Рабочая программа по биологии для 5-х классов, ФГОС

Категория: Биология

Рабочая программа по биологии для 5-х классов, ФГОС, линейный курс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5-х классов, ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» п. Пуровск Пуровского района



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск

естественных и общественных ____________________ Могильчак Л.М. _______________________ Е.В. Фесенко

дисциплин

Руководитель МО: Приказ № __________________________

_______________Л.Ю. Южакова

Протокол № 1

от «30» августа 2018 г.




Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 5- А,Б классов



1 час в неделю (всего 35 часов)




Учитель биологии Л.Ю.Южакова





2018 – 2019 учебный год

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2015.


  • Учебник: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2017.

  • Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс, М.: Дрофа, 2017.

  • Н.И.Сонин. Тесты к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2015.






















2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

  • эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметные результаты:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи;

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты;

  • находить и использовать причинно-следственные связи;

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.


Предметные результаты:

  • основные признаки живой природы;

  • устройство светового микроскопа;

  • основные органоиды клетки;

  • основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;

  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

  • основные признаки представителей царств живой природы;

  • основные среды обитания живых организмов;

  • природные зоны нашей планеты, их обитателей;

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

  • объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;

  • сравнивать различные среды обитания;

  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

  • приводить примеры обитателей морей и океанов;

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;

  • наблюдать за живыми организмами;

Ученик научится:

работать с лупой и световым микроскопом;

соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;

наблюдать за живыми организмами;

объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

объяснять роль растений и животных в жизни человека;

обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

соблюдать правила поведения в природе;

различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;


Ученик получит возможность научиться:

проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

ставить учебную задачу под руководством учителя;

систематизировать и обобщать разумные виды информации;

составлять план выполнения учебной задачи;

проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты;

находить и использовать причинно-следственные связи;

строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;

работать в соответствии с поставленной задачей;

составлять простой и сложный план текста;

участвовать в совместной деятельности;











Критерии оценки учебной деятельности по биологии


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника;

·    чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;

·    для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

·    ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • раскрыто содержание материала,

  • правильно даны определения понятие и использованы научные термины,

  • от­вет самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

·      усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно;

·      не всегда последовательно определение понятия недостаточ­но чёткие;

·      не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

·      допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии, ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

·      правильно определена цель опыта;

·      самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

·      научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

·                     правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются;

·                    1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

·                     в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

·                    правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

·                    допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.

Отметка «2»:

·      не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

·      допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.

·      полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения 

Учитель должен учитывать:

·      правильность проведения;

·      уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

·      правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

·      правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

·      допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

·      допущены неточности, 1-2 ошибка в проведе­нии наблюдение по заданию учителя;

·      при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

 Отметка «2»:

·      допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ние по заданию учителя;

·      неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов, не владеет умением проводить наблюдение.











3. Содержание учебной программы


Биология. Введение в биологию. 5 класс

(35 ч, 1ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.


Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.


Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы:

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (7 ч).

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.






















4. Тематическое планирование.


урока

Дата

Количество

часов по теме

Наименование разделов и тем

План

Факт





Раздел 1. Живой организм. Строение и изучение. 8 ч.

1



1

Вводный инструктаж по ТБ.

Что такое живой организм

2



1

Наука о живой природе


3



1

Методы изучения природы.

Л.р.1. «Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

4



1

Увеличительные приборы.

Л.р.2 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа»

5



1

Живые клетки.

Л.р.3. «Строение клеток живых организмов. Строение клеток кожицы чешуи лука».

6



1

Химический состав клетки.

Л.р.4. «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».

7



1

Вещества и явления в окружающем мире.

8



1

Из истории биологии. Великие естествоиспытатели.

Входная контрольная работа.





Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 ч.

9-10



1


1

Как развивалась жизнь на Земле.


Разнообразие живого

11



1

Бактерии.

12



1

Грибы.

13



1

Водоросли.

14



1

Мхи.

15



1

Папоротники.

16



1

Голосеменные растения. Промежуточный контроль.

17



1

Покрытосеменные (цветковые) растения.

18



1

Значение растений в природе и жизни человека.

19



1

Животные. Простейшие.

20



1

Беспозвоночные.

21



1

Позвоночные.

22



1

Значение животных в природе и жизни человека.





Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 6 ч.

23-24



2

Три среды обитания.

Л.р.5. «Определение(узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания».

25



1

Жизнь на разных материках. Промежуточный контроль.

26-27



2

Природные зоны Земли.

Л.р.6. «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».

28



1

Жизнь в морях и океанах.





Раздел 4. Человек на Земле. 7 ч.

29



1

Как человек появился на Земле?

30



1

Как человек изменил Землю

31



1

Жизнь под угрозой

32



1

Не станет ли Земля пустыней?

33



1

Здоровье человека и безопасность жизни.

Л.р.7. «Измерение своего роста и массы тела».

Л.р.8. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

34



1

Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация.

35



1

Летние задания (резерв).

Итого



35










12




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас