СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 6 класс (для обучающихся VIII вида)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии 6 класса «Биология. Неживая природа» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Содержание коррекционной программы курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 6 класс (для обучающихся VIII вида)»

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

города Зеи Амурской области



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5

от 31.08.2015 № 115/од









Рабочая программа

по биологии для 6 классов

(коррекционная)

учителя биологии

Потапнёвой Татьяны Александровны

на 2015-2016 учебный год





















г. Зея

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии 6 класса «Биология. Неживая природа» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида, автор А.И.Никишов. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

Рабочая программа состоит из разделов:

Общее знакомство с природой

Вода.

Воздух.

Полезные ископаемые.

Почва.

Логика изложения и содержания построена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Содержание коррекционной программы курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Основой коррекционного курса биологии являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о неживой природе, так и об окружающем мире в целом.

         Цель обучения предмету: Формирование представлений обучающихся о воде, воздухе, полезных ископаемых и почве о их значимости и охране.

Задачи:                                                                                                                

- Сообщение учащимся знаний об элементах неживой природы;                            

– Формирование правильного понимания роли воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы

- Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»;

- Нравственно - экологическое воспитание при изучении биологии;                                

- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.                                      

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения об особенностях воды, воздуха, полезных ископаемых, почв. Проживая на территории Амурской области, при составлении данной программы особое внимание уделено разнообразию водных ресурсов, почв и полезных ископаемых нашей области.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;

текучесть воды и движение воздуха.


Учащиеся должны уметь:

обращаться с простым лабораторным оборудованием;

определять температуру воды и воздуха;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. М.: Просвещение, 2011 г.


Литература для учителя:

И.Ф.Шишкин «Биология» 2002г., методическое пособие для учителя.

Активные формы и методы обучения биологии: опорные конспекты по биологии: Книга для учителя/ составитель. Л.В.Реброва,

Е.В.Прохорова. – М: «Просвещение, 1997. -159с: иллюстрации.


Календарно-тематическое планирование


п/п

дата

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Общее знакомство с природой

1.

Неживая и живая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу

знать: отличительные признаки живых и неживых тел природы,

основные свойства жидких, твердых и газообразных тел,

уметь вносить посильный вклад в сохранение природы.

Стр. 5-14

в источниках доп. лит-ры найти интересные факты о неживой природе

Вода

2.

Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение

знать: где и в каком виде встречается вода в природе,

от том, что вода это жидкость

уметь измерять температуру воды

стр 14-25 читать

3.

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело

знать: об изменениях уровня воды при нагревании, охлаждении и замерзании

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

стр. 25-31

читать

4.

Превращение воды в пар. Кипение воды.

Опыт «Превращение воды в пар»

Наблюдение за кипением воды

Опыт «Пар – это вода»

знать: о том, что пар – это вода, изменившая свое состояние при испарении

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

31-37 провести дома опыт о расширении воды при замерзании

5.

Три состояния воды в природе

знать: о трех состояниях воды в природе, о круговороте воды в природе

С. 37-40

6.

Вода – растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества.

опыт «Вода - растворитель»

опыт «Не все вещества растворяются в воде»

знать: о том что существуют вещества растворяемые и нерастворяемые в воде

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

С. 40-50

7.

Чистая и мутная вода. Питьевая вода.

опыт «Вода – чистая и мутная»


знать: о источниках чистой и питьевой воды

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

С. 50-57

8.

Использование воды в быту, промышленности и в сельском хозяйстве. Охрана воды

изготовление листовок «Берегите воду»

знать: о использовании воды человеком

уметь в рисунке передать информацию

С. 57-61

9.

Обобщение «Что мы узнали о воде»



Воздух

10.

Воздух в природе. Воздух занимает место

опыт «Воздух занимает место»


знать: о том, что воздух находится вокруг и внутри предметов

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

С. 65-70

11.

Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла

опыт «Воздух – плохой проводник тепла»


знать: о том, что воздух умеет сжиматься и расширяться,

о том, что воздух – плохой проводник тепла

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

С. 71-77

12.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при расширении. Тёплый воздух легче холодного

Опыт «Сжатие воздуха при охлаждении»

Опыт «Тёплый воздух легче холодного»

знать: о том, что при понижении температуры воздух сжимается, а при нагревании расширяется,

о том, что теплый воздух легче холодного

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

С.78-84

13.

Движение воздуха в природе. Состав воздуха

Опыт «Кислород поддерживает горение»


знать: о движении воздуха в природе и о составе воздуха

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

С.84-91

14.

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа

знать: значение кислорода, от куда берется углекислый газ, и где его применяют

уметь работать с учебником

С. 91-100

15.

Значение воздуха. Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха

знать: значение воздуха, и его охраны

уметь работать с учебником

С.101-108

16.

Обобщение «Что мы узнали о воздухе» Упражнение «Дополни предложение»

таблица «Свойства кислорода и углекислого газа»

уметь применять полученные ранее знания


Полезные ископаемые

17.

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве

знать понятие «полезные ископаемые»,

полезные ископаемые, используемые в строительстве

уметь работать с учебником

С.111-115

18.

Гранит. Известняки. Песок и глина

знать полезные ископаемые гранит, известняки, песок и глина, их местонахождения и использование

уметь работать с учебником

116-128

19.

Горючие полезные ископаемые. Торф

знать горючие полезные ископаемые,

в том числе о торфе, о его местонахождении и использовании

уметь работать с учебником

128-133

20

Каменный уголь. Нефть.

знать горючие полезные ископаемые: каменный уголь и нефть, о их местонахождении и использовании

уметь работать с учебником

133-140

21.

Природный газ. Полезные ископаемые из которых получают минеральные удобрения

знать горючее полезное ископаемое: природный газ, о его местонахождении и использовании;

полезные ископаемые из которых получают минеральные удобрения

уметь работать с учебником

141-145

22.

Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения

опыт «Растворяемость калийных и фосфорных минеральных удобрений»

знать о полезных ископаемых, из которых получают калийные и фосфорные минеральные удобрения

их местонахождении и использовании;

уметь работать с учебником

145-150

23.

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды

знать о полезных ископаемых, применяемых для получения металлов их местонахождении и использовании;

знать понятие «железная руда»

уметь работать с учебником

150-154

24.

Чёрные металлы. Чугун. Сталь.

знать понятие «чёрные металлы»

основные свойства и использование чугуна и стали

уметь работать с учебником

155-159

25.

Медная и алюминиевая руды. Алюминий. Медь и олово

знать понятие «медная и алюминиевая руды»

основные свойства и использование алюминия, меди и олова

уметь работать с учебником

160-166

26.

Обобщение «Что мы узнали о полезных ископаемых»