СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс 34 часа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 
 
 
 
 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс 34 часа»





Управление образования Администрации города Димитровграда

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области»

Рабочая программа


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПК

заместитель директора по УВР

Директор МБОУ МПЛ

Протокол №




Н.А. Печёрина


Д.А. Дырдин

от

«


»


20

18

г.

«


»


20

18

г.

«


»


20

18

г.


Руководитель ПК


Приказ №

286-од

от

«

31

»

августа

20

18

г.






(подпись)


(расшифровка)




Рабочая программа


Наименование учебного предмета

Биология

Класс

7 А.Б.В,Г класс

Уровень образования

основное общее образование (ФГОС)

Учитель

Данина Елена Николаевна

Учебный год

2018-2019

Количество часов по учебному плану

всего

34

часа в год; в неделю

1

час


Федерального государственного образовательного стандарта ООО Учебного плана МБОУ МПЛ


примерной Программы основного общего образования по биологии, авторской


программы по биологии под редакцией И.Н.Пономорева (М.: Вентана-Граф, 2012 год)

Учебник

Биология : 8 класс. учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.М.Константинова,


В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко- М.: Вента- на-Граф, 2014.- 288 с

на-Граф, 2014.- 288 с


(название, автор, год издания, кем рекомендовано)


Рабочую программу составил (а)

учитель








(должность)


(инициалы имени и фамилия)


(подпись)


(дата)










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;

  • прилежание и ответственность за результаты обучения;

  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;

  • активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведётся по следующим позициям:


  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животных организмах, о зависимости животного организма от среды обитания;

  • знание многообразия представителей царства Животные, из роли в природных сообществах и жизни человека;

  • овладение основными навыками работы с определителями животных, с микроскопом;

  • определение, узнавание различных животных, их органов, тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;

  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;

  • владение грамотной устной и письменной речью.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ

Биология. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

7 класс (35 ч, из них 1 ч – резервное время)

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи;

  • осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;

  • организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности.

Тема 1. Общие сведения о мире животных (6 ч)

Зоология – система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различия животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни человека.

Среды жизни. Места обитания-наиболее благоприятные участки жизни. Экологические факторы. Среда обитания – совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.

Наука систематика. Систематические группы. Прямое и косвенное влияние человека на природу. Красная книга. Заповедники. Краткая история развития биологии. Учёные-биологи.

Экскурсия № 1 «Разнообразие животных в природе».

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки царства Животные;

  • основные методы изучения животных;

  • черты сходства и различия животных и растений;

  • особенности сред жизни и среды обитания;

  • классификацию животных и основные систематические группы;

  • взаимосвязи животных в природе, трофические связи;

  • последствия влияния человека на животных;

  • учёных-зоологов, их заслуги в развитии зоологии.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение знания зоологии в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и рисунках представителей царства Животные;

  • анализировать, оценивать роль животных в экосистемах;

  • пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах обитания;

  • доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе;

  • устанавливать систематическое положение различных таксонов на конкретных примерах;

  • оценивать результаты влияния человека на животных с этической точки зрения;

  • определять роль отечественных учёных в развитии зоологии;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 2. Строение тела животных (1 ч)

Наука цитология. Строение животной клетки. Сходство и различия животной и растительной клеток.

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная, их характерные признаки. Органы, системы органов. Типы симметрии.

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные органоиды клетки;

  • черты сходства и различия животной и растительной клетки;

  • особенности тканей животных;

  • типы симметрий;

  • особенности органов и систем органов животных.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать клетки растений и животных;

  • работать со световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды животной клетки;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани животных;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика подцарства Простейшие. Среда обитания, внешнее строение амёбы-протея, разнообразие саркодовых. Класс Жгутиконосцы, среда обитания, передвижение на примере эвглены зелёной. Особенности жизнедеятельности, сочетание признаков животных и растений. Разнообразие жгутиконосцев.

Тип Инфузории, среда обитания, особенности строения и размножения. Разнообразие инфузорий.

Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты, меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки подцарства Простейшие;

  • основные органоиды клетки простейших;

  • особенности жизнедеятельности представителей различных классов простейших;

  • значение простейших в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять характерные признаки подцарства Простейшие;

  • устанавливать взаимосвязь строения и функций организма простейших;

  • устанавливать взаимосвязь между характером питания и условиями среды;

  • приводить доказательства более сложной организации колониальных простейших;

  • наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты, делать выводы;

  • приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных. Тип Кишечнополостные. Гидра – одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение. Особенности уровня организации по сравнению с простейшими.

Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы. Класс Сцифоидные, жизненный цикл. Значение в природе и жизни человека.

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки подцарства Многоклеточные;

  • особенности внешнего и внутреннего строения животных, относящихся к типу Кишечнополостные;

  • особенности жизненных циклов представителей классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы;

  • роль кишечнополостных в природных биоценозах.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные признаки подцарства Многоклеточные;

  • характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника;

  • выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз;

  • узнавать на таблицах и рисунках представителей типа;

  • устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных;

  • обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (2 ч)

Тип Плоские черви, общая характеристика. Класс Ресничные черви, места обитания, черты строения на примере белой планарии. Более высокий уровень организации по сравнению с кишечнополостными. Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. Особенности строения и жизненные циклы в связи с паразитическим образом жизни. Профилактика гельминтозов.

Тип Круглые черви, внешнее и внутреннее строение, взаимосвязь с образом жизни.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, места обитания, строение, уровень организации органов чувств свободноживущих кольчатых и паразитических круглых червей. Класс Малощетинковые. Особенности строения в связи с образом жизни. Роль в почвообразовании.

Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки представителей разных классов червей;

  • черты более высокой организации по сравнению с кишечнополостными;

  • особенности организации и жизненных циклов червей-паразитов;

  • профилактические меры по избеганию заражения червями-паразитами;

  • более прогрессивные черты строения кольчатых червей;

  • роль малощетинковых червей в почвообразовании.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные признаки представителей типов Плоские, Круглые, Кольчатые черви;

  • распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах и называть основных представителей различных типов червей;

  • приводить доказательства более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными;

  • устанавливать взаимосвязь червей-паразитов и среды их обитания;

  • соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения гельминтами;

  • обосновывать роль малощетинковых в почвообразовании;

  • наблюдать и фиксировать результаты наблюдения;

  • обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Тема 6. Тип Моллюски (2 ч)

Общая характеристика: среда обитания, строение и жизнедеятельность, значение моллюсков. Черты сходства и различия моллюсков и кольчатых червей. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.

Класс двустворчатые моллюски. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.

Класс Головоногие, признаки более сложной организации в строении. Значение головоногих моллюсков.

Лабораторная работа № 3 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки представителей типа Моллюски;

  • черты более высокой организации по сравнению с кишечнополостными и червями;

  • особенности организации и развития моллюсков;

  • черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей;

  • роль моллюсков в биоценозах и жизни человека;

  • происхождение моллюсков.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные признаки представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие;

  • распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах и называть основных представителей различных классов моллюсков;

  • приводить доказательства более сложной организации моллюсков по сравнению с червями;

  • устанавливать взаимосвязь между образом жизни моллюска и его организацией;

  • характеризовать способы питания моллюсков;

  • формулировать выводы о роли моллюсков в водных и наземных экосистемах, в жизни человека;

  • аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков;

  • наблюдать и фиксировать результаты наблюдения;

  • обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Тема 7. Тип Членистоногие (3 ч)

Общая характеристика типа. Класс Ракообразные, среда обитания, особенности строения и размножения на примере речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные, общая характеристика, особенности строения на примере паука-крестовика. Разнообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи – переносчики заболеваний человека и животных, профилактика энцефалита и чесотки, укусов ядовитыми пауками.

Класс Насекомые, особенности строения, размножение. Типы развития насекомых, роль каждой стадии развития насекомых.

Общественные насекомые. Состав и функции обитателей пчелиной семьи координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые. Красная книга. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных методы борьбы с насекомыми-вредителями. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого».

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки типа Членистоногие;

  • основные признаки, особенности внешнего, внутреннего строения и размножения ракообразных, паукообразных и насекомых;

  • особенности развития с превращением и без превращения;

  • особенности организации общественных насекомых;

  • методы борьбы с насекомыми-вредителями;

  • профилактические меры по избеганию укусов ядовитыми членистоногими и переносчиками заболеваний;

  • роль представителей типа в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные признаки представителей типа Членистоногие;

  • распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах, натуральных объектах представителей различных классов членистоногих;

  • пользоваться определителями животных;

  • определять и классифицировать представителей классов;

  • приводить доказательства более сложной организации членистоногих по сравнению с моллюсками;

  • устанавливать взаимосвязь между образом жизни членистоногого и его организацией;

  • характеризовать способы питания представителей типа и особенности ротовых аппаратов;

  • формулировать выводы о роли членистоногих в водных и наземных экосистемах, в жизни человека;

  • выявлять отличия в развитии насекомых с полным и неполным превращением;

  • характеризовать последствия воздействия вредных для человека членистоногих на организм человека;

  • систематизировать информацию и обобщать её в виде таблиц;

  • обосновывать необходимость охраны животных.

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (3 ч)

Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники, внешнее и внутреннее строение ланцетника, размножение и развитие. Черепные или Позвоночные. Общие признаки.

Надкласс Рыбы, общая характеристика, особенности внешнего строения в связи со средой обитания. Строение конечностей. Органы чувств. Внутреннее строение и размножение рыб, живорождение. Миграции. Черты более высокого уровня организации по сравнению с ланцетником.

Основные систематические группы рыб. Место Кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Промысловые рыбы, прудовые хозяйства, акклиматизация рыб, аквариумные рыбы. Значение рыб в биоценозах и жизни человека.

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • особенности внешнего строения надкласса Рыбы;

  • строение и функции конечностей рыб;

  • черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником;

  • особенности размножения и развития рыб;

  • систематические группы рыб;

  • промысловые группы рыб;

  • разведение рыб, прудовое хозяйство;

Учащиеся должны уметь:

  • выделять основные признаки хордовых;

  • характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы;

  • приводить доказательства более сложной организации хордовых по сравнению с беспозвоночными;

  • обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых;

  • выявлять черты приспособленности внешнего и внутреннего строения рыб к среде обитания;

  • наблюдать и описывать внешнее строение рыб и особенности передвижения в ходе выполнения лабораторной работы;

  • формулировать выводы о роли рыб в водных экосистемах, в жизни человека;

  • описывать различное поведение рыб при появлении потомства, роль миграций в жизни рыб;

  • распознавать представителей классов рыб на рисунках, фотографиях, натуральных объектах;

  • обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных;

  • проектировать меры по охране ценных групп рыб;

  • объяснять разнообразие рыб, усложнение их организации с точки зрения эволюции животного мира.

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч)

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Особенности кожного покрова, опорно-двигательная система, системы внутренних органов. Более прогрессивные черты строения земноводных по сравнению с рыбами. Признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. Годовой жизненный цикл земноводных, размножение и развитие. Доказательства происхождения.

Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека. Охрана, Красная книга.

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки класса Земноводные;

  • особенности кожного покрова земноводных;

  • особенности внешнего и внутреннего строения;

  • признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде;

  • особенности размножения и развития амфибий;

  • многообразие современных амфибий, редкие и исчезающие виды;

  • доказательства происхождения земноводных.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать характерные черты внешнего строения амфибий, связанные с условиями среды обитания;

  • устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий;

  • выявлять прогрессивные черты строения опорно-двигательной системы амфибий по сравнению с рыбами;

  • сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы;

  • определять черты более высокой организации земноводных;

  • узнавать на таблицах и рисунках представителей класса;

  • обосновывать выводы о происхождении земноводных;

  • характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 ч)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Сходство и отличие строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Размножение и развитие пресмыкающихся. Забота о потомстве. Зависимость жизненного цикла от температурных условий.

Разнообразие пресмыкающихся. Роль в биоценозах. Охрана редких и исчезающих видов. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся о древних амфибий.

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки класса Пресмыкающиеся;

  • особенности внешнего и внутреннего строения в связи с образом жизни;

  • черты приспособленности жизни на суше;

  • особенности строения и поведения представителей разных отрядов пресмыкающихся;

  • меры предосторожности от укусов ядовитых пресмыкающихся;

  • роль пресмыкающихся в биоценозах;

  • доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.

Учащиеся должны уметь:

  • Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных;

  • устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания;

  • характеризовать процесс размножения пресмыкающихся;

  • определять, классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам;

  • характеризовать роль рептилий в биоценозах, в жизни человека;

  • аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных;

  • объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий.

Тема 11. Класс Птицы (5 ч)

Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности к полёту. Типы перьев. Сходство покрова рептилий и птиц. Изменения скелета в связи с полётом. Причины срастания некоторых костей. Особенности мускулатуры, строения внутренних органов, дыхания птиц. Прогрессивные черты строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления, брачное поведение, гнездование, кочёвки, миграции.

Систематические группы птиц. Признаки экологических групп, взаимосвязь внешнего строения, типа питания и мест обитания птиц. Значение и охрана птиц. Черты сходства птиц и рептилий.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».

Экскурсия № 2 «Птицы леса /парка/».

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки класса Птицы;

  • взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту;

  • черты сходства и различия покровов птиц и рептилий;

  • изменение строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту;

  • сезонные явления и их роль в жизни птиц;

  • систематические группы птиц;

  • роль птиц в природных сообществах и жизни человека;

  • черты сходства древних птиц и пресмыкающихся, происхождение птиц;

  • редкие и охраняемые виды птиц.

Учащиеся должны уметь:

  • Находить черты отличия скелета птиц от скелета пресмыкающихся;

  • устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания;

  • выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися;

  • характеризовать процесс размножения птиц, строение органов размножения, яйца птиц, этапы формирования яйца и развития в нём зародыша;

  • устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности;

  • определять, классифицировать птиц по рисункам, фотографиям, натуральным объектам;

  • осваивать приёмы работы с определителями животных;

  • характеризовать роль птиц в биоценозах, в жизни человека;

  • наблюдать, описывать и обобщать результаты экскурсии;

  • аргументировать вывод о происхождении птиц от пресмыкающихся;

  • объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов птиц.

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 ч)

Общая характеристика, отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Усложнение строения опорно-двигательной системы и внутренних органов млекопитающих.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Забота о потомстве. Изменение численности и её восстановление. Черты сходства млекопитающих с рептилиями, прогрессивные черты строения. Происхождение млекопитающих, разнообразие: отряды плацентарных.

Экологические группы млекопитающих. Происхождение домашних животных, животноводство. Редкие и исчезающие млекопитающие, их охрана.

Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих».

Экскурсия № 3 «Разнообразие млекопитающих (зоопарк или краеведческий музей)».

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки класса Млекопитающие;

  • прогрессивные черты строения и жизнедеятельности млекопитающих;

  • особенности развития млекопитающих;

  • особенности представителей различных отрядов млекопитающих;

  • происхождение млекопитающих;

  • домашних животных;

  • редкие и охраняемые виды млекопитающих, меры охраны;

  • роль млекопитающих в природных биоценозах и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Находить черты отличия скелета млекопитающих от скелета пресмыкающихся;

  • устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов млекопитающих, их функций и среды обитания;

  • характеризовать функции и роль желёз млекопитающих;

  • аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих;

  • характеризовать процесс размножения п и развития млекопитающих;

  • определять, классифицировать млекопитающих по рисункам, фотографиям, натуральным объектам;

  • сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и отличия;

  • использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных различных отрядов в экосистемах;

  • характеризовать роль млекопитающих в биоценозах, в жизни человека;

  • аргументировать вывод о происхождении млекопитающих от пресмыкающихся;

  • объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов млекопитающих.

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (2 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Изучение ископаемых останков, особенностей индивидуального развития как доказательства эволюции. Основные положения учения Ч. Дарвина. Этапы эволюции животного мира. Уровни организации жизни. Состав биоценоза, цепи питания и превращение энергии. Экосистема, биогеоценоз, биосфера. Деятельность В.И. Вернадского, учение о биосфере, функции вещества в биосфере.

Экскурсия № 4 «Жизнь природного сообщества весной».

Планируемые предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные положения теории Дарвина;

  • основные этапы развития животного мира на Земле;

  • уровни организации жизни;

  • состав биоценозов;

  • цепи питания;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять принципы классификации животных;

  • доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации;

  • раскрывать основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

  • характеризовать основные этапы эволюции животных;

  • обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых;

  • раскрывать основные уровни организации жизни на Земле;

  • характеризовать деятельность живых организмов как преобразователей неживой природы;

  • приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов;

составлять цепи питания;


Календарно-тематическое планирование


план

факт

урока


Тема урока




Тема 1. Общие сведения о мире животных (3 ч)



1

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда.



2

Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных.



3

Краткая история развития зоологии Разнообразие животных в природе /экскурсия/.




Тема 2. Строение тела животных (1ч)



4

Клетка. Ткани, органы, системы органов.




Тема 3. Подцарство Простейшие или Одноклеточные (2ч)



5

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы



6

Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории туфельки». Значение простейших.




Тема 4. Подцарство Многоклеточные (1ч)



7

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.

Разнообразие Кишечнополостных.




Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3ч)



8

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики.



9


Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые.



10

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».




Тема 6. Тип Моллюски (2ч)



11

Общая характеристика типа Моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски.



12


Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Класс Головоногие моллюски




Тема 7. Тип Членистоногие (4 ч)



13

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные.



14

Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого». Типы развития насекомых



15

Общественные насекомые – пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.






16

Обобщающий урок по темам 1-7 /Промежуточная диагностика/




Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (3 ч)



17


Хордовые. Бесчерепные – примитивные формы

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб».



18

Внутреннее строение рыб. Размножение рыб.




Тема 9. Класс Земноводные или Амфибии (2 ч)



19

Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы, их использование и охрана.



20

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика.

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.



21

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.



22


Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.




Тема 10. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии (2 ч)



23


Разнообразие пресмыкающихся.

Значение пресмыкающихся и их происхождение.




Тема 11. Класс Птицы (4 ч)



24


Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птиц. Строение перьев».

Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».



25

Внутреннее строение птиц.Размножение и развитие птиц.






26

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.Разнообразие птиц.



27

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.Птицы родного края. Птицы леса /парка/ экскурсия.




Тема 12. Класс Млекопитающие или Звери (5 ч)



28


Общая характеристика.

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих».



29

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих.



30


Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парно- и непарнокопытные, хоботные.



31


Высшие, или Плацентарные, звери: приматы.

Экологические группы млекопитающих. Экскурсия № 3 в зоологический музей.



32

Значение млекопитающих для человека. Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».




Тема 13. Развитие животного мира на Земле (2 ч)



33

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле.



34


Современный мир живых организмов. Биосфера. Итоговый контроль по курсу биологии 7 класса.

Экскурсия № 4 «Жизнь природного сообщества».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!