муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
города Зеи Амурской области
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ СОШ № 5
от 31.08.2015 № 115/од
Рабочая программа
по биологии для 6 классов
(коррекционная)
учителя биологии
Потапнёвой Татьяны Александровны
на 2015-2016 учебный год
г. Зея
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии 6 класса «Биология. Неживая природа» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида, автор А.И.Никишов. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.
Рабочая программа состоит из разделов:
Общее знакомство с природой
Вода.
Воздух.
Полезные ископаемые.
Почва.
Логика изложения и содержания построена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Содержание коррекционной программы курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой коррекционного курса биологии являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о неживой природе, так и об окружающем мире в целом.
Цель обучения предмету: Формирование представлений обучающихся о воде, воздухе, полезных ископаемых и почве о их значимости и охране.
Задачи:
- Сообщение учащимся знаний об элементах неживой природы;
– Формирование правильного понимания роли воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы
- Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»;
- Нравственно - экологическое воспитание при изучении биологии;
- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения об особенностях воды, воздуха, полезных ископаемых, почв. Проживая на территории Амурской области, при составлении данной программы особое внимание уделено разнообразию водных ресурсов, почв и полезных ископаемых нашей области.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с простым лабораторным оборудованием;
определять температуру воды и воздуха;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. М.: Просвещение, 2011 г.
Литература для учителя:
И.Ф.Шишкин «Биология» 2002г., методическое пособие для учителя.
Активные формы и методы обучения биологии: опорные конспекты по биологии: Книга для учителя/ составитель. Л.В.Реброва,
Е.В.Прохорова. – М: «Просвещение, 1997. -159с: иллюстрации.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п дата | Тема урока | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание |
Общее знакомство с природой |
1. | Неживая и живая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу | знать: отличительные признаки живых и неживых тел природы, основные свойства жидких, твердых и газообразных тел, уметь вносить посильный вклад в сохранение природы. | Стр. 5-14 в источниках доп. лит-ры найти интересные факты о неживой природе |
Вода |
2. | Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение | знать: где и в каком виде встречается вода в природе, от том, что вода – это жидкость уметь измерять температуру воды | стр 14-25 читать |
3. | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело | знать: об изменениях уровня воды при нагревании, охлаждении и замерзании уметь безопасно проводить в быту простые опыты | стр. 25-31 читать |
4. | Превращение воды в пар. Кипение воды. Опыт «Превращение воды в пар» Наблюдение за кипением воды Опыт «Пар – это вода» | знать: о том, что пар – это вода, изменившая свое состояние при испарении уметь безопасно проводить в быту простые опыты | 31-37 провести дома опыт о расширении воды при замерзании |
5. | Три состояния воды в природе | знать: о трех состояниях воды в природе, о круговороте воды в природе | С. 37-40 |
6. | Вода – растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества. опыт «Вода - растворитель» опыт «Не все вещества растворяются в воде» | знать: о том что существуют вещества растворяемые и нерастворяемые в воде уметь безопасно проводить в быту простые опыты | С. 40-50 |
7. | Чистая и мутная вода. Питьевая вода. опыт «Вода – чистая и мутная» | знать: о источниках чистой и питьевой воды уметь безопасно проводить в быту простые опыты | С. 50-57 |
8. | Использование воды в быту, промышленности и в сельском хозяйстве. Охрана воды изготовление листовок «Берегите воду» | знать: о использовании воды человеком уметь в рисунке передать информацию | С. 57-61 |
9. | Обобщение «Что мы узнали о воде» | | |
Воздух |
10. | Воздух в природе. Воздух занимает место опыт «Воздух занимает место» | знать: о том, что воздух находится вокруг и внутри предметов уметь безопасно проводить в быту простые опыты | С. 65-70 |
11. | Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла опыт «Воздух – плохой проводник тепла» | знать: о том, что воздух умеет сжиматься и расширяться, о том, что воздух – плохой проводник тепла уметь безопасно проводить в быту простые опыты | С. 71-77 |
12. | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при расширении. Тёплый воздух легче холодного Опыт «Сжатие воздуха при охлаждении» Опыт «Тёплый воздух легче холодного» | знать: о том, что при понижении температуры воздух сжимается, а при нагревании расширяется, о том, что теплый воздух легче холодного уметь безопасно проводить в быту простые опыты | С.78-84 |
13. | Движение воздуха в природе. Состав воздуха Опыт «Кислород поддерживает горение» | знать: о движении воздуха в природе и о составе воздуха уметь безопасно проводить в быту простые опыты | С.84-91 |
14. | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа | знать: значение кислорода, от куда берется углекислый газ, и где его применяют уметь работать с учебником | С. 91-100 |
15. | Значение воздуха. Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха | знать: значение воздуха, и его охраны уметь работать с учебником | С.101-108 |
16. | Обобщение «Что мы узнали о воздухе» Упражнение «Дополни предложение» таблица «Свойства кислорода и углекислого газа» | уметь применять полученные ранее знания | |
Полезные ископаемые |
17. | Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве | знать понятие «полезные ископаемые», полезные ископаемые, используемые в строительстве уметь работать с учебником | С.111-115 |
18. | Гранит. Известняки. Песок и глина | знать полезные ископаемые гранит, известняки, песок и глина, их местонахождения и использование уметь работать с учебником | 116-128 |
19. | Горючие полезные ископаемые. Торф | знать горючие полезные ископаемые, в том числе о торфе, о его местонахождении и использовании уметь работать с учебником | 128-133 |
20 | Каменный уголь. Нефть. | знать горючие полезные ископаемые: каменный уголь и нефть, о их местонахождении и использовании уметь работать с учебником | 133-140 |
21. | Природный газ. Полезные ископаемые из которых получают минеральные удобрения | знать горючее полезное ископаемое: природный газ, о его местонахождении и использовании; полезные ископаемые из которых получают минеральные удобрения уметь работать с учебником | 141-145 |
22. | Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения опыт «Растворяемость калийных и фосфорных минеральных удобрений» | знать о полезных ископаемых, из которых получают калийные и фосфорные минеральные удобрения их местонахождении и использовании; уметь работать с учебником | 145-150 |
23. | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды | знать о полезных ископаемых, применяемых для получения металлов их местонахождении и использовании; знать понятие «железная руда» уметь работать с учебником | 150-154 |
24. | Чёрные металлы. Чугун. Сталь. | знать понятие «чёрные металлы» основные свойства и использование чугуна и стали уметь работать с учебником | 155-159 |
25. | Медная и алюминиевая руды. Алюминий. Медь и олово | знать понятие «медная и алюминиевая руды» основные свойства и использование алюминия, меди и олова уметь работать с учебником | 160-166 |
26. | Обобщение «Что мы узнали о полезных ископаемых» | | |