Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Калманская средняя общеобразовательная школа им. Г.А.Ударцева
с.Калманка Калманского района
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет приказ от 30.08.2019 № 151
Протокол № 1 от 28.08.2019 Директор МБОУ Калманская СОШ
________Н.А. Анищенко
Рабочая программа по биологии
Для 10 класса
(основное среднее образование, базовый уровень)
на 2019 - 2020 учебный год
| | Составитель: Здерева Елена Григорьевна, Учитель биологии и химии, высшая категория |
Калманка
2019
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
с учётом
- Основной образовательной программой МБОУ Калманская СОШ основного общего образования (ФГОС) ;
на основе
- Программы основного общего образования по биологии.
Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов опубликованной в сборнике рабочих программ по биологии 5-9 классы. Составитель .М.Пальдяева, М., «Дрофа» 2014 г.
в соответствии с
- Положением о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ Калманская СОШ.
Программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2018. Учебник входит в линию УМК «Биология. 5–11 классы» В.В. Пасечника и др., построенный по концентрическому принципу
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.
Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека . Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018-368с.;
а также методического пособия для учителя:
В.В. Пасечник « Рабочие программы. М: Дрофа,2015
На изучении биологии в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х классах являются следующие:
– осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора
жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
– постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта;
– использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования;
– приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
– учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
– учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
– использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). Также важную роль в становлении качеств исследователя играют специальные исследовательские задачи и задания в конце глав.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете);
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
– самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из азличных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
– представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1, 2, 3 и 4-ю линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
2-я линия развития – формирование представления о природе как развивающейся системе.
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова);
– приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл;
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения человека;
– характеризовать основные этапы происхождения человека.
3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества.
4-я линия развития – овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.
– объяснять специфику биологии как науки;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;
– характеризовать основные положения клеточной теории;
– перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное значение;
– объяснять причины многообразия живых организмов;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
5-я линия развития – оценка биологического риска взаимоотношений
человека и природы.
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
6-я линия развития – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности;
– применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды).
Содержание учебного предмета «Биология 10 класс»
Введение (4ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.
Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».
Раздел №1 Клетка (15 ч)
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».
Лабораторная работа№ 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».
Лабораторная работа № 2 «Сравнение строения клеток растений и животных».
Тестирование № 1 по теме: " Клетка".
Раздел №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.
Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.
Лабораторная работа №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»
Раздел №3 Основы генетики (6 ч)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.
Практические и лабораторные работы:
П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».
П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».
Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»
Л/р №5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».
Тестирование № 2 по теме: « Размножение и индивидуальное развитие организмов. Основы генетики»
Раздел №4 Генетика человека (1 ч)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.
Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.
Практическая работа: №3 «Составление родословной»
Обобщение и повторение изученного материала
Заключение ( 2 ч )
Контрольное тестирование № по теме « Основы общей биологии»
Нормы и критерии оценивания
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
1) глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
2) осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
3) полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»
– ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
– материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
– ответ самостоятельный.
Отметка «4»
– ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
– материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»
– ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»
– при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Оценка «1»
Отсутствие ответа
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4) научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5) проявлять организационно-трудовые умения (поддерживать чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точностью измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной не грубой ошибки и одного недочета;
4) или эксперимент проведен не полностью;
5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем на половину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) Или подбор оборудования, объектов и материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графах, таблицах, схемах, ит.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужного оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществом и оборудование, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5» ставится, если ученик:
Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3» ставится, если ученик:
Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественных.
Отметка «2» ставится, если ученик:
Работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1» ставится, если ученик:
Работа не выполнена.
При оценке выполнения письменных контрольных работ необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
1. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
нет ошибок — оценка «5»;
одна ошибка - оценка «4»;
две ошибки — оценка «З»;
три ошибки — оценка «2».
2. Для теста из 30 вопросов:
25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
19—24 правильных ответов — оценка «4»;
13—18 правильных ответов — оценка «З»;
меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
соблюдение требований к его оформлению;
необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практическая часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) |
1 | Введение | 4 | | |
2 | Раздел«1 Клетка | 17 | | Л.р.№1, 2 |
3 | Раздел №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | | Л.р.№3 |
4 | Раздел№3 Основы генетики | 6 | | Л.р.№.4,5 П.Р. № 1,2 |
5 | Раздел № 4 Генетика человека | 2 | | П.р.№3 |
3 | Заключение | 1 | 1 | |
| Итого: | 35 | 1 | Л.Р.-5 П.Р.-3 |
Календарно тематическое планирование по биологии в 10 классе
№ п/п | Тема, раздел. | Дата проведения | Кол-во часов | Тип урока | Лабораторные, контрольные работы |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение. (4 часа) |
1 | Биология – как наука.Краткая история развития биологии | 03.09 | | 1 | УИНМ | |
2 | Методы исследования в биологии. Входной контроль | 10.09 | | 1 | КБ | Входное тестирование |
3 | Сущность жизни и свойства живого | 17.09 | | 1 | УИНМ | |
4. | Уровни организации живой природы | 24.09 | | 1 | УИНМ | |
УУД. Личностные: Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого. Реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; Метапредметные: П: - умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. Предметные: Знание биологических наук и объектов их изучения. Знание признаков живых организмов, умение давать им характеристику. Различение объектов живой и неживой природы. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии |
Раздел 1. Клеточный уровень (17 часов) |
УУД. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —основные методы изучения клетки; —особенности строения клетки эукариот и прокариот; —функции органоидов клетки; —основные положения клеточной теории; —химический состав клетки; —клеточный уровень организации живого; —строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; —обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки; —рост, развитие и жизненный цикл клеток; —особенности митотического деления клетки. Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки. Мономеры. Полимеры. Белки. Протеины. Протеиды. Пептид. Пептидная связь. Простые и сложные белки, глобулярные и фибриллярные. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка Метапредметные: применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; —владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы - конспекты по результатам чтения; классифицировать и выбирать критерии для классификации. Личностные: критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. Понимание значения обучения для повседневной жизни. |
5 | Методы цитологии. Клеточная теория. | 01.10 | | 1 | УИНМ | |
6. | Особенности химического состава клетки. | 08.10 | | 1 | УИНМ | |
7. | Неорганические вещества. Вода и минеральные вещества в жизнедеятельности клетки. | 15.10 | | 1 | УИНМ | |
8. | Органические вещества. Роль углеводов и липидов в жизнедеятельности клетки. | 22.10 | | 1 | УИНМ | Лабораторная работа №1 «Определение каталитической активности ферментов» |
9. | Органические вещества. Роль белков в жизнедеятельности клетки. | 05.11 | | 1 | УП | |
10. | Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения клетки. | 12.11 | | 1 | УИНМ | |
11. | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их строение и функции. | 19.11 | | 1 | УИНМ | Лабораторная работа № 2. «Плазмолиз и деплазмолиз клеток элодеи». |
12 | Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом. | 26.11 | | 1 | УИ | |
13 | Сходство и различие в строении клеток животных, растений и грибов. | 03.12 | | 1 | УИ | Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» |
14. | Вирусы. | 10.12 | | 1 | УП | |
15. | Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. | 17.12 | | 1 | УП | |
16. | Особенности обмена веществу растений, животных и бактерий. | 24.12 | | 1 | ОКК | |
17. | Реализация наследственной информации в клетке. | 14.01 | | 1 | УИНМ ОКК | |
18. | Жизненный или клеточный цикл клетки. | 21.01 | | 1 | УИНМ ОКК | |
19 | Деление клетки, как основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Амитоз. | 28.01 | | 1 | УИНМ | |
20. | Мейоз. | 04.02 | | 1 | УИНМ | |
21. | Тестирование №1 по теме «Клетка» | 11.02 | | | | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (5 часов) |
УУД. Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: —сущность биогенетического закона; - развитие половых клеток —особенности индивидуального развития организма; —основные закономерности передачи наследственной информации; —закономерности изменчивости; Метапредметные: самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования; —при выполнении лабораторных и практических работ Личностные: использовать информационно - коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийные презентации; —демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни. |
22. | Размножение - свойство организмов. Бесполое размножение. | 18.02 | | 1 | УИ | |
23. | Половое размножение. | 25.02 | | 1 | УИНМ | Лабораторная работа № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». |
24. | Оплодотворение и его значение.. | 03.03 | | 1 | УИНМ | |
25. | Онтогенез - индивидуальное развитие организма. | 10.03 | | 1 | ОКК | |
26. | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональный период. | 17.03 | | | | |
Раздел 4 «Основы генетики» (7 часов) |
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия. Предметные определение методов изучения генетики человека; владение генетическими понятиями; значение причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости. Умение решать задачи по генетике по законам Менделя (дигибридное скрещивание, полное и неполное доминирование, анализирующее скрещивание), задачи на сцепленное с полом явление, явление множественного аллелизма, задачи на сцепленное наследование по закону Моргана с кроссинговером и без кроссинговера, владение терминологией. давать определение понятий «наследственность», «изменчивость». Различать формы изменчивости. Характеризовать мутационную и модификационную изменчивость. Классифицировать мутации. Перечислять свойства мутаций и описывать их эволюционное значение в природе. Объяснять понятие «норма реакций». Описывать значение широты нормы реакции различных признаков для организмов. Метапредметные: анализ объектов с целью выделения признаков, умение строить речевое высказывание, выделение осознанного и контроль. Организация учебного сотрудничества с учителем, с одноклассниками, умение точно выразить свою мысль, владение монологичной речью при формулировании пояснения к решению задачи. |
27 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика как наука.. | 31.03 | | 1 | КБ | «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание» |
28. | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание | 07.04 | | 1 | КБ | «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании» |
29 | Множественные аллели. Анализирующие скрещивание. | 14.04 | | 1 | КБ | Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание» |
30 | Дигибридное скрещивание. | 21.04 | | 1 | КБ | Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» |
31 | Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. | 28.04 | | 1 | УП | Решение задач |
32 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение генетики для медицины и селекции. | 05.05 | | 1 | | Промежуточная аттестация |
33 | Тестирование № 2 по теме: « Размножение и индивидуальное развитие организмов. Основы генетики» | 12.05 | | 1 | УИНМ | Лабораторная работа № 5 «Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой». |
Раздел 5. «Генетика человека» (3 часа) |
Предметные определение методов изучения генетики человека; владение генетическими понятиями; значение причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости. решение задач с указанием типа наследования признаков Личностные соблюдение правил работы в кабинете биологии; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и преподавателем; бережное, ответственное и бережное отношение к оборудованию. Метапредметные: Моделирование, решение логической проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование |
34. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека. | 19.05 | | 1 | ОКК | Практическая работа № 3 « Составление и анализ родословных» |
35. | Проблемы генетической безопасности. | 26.05 | | 1 | УИНМ | |
Условные обозначения:
УИНМ – урок изучения нового материала;
УП – урок практикум;
УИ – урок исследование;
КБ – комбинированный урок;
КОО – урок обобщения, контроля и коррекции знаний.
Методические пособия для учителя:
1. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 10—11 классы. Автор В. В. Пасечник А.А.Каменский, Е.А. Криксунов. 2015 г. Вертикаль. «Дрофа».
2. Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Общая биология. 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, юбое издание, начиная с 2013 г.
3. Электронное приложение к учебнику (www.drofa.ru).
4. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10—11 классы: учебник. — М.:
Дрофа, 2018 г.
Лист корректировки рабочей программы
Предмет биология 10 класс___________________
п/п | Описание изменений | Причина внесения изменений | Количество часов | № и дата приказа о корректировке рабочей программы |
по плану | по факту | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |