СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса»


Приложение 5

к основной образовательной программе

среднего общего

образования










Рабочая программа

по биологии

для учащихся 8 класса



Составитель: Чучалина К.В.,

учитель биологии














Пояснительная записка


Рабочая программа адаптирована для детей с ОВЗ, получающих цензовое образование, сопоставимое по уровню их академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки.

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

  2. Основной образовательной программы основного общего образования ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от 31.08.2017г за №126

  3. Программы основного общего образования по биологии и программы курса «Биология» для 8 класса авторов И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова//Биология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2014. Учебник : Биология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2015. – 288 с.: ил. 2012, автор А.Г.Драгомилов.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю.


Требования к уровню подготовки выпускников,

освоивших рабочую программу основной школы

Необходимые требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения и формируемыми компетенциями:


Формируемые УУД

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен:

Личностные

- знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализовывать установки здорового образа жизни;

- показать сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, эстетического отношения к живым объектам;

- уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- быть способным к выбору целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

Метапред-

метные

- показать сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать);

- овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Предметные

В познавательной сфере:

- выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий; организма человека; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ в организме, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различать на таблицах части и органоиды клеток; органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветковых растений, органы и системы органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявлять изменчивости организмов; приспособления организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов

В ценностно - ориентационной сфере:

- знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

В сфере трудовой деятельности:

- знать и соблюдать правила работы на рабочем месте;

- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

В сфере физической деятельности:

- освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма

В эстетической сфере:

- овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Введение. Общий обзор организма человека.(4 часа)

Значение знаний о строении, жизнедеятельности и гигиене организма человека для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда. Органы и системы органов. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Рефлексы. Нервно - гуморальная регуляция деятельности организма. Организм – единое целое.

Лабораторная работа: Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная)

Раздел 2. Опорно-двигательная система ( 4 часа)

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека, сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Типы соединения костей. Состав, строение и свойства костей. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха.

Раздел 3. Кровь и кровообращение (4 часа)

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. СПИД и другие инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Лимфообращение. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды . Лабораторная работа: Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Измерение пульса после дозированной нагрузки.

Раздел 4. Дыхание.(3 часа) Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух. предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Охрана воздушной среды.

Раздел 5. Пищеварение (3 часа ) Значение пищеварения. Важнейшие питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Зубы, профилактика болезней зубов. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И.П.Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварение. Лабораторная работа: Действие слюны на крахмал.

Раздел 6. Обмен веществ и энергии. (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Влияние алкоголя, токсических веществ и наркотиков на обмен веществ.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах Нормы питания. Рациональное питание.

Раздел 7. Мочевыделительная система (1 час) Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы моче-выделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.

Раздел 8. Кожа (1 час) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма.

Раздел 9. Эндокринная система (1 час) Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны.

Раздел 10. Нервная система (3 часа) Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система человека. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.Кора больших полушарий.

Раздел 11. Органы чувств (2 часа) Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена.

Раздел 12. Поведение и психика (3 часа) Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Сон и его значение.

Раздел 13. Индивидуальное развитие организма (3 часа) Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребенка. Рост и развитие ребенка. Гигиена грудных детей. Вредное влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство.Характеристика подросткового периода.










Тематическое планирование


Тема

Всего уроков

Контрольная работа

1.Введение. Общий обзор организма человека.


4

Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор».

2.Опорно-двигательная система.


4

Контрольная работа № 2 по теме: Опорно- двигательная система

3.Кровь и кровообращение.


4

-

4.Дыхательная система.


3

Контрольная работа№3 по теме:

"Кровь. Кровообращение. Дыхательная система".

5.Пищеварительная система.

3

-

6.Обмен веществ и энергии. Витамины

2

Контрольная работа № 4 по темам " Пищеварение. Обмен веществ и энергии".

7. Мочевыделительная система

1

-

8. Кожа

1

-

9.Эндокринная система

1

-

10.Нервная система

3

-

11.Органы чувств. Анализаторы

2

-

12. Поведение и психика

3


13. Индивидуальное развитие организма.

3

Контрольная работа № 5 по темам " Поведение и психика. Индивидуальное развитие организма".

Итого:

34


5
















Тематическое планирование


п/п


Тема урока

Лабораторные и практические работы

Форма урока


Требования к уровню подготовки учащихся

Вводимые

понятия

Медиа-ресурсы

Дом.

задание


урока

в теме

Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР – 4часа


1

Введение. Науки об организме человека.Место человека в живой природе


Урок изучения нового материала



Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особен-ности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия.


анатомия

физиология

гигиена



Части тела, внутренние органы, мышцы, скелет, полости тела: грудная и брюшная, высшие приматы.



С.3-4, §1,§2












2

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность

Л.р. № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода».

Урок - практикум



Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Строение клетки, ядро, клеточная мембрана, цитоплазма с органоидами. Рост, развитие, возбудимость, обмен веществ, деление клетки.


§ 3




3

Ткани.

Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей».

Урок-

практикум



Знать: Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Мышечное волокно, нейрон, синапс, нейроглия, межклеточное вещество.


§4



4

Системы органов в организме. Уровни организации организма. нервная и гуморальная регуляции.

Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор».



Урок изучения нового материала


Контрль знаний

Знать: Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Уметь: ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

рефлекс

рефлекторная дуга

рецепторы

нервная регуляция

гуморальная регуляция

гормоны




§1-5

крос-

сворд

Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 4 часа


1

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Скелет головы и туловища

Л.р. № 3. «Строение костной ткани».
Л.р. № 4. «Состав костей».

Урок-практикум



Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей.Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях,соблюдать правила личной и общественной гигиены.


Мышцы, скелет, кости, хрящи, связки, компактное вещество, губчатое вещество, костно-мозговая полость, надкостница, костные клетки, костный мозг, сустав.

Отделы черепа: мозговой и

лицевой. Позвонок. Позвоночный канал.

Грудная клетка, ребра, спинной

мозг, крестец, копчик.

Презентация «Скелет»

§6,§7


2

Скелет конечностей

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

П.р. № 1 «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти».

Урок-практикум


Знать: Обзор скелета конечностей Скелет поясов и свободных конечностей. Первую помощь при травмах скелета и мышц.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены

Плечевой пояс, кости рук, кости кисти, тазовый пояс, парная тазовая кость, кости ноги.


Перелом, вывих, растяжение связок.

Первая помощь: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом.


§8§9,



3

Мышцы человека.

Работа мышц.


Комбинированный урок

Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм

Гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы, сократимость. Сухожилия.

Сила мышцы, амплитуда движения. Мышцы- синергисты. Статическая и динамическая работа. Средние ритм и нагрузка. Утомление. Работоспособность.

Презентация

«Мышцы.Работа мышц»

§ 10,§11




4

Нарушение осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы.

Контрольная работа № 2 по теме: Опорно- двигательная система



П.р. № 2. «Определение нарушений осанки и плоскостопия».

Урок практикум



Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Осанка, нарушение осанки. Свод стопы. Плоскостопие. Гиподинамия. Статические и динамические упражнения. Допинг.


§6-12, 13

Тема 3. КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ – 4 часа


1

Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.

Л.р. № 5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Изучения нового материала, урок-практикум

Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Кровь, тканевая жидкость, лимфа,

гомеостаз, плазма крови,

фагоцитоз, антиген, антитело.


Иммунитет, иммунная реакция,

вакцина, лечебная сыворотка, лимфоидная ткань

Работа по алгоритму

§14,§15, 16


2

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.


Изучение нового материала


Знать: Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Сердце, предсердие, желудочки, клапаны створчатые и полулунные, аорта, артерии, капилляры, вены.

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения.


§17


3

Движение крови по сосудам.

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

.

Изучение нового материала


Знать: Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови.Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


Артериальное кровяное давление: верхнее и нижнее. Гипертония, инсульт, инфаркт. Пульс, частота пульса.


Автоматизм. Симпатический и блюждающий нервы. Гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин. Абстиненция.


§19,20



4

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Первая помощь при кровотечениях.



Урок обобщения и систематизации знаний

Знать: Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Способы остановки кровотечения; виды кровотечений

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Тренированное и нетрениррованное сердце. Функциональная проба. Дозированная нагрузка. Тренировочный эффект.

Кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Работа по алгоритму

§21,22

Тема 4 ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 3 часа


1

Значение дыхания. Органы дыхания.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.


Изучения нового материала

Знать: Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость.Обмен газов в легких и тканях

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

воздухоносные пути

плевра

Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, плевральная жидкость,

диффузия, гемоглобин.


§ 23, 24,25


2

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

Л.р. № 6. «Дыхательные движения»

Урок-

практикум



Знать: Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях,соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Грудная полость,

межреберные мышцы, диафрагма, дыхательные движения, модель Дондерса. Эмфизема легких.


Грипп, туберкулез легких, рак легких, флюорография, ЖЗЛ, гигиена дыхания.


§26,27,28

П.р. №8. «Измерение обхвата грудной клетки»
на стр. 110



3

Контрольная работа№3 по теме:"Кровь. Кровообращение. Дыхательная система".

Урок контроля знаний





Тема 5 ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 3 часа


1

Значение и состав пищи.

Органы пищеварения

Зубы


Изучения нового материала


Знать: Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

Глотка, гортань, желчный пузырь, желчь, небо, пищеварительные железы, пищеварительный канал.

Резцы, клыки, коренные зубы, молочные и постоянные зубы. Ка



§ 29, 30, 31


17.




2


Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ





Л.р. № 7. «Действие ферментов слюны на крахмал».




Комбинированный урок


Знать: Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении).


Слюна, крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина.



Аппендицит, кишечный сок,

брыжейка, ворсинка, гликоген, воротная вена, нижняя полая вена.



§32, 33

18.

?.01

3

Регуляция пищеварения.

Заболевания органов пищеварения.



Комбинированный урок


Знать: Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Регуляция пищеварения.

Уметь:распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией; объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены

Условный и безусловный рефлексы, временная связь. Условное и безусловное торможение. Режим питания.


Желудочно-кишечные заболевания, глистные заболевания, пищевые отравления.


§ 34, 35


Тема 6 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ – 2 часа

19.


1

Обменные процессы в организме.

Нормы питания.


П.р. № 3 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

Комбинированный урок

.


Знать: Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

обмен веществ

пластический обмен

энергетический обмен



§36, 37

20.

?.02

2

Витамины

Контрольная работа № 4 по темам " Пищеварение. Обмен веществ и энергии".


Комбинированный урок

.


Знать: Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их предупреждение и лечение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Гиповитаминозы, гипервитаминозы, авитаминозы, «Куриная слепота», болезни бери-бери, цинга, рахит.


§ 38


Тема 7 МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 1 час

21.


1

Строение и функции почек.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.



Изучения нового материала, урок-практикум

Знать: Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

почка: корковый и мозговой

слой, почечная лоханка


§39


Тема 8 КОЖА – 1 час

22.


1

Кожа. Значение и ее строение.

Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.



Изучения нового материала


Знать: волосы, ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые железы. сальные.Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. Оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Эпидермис

дерма

гиподерма

пигменты

закаливание

терморегуляция

Термический ожог, химический ожог. Обморожение. Стригущий лишай.

Чесоточный зудень.

Чесотка.

Закаливание.

Солнечный ожог.

Тепловой удар.

Солнечный удар.


§41



Тема 9 Эндокринная система – 1 час

23.


1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма



Изучения нового материала


Знать: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гигантизм

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы.


§44


Тема 10 НЕРВНАЯ СИСТЕМА – 3 часа

24.


1

Значение, строение и функционирование нервной системы. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.Нейрогормональная регуляция


Изучения нового материала

Знать: Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Центральная нервная система, головной и спинной мозг. Периферическая нервная система: нервы и нервные узлы. Прямые и обратные связи. Симпатический и парасимпатический подотделы. Блуждающий нерв.




§46,47,48

Схема



25.


2

Спинной мозг



Изучение нового матерала


Знать: строение спинного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Позвоночный канал, спино-мозговая жидкость, сера столбы, рефлекторная и проводящая функции спинного мозга


§49




26.


3

Головной мозг: строение и функции



Изучение нового материала

Знать: строение головного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Серое и белое вещество

Продолговатый, средний, промежуточный мозг

Мост

мозжечок


§ 50

стр.194-195


Тема 11 ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ – 2 часа

27.


1


Орган зрения и зрительный анализатор


Заболевания и повреждения глаз


Изучения нового материала


Знать: Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения Положение глаз в черепе. вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией;оказывать первую помощь при несчастных случаях,

Брови

Веки

Ресницы

Глазницы

Роговица

Радушка

Зрачок

Хрусталик

Стекловидное тело

Сетчатка

Палочки

Колбочки

Желтое пятно

Зрительный нерв

Дальнозоркость

Близорукость

Проникающее ранение глаза


§ 51, 52

28.


2

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы


Органы осязания, обоняния, вкуса



Комбинированный урок



Знать: Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприни мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

вестибулярный аппарат

децибел


тактильные рецепторы

токсикомания

обонятельные рецепторы

вкусовые рецепторы



§ 54

Тема 12 Поведение и психика – 3 часа

29.


1

Врожденные и приобретенные формы поведения


Закономерности работы головного мозга



Изучения нового материала

Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

поведение

мышление


рассудочная деятельность

торможение

явление доминанты

58



30.


2

Биологические ритмы. Сон и его значение


Комбинированный урок


Знать: Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

сон

сновидения


§59


31.


3

Промежуточная аттестация за курс 8 класса.

Воля и эмоции.



Изучение нового материала

Знать: Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

воля

эмоции

внимание


§61


Тема 13 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА – 3 часа

32.


1

Половая система человека.


Изучения нового материала


Знать: Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены

Яичники, яйцеклетка, семенники, сперматозоиды, половое размножение, оплодотворение, матка, плацента, пуповина, рост, развитие


§ 63, 64

33.


2

Внутриутробное развитие организма.

Развитие после рождения.


Комбинированный урок


эмбриональный период

плодный период

постэмбриональный период



§65 ,66


34.


3

Контрольная работа № 5 по темам " Поведение и психика. Индивидуальное развитие организма".

Урок контроля знаний









Контрольно-измерительные материалы для проведения в 2019 -2020 учебном году

промежуточной аттестации по биологии для учащихся 8 класса


При проведении промежуточной аттестации используется тестирование. В работу включены все вопросы программного материала по биологии. Всего в тесте 21 задание. К каждому заданию предложено 3 или 4 варианта ответов, из которых только один является верным.


Вариант 1

Выберите один верный ответ

1. Хранителем наследственной информации являются:

А) рибосомы В) хромосомы Б) аппарат Гольджи Г) клеточный центр

2. Защиту внутреннего содержимого клетки обеспечивает:

А) мембрана В) рибосома Б) митохондрия Г) пластида

3. Рибосомы участвуют:

А) в передаче наследственной информации

Б) в выработке веществ, служащих источником энергии

В) в образовании белков

Г) в обеспечении избирательной проницаемости мембраны

4. В делении клеток принимает участие:

А) клеточный центр В) рибосомы Б) хлоропласт Г) вакуоли

5. Во внутриклеточном переваривании участвуют:

А) лизосомы В) хромосомы Б) рибосомы Г) цитоплазма

6. Зрительная зона располагается в :

А) теменной доле головного мозга Б) височной доле В) лобной доле Г) затылочной доле

7. Цвет глазам придает:

А) склера Б) радужка В) роговица Г) хрусталик

8. Если изображение предмета возникает перед сетчаткой, то это:

А) дальнозоркость Б) близорукость В) нормальное зрение Г) слепота

9.Барабанная перепонка располагается на границе между:

А) костным и перепончатым лабиринтом Б) средним и внутренним ухом В) наружным и средним ухом Г) ушной раковиной и наружным слуховым проходом

10.Самые маленькие косточки тела человека располагаются в:

А) наружном ухе Б) среднем ухе В) внутреннем ухе

11.Печень относится к железе секреции:

а) внутренней б) внешней в) смешанной г) это не железа

12. Поджелудочная железа – это железа:

а) внешней секреции б) смешанной секреции в) внутренней секреции

13. Железы внутренней секреции выделяют гормоны:

а) в кровь в) в нервные клетки б) в кишечник г) наружу

14. При недостатке йода нарушается деятельность:

а) поджелудочной железы б)печени в)щитовидной железы г)половых желез

15. Ткань- это:

а) группа клеток и межклеточного вещества

б)совокупность клеток разной формы

в) группа клеток, выполняющих разные функции

г) межклеточное вещество, являющееся продуктом жизнедеятельности клеток

16. Кровь- это разновидность какой ткани?

А- эпителиальной Б- мышечной В- соединительной Г- нервной

17. Ткань, способная сокращаться – это:

А- эпителиальная Б- мышечная В- соединительная Г- нервная

18. Твердое межклеточное вещество имеет:

а) хрящевая ткань б) кровь в) костная ткань г) жировая

19. Сколько типов тканей выделяют у человека?

а)1 б) 3 в)2 г) 4

20. В делении клеток принимает участие:

а) клеточный центр в) рибосомы б) хлоропласт г) вакуоли

21. Рефлекс – это:

а) ответная реакция организма

б) ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение

в) ответная реакция организма на раздражение с участием нервной системы

г) ответная реакция организма на внешние раздражения без участия нервной системы


Тест по биологии для промежуточной аттестации 8 класса

Вариант 2

Выберите один верный ответ

1. Дыхание – это процесс:

а) газообмена между организмом и окружающей средой

б) процесс поглощения углекислого газа и выделения кислорода

в) процесс поглощения кислорода г) процесс выделения углекислого газа

2. Плевра – это:

а) разновидность мерцательного эпителия б) орган, участвующий в образовании звуков

в) тонкая плотная оболочка, покрывающая легкие г) слизистая оболочка носовой полости

3. Пищеварение – это процесс:

а) получения питательных веществ б) механической переработки пищи в) химической переработки пищи г) механической и химической переработки пищи

4. Внутренняя полость зуба с нервами и кровеносными сосудами называется:

а) цемент б) дентин в) эмаль г) пульпа

5. Соединения позвонков между собой – это соединение:

а) подвижное б) неподвижное в) полуподвижное

6. Соединение костей черепа:

а) подвижное б) неподвижное в) полуподвижное

7. Сколько у человека ребер?

а)12 пар б) 14 пар в)10 пар г) 8 пар

8. Нервная клетка — это:а) нефрон б) аксон в) нейрон г) дендрит

9. Пучки длинных отростков – это:

а) нервные узлы б) нервы в) нервные окончания г) спинной мозг

10. Рефлекс – это:

а) ответная реакция организма

б) ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение

в) ответная реакция организма на раздражение с участием нервной системы

г) ответная реакция организма на внешнее раздражение без участия нервной системы.

11. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:

А )Цветовое зрение

б) Точная координация движений

в )Мышление, сознание и речь

г) Четыре конечности

12.Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

а) Дифференцированные зубы

б) Четырехкамерное сердце

в) Выкармливание детенышей молоком

г) Наличие волосяного покрова

13. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью:

а) Дельфинов

б) Обезьян

в) Копытных

г) Рыб

14. Грудобрюшная перегородка млекопитающих, участвующая в процессе дыхания, называется:

а) Брюшина

б) Диафрагма

в) Барабанная перепонка

г) Хрящ

15.Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

а) 7 б) 12 в) 10 г) 8

16.Преимуществом прямохождения является:

а) Прямая осанка

б) Освобождение руки для орудийной деятельности

в) Разнообразие способов передвижения

17.Печень относится к железе секреции:

а) внутренней б) внешней в) смешанной г) это не железа

18. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

а)Белков б)ДНК в)АТФ г)АДФ

19. При недостатке йода нарушается деятельность:

а) поджелудочной железы б) печени в) щитовидной железы г) половых желез

20. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает:

а) анатомия б) физиология в) экология г) гигиена

21. В скелете человека неподвижно соединены следующие кости

а) плечевая и локтевая б) ребра и грудина в) мозгового отдела черепа

г) грудного отдела позвоночника





Система оценивания результатов:

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов за работу -21.

Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов (от17 баллов и выше)

Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов ( от 13 до 16 баллов)

Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов (от 8 до 12 баллов)

Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов ( менее 8 баллов





Ответы

8 класс

№ вар.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

I

в

а

в

а

а

г

б

б

в

б

б

б

а

в

а

в

б

в

г

а

в

II

а

в

г

г

в

б

а

в

а

в

в

в

б

б

а

а

б

б

в

б

в




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!