Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернышевская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол №___ от _________ 2018г. руководитель МО _________ | Принято педагогическим советом Протокол №____ от ________ 2018г. | «УтверждАЮ» Директор МБОУ «Чернышевская школа» ___________М.В. Михайлов Приказ №_____от ________ 2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
БИОЛОГИЯ
для 8 класса
на 2018/2019 учебный год
Хомич Ксения Александровна
учитель биологии
категория высшая
с. Чернышево
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии составлена для учащихся 8 класса МБОУ «Чернышевская школа» в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы «Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-9 классы» Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко, М., Просвещение, 2011 г.,
Согласно учебного плана МБОУ «Чернышевская школа» рабочая программа по биологии для 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год), к учебнику Биология. Человек. Культура здоровья 8 класс. учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко, Москва, издательство «Просвещение», 2014г.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Основные задачи курса:
– усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
– реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;
– отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
– воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИЯ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ БИОЛОГИЯ 8 класс
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Самонаблюдения:
1. Определение оптимальности веса.
2. Исследование ногтей.
3. Определение гибкости позвоночника
4. Оптимальные условия для отдыха мышц
5. Выявление снабжения кровью работающих мышц
6. Координация работы мышц
7. Выявление плоскостопия.
8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа
9. Определение достаточности питательных веществ
10. Температурная адаптация кожных рецепторов
11. Работа хрусталика
12. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.
Практическая работа:
1. Состав домашней аптечки.
2.Изучение результатов анализа крови.
3. Приемы остановки артериального кровотечения
4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля
5. Составление суточного пищевого рациона
6. Определение качества пищевых продуктов
7. Измерение температуры тела
Лабораторные работы:
1. Ткани организма человека
2. Строение крови лягушки и человека
3. Химический состав костей.
4. Строение и функции суставов.
5. Утомление мышц.
6. Саморегуляция сердечной деятельности
7. Функциональные возможности дыхательной системы
8. Расщепление веществ в ротовой полости
9. Строение головного мозга человека.
10. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИОЛОГИЯ 8 класс
Изучаемая тема | Количество часов Автор/Рабочая | Лабораторные работы Автор/Рабочая | Практические работы Автор/Рабочая | Контрольные работы Автор/Рабочая |
Введение | 2/2 | | | |
1.Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья. | 7/7 | | 1/1 | |
2.Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности. | 7/6 | 2/2 | 1/1 | 1/1 |
3.Опорно-двигательная система. Физическое здоровье. | 7/6 | 3/3 | | |
4. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья. | 28/27 | 3/3 | 5/5 | 2/2 |
5. Репродуктивная система и здоровье. | 3/4 | | | |
6. Системы регуляции жизнедеятельности. | 7/7 | 1/1 | | |
7. Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы. | 6/6 | 0/1 | | 1/1 |
Резерв | 3/3 | | | |
Итого: | 70/68 | 9/10 | 7/7 | 4/4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИОЛОГИЯ 8 класс 68 часов (2часа в неделю)
№ урока план/факт | Дата План | Дата факт | Наименование разделов и тем | Лабораторные и практические работы |
Введение (2 ч) |
1 | | | | Науки об организме человека | |
2 | | | | Культура здоровья – основа полноценной жизни | С/н 1, 2 «Определение оптимальности веса», «Исследование ногтей» |
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч) |
3 | | | | Клетка – структурная единица организма | |
4 | | | | Соматические и половые клетки. Деление клеток | |
5 | | | | Наследственность и здоровье | |
6 | | | | Наследственная и ненаследственная изменчивость | |
7 | | | | Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование | |
8 | | | | Факторы окружающей среды и здоровье П.Р. 1 «Состав домашней аптечки» | П/р 1 «Состав домашней аптечки» |
9 | | | | Образ жизни и здоровье | |
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (6 ч) |
10 | | | | Компоненты организма человека Л.Р. 1 «Ткани организма человека» | Л/р 1 «Ткани организма человека» |
11 | | | | Строение и принципы работы нервной системы | |
12 | | | | Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция | |
13 | | | | Внутренняя среда организма. Состав крови Форменные элементы крови. Л.Р.2 «Строение крови лягушки и человека». | Л/р 2 «Строение крови лягушки и человека». |
14 | | | | Кроветворение Иммунитет. Иммунология и здоровье П.Р.2 «Изучение результатов анализа крови» | П/р 2 «Изучение результатов анализа крови» |
15 |
| | | Контрольная работа №1 по темам «Наследственность, среда и образ жизни-факторы здоровья». «Целостность организма человека» | |
Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (6 ч) |
16 | | | | Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Л.Р.3 «Химический состав костей» | Л/р 3 «Химический состав костей» |
17 | | | | Общее строение скелета. Осевой скелет | С/н 3 «Определение гибкости позвоночника» |
18 | | | | Добавочный скелет. Соединение костей Л.Р.4 «Строение и функции суставов» | Л/р 4 «Строение и функции суставов» |
19 | | | | Мышечная система. Строение и функции мышц Л.Р.5 «Утомление мышц» | Л/р 5 «Утомление мышц» С/н 4, 5 «Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих органов» |
20 | | | | Основные группы скелетных мышц | С/н 6 «Координация работы мышц» |
21 | | | | Осанка. Первая помощь при травмах скелета | С/н 7 «Выявление плоскостопия» |
Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (27 ч) |
22 | | | | Строение сердечно-сосудистой системы | |
23 | | | | Работа сердца Л.Р. 6 «Саморегуляция сердечной деятельности» | Л/р 6 «Саморегуляция сердечной деятельности» |
24 | | | | Движение крови по сосудам | С/н 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа» |
25 | | | | Регуляция кровообращения | |
26 | | | | Первая помощь при обмороках и кровотечениях П.Р. 3 «Приемы остановки артериального кровотечения» | П/р 3 «Приемы остановки артериального кровотечения» |
27 | | | | Лимфатическая система | |
28 | | | | Строение и функции органов дыхания | |
29 | | | | Этапы дыхания. Легочные объемы | |
30 | | | | Регуляция дыхания Л.Р. 7 «Функциональные возможности дыхательной системы» | Л/р 7 «Функциональные возможности дыхательной системы» |
31 | | | | Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания П.Р. 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля» | П/р 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля» |
32 | | | | Контрольная работа №2 по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания» | |
33 | | | | Обмен веществ. Питание. Пищеварение | |
34 | | | | Органы пищеварительной системы | |
35 | | | | Пищеварение в ротовой полости Л.Р.8 «Расщепление веществ в ротовой полости» | Л/р 8 «Расщепление веществ в ротовой полости» |
36 | | | | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке | |
37 | | | | Пищеварение в кишечнике. Барьерная роль печени | |
38 | | | | Регуляция пищеварения. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен | |
39 | | | | Витамины и их значение для организма | |
40 | | | | Культура питания. Особенности питания детей и подростков П.Р.5 «Составление суточного пищевого рациона» | П/р 5 «Составление суточного пищевого рациона» С/н 9 «Определение достаточности питательных веществ» |
41 | | | | Пищевые отравления и их предупреждение П.Р.6 «Определение качества пищевых продуктов» | П/р 6 «Определение качества пищевых продуктов» |
42 | | | | Обобщение по теме «Пищеварительная система» | |
43 | | | | Строение и функции мочевыделительной системы. Строение почек | |
44 | | | | Мочеобразование и его регуляция | |
45 | | | | Строение и функции кожи | |
46 | | | | Культура ухода за кожей. Болезни кожи | |
47 | | | | Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание. П.Р.7 «Измерение температуры тела». | П/р 7 «Измерение температуры тела». С/н 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов» |
48 | | | | Контрольная работа №3 по теме «Строение и функции выделительной системы» и «Пищеварительная система» | |
Репродуктивная система и здоровье (4 ч) |
49 | | | | Строение и функции репродуктивной системы | |
50 | | | | Развитие ребенка. Рождение | |
51 | | | | Репродуктивное здоровье. Особенности развития детского и юношеского организмов | |
52 | | | | Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма | |
6.Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч) |
53 | | | | Центральная нервная система. Спинной мозг | |
54 | | | | Головной мозг: задний и средний мозг | |
55 | | | | Промежуточный мозг. Конечный мозг Л.Р.9 «Строение головного мозга» | Л/р 9 «Строение головного мозга» |
56 | | | | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | |
57 | | | | Эндокринная система. Гуморальная регуляция | |
58 | | | | Строение и функции желез внутренней секреции | |
59 | | | | Строение и функции желез внутренней секреции | |
7.Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 + 3 ч) |
60 | | | | Органы чувств. Анализаторы | |
61 | | | | Зрительный анализатор Л.Р.10 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза» | Л.р.10 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», С/н 11 «Работа хрусталика» |
62 | | | | Слуховой и вестибулярный анализаторы | С/н 12 «Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе» |
63 | | | | Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы | |
64 | | | | Гигиена органов чувств | |
65 | | | | Контрольная работа №4 по темам Репродуктивная система, системы регуляции жизнедеятельности , связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы. | Итоговая проверка |
66 | | | | Повторение о теме Целостность организма | |
67 | | | | Повторение по теме Системы жизнеобеспечения | |
68 | | | | Повторение по теме Системы регуляции жизнедеятельности | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |