СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс предметная линия "Сферы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы предмета биология Л.Н. Сухоруковой линии учебников "Сферы" издательства "Просвещение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс предметная линия "Сферы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шаховская средняя общеобразовательная школа»

Павловского района Алтайского края



Согласовано:

Руководитель ШМО естественно-научного цикла

__________________И.В. Санаева

Протокол № ________________

от «______»___________________ 20__ г


Утверждена приказом

директора учреждения

________________ Рыбалко Г.А. 

№ ____ от___________






Рабочая программа учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»

8 КЛАСС, базовый уровень

основное общее образование

составлена на основе авторской программы «Биология» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко предметная линия «СФЕРЫ» ФГОС 5-9 классы:М – Просвещение 2011 г.

Срок реализации: 2018 -2019 учебный год







Составлена:

Пушкаревой Л.В.,

Учителем химии и биологии

1 квалификационной категории











Шахи 2018

Пояснительная записка

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» 8 класс

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5. Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с

учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11. Уормирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и

отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере

6. Выявление эстетических достоинств объектов живой природы

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка устных ответов

Отметка "5" ставится, если ученик:

- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал.

-Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий.

- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка "4" ставится, если ученик:

- Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определѐнной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочѐтов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Отметка "3" ставится, если ученик:

- Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. - Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даѐт нечѐткие определения понятий.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

- Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

- При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

- Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочѐта. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Отметка «4» ставится, если ученик:

- Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта и /или/ не более двух недочѐтов. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Отметка «3» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет не менее половины работы.

- Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочѐта, или не более трѐх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочѐтов.

- Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет менее половины письменной работы. - Допускает число ошибок и недочѐтов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка "3".

- Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

3. Оценка практических и лабораторных работ

Лабораторная работа – это работа, которая проводится в лаборатории с применением лабораторного оборудования. Большая часть лабораторных работ являются обучающими и занимают часть урока. Могут оцениваться выборочно.

Практическая работа может проводиться в лаборатории, учебном кабинете, в школьном дворе, на берегу реки и т.д. с применением или без применения лабораторного оборудования.

Отметка « 5 » ставится, если ученик:

- Выполняет работу в полном объеме в соответствии с инструкцией, с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений и других видов работ, предложенных в инструкции.

- Грамотно, логично описывает ход работы, грамотно формулирует выводы, точно и аккуратно выполняет все необходимые записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

- Соблюдает организационно-трудовые умения: поддержание чистоты рабочего места, порядка на рабочем столе, экономно расходует материалы, соблюдает правила техники безопасности.

Отметка « 4 » ставится, если ученик:

- Выполняет работу в полном объеме в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях и т.д. два-три недочета или одну негрубую ошибку и один недочет.

- При оформлении работы допускает неточности в описании хода действий, делает неполные выводы, обобщения.

Отметка « 3 » ставится, если ученик: - Правильно выполняет не менее 50% работы, однако объем выполненной части работы таков, что позволяет получить верные

результаты и сделать верные выводы, соответствующие цели работы. - При выполнении работы обращается за помощью к учителю; в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

- Выполняет работу, частично не соответствующую инструкции, или выполняет ее нерационально, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; допускает ошибки, которые составляют не более 50% от общего объема работы, не имеют для данной работы принципиального значения, но влияют на результат выполнения.

- Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую исправляет по требованию учителя.

Отметка « 2 » ставится, если ученик :

- Выполняет работу не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильные выводы и обобщения.

- Допускает грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить по требованию педагога или неверно выполняет измерения, вычисления, наблюдения.

4 Оценка за наблюдением объектов

Отметка «5» ставится, если ученик:

- Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

- Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

- Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Отметка "4" ставится, если ученик:

- Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

- Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса, называет второстепенные.

- Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Отметка "3" ставится, если ученик:

- Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

- При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

- Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

- Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

- Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Примечание

Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчѐта.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочѐты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчѐты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочѐтами являются:

- нерациональные приѐмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.

Планируемые результаты

На базовом уровне планируется достижение качества знания в соответствие со средними показателями по краю 55%, на повышенном уровне освоение программы не планируется.

Планируемые результаты

На базовом уровне планируется достижение качества знания в соответствие со средними показателями по краю 55%, на повышенном уровне освоение программы не планируется.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС.

Введение (2 ч)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.

Самонаблюдения:

1. Определение оптимальности веса.

2. Исследование ногтей.

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч)

Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.

Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни. Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды. Образ жизни и здоровье.

Практическая работа:

1. Состав домашней аптечки.

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)

Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.

Строение и принципы работы нервной системы. Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение. Внутренняя среда организма – основа его целостности.

Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.

Лабораторные работы:

1. Ткани организма человека

2. Строение крови лягушки и человека

Практическая работа:

1. Изучение результатов анализа крови.

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)

Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета. Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.

Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.

Лабораторные работы:

3. Химический состав костей.

4. Строение и функции суставов.

5. Утомление мышц.

Самонаблюдения:

3. Определение гибкости позвоночника

4. Оптимальные условия для отдыха мышц

5. Выявление снабжения кровью работающих мышц

6. Координация работы мышц

7. Выявление плоскостопия


Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч)

Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.

Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией. Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом. Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.

Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения. Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание. Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ. Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.

Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.

Система выделения. Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции. Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение, барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы. Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства. Уход за кожей, ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.

Лабораторные работы:

6. Саморегуляция сердечной деятельности

7. Функциональные возможности дыхательной системы

8. Расщепление веществ в ротовой полости

Практические работы:

2. Приемы остановки артериального кровотечения

4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля

5. Составление суточного пищевого рациона

6. Определение качества пищевых продуктов

7. Измерение температуры тела

Самонаблюдения:

8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа

9. Определение достаточности питательных веществ

10. Температурная адаптация кожных рецепторов

Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.

Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка,. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.

Системы регуляции жизнедеятельности (8 ч)

Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.

Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.

Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.

Лабораторные работы:

9. Строение головного мозга человека.

Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (7 ч)

Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира. Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Лабораторные работы:

10. Значение органов осязания

Самонаблюдения:

11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

12. Работа хрусталика

13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.

Изменения в программе, по сравнению с авторской: добавлен 1 час к теме «Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья», 1 час в раздел «Системы регуляции жизнедеятельности» и 1 час в раздел «Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы».


Тематическое планирование курса «БИОЛОГИЯ» в 8 классе.

Тема

Кол-во часов

л/р

п/р

самонаблюдениие

1

Введение

2

-

-

2

2

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья

7

-

1

-

3

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности

7

2

1


4

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье

7

3


6

5

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья

29

3

5

3

6

Репродуктивная система и здоровье

3




7

Системы регуляции жизнедеятельности

8

1



8

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

7

1


2

Всего

70

10

7

13


Учебно-тематическое планирование 8 класс (70 часов)

п/п


Наименование разделов и тем урока


Кол-во

часов


Организационная форма урока/ тип урока

Оборудование, информационное сопровождение

Введение (2 ч.)

1/1

Науки об организме человека.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

2/2

Культура здоровья — основа

полноценной жизни.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч)

1/3

Клетка — структурная единица

организма.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

2/4

Соматические и половые клетки.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

3/5

Наследственность и здоровье

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

4/6

Наследственная и ненаслед_

ственная изменчивость.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

5/7

Наследственные болезни. Ме

дико-генетическое консультирование.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

6/8

Факторы окружающей среды

и здоровье.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

7/9

Образ жизни и здоровье.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)

1/10

Компоненты организма человека. Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека».

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

2/11

Строение и принципы работы нервной системы.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

3/12

Основные механизмы нерв_

ной регуляции. Гуморальная регуляция.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

4/13

Внутренняя среда организма — основа его целостности. Кровь.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

5/14

Форменные элементы крови.

Кроветворение. Лабораторная работа №2 «Строение крови лягушки и человека»,

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

6/15

Иммунитет.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

7/16

Иммунология и здоровье.

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)

1/17

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Лабораторная работа №3 «Химическое строение костей»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

2/18

Общее строение скелета. Осевой скелет

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

3/19

Добавочный скелет. Соединение костей. Лабораторная работа №4 «Строение и функции суставов»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

4/20

Мышечная система. Строение и функции мышц. Лабораторная работа №5 «Утомление мышц»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

5/21

Огсновные группы скелетных скелетных мышц

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

6/22

Осанка. Первая помощь при травмах скелета


1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

7/23

Обобщающий урок

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (29 ч)

1/24

Строение сердечно-сосудистой системы

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, таблица

2/25

Работа сердца. Лабораторная работа №:6 «Саморегуляция сердечной деятельности»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

3/26

Движение крови по сосудам

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

4/27

Регуляция кровообращения

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

5/28

Первая помощь при обмороках и кровотечениях

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

6/29

Лимфатическая система

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

7/30

Строение и функции органов дыхания

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация, таблица

8/31

Этапы дыхания. Легочные объемы

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

9/32

Регуляция дыхания. Лабораторная работа №7 «Функциональные возможности дыхательной системы»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

10/33

Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

11/34

Обобщающий урок по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику

12/35

Обмен веществ. Питание. Пищеварение

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

13/36

Пища. Состав и значение.

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация, таблицы

14/37

Органы пищеварительной системы

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

15/38

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №8 «Расщепление веществ в ротовой полости»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

16/39

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

17/40

Пищеварение в кишечнике. Барьерная роль печени

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

18/41

Регуляция пищеварения

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

19/42

Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

20/43

Витамины и их значение для организма

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

21/44

Культура питания. Особенности питания детей и подростков

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

22/45

Пищевые отравления и их предупреждение

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

Презентация, таблицы.

23/46

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику

24/47

Общая характеристика выделительной системы. Мочевыделительная система. Строение почек

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

25/48

Мочеобразование и его регуляция

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

26/49

Строение и функции кожи

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

27/50

Культура ухода за кожей. Болезни кожи

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

28/51

Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Презентация.

29/52

Обобщающий урок по теме «Строение и функции выделительной системы»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику

Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

1/53

Строение и функции репродуктивной системы

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

2/54

Развитие ребенка. Рождение

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

3/55

Репродуктивное здоровье

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Системы регуляции жизнедеятельности (8 ч)

1/56

Центральная нервная система. Спинной мозг

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, таблица.

2/57

Головной мозг: задний и средний мозг

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация.

3/58

Промежуточный мозг. Конечный мозг

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

4/59

Л/р 9 «Строение головного мозга»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

5/60

Соматический и вегетативный отделы нервной системы

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

6/61

Эндокринная система. Гуморальная регуляция

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

7/62

Строение и функции желез внутренней секреции

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

8/63

Обобщающий урок

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (7 ч)

1/64

Органы чувств. Анализаторы

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

2/65

Зрительный анализатор

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику



3/66

Слуховой и вестибулярный анализаторы

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику



4/67

Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. Лабораторная работа №10 «Значение органов осязания»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; рассказ, работа с книгой (печатное слово)

Набор лабораторного оборудования, тетрадь практикум

5/68

Гигиена органов чувств

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, презентация

6/69

Итоговое обобщение за курс 8 класса

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией,

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику


7/70

Итоговый контроль знаний за курс 8 класса

1

тестирование

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику




Перечень изданий учебно-методических комплектов «Сферы»
по биологии для основной школы

Программа

Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 клас­сы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2011.

8 класс. Человек. Культура здоровья.

  1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С, Т.А. Цехмистренко Биология. Человек

Культура здоровья 8. . -М: Просвещение, 2018

  1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А.
    Биология. Человек. Культура здоровья Тетрадь-тренажер. 8 класс.

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С.
3. Биология. Человек. Культура здоровья Тетрадь-практикум. 8 класс

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С. 
4. Биология. Человек. Культура здоровья Тетрадь-экзаменатор. 8 класс

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А. -М: Просвещение, 2015 Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А. 
5. Биология. Человек. Культура здоровья Поурочные методические рекомендации. 5–6 классы. Просвещение, 2016



Лист корректировки программы


Дата


Внесенные изменения






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!