СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Григорьевская основная школа»


ПРИНЯТО


УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете


Директор школы ____Т.Н. Сергеева

№1 от 30.08.2019 года


Приказ № 154 от30.09.2019 года














Рабочая программа

по биологии

для учащихся 9 класса

(изучение предмета на базовом уровне)









Учитель биологии Сергеева Т.Н.,

I квалификационная категория










2019-2020 учебный год


Настоящая рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Григорьевская ОШ», с учетом учебного плана МКОУ «Григорьевская ОШ» на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника и методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

УМК:

  • Биология : Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017

  • Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО,2014.

  • Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов.- М.: Дрофа, 2016.

  • Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов.- М.: Дрофа, 2017.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.

На прохождение программного материала отводится 2 часа в неделю.

Лабораторных работ -4. Экскурсий – 2. Контрольных работ – 2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • признание права каждого на собственное мнение;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Учащийся научится:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в паре) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;

  • -проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

Познавательные:

Учащийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;

  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;

  • проводить исследовательскую и проектную работу;

  • сравнивать биологические объекты и процессы , умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладевать методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • планировать учебное со­трудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогиче­ской формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мыс­ли с достаточной полнотой и точностью;

  • выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье.

  • осуществлять контроль, оценку действия партнера, уметь убеждать.

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории школьников;

  • работать в паре при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области генетики, экологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность пары.













2. Содержание учебного предмета

Биология. 9 класс

Введение (2 ч)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы. Стартовый контроль.

Демонстрация. Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторные и практические работы. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация. Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторные и практические работы. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.

Раздел 3. Организменный уровень (12 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы. Выявление изменчивости организмов.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (10 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация. Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторные и практические работы. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Экскурсия. Многообразие живых организмов в природе.

Раздел 5. Экосистемный уровень (7 ч)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Экскурсия «Биогеоценоз леса»

Раздел 6. Биосферный уровень (9 ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация. Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

Заключение (3 ч)

Итоговое повторение и обобщение. Промежуточная работа. Итоговый тест. Защита проекта.

Темы проектов выполняемые в конце года по желанию учащихся (проекты по усмотрению обучающихся могут быть информационными, исследовательскими или творческими):

Биология в цифрах. Экология школьного портфеля. Лекарства: две стороны одной медали. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников. Так же темы проектов учащиеся могут предложить самостоятельно в рамках пройденного материала.




  1. Тематическое планирование учебного предмета

Название раздела

Количество часов

Всего

Лабораторных и практ. работ

Экскурсий

Введение

2

-

-

Раздел 1. Молекулярный уровень

10

1

-

Раздел 2. Клеточный уровень

14

1

-

Раздел 3. Организменный уровень

12

1

-

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень

10

1

1

Раздел 5. Экосистемный уровень

7

-

1

Раздел 6. Биосферный уровень

9

-

-

Заключение

3

-

-

Итого

67

4

2













Темы проектов выполняемые в конце года по желанию учащихся:

Биология в цифрах. Экология школьного портфеля. Лекарства: две стороны одной медали. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников. Так же темы проектов учащиеся могут предложить самостоятельно в рамках пройденного материала.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!