| Управление образования Администрации города Димитровграда |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области» |
Рабочая программа |
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ПК | заместитель директора по УВР | Директор МБОУ МПЛ |
Протокол № | | | | Н.А. Печёрина | | Д.А. Дырдин |
от | « | | » | | 20 | 18 | г. | « | | » | | 20 | 18 | г. | « | | » | | 20 | 18 | г. |
Руководитель ПК | | Приказ № | 286-од | от | « | 31 | » | августа | 20 | 18 | г. |
| | | | |
(подпись) | | (расшифровка) | | |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета | Биология |
Класс | 8 А.Б.В,Г класс |
Уровень образования | основное общее образование (ФГОС) |
Учитель | Данина Елена Николаевна |
Учебный год | 2018-2019 |
Количество часов по учебному плану | всего | 68 | часов в год; в неделю | 2 | часа |
| Федерального государственного образовательного стандарта ООО Учебного плана МБОУ МПЛ |
| примерной Программы основного общего образования по биологии, авторской |
| программы по биологии под редакцией И.Н.Пономорева (М.: Вентана-Граф, 2012 год) |
Учебник | Биология : 8 класс. учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш - 4-е изд, перераб._ |
| - М.: Вента- на-Граф, 2015.- 288 с. : ил. |
| (название, автор, год издания, кем рекомендовано) |
Рабочую программу составил (а) | учитель | | | | | | |
| (должность) | | (инициалы имени и фамилия) | | (подпись) | | (дата) |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по биологии являются:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
-реализация установок здорового образа жизни;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
-воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
-соблюдать правила поведения в природе;
-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
-умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
-понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
-признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества;
-готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
-уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-признание права каждого на собственное мнение;
-эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-умение отстаивать свою точку зрения;
-критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
-работать с учебником и дополнительной литературой;
-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
-устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас, на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им фунцкцией;
-сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
-проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
-выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов;
-классифицировать витамины, типы и виды памяти, железы в организме человека;
-устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
-приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов.
Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике.
В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, 68 часов "Биология. Человек ", 8 класс (2 часа в неделю)
1.Общий обзор организма человека. (5 ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрация: разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторная работа № 1 «Действие ката лазы на пероксид водорода»
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».
Виртуальная экскурсия «Происхождение человека»
2. Опорно-двигательная система. (9 ч)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации:
Cкелета, распилов костей, позвонков, строения сустава, мышц и др.
Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани».
Лабораторная работа№ 4 «Состав костей»
Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»
Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы»
Практические работы №4 «Проверка правильности осанки»,
Практические работы №5 «Выявление плоскостопия»,
Практические работы №6 «Оценка гибкости позвоночника»
3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (7 ч)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации:
Торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Практическая работа №7«Изучение явления кислородного голодания»
Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока»
Практические работы №9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»
Практическая работа №10«Доказательство вреда табакокурения»
Практическая работа №11 «Функциональная сердечно - сосудистая проба»
4. Дыхательная система. (7 ч)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации:
Торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»
Практическая работа №12«Измерение обхвата груд ной клетки»
Практическая работа №13«Определение запылённости воздуха»
5. Пищеварительная система. (8 ч)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов.
Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации:
Торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).
Практическая работа №14 «Определение место положения слюнных желёз»
Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»
Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»
6. Обмен веществ и энергии. (3 ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергозатраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа №15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»
7. Мочевыделительная система. (2 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа. (3 ч)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация:
Рельефной таблицы строения кожи.
9. Эндокринная и нервная системы. (5 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации:
Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации:
Модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.
Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей»
Практическая работа №17 «Штриховое раздражение кожи»
Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга»
10. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации:
Модели черепа, глаза и уха.
Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,
Практические работы №20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»
Практические работы №21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»
Практические работы №22 «Исследование тактильных рецепторов»
11. Поведение и высшая нервная деятельность (9 ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации:
Модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.
Практическая работа №23 «Перестройка динамического стереотипа»
Практическая работа №24 «Изучение внимания»
12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. (4 ч)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации: Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока |
план | факт |
| | | Тема1. Общий обзор организма человека (5ч) |
| | 1 | Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. Виртуальная экскурсия «Происхождение человека». |
| | 2 | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа № 1«Действие каталазы на пероксид водорода». |
| | 3 | Ткани организма человека. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом». |
| | 4 | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». |
| | 5 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1: «Организм человека. Общий обзор». |
| | | Тема 2. Опорно-двигательная система. (9 ч) |
| | 6 | Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани». Лабораторная работа№ 4 «Состав костей». |
| | 7 | Скелет головы и туловища. |
| | 8 | Скелет конечностей. Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья». |
| | 9 | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. |
| | 10 | Строение, основные типы и группы мышц. Практическая работа №3 «Изучение рас положения мышц головы». |
| | 11 | Работа мышц. |
| | 12 | Нарушения осанки и плоскостопие. Практические работы №4 «Проверка правильности осанки», №5 «Выявление плоскостопия», №6 «Оценка гибкости позвоночника». |
| | 13 | Развитие опорно-двигательной системы. |
| | 14 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2 «Опорно-двигательная система». |
| | | Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч) |
| | 15 | Значение крови и её со став Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки». |
| | 16 | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. |
| | 17 | Сердце. Круги кровообращения. |
| | 18 | Движение лимфы. Практическая работа №7 «Изучение явления кислородного голодания». |
| | 19 | Движение крови по сосудам. Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока», №9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу». |
| | 20 | Регуляция работы органов кровеносной системы. Практическая работа №10 «Доказательство вреда табакокурения». |
| | 21 | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №11 «Функциональная сердечнососудистая проба». |
| | | Тема 4. Дыхатеьная система. (7 ч) |
| | 22 | Значение дыхательной системы. Органы дыхания. |
| | 23 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 6«Состав вдыхаемого и выдыхаемо- го воздуха». |
| | 24 | Дыхательные движения. Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения». |
| | 25 | Регуляция дыхания. Практическая работа №12 «Измерение обхвата грудной клетки». |
| | 26 | Заболевания дыхательной системы. Практическая работа №13 «Определение запылённости воздуха». |
| | 27 | Первая помощь при повреждении дыхательных органов. |
| | 28 | Обобщение и систематизация знаний по материалам тем 3 и 4: «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система». |
| | | Тема 5. Пищеварительная система. (8 ч) |
| | 29 | Строение пищеварительной системы. Практическая работа №14 «Определение местоположения слюнных желёз». |
| | 30 | Зубы. |
| | 31 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал». Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки». |
| | 32 | Пищеварение в кишечнике. |
| | 33 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. |
| | 34 | Заболевания органов пищеварения. |
| | 35 | Обобщение и систематизация знаний по теме 5: «Пищеварительная система». |
| | 36 | Обобщение и систематизация знаний по темам 1–5. |
| | | Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) |
| | 37 | Обменные процессы в организме. |
| | 38 | Нормы питания. Практическая работа №15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». |
| | 39 | Витамины. |
| | | Тема 7. Мочевыделительная система. (2 ч) |
| | 40 | Строение и функции почек. |
| | 41 | Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим. |
| | | Тема 8. Кожа. (3 ч) |
| | 42 | Значение кожи и её строение. |
| | 43 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. |
| | 44 | Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8. 9. Эндокринная и нервная система ( 5 ч) |
| | 45 | Железы секреции и их роль в организме. |
| | 46 | Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей». |
| | 47 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Практическая работа №17 «Штриховое раздражение кожи». |
| | 48 | Спинной мозг. |
| | 49 | Головной мозг. Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга». |
| | | Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) |
| | 50 | Принцип работы органов чувств и анализаторов. |
| | 51 | Орган зрения и зрительный анализатор. Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость», №20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна». |
| | 52 | Заболевания и повреждения органов зрения. |
| | 53 | Органы слуха, равновесия и их анализаторы Практическая работа №21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата». |
| | 54 | Органы осязания, обоняния и вкуса Практическая работа №22 «Исследование тактильных рецепторов». |
| | 55 | Обобщение и систематизация знаний по те мам 9 и 10. |
| | | Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч) |
| | 56 | Врождённые формы поведения. |
| | 57 | Приобретённые формы поведения. Практическая работа №23«Перестройка динамического стереотипа». |
| | 58 | Закономерности работы головного мозга. |
| | 59 | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. |
| | 60 | Психологические особенности личности. |
| | 61 | Регуляция поведения. Практическая работа №24 «Изучение внимания». |
| | 62 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. |
| | 63 | Вред наркогенных веществ. |
| | 64 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 11. |
| | | Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (4 ч) |
| | 65 | Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. |
| | 66 | Развитие организма человека. |
| | 67 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 12. |
| | 68 | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье». |