Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
для обучающегося на дому
________________________________________________
(обучение по специальной (коррекционной)
программе VIII вида 9 класс)
Составил:
учитель I квалификационной категории
Новикова Елена Владиславовна.
2021-2022 учебный год
Содержание учебной программы по биологии 9 класс Человек (2 ч в неделю)
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного
разумного существа) в живой природе. Заметные черты
сходства и различия в строении тела человека и животных (на
основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих
животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых
заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда
физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. Действие слюны на крахмал.
4. Действие желудочного сока на белки.
Почки
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек» Учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Тематическое планирование. 9 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Данная рабочая программа составлена на 17 учебных часов (0,5 часа в неделю), так как ребёнок обучается на дому.
№ | Тема раздела | По программе | По рабочей программе |
1. | Введение . | 1 | 1 |
2. | Тема 1. Общий обзор организма человека. | 2 | 1 |
3. | Тема 2. Опора и движение | 5 | 2 |
4. | Тема 3. Кровь и кровообращение. | 5 | 2 |
5. | Тема 4. Дыхание. | 4 | 2 |
6. | Тема 5. Пищеварение. | 5 | 2 |
7. | Тема 6. Почки. | 2 | 1 |
8. | Тема 7. Кожа. | 3 | 1 |
9. | Тема 8. Нервная система. | 3 | 2 |
10. | Тема 9. Органы чувств. | 3 | 2 |
11. | Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 1 | 1 |
| Всего: | 34 | 17 |
Поурочное планирование Биология 17 часов
№ | Тема урока | Основное содержание |
1 | Место человека среди млекопитающих. | Понятие «Человек», «Организм человека», понятия анатомия, физиология, гигиена. Внешнее строение. |
2 | Организм человека. Строение клеток и тканей организма. Органы и системы органов человека. | Строение клеток, виды тканей. |
3 | Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. Состав и строение костей. Лаб. работа №1 «Состав костей». Тестовая работа | Состав опорно-двигательной системы., понятие «Скелет». Понятие «Кости», состав и строение костей. Понятие «Суставы». Виды костей подвижное и полуподвижное соединений костей. |
4 | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. Значение и строение мышц. Роль физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | Понятие «Перелом». Виды переломов. Первая помощь при переломе. Расположение мышц, состав скелетных мышц, основное свойство мышц. Работа мышц, утомление мышц. Понятие «Осанка», что нужно делать. Чтобы избежать искривление позвоночника. |
5 | С/р по теме: «Опорно – двигательная система». Значение крови и кровообращения. Состав крови. Органы кровообращения. Сосуды. Большой и малый круги кровообращения. | Кровь, кровообращение, иммунитет. Состав крови. Плазма, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, донор. Понятие «кровеносные сосуды», «артерии», «вены», «капилляры». Артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. |
6 | Сердце и его работа. Лаб работа №2 Подсчет частоты пульса. Предупреждение сердечно- сосудистых заболевании. Первая помощь при кровотечениях | Понятия сердце, аорта, предсердие, желудочек, пульс. Артериальное и венозное, капиллярное кровотечения, сдавливающаяся повязка, жгут. |
7 | Органы дыхания. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | Дыхание. Органы дыхания, их строение и функции. Состав воздуха, газообмен. |
8 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. | Чистый воздух, пыль, выхлопные газы. Виды болезни органов дыхания и их предупреждение. |
9 | Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения. | Пища, значение питания. Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода. Органы пищеварения. Понятие «Пищеварительная система» |
10 | Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. Гигиена питания и предупрежде -ние желудочно- кишечных заболеваний. Тестовая работа | Ротовая полость. Зубы. Желудок, пищевод, желудочный сок. Тонкий кишечник, печень поджелудочная железа, толстый кишечник, аппендицит. Гигиена питания, диетолог. Гастрит, язва желудка, гепатит, цирроз. |
11 | Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний. | Почки, моча, мочеточники, мочевой пузырь. Почечные заболевания. |
12 | Значение и строение кожи. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении. | Кожа, потовые железы, сальные железы. Чистота кожи. Волосы, ногти, корни волос, пластины ногтей, грибковые поражения. Состав и виды волос. Уход за волосами. Перегревание, тепловой удар, солнечный удар. Ожог, обморожение. |
13 | Строение и значение нервной системы. С/р по теме: «Пищеварительная система» | Головной мозг, кора больших полушарий, мозжечок, продолговатый мозг, спинной мозг. Нервы, нервные окончания, возбуждение. Речь, мышление, сознание. |
14 | Гигиена умственного труда. Режим дня. Сон и его значение. | Режим дня, гигиена труда. Сон, сновидение. Вредные привычки. |
15 | Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. | Глаза, строение глаза. Дальнозоркость, близорукость. |
16 | Строение органа слуха. Гигиена слуха. Интегрированный зачёт. | Ухо, строение уха, значение уха для человека. Глухота, ушная сера. |
17 | Анализ зачёта. Охрана здоровья человека. | Здоровье, здоровый образ жизни, диспансеризация, профилактические прививки. Поликлиника, больница, диспансер, санаторий, пенсия. |