Рабочая программа по предмету «Чтение» 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федеральной адаптированной пограммы начального общего образования обучающегося с ОВЗ (ФАОП НОО), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра (АООП НОО вариант 8.3) и отражает вариант конкретизации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемых в части образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный предмет «Чтение» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащегося с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащегося с доступными его возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащегося на моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества
Цель: совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения.
Задачи:
- продолжить обучение обучающегося правильному и осмысленному чтению доступных его пониманию текстов;
- повысить уровень общего и речевого развития обучающегося, учить последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- формировать нравственные качества личности, читательскую самостоятельность.
Планируемые результаты обучения
• осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
• читать по слогам слова трудные по смыслу и по слоговой структуре;
• отвечать на вопросы по прочитанному с помощью учителя;
• пересказывать содержание прочитанного текста с помощью учителя;
• рассказывать наизусть 2–4 стихотворения и 1 басню с помощью учителя.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Содержание курса
Содержание чтения (круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений
Произведения о Родине, родной природе, об отношении к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе, товариществе≫ произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие
Сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Место курса в учебном плане
На изучение чтения в 5 классе отводится по 2 урока в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели)