СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6кл Рокотова, Самкова

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6кл на 1час с учётом практических работ и творческих заданий

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6кл Рокотова, Самкова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вадьковская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено Принято Согласовано Утверждено

на заседании МО педагогическим Заместитель Директор

Руководитель МО советом директора МБОУ

_______ /А.Н.Ковгунова/ Протокол №__ от по УВР МБОУ Вадьковская СОШ

Протокол №____ от «__»___ 2017г. Вадьковская СОШ _______/ С.И.Грибанский/

«__»___ 2017г. _______/ Г.Н.Алейникова / Приказ №___от

«__»____ 2017г. «___»____2017г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

6 класс

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ





Составитель:

учитель биологии

Ковгунова А.Н.

Высшей квалификационной

категории







п. Вадьковка

2017-2018 учебный год


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Биология» 6 класс


Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4 часа)

Предметные результаты


Учащиеся должны знать:


—  признаки, свойственные всем живым организмам;

—  что лежит в основе строения всех живых организмов;


—  основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных.


Учащиеся должны уметь:


—  называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;


—  распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;


—  сравнивать строение растительной и животной клетки;

—  приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.


Тема 2. Многообразие живых организмов (7 часов)

Предметные результаты


Учащиеся должны знать:


—  основные единицы систематики растений и животных; —  царства живой природы;


—  отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;


—  основные методы изучения природы. Учащиеся должны уметь:


—  сравнивать систематику растений и животных;

—  давать общую характеристику основных царств живой природы;


—  приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.


Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 часов)

Предметные результаты


Учащиеся должны знать:


—  суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;


—  органы и системы, составляющие организмы растений и животных.


Учащиеся должны уметь:


—  определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;


—  объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;


—  обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

—  сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;


—  наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;


—  фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;


—  соблюдать правила поведения в кабинете биологии.


Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 часов)


Предметные результаты


Учащиеся должны знать:


—  влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;


—  основные среды обитания живых организмов; —  основные типы природных сообществ;


—  почему необходимо охранять местообитания животных и растений.

Учащиеся должны уметь:


—  приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;


—  объяснять значение ярусности экосистем; —  называть природные сообщества, типичные для родного края; —  приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека; —  приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.



Метапредметные результаты


Учащиеся должны уметь:


—  организовывать свою учебную деятельность;

—  планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);


—  составлять план работы;


—  участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

—  выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя


—  осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;


—  работать с текстом параграфа и его компонентами;

—  составлять план ответа;

—  составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;


—  работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;


—  оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.


Личностные результаты


—  Соблюдение правил поведения в природе;

—  осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;


—  развитие эстетического восприятия живой природы;


—  формирование ответственного отношения к учению, труду;

—  формирование познавательного интереса к изучению предмета;

—  развитие навыков обучения;

—  формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;


—  формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;


—  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.




















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Введение 1час

Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4 часа)

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и


энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.


Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.


Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.


Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.


Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма.

Системы надземных и подземных органов растений.


Демонстрация


Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.


Лабораторные и практические работы


Признаки живых организмов.


Химический состав растительных организмов. Строение растительной клетки*.


Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.


Ткани животных организмов.


Чечевички — образования покровной ткани.





Тема 2. Многообразие живых организмов (7 часов)


Систематика живых организмов. Систематика — наука о


многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.


Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.


Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.


Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.


Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.


Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.


Демонстрация


Представители разных царств живой природы.


Лабораторные и практические работы


Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.

Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.


Строение бактерий на примере сенной палочки. Разнообразие корневых систем цветковых растений. Особенности строения цветковых и споровых растений. Строение цветка.


Клубень — видоизмененный побег.


Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.





Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 часов)


Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.


Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.


Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.


Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.


Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.


Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.


Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.


Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.


Демонстрация


Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.


Лабораторные и практические работы


Питание комнатных растений.


Изучение роли воздуха в прорастании семян. Чечевички и их роль в дыхании растений. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.


Передвижение растворов органических веществ по стеблю. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях. Дыхание семян как доказательство обмена веществ. Передвижение дождевого червя.


Вегетативное размножение растений.


Искусственное опыление сенполии (узумбарской фиалки). Образование и рост корней.



Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 часов)

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: назем-но-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.


Демонстрация


Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.




Резерв 7 часов ( распределить на 2 контрольные и 5 на практику)


Темы проектных и исследовательских работ для 6 класса


1.  Организация «живого уголка» в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).


2.  Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного опыта.


3.  Подготовка и проведение экскурсий по «живому уголку» для младших школьников.


4.  Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).


5.  Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных животных.


6.  Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.


7.  Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.


8.  Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).


9.  Исследование «Кто живет в почве?» 10. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природное сообщество родного края» и др.














































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Введение

1


2

Общая характеристика живых организмов

4ч+2резерв

Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы.

Выделяют основные признаки

живого, называют основные отличия живого от неживого

Называют основные группы веществ,

входящих в состав клетки.

Сравнивают химический состав тел

живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Выделяют

основные признаки строения

клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды

клетки. Сравнивают строение

клеток растений и животных,

ядерных и безъядерных организмов. Распознают основные типы тканей растений и животных.

Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей.

Характеризуют основные функции

тканей.

Описывают и сравнивают

строение различных групп тканей. Называют основные системы органов животных.

Сравнивают системы надземных и подземных

органов растений.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным

материалом. Выполняют практические и творческие задания

Работают с текстами и дополнительным

иллюстративным материалом

3

Многообразие живых организмов

7ч+3резерв

Называют основные царства живой природы и единицы систематики растений и животных.

Дают общую характеристику основных царств живой природы.

Разбирают отличительные признаки, свойственные представителям разных царств. Приводят примеры биологических наук и называют предмет их изучения.

Характеризуют основные методы

изучения природы.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме

Знакомятся с дополнительным

материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

3

Основные жизненные функции организмов

11ч+1

Определяют понятия «питание»,

«пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зеленых растений в природе. Определяют

тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных.

Знакомятся с ролью ферментов в процессе пищеварения. Узнают, как питаются паразитические организмы. Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают

процессы фотосинтеза и дыхания. Называют структуры растений, участвующие в процессе дыхания. Описывают и сравнивают органы дыхания разных представителей животного мира. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания.

Определяют значение транспорта веществ в живом организме.

Называют и описывают транспортные (проводящие) системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль

кровеносной системы у животных организмов. Сравнивают незамкнутую

и замкнутую кровеносные системы. Определяют особенности

значения кровеносной системы сухопутных членистоногих. Характеризуют процесс кровообращения у позвоночных. Определяют роль сердца в передвижении

веществ в организме. Устанавливают взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем. Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений.

Определяют значение выделения

в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Характеризуют особенности выделения у растений и грибов. Обсуждают значение листопада в растительном мире. Устанавливают взаимосвязь между системами органов

организма в процессе обмена веществ. Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у представителей

разных царств. Сравнивают холоднокровных и теплокровных животных. Приводят доказательства

того, что обмен веществ — важнейший признак живого. Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов.

Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. Называют и

характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между

собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства

наличия двигательной активности у растений. Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Описывают особенности полового размножения покрытосеменных растений.

Описывают особенности роста

и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных.

Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов. Называют единицы строения живых организмов

(клетки, ткани, органы). Определяют и показывают на рисунках органы и системы, составляющие организмы растений и животных.

Сравнивают процессы жизнедеятельности различных организмов.

Объясняют сущность основных процессов жизнедеятельности организмов.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным

материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом




4

Организмы и окружающая среда

5ч+1

Называют основные экологические

факторы. Приводят примеры влияния абиотических факторов на живые организмы. Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их.

Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания. Называют основные типы природных сообществ. Приводят примеры природных сообществ, типичных для родного края.

Объясняют роль живых организмов

в природе и жизни человека. Объясняют необходимость сохранения

среды обитания для охраны редких

и исчезающих биологических объектов. Приводят примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным

материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом



































N

Тема

Решаемые проблемы; цели деятельности учителя на уроке

Дата проведения

По плану

Фактически



1

ВВЕДЕНИЕ 1час


Введение

Знакомство с содержанием учебника, задачами, которые предстоит решить




ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 6час


2

Чем живое отличается от живого


Практическая работа №1: Признаки живых организмов


знакомство учащихся с основными особенностями

живых существ, отличающими их от тел неживой природы;

формирование умений сравнивать, работать с учебником.



3

Химический состав живого организма

Практическая работа№2: Химический состав растительных организмов



знакомство учащихся с химическим составом живых организмов, органическими и неорганическими веществами и их ролью в жизни организмов;формирование умений сравнивать, работать с учебником.



4


Клетка-основа жизни.

Практическая работа №3: Строение растительной клетки




раскрытие особенностей строения клетки, ее основных

частей и органоидов, их функций, а также отличий в строении

растительной клетки от животной; формирование умений видеть

существенные признаки в наблюдаемых объектах, в частности

в строении клеток растений и животных, сравнивать и делать вы-

воды; расширение представлений об увеличительных приборах.



5

Ткани, органы, системы органов у растений.

Практическая работа№4: Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии

Практическая работа№5:Чечевички-образования покровной ткани

формирование представлений о тканях, органах,

системе органов; рассмотрение особенностей строения, рас-

положения и функций тканей растений и животных, а также

органов растений и систем органов животных; формирование

умений сравнивать биологические объекты, находить в них

существенные признаки, делать выводы, давать определение

понятий, а также работать с учебником, микропрепаратами и

микроскопом.



6

Ткани, органы, системы органов у животных.

Практическая работа №6: Ткани животных организмов



7

Обобщающий урок по теме: «Общая характеристика живых организмов»

Обобщение и систематизация знаний





ТЕМА 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 10час


8

Систематика живых организмов.

Практическая работа №7: Определение систематической принадлежности видов растительного и животного мира.

знакомство учащихся с систематикой растений и

животных, видом как ее основной единицей, надвидовыми

категориями и значением систематики в биологии; формирование умений находить существенные признаки в биологических объектах, сравнивать, классифицировать, делать выводы,а также работать с учебником и другими источниками информации.



9

Основные царства живой природы

расширение представлений учащихся о систематике живых организмов; раскрытие понятия царства как наиболее крупной единицы систематики, отличающейся от других общими признаками группы видов растений, животных, грибов и бактерий; формирование учебных умений сравнивать,

классифицировать, обобщать, работать с учебником.



10

Бактерии.

Практическая работа №8 Строение бактерий на примере сенной палочки

обогащение представлений учащихся о бактериях, раскрытие особенностей их строения, размножения, распространения, роли в природе и практического значения; формирование учебных умений сравнивать, классифицировать,

делать выводы, работать с учебником, микроскопом и микрообъектами.



11

Растения.

Практическая работа №9 Разнообразие корневых систем цветочных растений. Практическая работа №10:Строение цветка.

Практическая работа №11:Клубень –видоизмененный побег.\


расширение представлений учащихся о многообразии

живых организмов посредством раскрытия особенностей строения и функций органов покрытосеменных растений, размножения растений и основных этапов эволюции растительного мира;

формирование умений сравнивать, классифицировать, находить

причинноследственные связи, делать выводы, работать с натуральными объектами, текстами и рисунками учебника.



12

Растения.

Практическая работа№12: Особенности строения цветковых и споровых растений.



13

Животные.

Практическая работа №13: Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок

расширение представлений учащихся о многообразии живых организмов; раскрытие особенностей организации

различных групп животных, их роли в природе и практического значения; формирование умений сравнивать, классифицировать, находить причинно-следственные связи, делать вы-

воды, работать с учебником.



14

Животные.

Практическая работа №14 Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака



15

Грибы

расширение знаний о грибах путем знакомства с

особенностями строения шляпочных грибов, их питанием,

распространением и значением в природе и жизни человека;

формирование умений рассматривать биологические объекты,

выделять в них существенные признаки, сравнивать, классифицировать, находить причинно-следственные связи, доказывать, работать с учебником.



16

Биология-наука о живых организмах

знакомство учащихся с биологией как наукой,

с объектами, методами исследования и профессиями людей, занятых в этой науке.



17

Обобщающий урок по теме: «Многообразие живых организмов»

Обобщение и систематизация знаний




ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМОВ. 12час

18

Питание и пищеварение

Практическая работа №15: Питание комнатных растений

раскрытие сущности питания, его роли в жизни организмов; ознакомление учащихся со способами автотрофного

питания (фотосинтез и почвенное), с особенностями гетеротрофного питания на примере млекопитающих; формирование умений узнавать на таблицах и рисунках клетки, ткани,

органы растений, системы органов животных и сравнивать



19

Дыхание

Практическая работа№16: Изучение роли воздуха в прорастании семян

Практическая работа №17: Чечевички и их роль в дыхании растений

раскрытие сущности дыхания, его роли в жизни организмов; формирование умений узнавать на таблицах клетки,

органы растений, животных и сравнивать, находить причинно следственные связи, делать выводы, а также работать с рисунками учебника.



20

Транспорт веществ.

Практическая работа №18: Передвижение воды, минеральных веществ растворов органических веществ по стеблю

знакомство учащихся с транспортом веществ в организмах как одном из основных жизненных процессов; раскрытие особенностей передвижения воды, растворенных в

ней минеральных солей и органических веществ в цветковых растениях, а также транспорта веществ в организмах беспозвоночных и позвоночных животных; формирование учебных

умений узнавать органы растений, системы органов животных

и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать

выводы.



21

Выделение.

Практическая работа №19: Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях

расширение представлений учащихся об основных жизненных процессах живых организмов путем ознакомления с выделением из организма ненужных и вредных веществ; формирование умений находить существенные признаки в

биологических объектах, сравнивать, устанавливать причинно следственные связи и обобщать, а также работать с текстом и рисунками учебника.



22

Обмен веществ и преобразование энергии.

Практическая работа №20: Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

раскрытие сущности обмена веществ и преобразования энергии как основного свойства живых организмов, его

особенностей у растений, грибов и животных; формирование

умений сравнивать, находить причинно-следственные связи,

делать выводы, доказывать, а также работать с учебником.



23

Скелет-опора организма

формирование представлений о скелете как опорной системе живых организмов и его значении в их жизни;

совершенствование умений узнавать в натуральных объектах,

на таблицах и рисунках живые организмы, сравнивать, находить причинно-следственные связи и делать выводы, а также работать с учебником.



24

Движение.

Практическая работа №21: Передвижение дождевого червя

расширение представлений учащихся о движении живых организмов путем ознакомления с особенностями движения одноклеточных и многоклеточных животных и растений, связанными со средой обитания; формирование умений узнавать живые организмы на таблицах, сравнивать их и находить причинно-следственные связи, а также работать с рисунками учебника.



25

Размножение: бесполое

Практическая работа№22: Вегетативное размножение растений

знакомство учащихся с размножением организмов,

разнообразием его способов, с особенностями бесполого размножения и его биологическим значением; формирование

умений распознавать органы растений и животных на таблицах и рисунках, сравнивать, находить причинно-следственные

связи и делать выводы.



26

Размножение: половое.

Практическая работа№23: Искусственное опыление сенполии.

знакомство учащихся с особенностями полового

размножения животных и растений и его преимуществом перед бесполым; формирование учебных умений узнавать органы растений, животных на таблицах и рисунках, сравнивать,

находить причинно-следственные связи, а также работать с

учебником.



27

Рост и развитие организмов

Практическая работа №24: Образование и рост корней

знакомство учащихся с ростом и развитием живых

организмов; формирование умений сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, а также работать

с учебником.



28

Организм как единое целое

обобщение и систематизация знаний о строении

и жизненных процессах живых организмов, о взаимосвязях

жизненных процессов, обеспечивающих целостность организма; совершенствование умений учащихся находить в объектах и процессах существенные признаки, сравнивать, делать выводы и обобщения, а также работать с учебником.



29

Обобщающий урок по теме: «Основные жизненные функции организмов»

Обобщение и систематизация знаний




ТЕМА 4. ОРГАНИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. 6час


30

Среда обитания. Экологические факторы.

расширение представлений учащихся о среде обитания организмов, разнообразии экологических факторов и

их влиянии на организмы; формирование умений характеризовать биологические объекты и явления



31

Природные сообщества

раскрытие понятий «природное сообщество», «экосистема»; знакомство с составом, структурой и ролью живых

организмов в экосистеме; выяснение причин смены природных сообществ; формирование умений



32

Значение живых организмов в природе

расширение представлений учащихся о природном сообществе и роли живых организмов в нем; формирование

интеллектуальных умений сравнивать, находить причинно следственные связи, объяснять роль биологических объектов

в природе и оценивать их; содействие развитию познавательного интереса учащихся к живой природе.



33

Человек и живые организмы

расширение представлений учащихся о живых организмах и их роли в жизни человека; формирование умений

различать живые организмы на натуральных объектах и таблицах, объяснять роль организмов в природе и жизни человека,

работать с учебником и переводить информацию из одной формы в другую.



34

Охрана живых организмов и природных сообществ

обобщение знаний учащихся о природных сообществах и роли в них живых организмов; ознакомление с при-

чинами нарушения структуры природного сообщества и мероприятиями по его охране; формирование учебных умений

различать организмы на натуральных объектах и таблицах, находить причинно-следственные связи, обобщать и делать

выводы.



35

Защита проектов

Защита проектов








26





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!