СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс предметная линия "Сферы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по авторской программе Л.Н. Сухоруковой  предметной линии "Сферы" издательства "Просвещение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс предметная линия "Сферы"»

Пояснительная записка

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» 7 класс

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личност­ному самоопределению, сформированность их мотивации к обуче­нию и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и дол­га перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

  3. знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, де­лать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

  8. развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  9. формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;

  12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий, способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2. овладение составляющими исследовательской и проект­ной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

    3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различ­ных источниках (тексте учебника, научно-популярной литерату­ре, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

    4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    5. умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    6. владение основами самоконтроля, самооценки * принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

    7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

    8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

    9. умение осознанно использовать речевые средства для дискус­сии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зре­ния, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

    10. умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками; работать инди­видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    11. формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включа­ют освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование на­учного типа мышления, научных представлений о ключевых те­ориях, типах и видах отношений, владение научной терминоло­гией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

  1. усвоение системы научных знаний о живой природе и за­кономерностях её развития для формирования естественно-науч­ной картины мира;

  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в био­сфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятий­ным аппаратом биологии;

  3. приобретение опыта использования методов биологичес­кой науки и проведения несложных биологических эксперимен­тов для изучения живых организмов;

  4. понимание возрастающей роли естественных наук и науч­ных исследований в современном мире, постоянного процесса эво­люции научного знания, значимости международного научного со­трудничества;

  5. формирование основ экологической грамотности: способнос­ти оценивать последствия деятельности человека в природе, влия­ние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природ­ных местообитаний;

  6. объяснение роли биологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе, родства общности происхож­дения и эволюции растений и животных;

  7. овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биоло­гических экспериментов и объяснение их результатов;

  8. формирование представлений о значении биологических на­ук в решении локальных и глобальных экологических проблем, не­обходимости рационального природопользования;

  9. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения куль­турных растений и домашних животных, ухода за ними.

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

  1. Оценка устных ответов

Отметка "5" ставится, если ученик:

- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал.

-Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий.

- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка "4" ставится, если ученик:

- Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определѐнной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочѐтов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Отметка "3" ставится, если ученик:

- Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. - Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даѐт нечѐткие определения понятий.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

- Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

- При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

- Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочѐта. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Отметка «4» ставится, если ученик:

- Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта и /или/ не более двух недочѐтов. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Отметка «3» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет не менее половины работы.

- Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочѐта, или не более трѐх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочѐтов.

- Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет менее половины письменной работы. - Допускает число ошибок и недочѐтов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка "3".

- Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

3. Оценка практических и лабораторных работ

Лабораторная работа – это работа, которая проводится в лаборатории с применением лабораторного оборудования. Большая часть лабораторных работ являются обучающими и занимают часть урока. Могут оцениваться выборочно.

Практическая работа может проводиться в лаборатории, учебном кабинете, в школьном дворе, на берегу реки и т.д. с применением или без применения лабораторного оборудования.

Отметка « 5 » ставится, если ученик:

- Выполняет работу в полном объеме в соответствии с инструкцией, с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений и других видов работ, предложенных в инструкции.

- Грамотно, логично описывает ход работы, грамотно формулирует выводы, точно и аккуратно выполняет все необходимые записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

- Соблюдает организационно-трудовые умения: поддержание чистоты рабочего места, порядка на рабочем столе, экономно расходует материалы, соблюдает правила техники безопасности.

Отметка « 4 » ставится, если ученик:

- Выполняет работу в полном объеме в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях и т.д. два-три недочета или одну негрубую ошибку и один недочет.

- При оформлении работы допускает неточности в описании хода действий, делает неполные выводы, обобщения.

Отметка « 3 » ставится, если ученик: - Правильно выполняет не менее 50% работы, однако объем выполненной части работы таков, что позволяет получить верные

результаты и сделать верные выводы, соответствующие цели работы. - При выполнении работы обращается за помощью к учителю; в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

- Выполняет работу, частично не соответствующую инструкции, или выполняет ее нерационально, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; допускает ошибки, которые составляют не более 50% от общего объема работы, не имеют для данной работы принципиального значения, но влияют на результат выполнения.

- Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую исправляет по требованию учителя.

Отметка « 2 » ставится, если ученик :

- Выполняет работу не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильные выводы и обобщения.

- Допускает грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить по требованию педагога или неверно выполняет измерения, вычисления, наблюдения.

4 Оценка за наблюдением объектов

Отметка «5» ставится, если ученик:

- Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

- Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

- Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Отметка "4" ставится, если ученик:

- Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

- Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса, называет второстепенные.

- Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Отметка "3" ставится, если ученик:

- Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

- При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

- Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

- Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

- Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Примечание

Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчѐта.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочѐты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчѐты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочѐтами являются:

- нерациональные приѐмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.

Планируемые результаты

На базовом уровне планируется достижение качества знания в соответствие со средними показателями по краю 55%, на повышенном уровне освоение программы не планируется.

Планируемые результаты

На базовом уровне планируется достижение качества знания в соответствие со средними показателями по краю 55%, на повышенном уровне освоение программы не планируется.

Содержание учебного предмета «Биология»

7 класс (70 часов)
I. Организация живой природы (5 ч)
-Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов. -Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества. -Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме. -Разнообразие экосистем. -Экосистема — часть биосферы.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.
Экскурсия: 1. Разнообразие видов в сообществе.
II. Эволюция живой природы (4 ч)
-. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. -Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды - Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы.. - Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

III. Царство Растения (22 ч)
-
Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции. -Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. -Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

-Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека. -Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. -Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.

-Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.

- Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа. - Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.

-Разнообразие современных папоротников и их значение. - Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений. -Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.

-Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
- Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные. -. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные, -Бобовые, -Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения). -Класс Однодольные, семейства: Лилейные

-Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах. -Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов.. -Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.
Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
1. Изучение одноклеточных водорослей.
2. Изучение многоклеточных водорослей.
3. Строение зеленого мха кукушкин лен.
4*. Строение мха сфагнум.
5. Строение папоротника.
6. Строение побегов хвойных растений.
7. Строение мужских, женских шишек и семян хвойных сосны обыкновенной.
8. Признаки однодольных и двудольных растений.
9—13. Признаки растений изучаемых семейств.
Практические работы:
1—3. Определение растений изучаемых семейств.
Экскурсия:
2. Выращивание овощных растений в теплице.

IV. Царство Животные (28 ч)
-Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества. Подцарство одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

-Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения. - Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах. -Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных косистемах.

-Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями. - Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями. - Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей. - Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов. - Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. -Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. -Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых. -Роль насекомых в экосистемах, практическое значение. - Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика. -Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. -Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение

-Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах. - Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека. -Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. - Птицы наземных и водных экосистем.

-Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения. - Размножение и развитие. - Роль млекопитающих в различных экосистемах. - Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов
- Развитие животноводства Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
14. Внешнее строение дождевого червя.
15. Строение раковины моллюска.
16. Внешнее строение насекомого.
17. Внешнее строение рыбы.
18. Внутреннее строение рыбы.
19. Внешнее строение птицы.
Экскурсия:
3. Лесные млекопитающие родного края (краеведческий музей).
V. Бактерии, грибы, лишайники (4 ч)
- Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека. -Царство Грибы. Общие признаки -. Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах.. - Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.
Лабораторная работа:
20. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Практическая работа:
4. Определение съедобных и ядовитых грибов.
VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (5 ч)
- Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.

-. Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы -Сохранение видового разнообразия. Красная книга. - Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.
Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.
Экскурсия:
4. Разнообразие птиц леса родного края.
Резерв (2 ч) используется на итоговое повторение и обобщение за курс 7 класса.

Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

1

Организация живой природы

5


1 экск.

2

Эволюция живой природы

4



3

Растения – производители органического вещества

22

12

1 экск +3

4

Животные – потребители органического вещества

28

6

1 экск.

5

Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники

4

1

1

6

Биоразнообразие

5


1 экск

7

Итоговое повторение и обобщение

2






Учебно-тематическое планирование

п/п


Наименование разделов и тем урока


Кол-во

часов


Организационная форма урока/ тип урока

Оборудование, информационное сопровождение

Организация живой природы (5 ч.)

1/1

Организм

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

2/2

Вид

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

3/3

Природное сообщество

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

4/4

Разнообразие видов в сообществе. Экскурсия 1

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Тетрадь, простой карандаш

5/5

Экосистема

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

Эволюция живой природы (4 ч.)

1/6

Эволюционное учение

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

2/7

Доказательства эволюции

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

3/8

История развития жизни на Земле

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

4/9

Систематика растений и животных

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

Растения – производители органического вещества (22 ч.)

1/10

Царство Растения

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

2/11

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

3/12

Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли

Л/р 1. «Изучение одноклеточных водорослей»

Л/р 2. «Изучение многоклеточных водорослей»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

4/13

Роль водорослей в водных

экосистемах

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

5/14

Подцарство Высшие растения

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

6/15

Отдел Моховидные

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

7/16

Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума*

Л/р 3. «Строение зеленого мха кукушкин лен»


1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

8/17

Роль мхов в образовании болотных экосистем

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

9/18

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные

Л/р 5. «Строение папоротника»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

10/19

Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

11/20

Отдел Голосеменные

Л/р 6. «Строение побегов хвойных растений»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

12/21

Разнообразие хвойных

Л/р 7. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

13/22

Роль голосеменных в экосистеме тайги

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

14/23

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые

Л/р 8. «Признаки однодольных и двудольных растений»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

15/24

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные

Л/р 9. «Признаки растений семейства Крестоцветные»

П/р 1. «Определение растений семейства Крестоцветные»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

16/25

Класс Двудольные.

Семейство Бобовые

Л/р 10. «Признаки растений семейства Бобовые»

П/р 2. «Определение растений семейства Бобовые»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

17/26

Класс Двудольные.

Семейство Пасленовые

Л/р 11. «Признаки растений семейства Пасленовые»*

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

18/27

Класс Однодольные.

Семейство Лилейные

Л/р 12. «Признаки растений семейства Лилейные»*

П/р 3. «Определение растений семейства Лилейные»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

19/28

Класс Однодольные.

Семейство Злаки

Л/р 13. «Строение пшеницы»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

20/29

Выращивание овощных растений в теплице. Экскурсия 2.

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Тетрадь, простой карандаш

21/30

Роль покрытосеменных в развитии земледелия

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

22/31

Обобщающий урок по теме «Растения – производители органического вещества»

1

повторительно-обобщающий урок

Дидакт. материал

Животные – потребители органического вещества (28 ч.)

1/32

Царство Животные

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

2/33

Подцарство Одноклеточные.

Тип Саркожгутиконосцы

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

3/34

Подцарство Одноклеточные.

Тип Инфузории. Тип Споровики

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

4/35

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные,

их роль в экосистемах

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

5/36

Тип Кишечнополостные

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

6/37

Тип Плоские черви

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

7/38

Тип Круглые черви

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

8/39

Тип Кольчатые черви

Л/р 14. «Внешнее строение дождевого червя»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

9/40

Тип Моллюски

Л/р 15. «Строение раковины моллюска»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

10/41

Тип Членистоногие: общая

характеристика.

Класс Ракообразные

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

11/42

Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

12/43

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые: характерные признаки, особенности внешнего и внутреннего строения

Л/р 16. «Внешнее строение насекомого»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

13/44

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые: особенности размножения и развития. Разнообразие, роль насекомых в экосистемах

и жизни человека

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

14/45

Тип Хордовые.

Позвоночные животные

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Учебник, учебная презентация,

15/46

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения

Л/р 17. «Внешнее строение рыбы»

Л/р 18. «Внутреннее строение рыбы»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

16/47

Класс Хрящевые рыбы

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

17/48

Класс Костные рыбы

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

18/49

Класс Земноводные

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

19/50

Класс Пресмыкающиеся

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

20/51

Класс Птицы

Л/р 19. «Внешнее строение птицы»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

21/52

Птицы наземных и водных экосистем

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

22/53

Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

23/54

Класс Млекопитающие: особенности размножения и развития млекопитающих. Происхождение млекопитающих

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

24/55

Роль млекопитающих в различных экосистемах

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

25/56

Лесные млекопитающие родного края. Экскурсия 3.

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Тетрадь, простой карандаш

26/57

Роль птиц и млекопитающих в жизни человека

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

27/58

Обобщение и систематизация знаний по

теме «Животные — потребители органического вещества».

1

повторительно-обобщающий урок

Дидакт. материал

28/59

Обобщение и систематизация знаний по

теме «Животные — потребители органического вещества».

1

повторительно-обобщающий урок

Дидакт. материал

Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (4 ч.)

1/60

Царство Бактерии

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

2/61

Царство Грибы

Л/р 20. «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

3/62

Роль грибов в природе и жизни человека

П/р 4. «Определение съедобных и ядовитых грибов»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Тетрадь практикум, лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

4/63

Лишайники

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

Биоразнообразие (5 ч.)

1/64

Видовое разнообразие

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

2/65

Экосистемное разнообразие

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

3/66

Пути сохранения биоразнообразия

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебник, учебная презентация, доп. лит., таблица.

4/67

Разнообразие птиц леса родного края. Экскурсия 4.

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Тетрадь, простой карандаш

5/68

Итоговая проверка знаний

1

Дифференцированная контрольная работа

Дидакт. материал

Итоговое повторение и обобщение

1/69

Повторение и обобщение за курс биологии 7 класса

1

повторительно-обобщающий урок

Дидакт. материал

2/70

Повторение и обобщение за курс биологии 7 класса

1

повторительно-обобщающий урок

Дидакт. материал




Перечень изданий учебно-методических комплектов «Сферы»
по биологии для основной школы

Программа

Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 клас­сы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2011.

7 класс. Живой организм

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений.

  2. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C., Колесниковой И.Я.

  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Котляр О.Г. Тетрадь- тренажёр. Пособие для учащихся.

  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся.

  5. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся.

  6. Под ред. Л.Н. Сухоруковой, B.C. Кучменко. Методические рекомендации. Пособие для учителей.








Лист корректировки программы


Дата


Внесенные изменения





































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!