МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Кужникская СОШ» с.Кужник
УТВЕРЖДАЮ Директор МКOУ «Кужникская СОШ» _____________________ « » ____________ 201___ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ « »_____________201___
| РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________ протокол № _____от_______ « »_____________201___ |
Рабочая программа
по
БИОЛОГИИ
в 8 классе
(на 2018-19уч. год)
2ч. в неделю
Составил: Махмудов А. М.
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5-9 классы) линейного курса УМК «Живой организм» (составленной на основе документов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для основной школы) и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии для основной школы, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов:
Животные» (8 класс) разработана в соответствии со следующими документами:
№ 273-ФЗ;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)
Учебный план ГБОУ №54 на 2017-2018 учебный год;
Положение о рабочей программе учителя ГБОУ №54 на 2017-2018 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Перечень УМК:
Рабочая программа – Захаров, В.Б. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК «Живой организм»: учебно-методическое пособие/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2017. – 46 с.
Учебник – Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов: Животные. 8 кл.: учебник/ Н.И Сонин, В.Б. Захаров. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. - 222, [2]с.: ил.
Актуальность:
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Изучение курса биологии обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели и задачи курса:
Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Задачи:
Биология как учебная дисциплина обеспечивает:
картины мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и
оценивать полученные результаты;
объективными реалиями жизни;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Общая характеристика учебного предмета:
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год (по программе): 68 часов.
Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 2 часа.
Технологии, методы:
здоровьесберегающих;
информационно-коммуникативных;
проблемного обучения;
развивающего обучения;
дифференцированного обучения;
личностно-ориентированных;
коммуникативно-диалоговой деятельности;
развития исследовательских навыков;
развития проектной деятельности;
опережающего обучения;
продуктивного чтения;
развития навыков контроля и самоконтроля.
Формы текущего и итогового контроля: контрольные работы, тестирование.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:
оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и
перечислять свойства живого;
бактерий;
развитие, размножение;
организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
сравнения;
организмов;
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
составлять элементарные пищевые цепи;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых
организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении
лабораторных работ;
жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
растениями;
Метапредметные результаты изучения «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:
и объяснения на основе достижений науки;
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);
поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
сохранения здоровья;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
эстетическое отношение к живым объектам.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
Учащийся научится:
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
определенной систематической группе;
организмов в жизни человека;
примерах сопоставления биологических объектов;
обитания;
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
умозаключения на основе сравнения;
тканей, органов и систем органов;
и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
оценивать последствия деятельности человека в природе;
ухода за ними;
Учащийся получит возможность научиться:
литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
и грибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета:
«Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (68 ч)
Часть 1. Царство Животные (54 часа)
Введение (1 час)
Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Подцарство Одноклеточные (4 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одно клеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Лабораторная работа №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".
Подцарство Многоклеточные
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных.
1.2.2. Тип Кишечнополостные (2 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторная работа №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры".
1.2.3. Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
Лабораторная работа №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".
1.2.4. Тип Круглые черви (2 часа)
Особенности организации круглых червей (на приме ре человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
Лабораторная работа №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды".
1.2.5. Тип Кольчатые черви (2 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на при мере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Лабораторная работа №5 "Внешнее строение дождевого червя".
1.2.6. Тип Моллюски (2часа)
Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторная работа №6 "Внешнее строение Моллюсков".
1.2.7. Тип Членистоногие (8 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих".
1.2.9. Тип Хордовые
Подтип Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.
Подтип Черепные
1). Надкласс Рыбы (4 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Лабораторная работа №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни".
2). Класс Земноводные (3 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земно водных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обита ния и экологические особенности. Структурно - функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Лабораторная работа №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".
3). Класс Пресмыкающиеся (3 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично наземных животных. Структурно - функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Лабораторная работа №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи".
4). Класс Птицы (5 часов)
Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторная работа №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни".
5). Класс Млекопитающие (7 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).
Лабораторная работа №12 "Изучение внутреннего строения Млекопитающих".
Лабораторная работа №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека".
Основные этапы развития животных. Человек и животные(3 часа)
Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древ них плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.
Лабораторная работа №14 "Анализ родословного древа царства Животные".
Часть 2. Вирусы (1 час)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Часть 3. Экосистема. Среда обитания (8 часов)
Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.
Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.
Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.
Лабораторная работа №15 "Анализ цепей и сетей питания".
Учебно – тематический план
Тема (раздел) | Количество часов | Лабораторные работы |
Часть 1. Царство Животные | 54 | |
Введение | 1 | |
Подцарство Одноклеточные | 4 | л. р. №1 |
Подцарство Многоклеточные | 50 | |
1.2.2. Тип Кишечнополостные | 2 | л. р. №2 |
1.2.3. Тип Плоские черви | 2 | л. р. №3 |
1.2.4. Тип Круглые черви | 2 | л. р. №4 |
1.2.5. Тип Кольчатые черви | 2+2 | л. р. №5 |
1.2.6. Тип Моллюски | 2 | л. р. №6 |
1.2.7. Тип Членистоногие | 8+2 | л. р. №7 |
1.2.9. Тип Хордовые | | |
Подтип Бесчерепные | 1 | - |
Подтип Черепные | | |
1). Надкласс Рыбы | 4 | л. р. №8 |
2). Класс Земноводные | 3 | л. р. №9 |
3). Класс Пресмыкающиеся | 2 | л. р. №10 |
4). Класс Птицы | 5+2 | л. р. №11 |
5). Класс Млекопитающие | 6 | л. р. №12,13 |
Основные этапы развития животных | 3 | л. р. №14 |
Часть 2. Вирусы | 1 | - |
Часть 3. Экосистема. Среда обитания | 8 | л. р. №15 |
Экскурсии | 2 ч | |
Резервное время | 3 | |
Итого | 68 ч | 15 л/р |
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Планируемые результаты обучения | | д/з | сроки |
личностные | метапредметные | предметные |
Часть 1. Царство Животные (54 часа) | | |
Введение (1 час) | стр. | |
1 | Общая характеристика животных. | 1 | | осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.) | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь выделять особенности живых систем различного уровня организации. | перечислять свойства живого; понимать смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в клетках, органах и системах органов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; выделять существенные признаки живых клеток; анализировать и делать выводы и умозаключения на основе сравнения; понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы | | 6-8 | сентябрь |
Подцарство Одноклеточные (4 часа) | | |
1 | Общая характеристика Простейших. | 1 | индивидуальный и фронтальный | осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки | слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; работать по плану, сверять свои действия с целью; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) | характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; различать на рисунках, таблицах основные группы простейших, сравнивать делать выводы и умозаключения на основе сравнения | | 9-12 | |
2 | Корненожки. | 1 | индивидуальный | | 13-15 | |
3 | Жгутиковые простейшие. | 1 | индивидуальный | оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать ответ. в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы; выдвигать различные версии решения проблемы; выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации | понимать смысл биологических терминов; сравнивать биологические объекты и процессы, протекающие в них; определять роль в природе различных групп организмов; рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ. | | 15-17 | |
4 | Типы Споровики и Инфузории. | 1 | индивидуальный | | 18-19 | |
Подцарство Многоклеточные | | |
Общая характеристика многоклеточных (1 ч.) | | |
1 | Общая характеристика многоклеточных животных | 1 | индивидуальный и фронтальный | осознание единства и целостности окружающего мира, | устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности; самостоятельно обнаруживать учебную проблему; | сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; | | 21-22 | |
Тип Кишечнополостные (2 часа) | | |
1 | Тип Кишечнополостные: особенности организации | 1 | индивидуальный | сформирован-ность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в клетках и организмах изучаемых животных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. | | 26-29 | |
2 | Размножение, многообразие и распространение кишечнополостных. | 1 | индивидуальный и фронтальный | осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки | устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности; самостоятельно обнаруживать учебную проблему; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и наоборот) | сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; определять роль в природе различных групп организмов. | | 29-34 | |
Тип Плоские черви (2 часа) | | |
1 | Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. | 1 | индивидуальный и фронтальный | осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки | понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; определять роль в природе различных групп организмов; | | 36-39 | октябрь |
2 | Многообразие паразитических плоских червей. | 1 | индивидуальный и фронтальный | оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности; самостоятельно обнаруживать учебную проблему; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, иллюстрации, схему в таблицу и наоборот) | понимать смысл биологических терминов темы; характеризовать циклы развития червей-паразитов, связанные с их образом жизни; показывать на рисунках стадии развития; объяснять значение приспособленности циклов развития к среде обитания; анализировать и делать выводы и умозаключения на основе рассуждений. | | 40-42 | |
Тип Круглые черви (2 часа) | | |
1 | Тип Круглые черви. | 1 | индивидуальный и фронтальный | оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности; самостоятельно обнаруживать учебную проблему; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, иллюстрации, схему в таблицу и наоборот); готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; пользоваться поисковыми системами Интернета. | понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение круглых червей в жизни и хозяйственной деятельности человека; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ. | | 44-47 | |
2 | Размножение, многообразие и значение круглых червей. | 1 | индивидуальный и фронтальный | | 47-49 | |
Тип Кольчатые черви (2 часа +2) | | |
1 | Тип Кольчатые черви. | 1 | индивидуальный и фронтальный | формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле | устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности; самостоятельно обнаруживать учебную проблему; преобразовывать информацию из одного вида в другой; составлять опорный конспект; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; объяснять значение кольчатых червей в жизни и хозяйственной деятельности | | 51-53 | |
2 | Многообразие и значение кольчатых червей. | 1 | индивидуальный и фронтальный | | 54-56 | |
3 | Обобщающий урок | 1 | | | | | | | |
4 | Контрольная работа №1 | 1 | | | | | | | |
Тип Моллюски (2часа) | | |
1 | Тип Моллюски: общая характеристика. | 1 | индивидуальный и фронтальный | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности; самостоятельно обнаруживать учебную проблему. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; работать с коллекциями, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, иллюстрации в схему и наоборот) | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение моллюсков в жизни и хозяйственной деятельности человека; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ. | | 59-62 | ноябрь |
2 | Многообразие и значение моллюсков | 1 | индивидуальный и фронтальный | | 63-68 | |
Тип Членистоногие (8 часов+2) | | |
1 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: внешнее строение, НС и органы чувств. | 1 | индивидуальный | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; пользоваться поисковыми системами Интернета. | понимать и пояснять смысл биологических терминов; описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение ракообразных в жизни и хозяйственной деятельности человека; делать выводы и умозаключения на основе сравнения. | | 74-76 | |
| 76-78 | |
2 | Внутренние органы, многообразие и значение ракообразных | 1 | |
3 | Класс Паукообразные: строение и жизнедеятельность | 1 | индивидуальный | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | описывать процессы жизнедеятельности в организмах изучаемых животных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. | | 81-84 | |
| 84-87 | |
4 | Многообразие и значение паукообразных | 1 | |
5 | Класс Насекомые: внешнее строение | 1 | индивидуальный и фронтальный | оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями | понимать и пояснять смысл биологических терминов, систематических единиц; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение паукообразных в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 88-92 | декабрь |
6 | Внутреннее строение насекомых | 1 | | | 92-95 | |
7 | Размножение и развитие насекомых. | 1 | индивидуальный и фронтальный | эстетическое отношение к живым объектам; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.); | понимать позицию другого; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. характеризовать многообразие изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов. | | 95-96 | |
8 | Многообразие и значение насекомых. | 1 | | | 96-99 | |
9 | Обобщающий урок | 1 | | | | | | | |
10 | Контрольная работа №2 | 1 | | | | | | | |
Тип Хордовые | | |
Подтип Бесчерепные (1 час) | | |
1 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. | 1 | индивидуальный и фронтальный | сформирован-ность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли); изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение хордовых в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 108-111 | |
Подтип Черепные | | |
1). Надкласс Рыбы (4 часа) | | |
1 | Надкласс Рыбы. Внешнее строение, скелет, мышцы, нервная система и органы чувств | 1 | индивидуальный и фронтальный | осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география); уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности внешнего строения рыб, связанные с ее образом жизни; показывать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение рыб в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 113-116 | |
2 | Внутренние органы, размножение и развитие рыб. | 1 | индивидуальный и фронтальный | | 116-119 | январь |
3 | Экология и значение рыб. Класс Хрящевые рыбы | 1 | | формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле | учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение хрящевых рыб в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 119-122 | |
4 | Класс Костные рыбы. | 1 | индивидуальный и фронтальный | | 123-125 | |
2). Класс Земноводные (3 часа) | | |
1 | Класс Земноводные: внешнее строение, скелет, мышцы, нервная система и органы чувств | 1 | индивидуальный и фронтальный | сформирован-ность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география, физика). уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект. | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; объяснять значение приспособленности внешнего строения лягушки к среде обитания. | | 128-132 | |
2 | Внутренние органы земноводных. | 1 | | | 132-134 | |
3 | Размножение, многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека. | 1 | индивидуальный и фронтальный | формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле | формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения изученных групп позвоночных; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение земноводных в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 134-136 | февраль |
3). Класс Пресмыкающиеся (2 часа) | | |
1 | Класс Пресмыкающиеся. | 1 | индивидуальный и фронтальный | оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; | | 140-144 | |
2 | Многообразие и происхождение пресмыкающихся. | 1 | индивидуальный и фронтальный | | 138, 144-145 | |
4). Класс Птицы (5 ч.+2) | | |
1 | Класс Птицы. Внешнее строение, скелет и мышцы. | 1 | индивидуальный и фронтальный | формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; пользоваться поисковыми системами Интернета. | понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять значение птиц в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 147-152 | |
| 152-155 | |
2 | Нервная система, органы чувств и внутренние органы птиц | 1 |
3 | Размножение и развитие птиц | 1 | | 155-157 | |
4-5 | Экологические группы Птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. | 2 | индивидуальный и фронтальный | осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; эстетическое отношение к живым объектам | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли); изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп позвоночных; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение птиц в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 158-165 | |
6 | Обобщающий урок | 1 | | | | | | | март |
7 | Контрольная работа №3 | 1 | | | | | | | |
5). Класс Млекопитающие (6 часов) | | |
1 | Класс Млекопитающие. Внешнее строение. | 1 | индивидуальный | осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; понимать смысл биологических терминов; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты. | | 167-170 | |
2 | Скелет, мускулатура, нервная система и органы чувств. | 1 | | | 170-174 | |
3 | Особенности внутреннего строения млекопитающих. | 1 | индивидуальный и фронтальный | осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.) | проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе; работать по плану и инструкции, сверять свои действия с целью. преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, иллюстрации в таблицу). | находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение. | | 174-178 | |
4 | Размножение и развитие Млекопитающих. Сумчатые и яйцекладущие млекопитающие. | 1 | индивидуальный | | | | | 178-179 | |
5-6 | Многообразие и значение Млекопитающих. | 2 | индивидуальный и фронтальный | формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | понимать смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изучаемых групп позвоночных; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; объяснять значение плацентарных в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 180-185 | апрель |
Основные этапы развития животных. Животные и человек (3 часа) | | |
1 | Основные этапы развития беспозвоночных. | 1 | индивидуальный и фронтальный | осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки | учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | характеризовать процесс возникновения изученных групп позвоночных; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; делать выводы и умозаключения на основе анализа и сравнения; различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты | | 187 | |
2 | Основные этапы развития позвоночных. | 1 | индивидуальный и фронтальный | | 188-189 | |
3 | Животные и человек. | 1 | индивидуальный и фронтальный | оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы; | самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; | Понимать и характеризовать историю возникновения взаимоотношений человека и животных; приводить примеры сельскохозяйственных животных; находить черты, свидетельствующие об одомашнивании живых организмов, давать им объяснение; .различать и сравнивать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение животных в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 190-192 | |
Часть 2. Вирусы (1 час) | | |
1 | Вирусы. | 1 | индивидуальный | оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли); изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности вирусов; определять роль вирусов в природе; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; объяснять значение вирусов в жизни и хозяйственной деятельности человека. | | 194-196 | |
Часть 3. Экосистема. Среда обитания (8 часов) | | |
1 | Среда обитания. Экологические факторы | 1 | индивидуальный и фронтальный | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы; уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; готовить устные сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; пользоваться поисковыми системами Интернета. | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать процессы взаимодействия организмов между собой и средой обитания; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; формулировать и выполнять требования правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ. | | 198-201 | |
2 | Экологические факторы | 1 | индивидуальный | | 201-204 | май |
3 | Экосистема. | 1 | индивидуальный | осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли); изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | характеризовать особенности экосистем; определять роль БГЦ в природе; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; понимать и пояснять смысл биологических терминов; объяснять значение продуцентов, консументов и редуцентов в экосистемах. составлять элементарные пищевые цепи и сети. | | 206-209 | |
4 | Биосфера – глобальная экосистема. | 1 | индивидуальный | формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле | самостоятельно определять общие цели, распределять роли в группе; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект; пользоваться поисковыми системами Интернета. | понимать и пояснять смысл биологических терминов; характеризовать компоненты биосферы и физические особенности сфер Земли; описывать процессы, происходящие в биосфере; определять роль в природе различных компонентов биосферы; различать на рисунках, таблицах изучаемые объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения. | | 210-213 | |
5 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | индивидуальный и фронтальный | формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли). изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, составлять опорный конспект. | понимать смысл биологических терминов; описывать процессы круговорота веществ в природе; анализировать и делать выводы на основе сравнения; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере; роль физико-химических процессов в круговороте веществ в природе. | | 214-218 | |
6 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | | | 219-221 | |
7 | Обобщающий урок | 1 | | | |
8 | Контрольная работа №4 | 1 | | | |
Экскурсии в природу(2 ч) | Апрель-май |
| Многообразие беспозвоночных нашего края | | В течение апреля - мая |
| Многообразие птиц и млекопитающих нашего края | |
резервное время – 3 ч.