Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Шарыповский строительный техникум»
УТВЕРЖДАЮ |
Зам. директора по УПР КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум» |
__________ Н. И. Катникова |
« » сентября 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Бухгалтерский учет
для специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
очная форма обучения
базовая подготовка среднего
профессионального образования
г. Шарыпово, 2020г.
РАССМОТРЕНА предметно-цикловой комиссией профессионального цикла Протокол № от «__» сентября 2020 г. Председатель ПЦК ____________О.М.Авдеева | ОДОБРЕНА Методическим советом техникума Протокол № от «__» сентября 2020г. Председатель ____________Н.И. Салимова |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.04 Коммерция (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 15.05.2014 г. № 539.
Организация-разработчик: КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум»
Разработчики:
Глазкова Елена Владимировна – преподаватель специальных дисциплин
Салимова Надежда Ивановна – методист.
СОГЛАСОВАНО:
________________________________________________________________
наименование предприятия
________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, подпись
СОГЛАСОВАНО:
________________________________________________________________
наименование предприятия
________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, подпись
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 4 |
2. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована как программа повышения квалификации и переподготовки в области персонального менеджмента и управления персоналом.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
При освоении специальности социально-экономического профиля в КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум» учебная дисциплина «Бухгалтерский учет» относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС для специальности СПО 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Изучение данной учебной дисциплины предполагает освоение следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.
ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.
ДПК 5.14. Способность Проведения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
ДПК 5.15. Способность работы с основными офисными программами и системой электронного документооборота.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать данные бухгалтерского учета для планирования и контроля результатов коммерческой деятельности;
- участвовать в инвентаризации имущества и обязательств организации;
- вести учет результатов предпринимательской деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- методологические основы бухгалтерского учета, его счета и двойную запись;
- план счетов, объекты бухгалтерского учета;
- бухгалтерскую отчетность;
- способы ведения бухгалтерского учета в торговле.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 187 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 125 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 62 часов;
практические работы - 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 187 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 125 |
в том числе: | |
практические работы | 38 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 62 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Бухгалтерский учет
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы обучающихся | Объем часов | Вид учебного занятия | Форма текущего контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | | 2 | | |
| Содержание учебного материала | 2 |
1-2 | Содержание дисциплины, ее задачи и значение. | 2 | Лекция | Устный опрос |
Раздел 1. | Основы бухгалтерского учета | 30 | | |
Тема 1. Основы бухгалтерского учета | Содержание материала: | 10 |
3-4 | Сущность бухгалтерского учета. | 2 | Комбинированный урок | Опорный конспект |
5-6 | Метод бухгалтерского учета. | 2 | Комбинированный урок | Опорный конспект |
7-8 | Метод документации. | 2 | Комбинированный урок | Опорный конспект |
9-10 | Метод инвентаризации. | 2 | Лекция | Проверка конспектов |
11-12 | Оценка и калькуляция. | 2 | Комбинированный урок | Проверка конспектов |
Практические работы | 2 | | |
13-14 | Классификация имущества и источников средств предприятия. | 2 | Практическая работа№1 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №1 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Метод бухгалтерского учета. | 6 | |
Тема 2. Счета бухгалтерского учета | Содержание материала: | 8 | | |
15-18 | Счета бухгалтерского учета. | 4 | Комбинированный урок | Устный опрос |
19-22 | Метод двойной записи. | 4 | Лекция | Проверка конспектов |
Практическое работы | 2 | | |
23-24 | Формирование регистров по счетам бухгалтерского учета | 2 | Практическая работа№2 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №2 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Счета бухгалтерского учета. Формирование сводного регистра бухгалтерского учета «Оборотно-сальдовая ведомость». | 6 | |
Тема 3. Бухгалтерский баланс. | Содержание материала: | 12 | | |
25-28 | Бухгалтерский баланс. | 4 | Лекция | Опорный конспект |
29-30 | Бухгалтерская (финансовая) отчетность | 2 | Комбинированный урок | Терминологический диктант |
31-32 | Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии. | 2 | Комбинированный урок | Проверка конспектов, схем |
33-34 | Учетная политика организации. | 2 | Лекция | Опорный конспект |
35-36 | Техника учета. | 2 | Комбинированный урок | Проверка конспектов |
Практические работы | 6 | | |
37 - 40 | Составление бухгалтерского баланса | 4 | Практическая работа№3 | Оценка практической работы |
41-42 | Составление оборотно-сальдовой ведомости предприятия. | 2 | Практическая работа№4 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №3 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии. Составление оборотно-сальдовой ведомости предприятия. | 6 | |
Самостоятельная работа №4 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Учетная политика организации. Составление баланса предприятия. | 6 | |
Раздел 2. | Бухгалтерский финансовый учет | 95 | |
Тема 1. Учет денежных средств | Содержание материала: | 8 | | |
43-46 | Учет денежных средств в кассе предприятия. | 4 | Лекция | Устный опрос |
47-48 | Учет денежных средств на расчетном счете. | 2 | Комбинированный урок | Опорный конспект |
49-50 | Учет денежных средств на валютном счете. | 2 | Комбинированный урок | Устный опрос |
Практические работы | 4 | | |
51 - 52 | Учет результатов инвентаризации кассы. | 2 | Практическая работа№5 | Оценка практической работы |
53 - 54 | Учет валютной выручки и продажи валюты. | 2 | Практическая работа№6 | Оценка практической работы |
Тема 2. Учет запасов. | Содержание материала: | 4 | | |
55-58 | Учет материально-производственных запасов. | 4 | Комбинированный урок | Опорный конспект |
Практические работы | 2 | | |
59 - 60 | Учет реализации материалов. | 2 | Практическая работа№7 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №5 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Учет запасов. Составление бухгалтерских записей по учету реализации материалов. | 6 | |
Тема 3. Учет основных средств. | Содержание материала: | 4 | | |
61-64 | Учет основных средств. | 4 | Комбинированный урок | Опорный конспект |
Практические работы | | | |
65-66 | Учет поступления основных средств. | 2 | Комбинированный урок | Опорный конспект |
Самостоятельная работа №6 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Учет основных средств. | 6 | |
Тема 4. Учет нематериальных активов. | Содержание материала: | 4 | | |
67 - 70 | Учет нематериальных активов. | 4 | Комбинированный урок | Устный опрос |
Практические работы | 2 | | |
71 - 72 | Учет реализации нематериальных активов. | 2 | Практическая работа№8 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №7 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Учет нематериальных активов. Составление бухгалтерских записей по учету списания нематериальных активов. | 6 | |
Тема 5. Учет труда. | Содержание материала: | 6 | | |
73-76 | Учет труда и заработная плата. | 4 | Комбинированный урок | Проверка конспектов |
Практические работы | 2 | | |
77-78 | Начисление и учет заработной платы и валюты. | 2 | Практическая работа№9 | Оценка практической работы |
Тема 6. Учет обязательств и расчетов. | Содержание материала: | 2 | | |
79-80 | Учет текущих обязательств и расчетов. | 2 | Лекция | Устный опрос |
Практические работы | 2 | | |
81-82 | Расчеты по налогам и сборам. | 2 | Практическая работа№10 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №8 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Учет обязательств и расчетов. Составление бухгалтерских проводок по счету 76. | 6 | |
Тема 7. Учет затрат. | Содержание материала: | 4 | | |
83-86 | Учет затрат на производство продукции (работ, услуг). | 4 | Комбинированный урок | Устный опрос |
Практические работы | 2 | | |
87-88 | Учет затрат на производство продукции. | 2 | Практическая работа№11 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №9 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Учет затрат. Решение задач по учету затрат на производство продукции. | 6 | |
Тема 8. Учет продукции. | Содержание материала: | 4 | | |
89-92 | Учет выпуска и реализации продукции (работ, услуг). | 4 | Лекция | Проверка конспектов |
Практические работы | 2 | | |
93-94 | Бухгалтерские проводки по учету реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг). | 2 | Практическая работа№12 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №10 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Учет продукции. Составление бухгалтерских проводок по счету 43. | 4 | |
Тема 9. Учет прибыли. | Содержание материала: | 4 | | |
95-98 | Учет финансовых результатов и распределение прибыли. | 4 | Комбинированный урок | Опорный конспект |
Практические работы | 2 | | |
99-100 | Типовые операции по счету 91 «Прочие доходы и расходы». | 2 | Практическая работа№13 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №11 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Учет прибыли. Составление бухгалтерских проводок по счету 91. | 2 | |
Тема 10. Учет торговых операций. | Содержание материала: | 4 | | |
101-104 | Учет торговых операций. | 4 | Комбинированный урок | Проверка конспектов |
Практические работы | 2 | | |
105-106 | Учет поступления и продажи товаров. | 2 | Практическая работа№14 | Оценка практической работы |
Тема 11. Учет вложений. | Содержание материала: | 4 | | |
107-110 | Учет финансовых вложений. | 4 | Лекция | Устный опрос |
Практические работы | 2 | | |
111-112 | Учет банковских векселей. | 2 | Практическая работа№15 | Оценка практической работы |
Самостоятельная работа №12 Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовить доклад на тему: Финансовые вложения. | 2 | |
Тема 12. Учет капитала. | Содержание материала: | 4 | | |
113-116 | Учет капитала предприятия. | 4 | Комбинированный урок | Опорный конспект |
Практические работы | 2 | | |
117-118 | Учет формирования уставного капитала и расчетов с учредителями. | 2 | Практическая работа№16 | Оценка практической работы |
Тема 13. Учет кредитных средств. | Содержание материала: | 5 | | |
119-123 | Учет кредитов и займов. | 5 | Лекция | Устный опрос |
Практические работы | 2 | | |
124-125 | Учет кредитов и процентов по ним. | 2 | Практическая работа№17 | Оценка практической работы |
| Итого | 187 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Бухгалтерского учета».
Оборудование учебного кабинета:
-комплект нормативно-технической документации;
-комплект учебно-методической документации;
-мультимедийный проигрыватель.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Лебедева Е.М. Основы бухгалтерского учёта, Издательский центр «Академия», 2016.
Дополнительные источники
Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. Изд. 6-е, доп.и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Русалева Л. А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. Изд. 5-е, доп.и перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2012;
Русалева Л. А., Богаченко В. М. Теория бухгалтерского учета. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
Интернет-ресурсы
1.http://www.twirpx.com/topic/977
2.http://www.eup.ru/docs.asp?id=2365
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: - нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; - методологические основы бухгалтерского учета, его счета и двойную запись счетов; - план счетов, объекты бухгалтерского учета; - бухгалтерскую отчетность; - способы ведения бухгалтерского учета в торговле. | Оценка по результатам тестирования и устных опросов по разделам и темам - «Общая характеристика бухгалтерского учета»; - «Нормативные основы бухгалтерского учета»; - «Предмет и метод бухгалтерского учета»; - «Бухгалтерский баланс»; - «Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись»; - «Документация хозяйственных операций»; - «Учет поступления товаров. Инвентаризация ценностей»; - Решение задач по теме «Учет в торговле»; - Экзамен. |
Преподаватель ____________Е.В. Глазкова