Рабочая программа разработана по учебнику Н. И. Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Животные». 8 класс, издательства «Дрофа», 2014 года, Москва (линейный курс). Программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход.
В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.
Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.
Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Авторская программа соответствует условиям обучения в нашей школе.
• коммуникативно-диалоговой деятельности; • развития исследовательских навыков;
• продуктивного чтения; • развития навыков контроля и самоконтроля.
• характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
• пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и перечислять свойства живого;
• выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
• описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
• различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
• сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
• приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
• находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
• объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
• демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
• уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать и искать самостоятельно средства достижения цели.
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
• строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).Преобразовывать информацию из одного вида в другой (табл.в текст и пр.).
• вычитывать все уровни текстовой информации.
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством принимать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
• осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
• осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
• оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
• эстетическое отношение к живым объектам.
• выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов, животных, аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• классифицировать биологические объекты на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
• находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно - популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбиратьцелевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях игрибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности | Педагогические средства | Домашнее задание | Дата |
Раздел 1. Царство Животные (55 часов) Введение. Общая характеристика животных. (1 час) |
1 | Среда обитания животных. Основные признаки животных | Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания | Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и объясняют причины их взаимоотношений. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы. | Стр.5 | |
Подцарство Одноклеточные животные (3 часа + 1) |
2 | Подцарство Одноклеточные Общая характе-ристика | Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды | Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | Учебник, рабочая тетрадь,таблицы | Стр.9 | |
3 | Тип Саркожгу-тиконосцы | Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. | Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей Саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.13 | |
4 | Тип Спорови-ки. Тип Инфу-зории, или Ресничные | Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах | Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают представителей Споровиков, вызывающих заболевания у человека. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.18 | |
5 | К/р №1по теме «Подцарство Одноклеточные | | | | Повторитьстр.9-20 | |
Подцарство Многоклеточные животные(43 +7 часов) |
6 | Подцарство Многоклеточ-ные | Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. | Объясняют значение дифференцировки клеток в многоклеточных организмах и появление первых тканей. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 21 | |
7 | Тип Губки | Простейшие многоклеточные — Губки. Распространение и экологическое значение губок | Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект текста урока. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 23 | |
Тип Кишечнополостные (2 часа) |
8 | Тип Кишечнополост-ные. Класс Гидроидные | Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. | Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Кишечнополостных. Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 26 | |
9 | Класс Сцифоидные. Класс Корал-ловые полипы. | Многообразие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах | Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 30 | |
Тип Плоские черви (3 часа) |
10 | Тип Плоские черви | Особенности организации плоских червей. Приспособления к паразитизму у плоских червей. | Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 36 | |
11 | Класс Ресничные черви | Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. | Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 38 | |
12 | Класс Сосальщики Класс Ленточ-ные черви | Класс Сосальщиков. Цикл развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний | Характеризуют представителей класса Сосальщики. Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 40 Стр 41 | |
Тип Круглые черви (2 часа) |
13 | Тип Круглые черви | Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). | Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере человеческой аскариды. Зарисовывают цикл развития аскариды и характеризуют инвазивные стадии. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 44 | |
14 | Экология и значение круглых червей | Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза | Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 47 | |
Тип Кольчатые черви (2 часа + 1) |
15 | Тип Кольчатые черви. | Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. | Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 51 | |
16 | Классы Много-щетинковые, Малощетинко-вые, Пиявки | Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах | Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты Многощетинковых, Малощетинковых и Пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр 54 Стр. 55 Стр. 57 | |
17 | К/р №2по темам «Губки, Кишечнополостные, Черви» | | | | Стр 36-58 повторить | |
Тип Моллюски (4 часа) |
18 | Тип Моллюски | Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. | Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.59 | |
19 | Класс Брюхоногие моллюски | Многообразие моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности | Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.63 | |
20 | Класс Двустворчатые моллюски | Многообразие моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности | Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты двустворчатых моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.65 | |
21 | Класс Головоногие моллюски | Многообразие моллюсков. Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности | Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты головоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.68 | |
Тип Членистоногие (7 часов) |
22 | Тип Членистоногие | Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. | Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику членистоногих и их происхождение. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.72 | |
23 | Класс Ракообразные | Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценоза | Дают общую характеристику класса Ракообразных, анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие. Распознают представителей высших и низших ракообразных, приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.76 | |
24 | Класс Паукообразные | Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. | Дают общую характеристику класса Паукообразных, анализируют особенности организации паука-крестовика. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.81 | |
25 | Размножение, развитие и экология паукообразных | Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. | Характеризуют разнообразие, распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр. 84 | |
26 | Класс Насекомые | Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых | Дают общую характеристику класса Насекомых, Различают типы развития насекомых. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.88 | |
27 | Внутреннее строение насекомых | Особенности организации насекомых. | Анализируют особенности организации насекомых. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.92 | |
28 | Размножение и многообразие насекомых | Отряды насекомых с полным и неполным превращением.Многообразие насекомых в биоценозах. Отряды насекомых. Класс Многоножки | Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие, сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов, приводят примеры. Описывают представителей класса Многоножки и приводят примеры представителей | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.95 | |
Тип Иглокожие (2 часа + 1) |
29 | Тип Иглокожие. | Общая характеристика типа. Внутренне строение иглокожих. | Дают общую характеристику типа Иглокожие. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.101 | |
30 | Экология и значение иглокожих. | Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение | Характеризуют основные группы иглокожих, приводят призеры представителей. Анализируют значение иглокожих в биоценозах | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр. 104 | |
31 | К/р№3 по теме «Моллюски и Членистоногие» | | | | | |
Тип Хордовые (18 часов +5) |
32 | Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные, Личиночно-хордовые, Позвоночные | Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения | Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.108 | |
Надкласс Рыбы (4 часа) |
33 | Надкласс Рыбы | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. | Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.113 | |
34 | Внутреннее строение рыб | Особенности внутреннего строения рыб | Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.118 | |
35 | Класс Хрящевые рыбы | Класс Хрящевые (акулы и скаты) рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. | Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.121 | |
36 | Класс Костные рыбы | Класс Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. | Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышашие и лучеперые рыбы. Анализируют особенности приспособления к среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.123 | |
Класс Земноводные (3 часа) |
37 | Класс Земноводные, или Амфибии | Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных | Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации земноводных, сопровождавшие их возникновение. Характеризуют систематику земноводных и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.127 | |
38 | Внутреннее строение амфибий | Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. | Объясняют значение приспособленности внешнего и внутреннего строения амфибий к среде обитания. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр. 131 | |
39 | Размножение, многообразие, экология и значение земноводных | Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Экологическая роль и многообразие земноводных | Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности, связанные с околоводной средой обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.134 | |
Класс Пресмыкающиеся (3 часа + 1) |
40 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. | Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.138 | |
41 | Внутреннее строение пре-смыкающихся. | Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. | Описывают строение и особенности жизнедеятельности. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр. 142 | |
42 | Многообразие, экология и значение пре-смыкающихся | Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся | Характеризуют многообразие пресмыкающихся, а также особенности приспособления к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.144 | |
43 | С/р по теме «Классы Рыбы, Амфибии и Рептилии» | | | | | |
Класс Птицы (3 часа + 1) |
44 | Класс Птицы | Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Покровы тела, скелет и мускулатура | Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации птиц, сопровождавшие их возникновение. Отмечают приспособления птиц к полёту. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.147 | |
45 | Внутреннее строение птиц | Внутреннее строение птиц | Описывают строение, связывают с приспособленностью к полету | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр. 152 | |
46 | Многообразие птиц. Экология и значение птиц | Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности | Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.158 | |
47 | С/р по теме «Класс Птицы» | | | | | |
Класс Млекопитающие (5 часов +3) |
48 | Класс Млекопитаю-щие, или Звери. Покровы тела | Происхождение млекопитающих. Настоящие звери (плацентарные). Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. | Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.167 | |
49 | Скелет, мускулатура, нервная система | Приспособления организма животных к среде обитания и их значение. | Находят черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр. 170 | |
50 | Внутреннее строение млеко-питающих | Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. | Описывают строение и особенности жизнедеятельности. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.174 | |
51 | Размножение плацентарныхмлекопитаю-щих. Многооб-разиемлекопи-тающих | Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные) | Характеризуют многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводят примеры представителей разных групп, характеризуют особенности приспособления к разным средам обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.178 | |
52 | Сумчатые и Однопроходные | Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). | Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.184 | |
53 | С/р по теме «Класс Млеко-питающие» | | | | | |
54 | Обобщающий урок по теме «Классы Рыбы, Амфибии, Реп-тилии, Птицы и Млекопитаю-щие» | | | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Повторить стр. 113 - 186 | |
55 | К/р№4 по теме «Тип Хордо-вые» | | | | | |
Основные этапы развития животных (1 час) |
56 | Основные этапы развития животных | Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечно-полостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. | Определяют и анализируют основные понятия: «эволюция», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами развития Земли как космического тела. Прослеживают основные этапы развития животных, отмечая предковые формы и характеризуя потомков. Характеризуют ароморфоз, идиоадаптацию и дегенерацию как три направления эволюции | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.187 | |
Животные и человек (1 час) |
57 | Животные и человек | Значение животных для человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. | Характеризуют значение разных групп животных для человекаОценивают экологическую роль диких и домашних животных в биоценозах | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.190 | |
Раздел 2. Вирусы (1 ч.) |
Общая характеристика и свойства вирусов |
58 | Общая характеристика вирусов | Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. | Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, знакомятся с историей их открытия. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.194 | |
Раздел 3. Экосистема (6 часов + 2) Среда обитания. Экологические факторы (2 часа) |
59 | Абиотические факторы | Понятие среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. | Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещённость, температурный режим и др. Характеризуют интенсивность действия разных абиотических факторов. | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.198 | |
60 | Биотические факторы. Формы взаимоотношений между организмами Антропогенные факторы. | Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения | Описывают биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.201 | |
Экосистема (1 час +1) |
61 | Структура экосистемы Цепи и сети питания. Экологическая пирамида | Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида | Определяют и анализируют понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют компоненты биоценоза, дают характеристику продуцентам, консументам и редуцентам. Формулируют представления о цепях и сетях питания. Описывают и приводят примеры пирамид энергии, чисел и биомассы | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.206 Стр.208 | |
62 | Экскурсия на природу. Изучение структуры экосистем | | | | | |
Биосфера (1 час) |
63 | Понятие о биосфере. Границы биосферы. | Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. Экологические проблемы | Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы и влияние на них антропогенных факторов | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.210 Стр.211, лекция | |
Круговорот веществ в биосфере (1 час) |
64 | Круговороты воды, углерода, азота, серы и фосфора | Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы | Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода.Характеризуют круговороты: азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.214 Стр.216 | |
Роль живых организмов в биосфере (1 час + 1) |
65 | Роль живых организмов в биосфере | Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд | Характеризуют преобразования планеты живыми организмами: изменение состава атмосферы, возникновение осадочных пород и почвы. Описывают процессы, приводящие к образованию полезных ископаемых | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы | Стр.219 | |
66 | К/р № 5 по теме «Экосистема» | | | | | |
67 | Итоговый урок | | | | | |
68 | Резерв | | | | | |