СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс 2 часа в неделю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 8 класс 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс 2 часа в неделю»

Рабочая программа по биологии, 8класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана по учебнику Н. И. Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Животные». 8 класс, издательства «Дрофа», 2014 года, Москва (линейный курс). Программа составлена на основе ФГОС второго поколения.

Программа рассчитана на 68 ч, 2 ч в неделю.

В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В основу данного курса положен системно-деятельностный подход.

В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.

Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.

Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.

Авторская программа соответствует условиям обучения в нашей школе.

Технологии, методы:

• здоровьесберегающие; • информационно-коммуникативные;

• проблемного обучения; • развивающего обучения;

• дифференцированного обучения; • личностно-ориентированные;

• коммуникативно-диалоговой деятельности; • развития исследовательских навыков;

• развития проектной деятельности; • опережающего обучения;

• продуктивного чтения; • развития навыков контроля и самоконтроля.

Формы текущего и итогового контроля: контрольные работы, тестирование.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живыхорганизмов: Животные» (8 класс) включают в себя:

• понимать смысл биологических терминов;

• характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

• осуществлять элементарные биологические исследования;

• проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

• пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и перечислять свойства живого;

• выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

• описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

• различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

• сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

• определять роль в природе различных групп организмов;

• объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

• составлять элементарные пищевые цепи;

• приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

• находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

• объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

• различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

• описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

• формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

• демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

• демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

• уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Метапредметные результаты изучения «Биология: Многообразие живых организмов:Животные» (8 класс) включают в себя:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать и искать самостоятельно средства достижения цели.

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

• строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).Преобразовывать информацию из одного вида в другой (табл.в текст и пр.).

• вычитывать все уровни текстовой информации.

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством принимать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живыхорганизмов: Животные» (8 класс) включают в себя:

• осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

• осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);

• оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

• оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

• реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

• эстетическое отношение к живым объектам.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

Учащийся научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;

• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов, животных, аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

• классифицировать биологические объекты на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно - популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

• использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбиратьцелевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях игрибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.


Учебно – тематический план

Тема (раздел)

Количество часов

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Экскурсии

Часть 1. Царство Животные

55




Введение

1




Подцарство Одноклеточные

3

К/р №1



Подцарство Многоклеточные

1




Тип Губки

1




Тип Кишечнополостные

2




Тип Плоские черви

3




Тип Круглые черви

2




Тип Кольчатые черви

2

К/р №2



Тип Моллюски

4




Тип Членистоногие

7




Тип Иглокожие

2

К/р №3



Тип Хордовые

1




1). Надкласс Рыбы

4




2). Класс Земноводные

3




3). Класс Пресмыкающиеся

3


С/р


4). Класс Птицы

3


С/р


5). Класс Млекопитающие

6

К/р №4

С/р


Основные этапы развития животных

1




Животные и человек

1




Часть 2. Вирусы

1




Часть 3. Экосистема. Среда обитания

6

К/р №5


Экскурсия

Резервное время

1




Итого

68 ч




Тематическое планирование

урока

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика видов деятельности

Педагогические средства

Домашнее

задание

Дата

Раздел 1. Царство Животные (55 часов)

Введение. Общая характеристика животных. (1 час)

1

Среда обитания животных. Основные признаки животных

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания

Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и объясняют причины их взаимоотношений.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы.

Стр.5


Подцарство Одноклеточные животные (3 часа + 1)

2

Подцарство Одноклеточные Общая характе-ристика

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды

Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Учебник, рабочая тетрадь,таблицы

Стр.9


3

Тип Саркожгу-тиконосцы

Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей Саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.13


4

Тип Спорови-ки. Тип Инфу-зории, или Ресничные

Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах

Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают представителей Споровиков, вызывающих заболевания у человека. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.18


5

К/р №1по теме «Подцарство Одноклеточные




Повторитьстр.9-20




Подцарство Многоклеточные животные(43 +7 часов)

6

Подцарство Многоклеточ-ные

Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных.

Объясняют значение дифференцировки клеток в многоклеточных организмах и появление первых тканей.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 21


7

Тип Губки

Простейшие многоклеточные — Губки. Распространение и экологическое значение губок


Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект текста урока.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 23


Тип Кишечнополостные (2 часа)

8

Тип Кишечнополост-ные. Класс Гидроидные

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение.

Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Кишечнополостных. Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 26


9

Класс Сцифоидные. Класс Корал-ловые полипы.

Многообразие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах

Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 30


Тип Плоские черви (3 часа)

10

Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Приспособления к паразитизму у плоских червей.

Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 36


11

Класс Ресничные черви

Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах.

Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 38


12


Класс Сосальщики

Класс Ленточ-ные черви

Класс Сосальщиков. Цикл развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний

Характеризуют представителей класса Сосальщики. Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 40

Стр 41


Тип Круглые черви (2 часа)

13

Тип Круглые черви

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды).

Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере человеческой аскариды. Зарисовывают цикл развития аскариды и характеризуют инвазивные стадии.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 44


14

Экология и значение круглых червей

Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза

Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 47


Тип Кольчатые черви (2 часа + 1)

15

Тип Кольчатые черви.

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела.

Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 51


16

Классы Много-щетинковые, Малощетинко-вые, Пиявки

Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах

Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты Многощетинковых, Малощетинковых и Пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр 54 Стр. 55 Стр. 57


17

К/р №2по темам «Губки, Кишечнополостные, Черви»




Стр 36-58 повторить


Тип Моллюски (4 часа)

18

Тип Моллюски

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела.

Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.59


19

Класс Брюхоногие моллюски

Многообразие моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.63


20

Класс Двустворчатые моллюски

Многообразие моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты двустворчатых моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.65


21

Класс Головоногие моллюски

Многообразие моллюсков. Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты головоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.68


Тип Членистоногие (7 часов)

22

Тип Членистоногие

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки.

Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику членистоногих и их происхождение.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.72


23

Класс Ракообразные

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценоза

Дают общую характеристику класса Ракообразных, анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие. Распознают представителей высших и низших ракообразных, приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.76


24

Класс Паукообразные

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи.

Дают общую характеристику класса Паукообразных, анализируют особенности организации паука-крестовика.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.81


25

Размножение, развитие и экология паукообразных

Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Характеризуют разнообразие, распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр. 84


26

Класс Насекомые




Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых

Дают общую характеристику класса Насекомых, Различают типы развития насекомых.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.88


27

Внутреннее строение насекомых

Особенности организации насекомых.

Анализируют особенности организации насекомых.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.92


28

Размножение и многообразие насекомых

Отряды насекомых с полным и неполным превращением.Многообразие насекомых в биоценозах. Отряды насекомых. Класс Многоножки

Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие, сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов, приводят примеры. Описывают представителей класса Многоножки и приводят примеры представителей

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.95


Тип Иглокожие (2 часа + 1)

29

Тип Иглокожие.

Общая характеристика типа. Внутренне строение иглокожих.

Дают общую характеристику типа Иглокожие.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.101


30

Экология и значение иглокожих.

Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение

Характеризуют основные группы иглокожих, приводят призеры представителей. Анализируют значение иглокожих в биоценозах


Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр. 104


31

К/р№3 по теме «Моллюски и Членистоногие»






Тип Хордовые (18 часов +5)

32

Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные, Личиночно-хордовые, Позвоночные

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения




Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.108


Надкласс Рыбы (4 часа)

33

Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб.

Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.113


34

Внутреннее строение рыб

Особенности внутреннего строения рыб

Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.118


35

Класс Хрящевые рыбы

Класс Хрящевые (акулы и скаты) рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.

Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.121


36

Класс Костные рыбы

Класс Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.

Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышашие и лучеперые рыбы. Анализируют особенности приспособления к среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.123


Класс Земноводные (3 часа)

37

Класс Земноводные, или Амфибии

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных

Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации земноводных, сопровождавшие их возникновение. Характеризуют систематику земноводных и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.127


38

Внутреннее строение амфибий

Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки.

Объясняют значение приспособленности внешнего и внутреннего строения амфибий к среде обитания.


Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр. 131


39

Размножение, многообразие, экология и значение земноводных

Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Экологическая роль и многообразие земноводных

Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности, связанные с околоводной средой обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.134


Класс Пресмыкающиеся (3 часа + 1)

40

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных.

Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.138


41

Внутреннее строение пре-смыкающихся.


Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы.


Описывают строение и особенности жизнедеятельности.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр. 142


42

Многообразие, экология и значение пре-смыкающихся

Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся

Характеризуют многообразие пресмыкающихся, а также особенности приспособления к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.144


43

С/р по теме «Классы Рыбы, Амфибии и Рептилии»






Класс Птицы (3 часа + 1)

44

Класс Птицы

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Покровы тела, скелет и мускулатура

Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации птиц, сопровождавшие их возникновение. Отмечают приспособления птиц к полёту. Описывают строение и особенности жизнедеятельности.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.147


45

Внутреннее строение птиц

Внутреннее строение птиц

Описывают строение, связывают с приспособленностью к полету

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр. 152


46

Многообразие птиц. Экология и значение птиц

Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий).

Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности

Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц.

Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.158


47

С/р по теме «Класс Птицы»






Класс Млекопитающие (5 часов +3)

48

Класс Млекопитаю-щие, или Звери. Покровы тела

Происхождение млекопитающих. Настоящие звери (плацентарные). Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре.

Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.167


49

Скелет, мускулатура, нервная система

Приспособления организма животных к среде обитания и их значение.

Находят черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр. 170


50

Внутреннее строение млеко-питающих

Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки.

Описывают строение и особенности жизнедеятельности.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.174


51

Размножение плацентарныхмлекопитаю-щих. Многооб-разиемлекопи-тающих

Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные)

Характеризуют многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводят примеры представителей разных групп, характеризуют особенности приспособления к разным средам обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.178


52

Сумчатые и Однопроходные

Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые).

Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.184


53

С/р по теме «Класс Млеко-питающие»






54

Обобщающий урок по теме «Классы Рыбы, Амфибии, Реп-тилии, Птицы и Млекопитаю-щие»



Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Повторить стр. 113 - 186


55

К/р№4 по теме «Тип Хордо-вые»






Основные этапы развития животных (1 час)

56

Основные этапы развития животных

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечно-полостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц.


Определяют и анализируют основные понятия: «эволюция», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами развития Земли как космического тела. Прослеживают основные этапы развития животных, отмечая предковые формы и характеризуя потомков. Характеризуют ароморфоз, идиоадаптацию и дегенерацию как три направления эволюции

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.187


Животные и человек (1 час)

57

Животные и человек

Значение животных для человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей.

Характеризуют значение разных групп животных для человекаОценивают экологическую роль диких и домашних животных в биоценозах

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.190


Раздел 2. Вирусы (1 ч.)

Общая характеристика и свойства вирусов

58

Общая характеристика вирусов

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки.

Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, знакомятся с историей их открытия. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.194


Раздел 3. Экосистема (6 часов + 2)

Среда обитания. Экологические факторы (2 часа)

59

Абиотические факторы

Понятие среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды.

Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещённость, температурный режим и др. Характеризуют интенсивность действия разных абиотических факторов.

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.198


60


Биотические факторы. Формы взаимоотношений между организмами

Антропогенные факторы.

Взаимоотношения между организмами.

Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения

Описывают биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение.

Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы


Стр.201


Экосистема (1 час +1)

61


Структура экосистемы

Цепи и сети питания. Экологическая пирамида

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты.

Цепи и сети питания. Экологическая пирамида

Определяют и анализируют понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют компоненты биоценоза, дают характеристику продуцентам, консументам и редуцентам.

Формулируют представления о цепях и сетях питания. Описывают и приводят примеры пирамид энергии, чисел и биомассы

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы


Стр.206

Стр.208


62

Экскурсия на природу. Изучение структуры экосистем












Биосфера (1 час)

63

Понятие о биосфере. Границы биосферы.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. Экологические проблемы


Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы и влияние на них антропогенных факторов

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.210 Стр.211, лекция


Круговорот веществ в биосфере (1 час)

64


Круговороты воды, углерода, азота, серы и фосфора

Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы

Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода.Характеризуют круговороты: азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы


Стр.214

Стр.216


Роль живых организмов в биосфере (1 час + 1)

65

Роль живых организмов в биосфере

Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд

Характеризуют преобразования планеты живыми организмами: изменение состава атмосферы, возникновение осадочных пород и почвы. Описывают процессы, приводящие к образованию полезных ископаемых

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы

Стр.219


66

К/р № 5 по теме «Экосистема»







67

Итоговый урок







68

Резерв






















Утверждаю

Директор ______________ /Абдулкеримов З. М./

«______» _________________2021г.







Рабочая программа по биологии

Н. И. Сонин, В.Б.Захаров

8 класс

2 часа в неделю

(68 часов)







Составитель: Раджабова Н. Н.