СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса. Программа предусматривает изучение предмета - биология в объеме 34 часа, 1 раз в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса»

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего

образования






Рабочая программа

по биологии

для учащихся 10 класса



Составитель:

Чучалина К.В..,

учитель биологии







Пояснительная записка


Рабочая программа адаптирована для детей с ОВЗ, получающих цензовое образование, сопоставимое по уровню их академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки.

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

2. Программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой (сб. программ по биологии,(Природоведение. Биология. Экология. 5-11 класс) М., изд. Центр «Вентана-Граф», 2010г 84 с) (10 класс -34 часа-1 урок в неделю, 11 класс- 34 часа-1 час в неделю) Программа И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова «Биология.Базовый уровень.» В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: «Биология. Базовый уровень.». Авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова Москва. Изд. «Вентана-Граф», 2012 года.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа по биологии 10 класса построена на принципиально важной содержательной основе - в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Данная программа курса биологии 10 класса является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Вентана-Граф, 2010 г.). Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10 класса проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов. Программа предполагает использование учениками следующего учебного пособия: Биология. Базовый уровень. 10 класс. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2012, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень, Рабочая тетрадь, Класс: 10).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

  • законы наследственности;

  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • особенности строения и функционирования вирусов;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;

  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;

  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся должны соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

  • выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Содержание

Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов ( 6 часов)

1.Биология как наука и её прикладное значение

Введение: задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и её значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира. Осознание ценности изучения биологических видов

Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.

2.Общие биологические явления и методы их исследования

Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого от неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов как методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.

Лабораторные работы. Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи и наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды. Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения. Методика работы с определителями растений и животных. Морфологическое описание и определение одного вида растений.

Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни (9 часов)

3.Учение о биосфере

Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Функциональная структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе биосферы. Живое вещество и его особенности. Функции живого вещества в биосфере.

4. Происхождение живого вещества

Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Предыстория происхождения живого на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Хронология развития жизни на Земле.

5.Биосфера как глобальная биосистема

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.

6.Условия жизни в биосфере

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Комплексное действие факторов среды на организмы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.

Лабораторные работы. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице. Определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов. Определение загрязнения воды в водоёме. Исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов. Экскурсия. Живой мир вокруг нас. Приёмы описания растительного покрова возле школы.

Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни(8 часов)

7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема: Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия: «биогеоценоз», «биоценоз», «экосистема». Структура экосистемы. Функциональные компоненты экосистемы. Понятия «экотоп» и «биотоп». Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Характеристики биогеоценоза. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы).Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва», «паразит- хозяин». Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные изменений в биогеоценозе. Сезонные изменения в биогеоценозе. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.

8.Многообразие биогеоценозов и их значение

Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. Водные экосистемы. Сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы(агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем. Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.

Лабораторные работы. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных. Сравнение особенностей организмов из разных ярусов.Оценка экологического состояния газона, прилегающего к школе. Описание природного сообщества. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Решение экологических задач

Экскурсия. Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Природная экосистема (лес, луг, водоём). Агроэкосистема (поле, сад).

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни (11 часов)

9.Вид и видообразование

Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Типы популяций. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С.Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор- главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. Видообразование –процесс увеличения видов на Земле.

Лабораторные работы. Значение искусственного отбора.

10.Происхождение и этапы эволюции человека

Видообразование-путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза. Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.

11.Учение об эволюции и его значение

Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея. Значение работ Ж.Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Теория Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства (закон Бэра).Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция. Сохранение многообразия видов- основа устойчивости биосферы. Новая система органического мира. Особенности популяционно-видового уровня организации жизни.

Лабораторные работы. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.

12.Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества

Проблема сохранения биологического разнообразия. Значение диких видов растений и животных.Генофонд и охрана редких и исчезающих видов на примере Тульской области. Проблема утраты биологического разнообразия. Всемирная стратегия сохранения природных видов

Лабораторные работы. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях. Выявление морфологических признаков у разных видов рода. Изучение результатов искусственного отбора на примере яблони и золотых рыбок. Выявление особенностей сорта у растений. Выявление свойств ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных.

Экскурсия. Выявление способов размножения в природе. Знакомство с многообразием сортов растений и пород КРС в ЕАО.

Тематический план


п/п

Название темы

Количество

часов

Практическая часть

I

Введение в курс общебиологических явлений

6


1.1.

Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи.

3


1.2.

Биологическая наука.

3


II

Биосферный уровень организации жизни

9


2.1.

Учение о биосфере.

2

Л. р№1

2.2.

Предпосылки возникновения жизни на Земле.

1


2.3.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1


2.4.

Биосфера – живая оболочка Земли.

5


III

Биогеоценотический уровень организации жизни

8


3.1.

Понятие и структура биогеоценоза.

1


3.2.

Взаимоотношения в биогеоценозе.

2

Л.р. №2

3.3.

Динамика природных сообществ.

1


3.4.

Типы биогеоценозов.

2


3.5.

Взаимосвязь природы и общества.

2


IV

Популяционно-видовой уровень организации жизни

11


4.1.

Вид, его понятие, способы образования и значение многообразия.

4

Л.р. №3..

4.2.

Человек как вид.

2


4.3.

Эволюция видов.

3


4.4.

Сохранение видового разнообразия.

2



ИТОГО:

34 часа

3 часа



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАССА

урока

п/п

Кол-во

часов

Тема

урока

Тип

учебного занятия

Методы


Планируемые

результаты

Д/З

ТЕМА 1. Ведение в курс общей биологии; 6 часов

1.

1.

Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе»

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

познакомить с содержанием и построением курса общей биологии

§1

2.

2.

Основные свойства жизни

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

охарактеризовать свойства живой материи

§2

3.

3.

Структурные уровни организации жизни

лекция

словесно-наглядные

охарактеризовать структурные уровни организации живого

§3

4.

4.

Значение биологических знаний

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

показать основные области применения биологических знаний

§4

5.

5.

Методы биологических исследований

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

Назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии

§5

6.

6.

Живой мир и культура. Семинарское занятие

урок проверки

и оценки знаний

частично - поисковые

проверка и оценка усвоения полученных знаний

§6

ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни; 9 часов

7.

1.

Учение о биосфере.

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского

§7

8.

2.

Происхождение вещества

комбинированный

словесно-наглядные

раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы

§8

9.

3.

Биологическая эволюция в развитии биосферы

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

раскрыть функции живых организмов в биосфере

§9

10.

4.

Биосфера как глобальная экосистема

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере

§10

11.

5.

Круговорот веществ в природе

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема

§11

12.

6.

Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха»

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека

§12

13.

7.

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

комбинированный

словесно-наглядные

раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни

§13

14.

8.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы

§14

15.

9.

Экологические факторы и их значение

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу

§15

ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни; 8 часов

16.

1.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

раскрыть сущность понятия биогеоценоза

§16

17.

2.

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема»

§17

18.

3.

Строение и свойства биогеоценоза

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза

§18

19.

4.

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

показать многообразие связей в биогеоценозе

§19

20.

5.

Причины устойчивости биогеоценозов

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме

§20

21.

6.

Зарождение и смена биогеоценозов

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

раскрыть понятие сукцессий

§21

22.

7.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов

§22

23.

8.

Экологические законы природопользования

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

Законы природопользования

§23

ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни; 11 часа

24.

1.

Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии

§24

25.

2.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции

§25

26.

3.

Популяция как основная единица эволюции

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

раскрыть сущность популяции как единицы эволюции

§26

27.

4.

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

комбинированный

словесно-наглядные

определить видообразование, познакомить со способами видообразования

§27

28.

5.

Этапы происхождения человека

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

ознакомить с этапами эволюции человека

§28

29.

6.

Человек как уникальный вид живой природы

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

познакомить с положением человека в системе живых организмов

§29

30.

7.

История развития эволюционных идей

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

раскрыть особенности популяционно-видового уровня жизни

§30

31.

8.

Современное учение об эволюции

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

определение синтетической теории эволюции органического мира

§31

32.

9.

Результаты эволюции и ее основные закономерности



Биологический прогресс и регресс

§32

33.

10.

Основные направления эволюции

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

§33

34.

11.

Особенности популяционно-видового уровня жизни

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

Особенности популяционно-видового уровня жизни

§34

Контрольно-измерительные материалы для проведения

промежуточной аттестации по биологии для учащихся 10-го класса


Вариант 1

Часть А: При выполнении заданий А1-А15 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

А1Исследование этапов биосинтеза белка осуществлено методами науки

  1. биохимии

  2. генетики

  3. анатомии

  4. экологии

А2 Белки – ферменты, которые выполняют функцию

  1. ускорения протекания биохимических реакций

  2. обеспечение иммунных реакций

  3. хранение наследственной информации

  4. запасания энергии

А3 Развитие современной биологической науки подтвердило положение клеточной теории о том, что

  • новые клетки возникают путем деления существующих клеток

  • новые клетки создаются из неклеточного вещества

  • сходные по строению клетки образуют системы органов

  • клетки разных организмов обладают разным планом строения

А4 Постэмбриональное развитие организма без превращения характерно для

  1. комнатной мухи

  2. медоносной пчелы

  3. колорадского жука

  4. перелетной саранчи

А5 Транспорт молекул аминокислот внутри клетки обеспечивает

  1. рибонуклеиновая кислота

  2. полисахарид целлюлоза

  3. глицерин и жирные кислоты

  4. моносахарид дезоксирибоза

А6 На первом этапе энергетического обмена веществ происходит

  • расщепление макромолекул до глюкозы

  • образование кислорода

  • синтез молекул АТФ

  • расщепление молекулы воды

А7 Собственный генетический аппарат содержат органоиды клетки

  1. центриоли клеточного центра

  2. аппарат Гольджи

  3. эндоплазматическая сеть

  4. хлоропласты

А8 В профазе первого деления мейоза клетки происходит

  • обмен участками между гомологичными хромосомами

  • выстраивание хромосом на экваторе клетки

  • расхождение гомологичных хромосом к полюсам

  • формирование ядерной оболочки и ядра

А9 Вирус, как организм, представляет собой

  • прокариотическую клетку

  • спору бактерии

  • эукариотическую животную клетку

  • нуклеиновую кислоту в белковой оболочке

А10 В основе полового способа размножения особей лежит процесс

  1. митоза

  2. мейоза

  3. деления клетки пополам

  4. спорообразования

А11 В темновую фазу фотосинтеза происходит

  1. образование молекул глюкозы

  2. образование кислорода

  3. запасание энергии в связях молекул ТФ

  4. синтез молекул воды

А12 Прокариотическими организмами являются

  1. вирусы

  2. бактерии

  3. простейшие животные

  4. зеленые водоросли

А13 Матрицей для синтеза белка в клетке служит молекула

  • дезоксирибонуклеиновой кислоты

  • информационной РНК

  • аденозинтрифосфорной кислоты

  • рибосомной РНК

А14 По набору хромосом отличаются клетки, которые образуются в результате

  1. митотичесого деления

  2. бесполого размножения

  3. вегетативного размножения

  4. мейоза

А15 Верны ли следующие суждения

А. Хлоропласты имеются в клетках растений и животных.

Б. Кдвумембранным органоидам клетки относятся: рибосомы, лизосомы, митохондрии, пластиды.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

Часть В: Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность цифр. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести

В1 Липиды в клетке выполняют функции

  1. запасающую

  2. регуляторную

  3. транспортную

  4. ферментативную

  5. двигательную

  6. энергетическую

Запишите в таблицу выбранные цифры.




В2 В процессе гаметогенеза

  1. образуются половые клетки

  2. образуются соматические клетки

  3. уменьшается вдвое число хромосом

  4. образуются клетки с разным генотипом

  5. образуются клетки с одинаковым генотипом

  6. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

Запишите в таблицу выбранные цифры.




В заданиях В3-В4 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

В3: Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

А) происходит в лизосомах, митохондриях 1) энергетический

Б) происходит в рибосомах, хлоропластах 2) пластический

В) органические вещества расщепляются

Г) органические вещества синтезируются

Д) используется энергия, заключенная в молекулах АТФ

Е) освобождается энергия и запасается в молекулах АТФ

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е







В4: Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИД КЛЕТКИ

А) система канальцев, пронизывающих

цитоплазму 1) комплекс Гольджи

Б) система уплощенных

мембранных цилиндров 2) эндоплазматическая сеть

и пузырьков

В) на мембранах могут размещаться рибосомы

Г) участвуют в формировании лизосом

Д) обеспечивает перемещение органических веществ

в клетке

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д







Для ответов на задания С1-С3 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

В 5:Что произойдет с клеткой, если будут разрушены мембраны лизосом?

В 6: Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Генетический код представляет собой форму записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Каждый ген кодирует информацию об одной молекуле органических соединений: липидов, углеводов, белков. 3. Код включает все возможные сочетания из двух нуклеотидов. 4. У разных организмов один и тот же кодон несет информацию о разных аминокислотах. 5. Избыточность кода выражается в том, что некоторые аминокислоты кодируются несколькими кодонами, или триплетами.

В7:Известно, что синтезирована белковая молекула, состоящая из 11 разных аминокислот. Определите, сколько видов тРНК участвовало в синтезе и число нуклеотидов на иРНК.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!