СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс, Сонин, линейный курс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии 8 класс, сонин, линейный курс, 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс, Сонин, линейный курс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Кужникская СОШ» с.Кужник



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКOУ «Кужникская СОШ»

_____________________


« » ____________ 201___

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________


« »_____________201___





РАССМОТРЕНО

на заседании МО


________________________

протокол № _____от_______

« »_____________201___






Рабочая программа


по


БИОЛОГИИ

в 8 классе

(на 2018-19уч. год)


2ч. в неделю


Составил: Махмудов А. М.













2018 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5-9 классы) линейного курса УМК «Живой организм» (составленной на основе документов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для основной школы) и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии для основной школы, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов:

Животные» (8 класс) разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)

  • Учебный план ГБОУ №54 на 2017-2018 учебный год;

  • Положение о рабочей программе учителя ГБОУ №54 на 2017-2018 учебный год.


Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Перечень УМК:

  • Рабочая программа – Захаров, В.Б. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК «Живой организм»: учебно-методическое пособие/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2017. – 46 с.

  • Учебник – Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов: Животные. 8 кл.: учебник/ Н.И Сонин, В.Б. Захаров. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. - 222, [2]с.: ил.

  • Электронное приложение к учебнику.




Актуальность:

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Изучение курса биологии обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.


Цели и задачи курса:


Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений,

обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)

ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

  • развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение

знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями:

учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Задачи:

Биология как учебная дисциплина обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной

картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и

оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с

объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,

осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного

оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.


Общая характеристика учебного предмета:

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.

В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год (по программе): 68 часов.

Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 2 часа.

Технологии, методы:

  • здоровьесберегающих;

  • информационно-коммуникативных;

  • проблемного обучения;

  • развивающего обучения;

  • дифференцированного обучения;

  • личностно-ориентированных;

  • коммуникативно-диалоговой деятельности;

  • развития исследовательских навыков;

  • развития проектной деятельности;

  • опережающего обучения;

  • продуктивного чтения;

  • развития навыков контроля и самоконтроля.

Формы текущего и итогового контроля: контрольные работы, тестирование.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и

оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и

перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и

бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост,

развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых

организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе

сравнения;

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых

организмов;

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • составлять элементарные пищевые цепи;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых

организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении

лабораторных работ;

  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа

жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и

растениями;

  • уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Метапредметные результаты изучения «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • вычитывать все уровни текстовой информации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Личностные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);

  • оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • эстетическое отношение к живым объектам.



Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

Учащийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов, животных,

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • классифицировать биологические объекты на основе определения их принадлежности к

определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека;

  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп и животных на

примерах сопоставления биологических объектов;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде

обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их

изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и

тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты

и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и

оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных,

ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно - популярной

литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных

царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой

природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях

и грибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением

особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



Содержание учебного предмета:

«Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (68 ч)


Часть 1. Царство Животные (54 часа)


Введение (1 час)

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.


Подцарство Одноклеточные (4 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одно клеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Лабораторная работа №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".


Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных.



1.2.2. Тип Кишечнополостные (2 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторная работа №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры".


1.2.3. Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Лабораторная работа №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".


1.2.4. Тип Круглые черви (2 часа)

Особенности организации круглых червей (на приме ре человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Лабораторная работа №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды".


1.2.5. Тип Кольчатые черви (2 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на при мере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Лабораторная работа №5 "Внешнее строение дождевого червя".


1.2.6. Тип Моллюски (2часа)

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа №6 "Внешнее строение Моллюсков".


1.2.7. Тип Членистоногие (8 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих".



1.2.9. Тип Хордовые

Подтип Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.


Подтип Черепные

1). Надкласс Рыбы (4 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Лабораторная работа №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни".


2). Класс Земноводные (3 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земно водных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обита ния и экологические особенности. Структурно - функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Лабораторная работа №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".


3). Класс Пресмыкающиеся (3 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично наземных животных. Структурно - функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Лабораторная работа №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи".


4). Класс Птицы (5 часов)

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни".


5). Класс Млекопитающие (7 часов)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).

Лабораторная работа №12 "Изучение внутреннего строения Млекопитающих".

Лабораторная работа №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека".


Основные этапы развития животных. Человек и животные(3 часа)

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древ них плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.

Лабораторная работа №14 "Анализ родословного древа царства Животные".


Часть 2. Вирусы (1 час)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.


Часть 3. Экосистема. Среда обитания (8 часов)

Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.

Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.

Лабораторная работа №15 "Анализ цепей и сетей питания".






Учебно – тематический план

Тема (раздел)

Количество часов

Лабораторные работы

Часть 1. Царство Животные

54


Введение

1


Подцарство Одноклеточные

4

л. р. №1

Подцарство Многоклеточные

50


1.2.2. Тип Кишечнополостные

2

л. р. №2

1.2.3. Тип Плоские черви

2

л. р. №3

1.2.4. Тип Круглые черви

2

л. р. №4

1.2.5. Тип Кольчатые черви

2+2

л. р. №5

1.2.6. Тип Моллюски

2

л. р. №6

1.2.7. Тип Членистоногие

8+2

л. р. №7

1.2.9. Тип Хордовые



Подтип Бесчерепные

1

-

Подтип Черепные



1). Надкласс Рыбы

4

л. р. №8

2). Класс Земноводные

3

л. р. №9

3). Класс Пресмыкающиеся

2

л. р. №10

4). Класс Птицы

5+2

л. р. №11

5). Класс Млекопитающие

6

л. р. №12,13

Основные этапы развития животных

3

л. р. №14

Часть 2. Вирусы

1

-

Часть 3. Экосистема. Среда обитания

8

л. р. №15

Экскурсии

2 ч


Резервное время

3


Итого

68 ч

15 л/р




Календарно - тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во часов

Виды и формы контроля

Планируемые результаты обучения


д/з

сроки

личностные

метапредметные

предметные

Часть 1. Царство Животные (54 часа)



Введение (1 час)

стр.


1

Общая характеристика животных.

1


осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.)

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь выделять особенности живых систем различного уровня организации.

перечислять свойства живого; понимать смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в клетках, органах и системах органов;

различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; выделять существенные признаки живых клеток; анализировать и делать выводы и умозаключения на основе сравнения; понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы


6-8

сентябрь

Подцарство Одноклеточные (4 часа)



1

Общая характеристика Простейших.

1

индивидуальный и фронтальный

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации; работать по плану, сверять свои действия с целью; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; различать на рисунках, таблицах основные группы простейших,

сравнивать делать выводы и умозаключения на основе сравнения


9-12


2

Корненожки.


1

индивидуальный


13-15


3

Жгутиковые простейшие.

1

индивидуальный

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья

с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать ответ. в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы; выдвигать различные версии решения проблемы; выделять, ана­лизировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации

понимать смысл биологических терминов; сравнивать биологические объекты и процессы, протекающие в них;

определять роль в природе различных групп организмов;

рисунках, таблицах изучаемые объекты;

делать выводы и умозаключения на основе сравнения; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.


15-17


4

Типы Споровики и Инфузории.


1

индивидуальный


18-19


Подцарство Многоклеточные



Общая характеристика многоклеточных (1 ч.)



1

Общая характеристика многоклеточных животных

1

индивидуальный и фронтальный

осознание единства и целостности окружающего мира,


устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

самостоятельно об­наруживать учебную проблему;


сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;



21-22


Тип Кишечнополостные (2 часа)



1

Тип Кишечнополостные: особенности организации


1

индивидуальный

сформирован-ность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в клетках и организмах изучаемых животных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты.


26-29


2

Размножение, многообразие и распространение кишечнополостных.

1

индивидуальный и фронтальный

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки

устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

самостоятельно об­наруживать учебную проблему;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и наоборот)

сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; определять роль в природе различных групп организмов.


29-34


Тип Плоские черви (2 часа)



1

Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей.

1

индивидуальный и фронтальный

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; уметь определять возможные

источники необходимых

сведений, производить поиск информации, анализировать и

оценивать ее достоверность;

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; определять роль в природе различных групп организмов;


36-39

октябрь

2

Многообразие паразитических плоских червей.


1

индивидуальный и фронтальный

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья

устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности; самостоятельно об­наруживать учебную проблему;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, иллюстрации, схему в таблицу и наоборот)

понимать смысл биологических терминов темы; характеризовать циклы развития червей-паразитов, связанные с их образом жизни; показывать на рисунках стадии развития;

объяснять значение приспособленности циклов развития к среде обитания;

анализировать и делать выводы и умозаключения на основе рассуждений.



40-42


Тип Круглые черви (2 часа)



1

Тип Круглые черви.

1

индивидуальный и фронтальный

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья

устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

самостоятельно об­наруживать учебную проблему;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, иллюстрации, схему в таблицу и наоборот); готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; пользоваться поисковыми системами Интернета.

понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение круглых червей в жизни и хозяйственной деятельности человека; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.


44-47


2

Размножение, многообразие и значение круглых червей.

1

индивидуальный и фронтальный


47-49


Тип Кольчатые черви (2 часа +2)



1

Тип Кольчатые черви.


1

индивидуальный и фронтальный

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

самостоятельно обнаруживать учебную проблему;

преобразовывать информацию из одного вида в другой; составлять опорный конспект;

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; объяснять значение кольчатых червей в жизни и хозяйственной деятельности


51-53


2

Многообразие и значение кольчатых червей.

1

индивидуальный и фронтальный


54-56


3

Обобщающий урок

1








4

Контрольная работа №1

1








Тип Моллюски (2часа)



1

Тип Моллюски: общая характеристика.

1

индивидуальный и фронтальный

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

самостоятельно об­наруживать учебную проблему. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; работать с коллекциями, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, иллюстрации в схему и наоборот)

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение моллюсков в жизни и хозяйственной деятельности человека; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.


59-62

ноябрь

2

Многообразие и значение моллюсков

1

индивидуальный и фронтальный


63-68


Тип Членистоногие (8 часов+2)



1

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: внешнее строение, НС и органы чувств.

1

индивидуальный

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

организовывать и

планировать учебное

сотрудничество с

учителем и сверстниками;

осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; пользоваться поисковыми системами Интернета.

понимать и пояснять смысл биологических терминов;

описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение ракообразных в жизни и хозяйственной деятельности человека; делать выводы и умозаключения на основе сравнения.


74-76



76-78


2

Внутренние органы, многообразие и значение ракообразных

1


3

Класс Паукообразные: строение и жизнедеятельность

1

индивидуальный

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты.


81-84



84-87


4

Многообразие и значение паукообразных

1


5

Класс Насекомые: внешнее строение

1

индивидуальный и фронтальный

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями

понимать и пояснять смысл биологических терминов, систематических единиц; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение паукообразных в жизни и хозяйственной деятельности человека.


88-92

декабрь

6

Внутреннее строение насекомых

1



92-95


7

Размножение и развитие насекомых.


1

индивидуальный и фронтальный

эстетическое отношение к живым объектам;

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);

понимать позицию другого; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты.

характеризовать многообразие изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов.


95-96


8

Многообразие и значение насекомых.

1



96-99


9

Обобщающий урок

1








10

Контрольная работа №2

1








Тип Хордовые



Подтип Бесчерепные (1 час)



1

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1

индивидуальный и фронтальный

сформирован-ность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли); изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты;

объяснять значение хордовых в жизни и хозяйственной деятельности человека.


108-111


Подтип Черепные



1). Надкласс Рыбы (4 часа)



1

Надкласс Рыбы. Внешнее строение, скелет, мышцы, нервная система и органы чувств

1

индивидуальный и фронтальный

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки;

постепенное выстраивание собственной целостной картины мира

самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудни­чества. добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география); уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности внешнего строения рыб, связанные с ее образом жизни; показывать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение рыб в жизни и хозяйственной деятельности человека.


113-116


2

Внутренние органы, размножение и развитие рыб.


1

индивидуальный и фронтальный


116-119

январь

3

Экология и значение рыб. Класс Хрящевые рыбы

1


формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты;

делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение хрящевых рыб в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека.


119-122


4

Класс Костные рыбы.


1

индивидуальный и фронтальный


123-125


2). Класс Земноводные (3 часа)



1

Класс Земноводные: внешнее строение, скелет, мышцы, нервная система и органы чувств

1

индивидуальный и фронтальный

сформирован-ность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

постепенное выстраивание собственной целостной картины мира

самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудни­чества; добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география, физика).

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект.

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; объяснять значение приспособленности внешнего строения лягушки к среде обитания.


128-132


2

Внутренние органы земноводных.


1



132-134


3

Размножение, многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека.

1

индивидуальный и фронтальный

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

изучать материал через включение в новые виды

деятельности и формы сотрудничества.

уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения изученных групп позвоночных; характеризовать особенности строения и

жизнедеятельности

изученных групп позвоночных; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение земноводных в жизни и хозяйственной деятельности человека.


134-136

февраль

3). Класс Пресмыкающиеся (2 часа)



1

Класс Пресмыкающиеся.

1

индивидуальный и фронтальный

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья

самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника,

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты.

характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных;


140-144


2

Многообразие и происхождение пресмыкающихся.

1

индивидуальный и фронтальный


138, 144-145


4). Класс Птицы (5 ч.+2)



1

Класс Птицы. Внешнее строение, скелет и мышцы.


1

индивидуальный и фронтальный

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; пользоваться поисковыми системами Интернета.

понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять значение птиц в жизни и хозяйственной деятельности человека.


147-152



152-155


2

Нервная система, органы чувств и внутренние органы птиц

1

3

Размножение и развитие птиц

1


155-157


4-5

Экологические группы Птиц. Роль птиц в природе и жизни человека.

2

индивидуальный и фронтальный

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки;

эстетическое отношение к живым объектам

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли); изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты;

делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение птиц в жизни и хозяйственной деятельности человека.


158-165


6

Обобщающий урок

1







март

7

Контрольная работа №3

1








5). Класс Млекопитающие (6 часов)



1

Класс Млекопитающие. Внешнее строение.

1

индивидуальный

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; понимать смысл биологических терминов; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты.


167-170


2

Скелет, мускулатура, нервная система и органы чувств.

1



170-174


3

Особенности внутреннего строения млекопитающих.

1

индивидуальный и фронтальный

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.)

проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе; работать по плану и инструкции, сверять свои действия с целью.

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, иллюстрации в таблицу).

находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.


174-178


4

Размножение и развитие Млекопитающих. Сумчатые и яйцекладущие млекопитающие.

1

индивидуальный





178-179


5-6

Многообразие и значение Млекопитающих.

2

индивидуальный и фронтальный

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

организовывать и

планировать учебное

сотрудничество с

учителем и сверстниками;

осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты;

делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение плацентарных в жизни и хозяйственной деятельности человека.


180-185

апрель

Основные этапы развития животных. Животные и человек (3 часа)



1

Основные этапы развития беспозвоночных.

1

индивидуальный и фронтальный

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

характеризовать процесс возникновения изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

делать выводы и умозаключения на основе анализа и сравнения;

различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты


187


2

Основные этапы развития позвоночных.

1

индивидуальный и фронтальный


188-189


3

Животные и человек.

1

индивидуальный и фронтальный

оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;


самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

Понимать и характеризовать историю возникновения взаимоотношений человека и животных; приводить примеры сельскохозяйственных животных; находить черты, свидетельствующие об одомашнивании живых организмов, давать им объяснение; .различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты;

объяснять значение животных в жизни и хозяйственной деятельности человека.


190-192


Часть 2. Вирусы (1 час)



1

Вирусы.

1

индивидуальный

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли); изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности вирусов;

определять роль вирусов в природе; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение вирусов в жизни и хозяйственной деятельности человека.


194-196


Часть 3. Экосистема. Среда обитания (8 часов)



1

Среда обитания.

Экологические факторы

1

индивидуальный и фронтальный

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий;

проектировать маршрут преодоления затрудне­ний в обучении через включение в новые виды деятельности и формы;

уметь строить логическое рассуждение с установ­лением причинно-следственных связей; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; пользоваться поисковыми системами Интернета.

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать процессы взаимодействия организмов между собой и средой обитания; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.


198-201


2

Экологические факторы

1

индивидуальный


201-204

май

3

Экосистема.

1

индивидуальный

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли);

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

характеризовать особенности экосистем; определять роль БГЦ в природе; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; понимать и пояснять смысл биологических терминов; объяснять значение продуцентов, консументов и редуцентов в экосистемах.

составлять элементарные пищевые цепи и сети.


206-209



4

Биосфера – глобальная экосистема.

1

индивидуальный

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект; пользоваться поисковыми системами Интернета.

понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать компоненты биосферы и физические особенности сфер Земли;

описывать процессы, происходящие в биосфере;

определять роль в природе различных компонентов биосферы; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения.


210-213


5

Круговорот веществ в биосфере.

1

индивидуальный и фронтальный

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли).

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект.

понимать смысл биологических терминов;

описывать процессы круговорота веществ в природе; анализировать и делать выводы на основе сравнения; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере; роль физико-химических процессов в круговороте веществ в природе.


214-218


6

Роль живых организмов в биосфере.

1



219-221


7

Обобщающий урок

1




8

Контрольная работа №4

1




Экскурсии в природу(2 ч)

Апрель-май


Многообразие беспозвоночных нашего края


В течение апреля

- мая


Многообразие птиц и млекопитающих нашего края


резервное время – 3 ч.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!