Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вадьковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Принято Согласовано Утверждено
на заседании МО педагогическим Заместитель Директор
Руководитель МО советом директора МБОУ
_______ /А.Н.Ковгунова/ Протокол №__ от по УВР МБОУ Вадьковская СОШ
Протокол №____ от «__»___ 2017г. Вадьковская СОШ _______/ С.И.Грибанский/
«__»___ 2017г. _______/ Г.Н.Алейникова / Приказ №___от
«__»____ 2017г. «___»____2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
6 класс
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Составитель:
учитель биологии
Ковгунова А.Н.
Высшей квалификационной
категории
п. Вадьковка
2017-2018 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология» 6 класс
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4 часа)
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— признаки, свойственные всем живым организмам;
— что лежит в основе строения всех живых организмов;
— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
— называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;
— распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;
— сравнивать строение растительной и животной клетки;
— приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.
Тема 2. Многообразие живых организмов (7 часов)
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные единицы систематики растений и животных; — царства живой природы;
— отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;
— основные методы изучения природы. Учащиеся должны уметь:
— сравнивать систематику растений и животных;
— давать общую характеристику основных царств живой природы;
— приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения.
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 часов)
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;
— органы и системы, составляющие организмы растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 часов)
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
— основные среды обитания живых организмов; — основные типы природных сообществ;
— почему необходимо охранять местообитания животных и растений.
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
— объяснять значение ярусности экосистем; — называть природные сообщества, типичные для родного края; — приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека; — приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— организовывать свою учебную деятельность;
— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
— составлять план работы;
— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
— выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя
— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— составлять план ответа;
— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
— работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;
— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты
— Соблюдение правил поведения в природе;
— осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
— развитие эстетического восприятия живой природы;
— формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование познавательного интереса к изучению предмета;
— развитие навыков обучения;
— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;
— формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение 1час
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4 часа)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и
энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма.
Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы
Признаки живых организмов.
Химический состав растительных организмов. Строение растительной клетки*.
Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Ткани животных организмов.
Чечевички — образования покровной ткани.
Тема 2. Многообразие живых организмов (7 часов)
Систематика живых организмов. Систематика — наука о
многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам.
Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам.
Строение бактерий на примере сенной палочки. Разнообразие корневых систем цветковых растений. Особенности строения цветковых и споровых растений. Строение цветка.
Клубень — видоизмененный побег.
Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 часов)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
Демонстрация
Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
Питание комнатных растений.
Изучение роли воздуха в прорастании семян. Чечевички и их роль в дыхании растений. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Передвижение растворов органических веществ по стеблю. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях. Дыхание семян как доказательство обмена веществ. Передвижение дождевого червя.
Вегетативное размножение растений.
Искусственное опыление сенполии (узумбарской фиалки). Образование и рост корней.
Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 часов)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: назем-но-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Резерв 7 часов ( распределить на 2 контрольные и 5 на практику)
Темы проектных и исследовательских работ для 6 класса
1. Организация «живого уголка» в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).
2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного опыта.
3. Подготовка и проведение экскурсий по «живому уголку» для младших школьников.
4. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).
5. Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных животных.
6. Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.
7. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.
8. Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).
9. Исследование «Кто живет в почве?» 10. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природное сообщество родного края» и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | |
2 | Общая характеристика живых организмов | 4ч+2резерв | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого Называют основные группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Сравнивают строение клеток растений и животных, ядерных и безъядерных организмов. Распознают основные типы тканей растений и животных. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей. Называют основные системы органов животных. Сравнивают системы надземных и подземных органов растений. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
3 | Многообразие живых организмов | 7ч+3резерв | Называют основные царства живой природы и единицы систематики растений и животных. Дают общую характеристику основных царств живой природы. Разбирают отличительные признаки, свойственные представителям разных царств. Приводят примеры биологических наук и называют предмет их изучения. Характеризуют основные методы изучения природы. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
3 | Основные жизненные функции организмов | 11ч+1 | Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зеленых растений в природе. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Знакомятся с ролью ферментов в процессе пищеварения. Узнают, как питаются паразитические организмы. Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют структуры растений, участвующие в процессе дыхания. Описывают и сравнивают органы дыхания разных представителей животного мира. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания. Определяют значение транспорта веществ в живом организме. Называют и описывают транспортные (проводящие) системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Сравнивают незамкнутую и замкнутую кровеносные системы. Определяют особенности значения кровеносной системы сухопутных членистоногих. Характеризуют процесс кровообращения у позвоночных. Определяют роль сердца в передвижении веществ в организме. Устанавливают взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем. Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Характеризуют особенности выделения у растений и грибов. Обсуждают значение листопада в растительном мире. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у представителей разных царств. Сравнивают холоднокровных и теплокровных животных. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого. Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений. Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Описывают особенности полового размножения покрытосеменных растений. Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов. Называют единицы строения живых организмов (клетки, ткани, органы). Определяют и показывают на рисунках органы и системы, составляющие организмы растений и животных. Сравнивают процессы жизнедеятельности различных организмов. Объясняют сущность основных процессов жизнедеятельности организмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
4 | Организмы и окружающая среда | 5ч+1 | Называют основные экологические факторы. Приводят примеры влияния абиотических факторов на живые организмы. Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания. Называют основные типы природных сообществ. Приводят примеры природных сообществ, типичных для родного края. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Приводят примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
N | Тема | Решаемые проблемы; цели деятельности учителя на уроке | Дата проведения |
По плану | Фактически |
|
1 | ВВЕДЕНИЕ 1час |
Введение | Знакомство с содержанием учебника, задачами, которые предстоит решить | | |
|
ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 6час |
2 | Чем живое отличается от живого Практическая работа №1: Признаки живых организмов | знакомство учащихся с основными особенностями живых существ, отличающими их от тел неживой природы; формирование умений сравнивать, работать с учебником. | | |
3 | Химический состав живого организма Практическая работа№2: Химический состав растительных организмов | знакомство учащихся с химическим составом живых организмов, органическими и неорганическими веществами и их ролью в жизни организмов;формирование умений сравнивать, работать с учебником. | | |
4 | Клетка-основа жизни. Практическая работа №3: Строение растительной клетки | раскрытие особенностей строения клетки, ее основных частей и органоидов, их функций, а также отличий в строении растительной клетки от животной; формирование умений видеть существенные признаки в наблюдаемых объектах, в частности в строении клеток растений и животных, сравнивать и делать вы- воды; расширение представлений об увеличительных приборах. | | |
5 | Ткани, органы, системы органов у растений. Практическая работа№4: Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии Практическая работа№5:Чечевички-образования покровной ткани | формирование представлений о тканях, органах, системе органов; рассмотрение особенностей строения, рас- положения и функций тканей растений и животных, а также органов растений и систем органов животных; формирование умений сравнивать биологические объекты, находить в них существенные признаки, делать выводы, давать определение понятий, а также работать с учебником, микропрепаратами и микроскопом. | | |
6 | Ткани, органы, системы органов у животных. Практическая работа №6: Ткани животных организмов | | |
7 | Обобщающий урок по теме: «Общая характеристика живых организмов» | Обобщение и систематизация знаний | | |
|
| ТЕМА 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 10час |
8 | Систематика живых организмов. Практическая работа №7: Определение систематической принадлежности видов растительного и животного мира. | знакомство учащихся с систематикой растений и животных, видом как ее основной единицей, надвидовыми категориями и значением систематики в биологии; формирование умений находить существенные признаки в биологических объектах, сравнивать, классифицировать, делать выводы,а также работать с учебником и другими источниками информации. | | |
9 | Основные царства живой природы | расширение представлений учащихся о систематике живых организмов; раскрытие понятия царства как наиболее крупной единицы систематики, отличающейся от других общими признаками группы видов растений, животных, грибов и бактерий; формирование учебных умений сравнивать, классифицировать, обобщать, работать с учебником. | | |
10 | Бактерии. Практическая работа №8 Строение бактерий на примере сенной палочки | обогащение представлений учащихся о бактериях, раскрытие особенностей их строения, размножения, распространения, роли в природе и практического значения; формирование учебных умений сравнивать, классифицировать, делать выводы, работать с учебником, микроскопом и микрообъектами. | | |
11 | Растения. Практическая работа №9 Разнообразие корневых систем цветочных растений. Практическая работа №10:Строение цветка. Практическая работа №11:Клубень –видоизмененный побег.\ | расширение представлений учащихся о многообразии живых организмов посредством раскрытия особенностей строения и функций органов покрытосеменных растений, размножения растений и основных этапов эволюции растительного мира; формирование умений сравнивать, классифицировать, находить причинноследственные связи, делать выводы, работать с натуральными объектами, текстами и рисунками учебника. | | |
12 | Растения. Практическая работа№12: Особенности строения цветковых и споровых растений. | | |
13 | Животные. Практическая работа №13: Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок | расширение представлений учащихся о многообразии живых организмов; раскрытие особенностей организации различных групп животных, их роли в природе и практического значения; формирование умений сравнивать, классифицировать, находить причинно-следственные связи, делать вы- воды, работать с учебником. | | |
14 | Животные. Практическая работа №14 Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака | | |
15 | Грибы | расширение знаний о грибах путем знакомства с особенностями строения шляпочных грибов, их питанием, распространением и значением в природе и жизни человека; формирование умений рассматривать биологические объекты, выделять в них существенные признаки, сравнивать, классифицировать, находить причинно-следственные связи, доказывать, работать с учебником. | | |
16 | Биология-наука о живых организмах | знакомство учащихся с биологией как наукой, с объектами, методами исследования и профессиями людей, занятых в этой науке. | | |
17 | Обобщающий урок по теме: «Многообразие живых организмов» | Обобщение и систематизация знаний | | |
| ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМОВ. 12час |
18 | Питание и пищеварение Практическая работа №15: Питание комнатных растений | раскрытие сущности питания, его роли в жизни организмов; ознакомление учащихся со способами автотрофного питания (фотосинтез и почвенное), с особенностями гетеротрофного питания на примере млекопитающих; формирование умений узнавать на таблицах и рисунках клетки, ткани, органы растений, системы органов животных и сравнивать | | |
19 | Дыхание Практическая работа№16: Изучение роли воздуха в прорастании семян Практическая работа №17: Чечевички и их роль в дыхании растений | раскрытие сущности дыхания, его роли в жизни организмов; формирование умений узнавать на таблицах клетки, органы растений, животных и сравнивать, находить причинно следственные связи, делать выводы, а также работать с рисунками учебника. | | |
20 | Транспорт веществ. Практическая работа №18: Передвижение воды, минеральных веществ растворов органических веществ по стеблю | знакомство учащихся с транспортом веществ в организмах как одном из основных жизненных процессов; раскрытие особенностей передвижения воды, растворенных в ней минеральных солей и органических веществ в цветковых растениях, а также транспорта веществ в организмах беспозвоночных и позвоночных животных; формирование учебных умений узнавать органы растений, системы органов животных и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы. | | |
21 | Выделение. Практическая работа №19: Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях | расширение представлений учащихся об основных жизненных процессах живых организмов путем ознакомления с выделением из организма ненужных и вредных веществ; формирование умений находить существенные признаки в биологических объектах, сравнивать, устанавливать причинно следственные связи и обобщать, а также работать с текстом и рисунками учебника. | | |
22 | Обмен веществ и преобразование энергии. Практическая работа №20: Дыхание семян как доказательство обмена веществ. | раскрытие сущности обмена веществ и преобразования энергии как основного свойства живых организмов, его особенностей у растений, грибов и животных; формирование умений сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, доказывать, а также работать с учебником. | | |
23 | Скелет-опора организма | формирование представлений о скелете как опорной системе живых организмов и его значении в их жизни; совершенствование умений узнавать в натуральных объектах, на таблицах и рисунках живые организмы, сравнивать, находить причинно-следственные связи и делать выводы, а также работать с учебником. | | |
24 | Движение. Практическая работа №21: Передвижение дождевого червя | расширение представлений учащихся о движении живых организмов путем ознакомления с особенностями движения одноклеточных и многоклеточных животных и растений, связанными со средой обитания; формирование умений узнавать живые организмы на таблицах, сравнивать их и находить причинно-следственные связи, а также работать с рисунками учебника. | | |
25 | Размножение: бесполое Практическая работа№22: Вегетативное размножение растений | знакомство учащихся с размножением организмов, разнообразием его способов, с особенностями бесполого размножения и его биологическим значением; формирование умений распознавать органы растений и животных на таблицах и рисунках, сравнивать, находить причинно-следственные связи и делать выводы. | | |
26 | Размножение: половое. Практическая работа№23: Искусственное опыление сенполии. | знакомство учащихся с особенностями полового размножения животных и растений и его преимуществом перед бесполым; формирование учебных умений узнавать органы растений, животных на таблицах и рисунках, сравнивать, находить причинно-следственные связи, а также работать с учебником. | | |
27 | Рост и развитие организмов Практическая работа №24: Образование и рост корней | знакомство учащихся с ростом и развитием живых организмов; формирование умений сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, а также работать с учебником. | | |
28 | Организм как единое целое | обобщение и систематизация знаний о строении и жизненных процессах живых организмов, о взаимосвязях жизненных процессов, обеспечивающих целостность организма; совершенствование умений учащихся находить в объектах и процессах существенные признаки, сравнивать, делать выводы и обобщения, а также работать с учебником. | | |
29 | Обобщающий урок по теме: «Основные жизненные функции организмов» | Обобщение и систематизация знаний | | |
|
ТЕМА 4. ОРГАНИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. 6час |
30 | Среда обитания. Экологические факторы. | расширение представлений учащихся о среде обитания организмов, разнообразии экологических факторов и их влиянии на организмы; формирование умений характеризовать биологические объекты и явления | | |
31 | Природные сообщества | раскрытие понятий «природное сообщество», «экосистема»; знакомство с составом, структурой и ролью живых организмов в экосистеме; выяснение причин смены природных сообществ; формирование умений | | |
32 | Значение живых организмов в природе | расширение представлений учащихся о природном сообществе и роли живых организмов в нем; формирование интеллектуальных умений сравнивать, находить причинно следственные связи, объяснять роль биологических объектов в природе и оценивать их; содействие развитию познавательного интереса учащихся к живой природе. | | |
33 | Человек и живые организмы | расширение представлений учащихся о живых организмах и их роли в жизни человека; формирование умений различать живые организмы на натуральных объектах и таблицах, объяснять роль организмов в природе и жизни человека, работать с учебником и переводить информацию из одной формы в другую. | | |
34 | Охрана живых организмов и природных сообществ | обобщение знаний учащихся о природных сообществах и роли в них живых организмов; ознакомление с при- чинами нарушения структуры природного сообщества и мероприятиями по его охране; формирование учебных умений различать организмы на натуральных объектах и таблицах, находить причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. | | |
35 | Защита проектов | Защита проектов | | |
26