Приложение 5
к основной образовательной программе
среднего общего
образования
Рабочая программа
по биологии
для учащихся 8 класса
Составитель: Чучалина К.В.,
учитель биологии
Пояснительная записка
Рабочая программа адаптирована для детей с ОВЗ, получающих цензовое образование, сопоставимое по уровню их академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки.
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
Основной образовательной программы основного общего образования ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от 31.08.2017г за №126
Программы основного общего образования по биологии и программы курса «Биология» для 8 класса авторов И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова//Биология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2014. Учебник : Биология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2015. – 288 с.: ил. 2012, автор А.Г.Драгомилов.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки выпускников,
освоивших рабочую программу основной школы
Необходимые требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения и формируемыми компетенциями:
Формируемые УУД | Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения биологии ученик должен: |
Личностные | - знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализовывать установки здорового образа жизни; - показать сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, эстетического отношения к живым объектам; - уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - быть способным к выбору целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; |
Метапред- метные | - показать сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать); - овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; |
Предметные | В познавательной сфере: - выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий; организма человека; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ в организме, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); - приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе; - объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; - различать на таблицах части и органоиды клеток; органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветковых растений, органы и системы органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; - сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - выявлять изменчивости организмов; приспособления организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; - овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов В ценностно - ориентационной сфере: - знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни; - проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека; В сфере трудовой деятельности: - знать и соблюдать правила работы на рабочем месте; - соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) В сфере физической деятельности: - освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма В эстетической сфере: - овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Введение. Общий обзор организма человека.(4 часа)
Значение знаний о строении, жизнедеятельности и гигиене организма человека для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда. Органы и системы органов. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Рефлексы. Нервно - гуморальная регуляция деятельности организма. Организм – единое целое.
Лабораторная работа: Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная)
Раздел 2. Опорно-двигательная система ( 4 часа)
Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека, сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Типы соединения костей. Состав, строение и свойства костей. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха.
Раздел 3. Кровь и кровообращение (4 часа)
Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. СПИД и другие инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Группы крови. Переливание крови. Донорство.
Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Лимфообращение. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды . Лабораторная работа: Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Измерение пульса после дозированной нагрузки.
Раздел 4. Дыхание.(3 часа) Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух. предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Охрана воздушной среды.
Раздел 5. Пищеварение (3 часа ) Значение пищеварения. Важнейшие питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Зубы, профилактика болезней зубов. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И.П.Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварение. Лабораторная работа: Действие слюны на крахмал.
Раздел 6. Обмен веществ и энергии. (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Влияние алкоголя, токсических веществ и наркотиков на обмен веществ.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах Нормы питания. Рациональное питание.
Раздел 7. Мочевыделительная система (1 час) Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы моче-выделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.
Раздел 8. Кожа (1 час) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма.
Раздел 9. Эндокринная система (1 час) Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны.
Раздел 10. Нервная система (3 часа) Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система человека. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.Кора больших полушарий.
Раздел 11. Органы чувств (2 часа) Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена.
Раздел 12. Поведение и психика (3 часа) Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Сон и его значение.
Раздел 13. Индивидуальное развитие организма (3 часа) Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребенка. Рост и развитие ребенка. Гигиена грудных детей. Вредное влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство.Характеристика подросткового периода.
Тематическое планирование
Тема | Всего уроков | Контрольная работа |
1.Введение. Общий обзор организма человека. | 4 | Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор». |
2.Опорно-двигательная система. | 4 | Контрольная работа № 2 по теме: Опорно- двигательная система |
3.Кровь и кровообращение. | 4 | - |
4.Дыхательная система. | 3 | Контрольная работа№3 по теме: "Кровь. Кровообращение. Дыхательная система". |
5.Пищеварительная система. | 3 | - |
6.Обмен веществ и энергии. Витамины | 2 | Контрольная работа № 4 по темам " Пищеварение. Обмен веществ и энергии". |
7. Мочевыделительная система | 1 | - |
8. Кожа | 1 | - |
9.Эндокринная система | 1 | - |
10.Нервная система | 3 | - |
11.Органы чувств. Анализаторы | 2 | - |
12. Поведение и психика | 3 | |
13. Индивидуальное развитие организма. | 3 | Контрольная работа № 5 по темам " Поведение и психика. Индивидуальное развитие организма". |
Итого: | 34 | 5 |
Тематическое планирование
№ п/п | | Тема урока | Лабораторные и практические работы | Форма урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вводимые понятия | Медиа-ресурсы | Дом. задание |
| № урока в теме |
Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР – 4часа |
| | 1 | Введение. Науки об организме человека.Место человека в живой природе | | Урок изучения нового материала | Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особен-ности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия. | анатомия физиология гигиена Части тела, внутренние органы, мышцы, скелет, полости тела: грудная и брюшная, высшие приматы. | | С.3-4, §1,§2 |
| | | | | | | | | |
| | 2 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность | Л.р. № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». | Урок - практикум | Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | Строение клетки, ядро, клеточная мембрана, цитоплазма с органоидами. Рост, развитие, возбудимость, обмен веществ, деление клетки. | | § 3 |
| | 3 | Ткани. | Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей». | Урок- практикум | Знать: Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы. Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Мышечное волокно, нейрон, синапс, нейроглия, межклеточное вещество. | | §4 |
| | 4 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. нервная и гуморальная регуляции. Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор». | | Урок изучения нового материала Контрль знаний | Знать: Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов. Уметь: ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | рефлекс рефлекторная дуга рецепторы нервная регуляция гуморальная регуляция гормоны | | §1-5 крос- сворд |
Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 4 часа |
| | 1 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы и туловища | Л.р. № 3. «Строение костной ткани». Л.р. № 4. «Состав костей». | Урок-практикум | Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей.Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях,соблюдать правила личной и общественной гигиены. | Мышцы, скелет, кости, хрящи, связки, компактное вещество, губчатое вещество, костно-мозговая полость, надкостница, костные клетки, костный мозг, сустав. Отделы черепа: мозговой и лицевой. Позвонок. Позвоночный канал. Грудная клетка, ребра, спинной мозг, крестец, копчик. | Презентация «Скелет» | §6,§7 |
| | 2 | Скелет конечностей Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | П.р. № 1 «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти». | Урок-практикум | Знать: Обзор скелета конечностей Скелет поясов и свободных конечностей. Первую помощь при травмах скелета и мышц. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены | Плечевой пояс, кости рук, кости кисти, тазовый пояс, парная тазовая кость, кости ноги. Перелом, вывих, растяжение связок. Первая помощь: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом. | | §8§9, |
| | 3 | Мышцы человека. Работа мышц. | | Комбинированный урок | Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм | Гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы, сократимость. Сухожилия. Сила мышцы, амплитуда движения. Мышцы- синергисты. Статическая и динамическая работа. Средние ритм и нагрузка. Утомление. Работоспособность. | Презентация «Мышцы.Работа мышц» | § 10,§11 |
| | 4 | Нарушение осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Контрольная работа № 2 по теме: Опорно- двигательная система | П.р. № 2. «Определение нарушений осанки и плоскостопия». | Урок практикум | Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены. | Осанка, нарушение осанки. Свод стопы. Плоскостопие. Гиподинамия. Статические и динамические упражнения. Допинг. | | §6-12, 13 |
Тема 3. КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ – 4 часа |
| | 1 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. | Л.р. № 5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки». | Изучения нового материала, урок-практикум | Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | Кровь, тканевая жидкость, лимфа, гомеостаз, плазма крови, фагоцитоз, антиген, антитело. Иммунитет, иммунная реакция, вакцина, лечебная сыворотка, лимфоидная ткань | Работа по алгоритму | §14,§15, 16 |
| | 2 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | | Изучение нового материала | Знать: Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | Сердце, предсердие, желудочки, клапаны створчатые и полулунные, аорта, артерии, капилляры, вены. Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения. | | §17 |
| | 3 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | . | Изучение нового материала | Знать: Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови.Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | Артериальное кровяное давление: верхнее и нижнее. Гипертония, инсульт, инфаркт. Пульс, частота пульса. Автоматизм. Симпатический и блюждающий нервы. Гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин. Абстиненция. | | §19,20 |
| | 4 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Способы остановки кровотечения; виды кровотечений Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены. | Тренированное и нетрениррованное сердце. Функциональная проба. Дозированная нагрузка. Тренировочный эффект. Кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | Работа по алгоритму | §21,22 |
Тема 4 ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 3 часа |
| | 1 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | | Изучения нового материала | Знать: Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость.Обмен газов в легких и тканях Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | воздухоносные пути плевра Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, плевральная жидкость, диффузия, гемоглобин. | | § 23, 24,25 |
| | 2 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. | Л.р. № 6. «Дыхательные движения» | Урок- практикум | Знать: Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях,соблюдать правила личной и общественной гигиены. | Грудная полость, межреберные мышцы, диафрагма, дыхательные движения, модель Дондерса. Эмфизема легких. Грипп, туберкулез легких, рак легких, флюорография, ЖЗЛ, гигиена дыхания. | | §26,27,28 П.р. №8. «Измерение обхвата грудной клетки» на стр. 110 |
| | 3 | Контрольная работа№3 по теме:"Кровь. Кровообращение. Дыхательная система". | Урок контроля знаний | | | | |
Тема 5 ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 3 часа |
| | 1 | Значение и состав пищи. Органы пищеварения Зубы | | Изучения нового материала | Знать: Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. | Глотка, гортань, желчный пузырь, желчь, небо, пищеварительные железы, пищеварительный канал. Резцы, клыки, коренные зубы, молочные и постоянные зубы. Ка | | § 29, 30, 31 |
17. | | 2 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | Л.р. № 7. «Действие ферментов слюны на крахмал». | Комбинированный урок | Знать: Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). | Слюна, крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина. Аппендицит, кишечный сок, брыжейка, ворсинка, гликоген, воротная вена, нижняя полая вена. | | §32, 33 |
18. | ?.01 | 3 | Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения. | | Комбинированный урок | Знать: Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Регуляция пищеварения. Уметь:распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией; объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены | Условный и безусловный рефлексы, временная связь. Условное и безусловное торможение. Режим питания. Желудочно-кишечные заболевания, глистные заболевания, пищевые отравления. | | § 34, 35 |
Тема 6 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ – 2 часа |
19. | | 1 | Обменные процессы в организме. Нормы питания. | П.р. № 3 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». | Комбинированный урок . | Знать: Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | обмен веществ пластический обмен энергетический обмен | | §36, 37 |
20. | ?.02 | 2 | Витамины Контрольная работа № 4 по темам " Пищеварение. Обмен веществ и энергии". | | Комбинированный урок . | Знать: Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их предупреждение и лечение. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | Гиповитаминозы, гипервитаминозы, авитаминозы, «Куриная слепота», болезни бери-бери, цинга, рахит. | | § 38 |
Тема 7 МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 1 час |
21. | | 1 | Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | | Изучения нового материала, урок-практикум | Знать: Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка | | §39 |
Тема 8 КОЖА – 1 час |
22. | | 1 | Кожа. Значение и ее строение. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах. | | Изучения нового материала | Знать: волосы, ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые железы. сальные.Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. Оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены. | Эпидермис дерма гиподерма пигменты закаливание терморегуляция Термический ожог, химический ожог. Обморожение. Стригущий лишай. Чесоточный зудень. Чесотка. Закаливание. Солнечный ожог. Тепловой удар. Солнечный удар. | | §41 |
Тема 9 Эндокринная система – 1 час |
23. | | 1 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | | Изучения нового материала | Знать: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гигантизм Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы. | | §44 |
Тема 10 НЕРВНАЯ СИСТЕМА – 3 часа |
24. | | 1 | Значение, строение и функционирование нервной системы. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.Нейрогормональная регуляция | | Изучения нового материала | Знать: Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | Центральная нервная система, головной и спинной мозг. Периферическая нервная система: нервы и нервные узлы. Прямые и обратные связи. Симпатический и парасимпатический подотделы. Блуждающий нерв. | | §46,47,48 Схема |
25. | | 2 | Спинной мозг | | Изучение нового матерала | Знать: строение спинного мозга Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | Позвоночный канал, спино-мозговая жидкость, сера столбы, рефлекторная и проводящая функции спинного мозга | | §49 |
26. | | 3 | Головной мозг: строение и функции | | Изучение нового материала | Знать: строение головного мозга Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | Серое и белое вещество Продолговатый, средний, промежуточный мозг Мост мозжечок | | § 50 стр.194-195 |
Тема 11 ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ – 2 часа |
27. | | 1 | Орган зрения и зрительный анализатор Заболевания и повреждения глаз | | Изучения нового материала | Знать: Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения Положение глаз в черепе. вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией;оказывать первую помощь при несчастных случаях, | Брови Веки Ресницы Глазницы Роговица Радушка Зрачок Хрусталик Стекловидное тело Сетчатка Палочки Колбочки Желтое пятно Зрительный нерв Дальнозоркость Близорукость Проникающее ранение глаза | | § 51, 52 |
28. | | 2 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Органы осязания, обоняния, вкуса | | Комбинированный урок | Знать: Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприни мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | вестибулярный аппарат децибел тактильные рецепторы токсикомания обонятельные рецепторы вкусовые рецепторы | | § 54 |
Тема 12 Поведение и психика – 3 часа |
29. | | 1 | Врожденные и приобретенные формы поведения Закономерности работы головного мозга | | Изучения нового материала | Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | поведение мышление рассудочная деятельность торможение явление доминанты 58 |
30. | | 2 | Биологические ритмы. Сон и его значение | | Комбинированный урок | Знать: Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | сон сновидения | | §59 |
31. | | 3 | Промежуточная аттестация за курс 8 класса. Воля и эмоции. | | Изучение нового материала | Знать: Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией. | воля эмоции внимание | | §61 |
Тема 13 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА – 3 часа |
32. | | 1 | Половая система человека. | | Изучения нового материала | Знать: Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены | Яичники, яйцеклетка, семенники, сперматозоиды, половое размножение, оплодотворение, матка, плацента, пуповина, рост, развитие | | § 63, 64 |
33. | | 2 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | | Комбинированный урок | эмбриональный период плодный период постэмбриональный период | | §65 ,66 |
34. | | 3 | Контрольная работа № 5 по темам " Поведение и психика. Индивидуальное развитие организма". | Урок контроля знаний | | | | |
Контрольно-измерительные материалы для проведения в 2019 -2020 учебном году
промежуточной аттестации по биологии для учащихся 8 класса
При проведении промежуточной аттестации используется тестирование. В работу включены все вопросы программного материала по биологии. Всего в тесте 21 задание. К каждому заданию предложено 3 или 4 варианта ответов, из которых только один является верным.
Вариант 1
Выберите один верный ответ
1. Хранителем наследственной информации являются:
А) рибосомы В) хромосомы Б) аппарат Гольджи Г) клеточный центр
2. Защиту внутреннего содержимого клетки обеспечивает:
А) мембрана В) рибосома Б) митохондрия Г) пластида
3. Рибосомы участвуют:
А) в передаче наследственной информации
Б) в выработке веществ, служащих источником энергии
В) в образовании белков
Г) в обеспечении избирательной проницаемости мембраны
4. В делении клеток принимает участие:
А) клеточный центр В) рибосомы Б) хлоропласт Г) вакуоли
5. Во внутриклеточном переваривании участвуют:
А) лизосомы В) хромосомы Б) рибосомы Г) цитоплазма
6. Зрительная зона располагается в :
А) теменной доле головного мозга Б) височной доле В) лобной доле Г) затылочной доле
7. Цвет глазам придает:
А) склера Б) радужка В) роговица Г) хрусталик
8. Если изображение предмета возникает перед сетчаткой, то это:
А) дальнозоркость Б) близорукость В) нормальное зрение Г) слепота
9.Барабанная перепонка располагается на границе между:
А) костным и перепончатым лабиринтом Б) средним и внутренним ухом В) наружным и средним ухом Г) ушной раковиной и наружным слуховым проходом
10.Самые маленькие косточки тела человека располагаются в:
А) наружном ухе Б) среднем ухе В) внутреннем ухе
11.Печень относится к железе секреции:
а) внутренней б) внешней в) смешанной г) это не железа
12. Поджелудочная железа – это железа:
а) внешней секреции б) смешанной секреции в) внутренней секреции
13. Железы внутренней секреции выделяют гормоны:
а) в кровь в) в нервные клетки б) в кишечник г) наружу
14. При недостатке йода нарушается деятельность:
а) поджелудочной железы б)печени в)щитовидной железы г)половых желез
15. Ткань- это:
а) группа клеток и межклеточного вещества
б)совокупность клеток разной формы
в) группа клеток, выполняющих разные функции
г) межклеточное вещество, являющееся продуктом жизнедеятельности клеток
16. Кровь- это разновидность какой ткани?
А- эпителиальной Б- мышечной В- соединительной Г- нервной
17. Ткань, способная сокращаться – это:
А- эпителиальная Б- мышечная В- соединительная Г- нервная
18. Твердое межклеточное вещество имеет:
а) хрящевая ткань б) кровь в) костная ткань г) жировая
19. Сколько типов тканей выделяют у человека?
а)1 б) 3 в)2 г) 4
20. В делении клеток принимает участие:
а) клеточный центр в) рибосомы б) хлоропласт г) вакуоли
21. Рефлекс – это:
а) ответная реакция организма
б) ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение
в) ответная реакция организма на раздражение с участием нервной системы
г) ответная реакция организма на внешние раздражения без участия нервной системы
Тест по биологии для промежуточной аттестации 8 класса
Вариант 2
Выберите один верный ответ
1. Дыхание – это процесс:
а) газообмена между организмом и окружающей средой
б) процесс поглощения углекислого газа и выделения кислорода
в) процесс поглощения кислорода г) процесс выделения углекислого газа
2. Плевра – это:
а) разновидность мерцательного эпителия б) орган, участвующий в образовании звуков
в) тонкая плотная оболочка, покрывающая легкие г) слизистая оболочка носовой полости
3. Пищеварение – это процесс:
а) получения питательных веществ б) механической переработки пищи в) химической переработки пищи г) механической и химической переработки пищи
4. Внутренняя полость зуба с нервами и кровеносными сосудами называется:
а) цемент б) дентин в) эмаль г) пульпа
5. Соединения позвонков между собой – это соединение:
а) подвижное б) неподвижное в) полуподвижное
6. Соединение костей черепа:
а) подвижное б) неподвижное в) полуподвижное
7. Сколько у человека ребер?
а)12 пар б) 14 пар в)10 пар г) 8 пар
8. Нервная клетка — это:а) нефрон б) аксон в) нейрон г) дендрит
9. Пучки длинных отростков – это:
а) нервные узлы б) нервы в) нервные окончания г) спинной мозг
10. Рефлекс – это:
а) ответная реакция организма
б) ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение
в) ответная реакция организма на раздражение с участием нервной системы
г) ответная реакция организма на внешнее раздражение без участия нервной системы.
11. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:
А )Цветовое зрение
б) Точная координация движений
в )Мышление, сознание и речь
г) Четыре конечности
12.Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:
а) Дифференцированные зубы
б) Четырехкамерное сердце
в) Выкармливание детенышей молоком
г) Наличие волосяного покрова
13. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью:
а) Дельфинов
б) Обезьян
в) Копытных
г) Рыб
14. Грудобрюшная перегородка млекопитающих, участвующая в процессе дыхания, называется:
а) Брюшина
б) Диафрагма
в) Барабанная перепонка
г) Хрящ
15.Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:
а) 7 б) 12 в) 10 г) 8
16.Преимуществом прямохождения является:
а) Прямая осанка
б) Освобождение руки для орудийной деятельности
в) Разнообразие способов передвижения
17.Печень относится к железе секреции:
а) внутренней б) внешней в) смешанной г) это не железа
18. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:
а)Белков б)ДНК в)АТФ г)АДФ
19. При недостатке йода нарушается деятельность:
а) поджелудочной железы б) печени в) щитовидной железы г) половых желез
20. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает:
а) анатомия б) физиология в) экология г) гигиена
21. В скелете человека неподвижно соединены следующие кости
а) плечевая и локтевая б) ребра и грудина в) мозгового отдела черепа
г) грудного отдела позвоночника
Система оценивания результатов:
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов за работу -21.
Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов (от17 баллов и выше)
Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов ( от 13 до 16 баллов)
Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов (от 8 до 12 баллов)
Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов ( менее 8 баллов
Ответы
8 класс
№ вар. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
I | в | а | в | а | а | г | б | б | в | б | б | б | а | в | а | в | б | в | г | а | в |
II | а | в | г | г | в | б | а | в | а | в | в | в | б | б | а | а | б | б | в | б | в |