Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Григорьевская основная школа»
ПРИНЯТО | | УТВЕРЖДАЮ |
на педагогическом совете | | Директор школы ____Т.Н. Сергеева |
№1 от 30.08.2019 года | | Приказ № 154 от30.09.2019 года |
| | |
Рабочая программа
по биологии
для учащихся 9 класса
(изучение предмета на базовом уровне)
Учитель биологии Сергеева Т.Н.,
I квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Настоящая рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Григорьевская ОШ», с учетом учебного плана МКОУ «Григорьевская ОШ» на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
УМК:
Биология : Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО,2014.
Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов.- М.: Дрофа, 2016.
Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, Г.Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов.- М.: Дрофа, 2017.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.
На прохождение программного материала отводится 2 часа в неделю.
Лабораторных работ -4. Экскурсий – 2. Контрольных работ – 2
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
признание права каждого на собственное мнение;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Учащийся научится:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в паре) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
-проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
Познавательные:
Учащийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
проводить исследовательскую и проектную работу;
сравнивать биологические объекты и процессы , умение делать выводы на основе сравнения;
выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладевать методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье.
осуществлять контроль, оценку действия партнера, уметь убеждать.
Предметные результаты
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории школьников;
работать в паре при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области генетики, экологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность пары.
2. Содержание учебного предмета
Биология. 9 класс
Введение (2 ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы. Стартовый контроль.
Демонстрация. Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация. Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.
Раздел 3. Организменный уровень (12 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы. Выявление изменчивости организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (10 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация. Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Экскурсия. Многообразие живых организмов в природе.
Раздел 5. Экосистемный уровень (7 ч)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Экскурсия «Биогеоценоз леса»
Раздел 6. Биосферный уровень (9 ч)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация. Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Заключение (3 ч)
Итоговое повторение и обобщение. Промежуточная работа. Итоговый тест. Защита проекта.
Темы проектов выполняемые в конце года по желанию учащихся (проекты по усмотрению обучающихся могут быть информационными, исследовательскими или творческими):
Биология в цифрах. Экология школьного портфеля. Лекарства: две стороны одной медали. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников. Так же темы проектов учащиеся могут предложить самостоятельно в рамках пройденного материала.
Тематическое планирование учебного предмета
Название раздела | Количество часов |
Всего | Лабораторных и практ. работ | Экскурсий |
Введение | 2 | - | - |
Раздел 1. Молекулярный уровень | 10 | 1 | - |
Раздел 2. Клеточный уровень | 14 | 1 | - |
Раздел 3. Организменный уровень | 12 | 1 | - |
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень | 10 | 1 | 1 |
Раздел 5. Экосистемный уровень | 7 | - | 1 |
Раздел 6. Биосферный уровень | 9 | - | - |
Заключение | 3 | - | - |
Итого | 67 | 4 | 2 |
Темы проектов выполняемые в конце года по желанию учащихся:
Биология в цифрах. Экология школьного портфеля. Лекарства: две стороны одной медали. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников. Так же темы проектов учащиеся могут предложить самостоятельно в рамках пройденного материала.
10