее образование

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Название темы

(раздела)

ВОМ

Количество

часов

1.

Введение

1

5

2.

Клеточное строение организмов

0

10

3.

Царство Бактерии

0

2

4.

Царство Грибы

2

3

5.

Царство Растения

7

3

 

Промежуточная аттестация

 

1

 

ИТОГО

10

24

 

 

34

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс основное общее образование»

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»





«Утверждено»

Директор Православной гимназии г.Калининграда


_____________________ /Н.И. Шевченко/


Приказ № от « » августа 2018 г.














Рабочая программа

по биологии 5 класс

основное общее образование

34 часа

(из них 10 часов – ВОМ «Многообразие растений и грибов нашего края»)



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по биологии основного общего образования, на основе авторской программы В.В. Пасечник.



Срок реализации: 2018-2019 учебный год




Программа составлена

учителем биологии

Сафоновой Д.Н



Рассмотрена на Педагогическом совете

Протокол № от « » августа 2018г.










2018г.



Планируемые результаты освоения курса «Биология » 5 класс

Внутрипредметный модуль «Многообразие растений и грибов нашего края»

Обучение биологии в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

  • умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • знание основных заповедников и заказников нашего края

  • способность идентифицировать растения и грибы нашего края

  • умение классифицировать растения и грибы нашего края в живой природе

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Заповедники и заказники Калининградской области

Пр. р. №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений"


Раздел 1. Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Строение клетки. (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки. Понятие «ткань.

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»


Раздел 2. Царство Бактерии

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.


Раздел 3. Царство грибы

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы Калининградской области. Ядовитые грибы нашего края

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Л.р.№4 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.»


Раздел 4. Царства растения.

Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли. мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции. Водная флора нашего края. Споровые растения Калининградской области. Часто встречаемые представители голосеменных растений нашего края. Распространенные представители отдела Покрытосеменные. Эндемики нашей области. Красная книга Калининградской области.

Л.р.№5«Строение зеленых водорослей.»

Л.р.№6 «Строение мха.

Л.р.№7 « Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№8 «Строение спороносящего папоротника»

Л.р.№9 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Название темы

(раздела)

ВОМ

Количество

часов

1.

Введение

1

5

2.

Клеточное строение организмов

0

10

3.

Царство Бактерии

0

2

4.

Царство Грибы

2

3

5.

Царство Растения

7

3


Промежуточная аттестация


1


ИТОГО

10

24



34










Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Вертикаль .Учебник / М.: Дрофа, 2017 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2017 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2017 г.





Календарно- тематическое планирование

Тема

часы

Планируемые результаты

дата

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

план

Факт




Введение (6 ч)


1

Биология – наука о живой природе


1

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Р- корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами;

П- анализирует полученные знания; структурирует полученные знания, устанавливает связь между живым и не живым организмом;

К- выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимся их ответы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.



§1 задание на с.10

Р.т.зад.4-5

2

Методы исследования в биологии

Вводный контроль

1

Определяют понятия: "методы исследования», «наблюдения», « эксперимент, «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;

П – логически

сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию;

К – выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения

Осмысление методов изучение природы




§2 Р.т.зад.6-8

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого


1

Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа


Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

П – исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

К – планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.



§3 задание на с.18

Р.т.зад. 13

4

Среды обитания живых организмов


1

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда» , «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу


Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки;

П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию;

К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение

Осмысливание среды обитания живых организмов




§4 сообщения по группам Р.т.зад.16-17

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Практическая работа- №1



1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника



Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет

самопроверку;

П – моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию;

К – разрешает конфликты, ставит вопросы


Понимание экологических факторов и их влияние на живые организмы




дневник фенологических наблюдений

§5 Р.т.зад.19-20

6

Заповедники и заказники Калининградской области

1

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений


Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты;

П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию;

К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Знать основные заповедники и заказники КО



Отчет по экскурсии Р.т.зад.9 зад на с14-16


Клеточное строение организмов (10 ч)


7

Устройство увеличительных приборов

ЛР №1 Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

1

Определяют понятия: « клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом


Р – определяет цель важности клетки для живого организма;

П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

К – разрешает конфликты

Понимать устройства увеличительных приборов




§6 зад на с14-16 Р.т.зад.22-23

8

Строение клетки

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы



1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ;

П – отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими;

К – ставит вопросы, выражает свои мысли

Понимать строение клетки




§7 Р.т.зад.28

9

Л.р.№3 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука


1

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их


Р – определяет цель протекания процесса дыхания, корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания;

П – исследует процессы жизнедеятельности, анализирует протекание дыхания, соотносит свой способ питания с другими;

К – отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками

Осмысливать приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука




§7 Р.т.зад.24

10

Пластиды


1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


Р – осуществляет самопроверку, корректирует свои знания;

П – ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов

К – выражает свои мысли в ответах


Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск

взаимоотношений человека и природы




§7 зад на с.39 Р.т. зад.27

11

Химический состав клетки: поступление веществ в клетку

(дыхание, питание)

1

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки


Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Осознавать сложность строения клетки




§8 зад на с.42

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в

клетку (дыхание, питание



1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом



Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Осмысливать жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание




§9 зад на с.46

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие


1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют результаты



Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять

результаты работы.

Коммуникативные УУД:умение

Осознавать жизнедеятельность клетки: рост, развитие




§9 зад на с.45

14

Деление клетки


1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимать деление клетки




§9 зад на с.45 Р.т. зад.34-35

15

Понятие «ткань


1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительности ткани на микропрепаратах


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Осознавать понятие «ткань




§10 зад на с.49 Р.т. зад.36-38

16

Обобщающий урок .тест


1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами

Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопами


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе

достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы



Повторить §§1-10


Царство Бактерии (2 ч)


17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность


1

Выделяют существенные признаки бактерий


Познавательные УУД

умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы

Коммуникативные УУД: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп


Осознавать бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность




§11 зад на с.55-56 Р.т. зад.43-44

18

Роль бактерий в природе и жизни человека


1

Определяют понятия: « клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека


Познавательные УУД:

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные

УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения


Понимать роль бактерий в природе и жизни человека




§12 презентация о практическом значении бактерий


Царство Грибы (5 ч)


19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека


1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека


Познавательные УУД:

умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осмысливать характеристика, строение и жизнедеятельность грибов.




§13зад н

сообщения о роли грибов в жизни человека с.69


20

Шляпочные грибы Грибы паразиты


1

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Определяют понятие «грибы-паразиты».


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным

навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

правилам работы в кабинете. Развитие

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы



§14

зад на с.77

21

Плесневые грибы и дрожжи

Л.р.№6

«Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей

1

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением


Познавательные УУД:

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения


Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы



§15

зад на с.80

22

Грибы Калининградской области.

1

Объясняют роль грибов в природе жизни человека.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Способность идентифицировать грибы нашего края




§16

Сообщения о грибах КО с презентацией

23

Ядовитые грибы нашего края

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими

материалами. Заполняют таблицы. Готовят сообщение «Ядовитые грибы нашего края» ( на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)



Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ

П:умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.

К: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение


Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и

объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

способность идентифицировать грибы нашего края




Пов.§ 11-16


Царство Растения (11 ч)


24

Ботаника- наука о растениях


1

Определяет понятие: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные

признаки растений . Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, и наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выделяют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием



Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы

К: умение слушать учителя, высказывать и аргументировать свое мнение


Осмысливание ботаники




§17

зад на с.92

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей

1

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты работают с

микроскопом



Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать

объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы



§18


26

Водная флора КО

1

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей


Р:Развитие навыков оценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.

К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Осознавать

роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей Способность идентифицировать растения нашего края

Умение классифицировать растения нашего края в живой природе




§18

зад. на с.92

27

Лишайники


1

Определяют понятия: «кустистые лишайники

«листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе



Р: умение организовать выполнение заданий учителя

согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками


Понимание о роли лишайников в природе и жизни человека




§19

зад. на с.106

28

Мхи.

Л.р.№8 «Строение мха (Мхи Калининградской области).»


1

Выполняют лабораторною работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных

образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека


Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям.

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении Способность идентифицировать растения нашего края



§20

зад. на с.111

29

Папоротники, хвощи,

Л.р.№9 « Строение спороносящего хвоща.»

Л.р.№10

«Строение спороносящего папоротника плауны

(На примере Споровых растений Калининградской области)


1

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Понимать строение мхов, папоротников, хвощей и плаунов Способность идентифицировать растения нашего края




§21

зад. на с.117, 119

30

Голосеменные растения


Л.р.№11

«Строение хвои и шишек хвойных.» Часто встречаемые представители отдела Голосеменные КО

1

Выполняют лабораторную работу . Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека


Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа

П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение

сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Понимание о голосеменных как о прогрессивных растениях Способность идентифицировать растения нашего края

Умение классифицировать растения нашего края в живой природе





§22

зад. на с.125,

127


31

Покрытосеменные растения


1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных

в природе и жизни человека



Р:умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

П:умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

К:умение обобщать информацию и выстраивать доказательность

своих убеждений перед одноклассниками


Осмысливание преимущества покрытосеменных растений




§23

зад. на с.131,

132


32

Распространенные представители отдела Покрытосеменные КО

1

Учатся работать с определителем и гербарием

Р: умение систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды.

П: умениео бобщать информацию, находить способы решения экологических задач.

К: умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Способность идентифицировать растения нашего края

Умение классифицировать растения нашего края в живой природе




§24

33

Промежуточная аттестация

1


Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: анализ информации, установление





34

Эндемики нашей области. Красная книга Калининградской области.


1

Осваивают понятие эндемик. Учатся работать с красной книгой

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: анализ информации, установление

Способность идентифицировать растения нашего края

Умение классифицировать растения нашего края в живой природе




Задание на лето






Приложение 2.

Демо-версия промежуточной аттестации

Тест

Промежуточная аттестация по биологии за 5 класс

2018/2019 уч.г.

Часть А.

1. Ученик рассматривал под микроскопом мякоть зрелого плода яблони и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?

2. Полужидкое вещество, которое заполняет клетку, - это:

1. цитоплазма 3. наружная мембрана

2. хлоропласт 4. ядро

3. Группа сходных по строению клеток, выполняющих определенную функцию

1. орган 2. часть растения 3. организм 4. ткань

4. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, 
а линзы объектива ×40?

1. 740 2. 280 3. 47 4. 33

5. Какие бактерии считают «санитарами планеты»?

1. молочнокислые 2. гниения

3. клубеньковые 4. уксуснокислые

6. Организмы, в клетках которых нет ядра называют:

1. прокариоты 2. эукариоты

3. гетеротрофа 4. автотрофы



7. Низшими растениями являются

1. мх 3. водоросли

2. плауны 4. Папоротники

8. Лишайники относят к:

1. Гриба 3. Водорослям

2. Бактериям 4 . Особой группе комплексных организмов



9. Мхи являются:

1. грибами 2. симбиотическими растениями

3.низшими растениями 4. высшими растениями

10. Семена хвойных (голосеменных) растений располагаются в

1. цветках       2. плодах     3. почках          4. шишках



Часть В.

1. Выберите три верных ответа. 

Какие из перечисленных ниже грибов относятся к ядовитым?



1. боровик 4. бледная поганка

2. вёшенка 5. ложная лисичка

3. рыжик 6. мухомор



2. Установите последовательность действий при рассматривании микропрепаратов под микроскопом. Запишите последовательность цифр.

1. Направить свет зеркалом в отверстие предметного столика

2. Закрепить микропрепарат зажимами

3. Рассмотреть микропрепарат

4. Глядя в окуляр, поднимать или опускать тубус до появления четкого изображения объекта

5. Поместить приготовленный микропрепарат на предметный столик.



3. Используя таблицу «Пищевая ценность продуктов», ответьте на вопросы.

В каком из пищевых продуктов содержится больше всего углеводов?

У какого (каких) из продуктов энергетическая ценность ниже 100 ккал?

В каком из продуктов содержится суммарно меньше всего белков, жиров и углеводов?














4.Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которой он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца:

Признак Вид

А. наличие клеточной стенки из хитина 1. растительная клетка

Б. наличие пластид 2. грибная клетка

В. наличие клеточной стенки из целлюлозы

Г. наличие запасных веществ в виде крахмала

Д. наличие крупных вакуолей с клеточным соком

Е. отсутствие пластид

5. Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести: 

1.свет 2.осушение болот

3. вечная мерзлота 4. состав растительности

5. ловля рыбы 6. атмосферное давление