СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению
II уровень общего образования
1-4 классы (1 класс)
Количество часов: 608
Учитель начальных классов – Кострубина Наталья Владимировна – учитель первой категории
Везоргина Лариса Николаевна – учитель первой категории
Сухомлина Елена Викторовна – учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по чтению для 1-4 классов создана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. (Сборник № 1), допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва. ВЛАДОС. 2001г. под ред. В.В. Воронковой.
Закона «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
Приказа Министерства образования и науки Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2019 -2020 уч.г.
Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2019-2020 учебный год.
Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2019-2020 учебный год.
Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2019-2020 учебный год.
Цель преподавания чтения:
развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи преподавания чтения:
формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный пониманию текст в слух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа.
обучать умению правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
развивать у детей умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста.
воспитывать у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу.
В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Чтение» изучается во 2-4 классе. В 1 классе- обучение грамоте – 4 часа в неделю 132 часа. Во 2 классе – 4 часа в неделю, 136 часов в год. В 3 классе – 5 часов в неделю, 170 часов в год. В 4 классе – 5 часов в неделю, 170 часов в год. Общий объём учебного времени составляет 608 часов.
Общая характеристика учебного предмета:
Класс | Общая характеристика учебного предмета
|
1 | ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. . Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир». 2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. 3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. 4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта. 5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка). Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). 6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.). Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. 1-й этап (1 класс). Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. · Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). · Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. · Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. 2-й этап (2 класс). Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. · Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). · Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. · Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). · Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). 3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. · Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). · Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). · Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). · Чтение предложений из двух-трех слов. 4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. · Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. · Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). · Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. |
2-4 | Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. |
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа – интернат» на 2019-2020 уч.г. описание места учебного предмета (чтение) представлено в следующей таблице:
Класс | Количество часов (в неделю) | Количество учебных недель
| Количество часов (за год) |
1 | 4 | 34 уч. нед. | 132 |
2 | 4 | 136 | |
3 | 4 | 136 | |
4 | 5 | 170 | |
Итого: 608 ч. |
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
4.1. Личностные результаты изучения предмета «Чтение»:
Личностные результаты | Достижения личностных результатов |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
| -знание знаменательных для Отечества исторических событий. |
-знает и с уважением относится к Государственным символам России. | |
-сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. Любовь к своему краю, осознание своей национальности. | |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей | - с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.
|
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | -умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; |
- использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации; | |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; |
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | - владение навыками уборки помещений, |
- умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности; | |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми |
- способность обращаться за помощью | |
- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками | |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | -способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью |
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо-хорошо) | |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | - адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); |
- бережное отношение к школьному имуществу, учебникам | |
- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися | |
Развитие навыков сотрудничеств а с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; |
-проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия | |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | -стремление к опрятному внешнему виду; |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | - проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, |
- наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом; | |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | - понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей; |
Формирование готовности к самостоятельной жизни | - умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом под руководством учителя. |
4.2. Предметными результатами изучения предмета «Чтение» являются следующие знания и умения:
1 класс «Обучение грамоте» | |
Минимальный уровень:
| Достаточный уровень |
читать по слогам слова из 2-3 слоговых структур; различать слова, сходные по звучанию и звуковому составу; делить слова на слоги; слушать сказки, загадки, рассказы; отвечать на вопросы по прочитанному;
| плавно читать целыми словами предложения и короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; заучивать наизусть небольшие стихотворения; читать по ролям; выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; пересказывать текст с опорой на вопросы учителя;
|
2 класс | |
Минимальный уровень:
| Достаточный уровень:
|
-осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры; - отношение к правильной устной речи, как показателю общей культуры человека; - умение читать по слогам короткие тексты; - умение слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку; - умение по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать, о чём читали или слушали; - заучивать наизусть 2-3 стихотворения, отчётливо читать их перед классом; - соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
| - слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; - соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; - читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре; - самостоятельно пересказывать по картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст; - выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед учащимися класса.
|
3 класс | |
Минимальный уровень:
| Достаточный уровень:
|
-осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; -пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; -участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
| -чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; -ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; -определение основной мысли текста после предварительного его анализа; -чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных действующих лиц произведения; -элементарная оценка их поступков; -чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); -пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; -выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
|
|
|
Минимальный уровень:
| Достаточный уровень:
|
-осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; -пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; -участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
| -чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; -ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; -определение основной мысли текста после предварительного его анализа; -чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных действующих лиц произведения; -элементарная оценка их поступков; -чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); -пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; -выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
|
4.3. Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся 1-4 классов:
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия: | Познавательные учебные действия |
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
| – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
| - удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); - уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; - уметь адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
| - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
|
5.Содержание учебного предмета.
1 класс Обучение грамоте.
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика |
1 | Добукварный период
| 32 ч | Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ. Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?»), направления звука («Покажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков»). Имитация голоса животных, узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, детских музыкальных инструментов. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у- воет волк, ш-ш-ш- шипит гусь, р-р-р-рычит собака и др. Практическое знакомство со словом («Назови предметы»). Фиксация слова условно – графическим изображением. Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» условно – графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов: дом – дым, удочка – уточка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Фиксация предложения условно – графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений по картинке, запись условно – графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условно – графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка.) с обязательным выбором соответствующей картинки. Деление двусложных слов на слоги: И-ра, А – ля, Ва – ся. Фиксация части слова условно – графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма – на, са - за, да – та. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте». Отработка четкого произношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, с-з, с-ш, и т. д.( с учетом произносительных навыков обучающихся). Умение слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков а, у, м, о, н, с в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки. Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок(2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв). Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг, их последовательное введение. Составление комбинаций из разных фигур изображений знакомых предметов (ёлочка, тележка, грузовик, дом и т.д). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху – внизу, справа – слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: ёлочка – три треугольника, дом – треугольник квадрат. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4). Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине. Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулак, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой. Формирование графических умений. Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретами, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др. Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
|
2 | Букварный период
| 102ч | 1 – й этап: изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назови имена детей, которые начинаются со звука а» и др.). Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов. Образование и чтение слогов состоящих из одной гласной в словах (а-у, у-а) закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых (ма, му, ха, хи) двубуквенных слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: (м-н, с-ш, ма –на, са –ша). Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му- ха, у – ха) с последующим их повторением целых словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или картинкой. Составление и чтение слов состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох сом сын и т.д. Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя. 2 – й этап: повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг,ь. Правильное и четкое произнесение звуков. Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани),выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах; слогов с мягкими и твёрдыми согласными, а также с и- й. Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твёрдыми и мягкими согласными, трёх- четырёхбуквенных слов кот, кит, соль, и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чёткое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов. Большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстрированным материалом. Работа со звуко–буквенной схемой. Обозначение букв красным и синим кружками. Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником. Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя. Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. Чтение небольших загадок, стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя. 3 – й этап: повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме. Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах, словах. Образование и чтение, без искажения звукового состава, усвоенных раннее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1-3 слогов. Чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?». Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя
|
Итого: | 132 |
|
2 класс
№ п/п | Основные содержательные линии | Кол-во часов | Характеристика |
1 | «Осень пришла – в школу пора» | 16 | Отрывки об осенних изменениях в природе. |
2 | «Почитаем — поиграем» | 9 | Произведения об обязанностях и делах школьников. Небольшие игровые моменты по темам уроков. |
3 | «В гостях у сказки» | 13 | Читаем сказки и отрывки из сказок разных народов. |
4 | «Животные рядом с нами» | 13 | Небольшие по объёму произведения о жизни животных в разное время года. |
5 | «Ой ты, зимушка-зима» | 13 | Небольшие по объёму произведения о зимних изменениях в природе. |
6 | «Что такое хорошо и что такое плохо» | 17 | Произведения о хороших и плохих поступках детей, о дружбе и товарищеской взаимопомощи. |
7 | «Весна идёт» | 23 | Небольшие по объёму произведения об изменениях в природе, о жизни животных и растений весной. |
8 | «Чудесное рядом»
| 14 | Произведения на морально-этические темы. |
9 | «Лето красное» | 7 | Небольшие по объёму произведения о летних изменениях в природе. |
10 | Проверь себя! | 5 | Обобщение изученного материала по разделам. |
11 | Проверка техники чтения | 2 | Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания. |
12 | Внеклассное чтение | 5 | Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается? |
| Итого: | 137 |
|
3 класс
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика |
1 | Здрав-ствуй, школа! | 10 | Чтение стихотворений и рассказов о школе. |
2 | Осень наступила… | 14 | Тексты и стихотворения об осенних изменениях в природе. Чтение стихов и рассказов о хороших и плохих поступках, о дружбе и товарищеской взаимопомощи. |
3 | Учимся трудиться. | 15 | Чтение рассказов и стихов об общественно-полезных делах школьников. |
4 | Ребятам о зверятах. | 16 | Небольшие по объёму произведения о жизни животных в разное время года. |
5 | Чудесный мир сказок. | 9 | Читаем сказки и отрывки из сказок разных народов. |
6 | Зимушка-зима. | 24 | Тексты и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе зимой. |
7 | Так нельзя, а так можно. | 12 | Произведения о хороших и плохих поступках детей, о дружбе и товарищеской взаимопомощи. |
8 | Весна в окно стучится. | 20 | Тексты и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе весной. |
9 | Весёлые истории. | 7 |
|
10 | Родина любимая. | 8 | Рассказы и стихотворения о родной земле, о героизме русского народа во время войны. |
11 | Здравствуй, лето. | 11 | Небольшие по объёму произведения о летних изменениях в природе. |
12 | Проверь себя! | 11 | Обобщение изученного материала по разделам. |
13 | Внеклассное чтение. | 11 | Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается? |
14 | Проверка техники чтения. | 2 | Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания. |
Итого: | 170 |
|
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика |
1 | Школьная жизнь. | 12 | Чтение стихотворений и рассказов о школе. |
2 | Время листьям опадать. | 18 | Тексты и стихотворения об осенних изменениях в природе. Чтение стихов и рассказов о хороших и плохих поступках, о дружбе и товарищеской взаимопомощи. |
3 | Делу – время, потехе – час. | 7 | Чтение рассказов и стихов об общественно-полезных делах школьников. |
4 | В мире животных. | 17 | Тексты и стихотворения о живой природе.
|
5 | Жизнь дана на добрые дела. | 10 | Тексты и стихотворения о труде. |
6 | Зима наступила. | 27 | Тексты и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе зимой. |
7 | Весёлые истории. | 13 |
|
8 | Полюбуйся, весна наступает… | 14 | Тексты и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе весной. |
9 | В мире волшебной сказки. | 14 | Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. |
10 | Родная земля.
| 11 | Рассказы и стихотворения о родной земле, о героизме русского народа во время войны. |
11 | Лето пришло. | 15 | Тексты и стихотворения о летних изменениях в природе. |
12 | Внеклассное чтение. | 11 | Формирование навыка самостоятельного чтения книг, читательской культуры, читательской самостоятельности, интереса к чтению. |
13 | Проверка техники чтения. | 2 | Осознанное, правильное чтение текстов. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания |
Итого: | 171 ч. |
| |
Итого за год: | 612 ч. |
|
Проверено « » 2019 г.
И.О. Зам. дир. по УР _______ С.И.Шишкалова
Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 1 классе
Добукварный период
32 часа
№ | Тема урока | Дата | Основные виды учебной деятельности | Коррекционная направленность урока | Материально-техническое оснащение |
1. | Беседа «Праздник школы» | 02.09 | Дать понятие о школе, празднике «День Знаний». | Коррекция мышления, речи на основе выявления знаний по теме беседы. |
|
2. | Имитация звуков животного мира. | 03.09 | Формировать навык различения звуков животного мира. | Коррекция слухового восприятия на основе имитации звуков животного мира. |
|
3. | Беседа по картине «Волшебница-осень» | 04.09
| Выявить знания учащихся о временах года, о признаках осени. | Коррекция памяти, речи посредством работы по картине. |
|
4. | Рассказывание сказки «Курочка Ряба». Имитация голосов животных. | 05.09 | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. | Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
|
5. | Имитация звуков окружающего мира. Рассказывание сказки «Колобок» | 09.09 | Развитие звукового восприятия и воспроизведения на основе имитации звуков окружающей действительности. | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. |
|
6. | Знакомство с условно-графической схемой слов. | 10.09 | Дать первоначальное понятие об условно-графической схеме слов. | Коррекция мышления в процессе определения соответствия схемы со словом. |
|
7. | «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку. | 11.09 | Формировать навык «чтения» условно-графической записи слов. | Коррекция мышления на основе соотношения формы и предмета |
|
8. | Рассказывание сказки «Три медведя». | 12.09 | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. | Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
|
9. | Рассказывание сказки «Репка». | 16.09 | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. | Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
|
10. | Дифференциация сходных по звучанию слов. | 17.09 | Формировать навык дифференциации сходных по звучанию звуков. | Коррекция мышления, речи на основе «чтения» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки. |
|
11. | Рассказывание сказки «Теремок» | 18.09 | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. | Коррекция речи, мышления на основе «чтения» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку. |
|
12. | Составление предложений по картинкам. | 19.09 | Формировать навык составления предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение». | Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений. |
|
13. | Составление рассказа по картинке на тему: «Домашние животные и их детеныши». | 23.09 | Формировать навык составления рассказа по картине. | Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
|
14. | Беседа на тему «Зоопарк» | 24.09 | Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее чтение. | Коррекция внимания, мышления на основе работы ос схемами. |
|
15. | Составление предложений по картине. | 25.09 | Формировать навык составления рассказа по картине. | Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
|
16. | Составление предложений из двух слов. | 26.09 | Формировать навык составления предложений из двух слов, их чтение и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической записи. | Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
|
17. | Составление предложений из трех слов. | 30.09 | Формировать навык составления предложений из трех слов с опорой на картинку. | Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений. |
|
18. | Закрепление изученного материала. | 01.10 | Закрепить навык составления предложений из двух и трех слов с опорой на условно-графические схемы. | Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений. |
|
19. | Беседа на тему: «Дежурство в классе» | 02.10 | Формировать навык составления ответов на вопросы на тему. | Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
|
20. | Деление слов на слоги. Беседа на тему «У нас соревнования» | 03.10 | Формировать навык деления слов на слоги. | Коррекция фонематического слуха на основе определения количества слогов в слове. |
|
21. | Беседа на тему: «В магазине. Овощи и фрукты» | 07.10 | Формировать навык деления слов на слои. | Коррекция мышления на основе деления слов на слоги записи и «чтения» условно-графических схем слов. |
|
22. | Беседа на тему «Моя любимая сказка» | 08.10 | Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение». | Коррекция внимания, мышления на основе работы со схемами. |
|
23. | Знакомство со стихотворением А. Барто «Наша Таня» | 09.10 | Познакомить со стихотворением. | Коррекция памяти на основе заучивания стихотворения наизусть. |
|
24. | Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко» | 10.10 | Познакомить с новой формой условно-графической записи предложения. | Коррекция речи на основе рассказывания сказки с опорой на иллюстрации. |
|
25. | Определение места звука [а] в словах. Чтение условно-графической записи слов. | 14.10 | Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. | Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. |
|
26. | Определение места звука [у] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | 15.10 | Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. | Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. |
|
27. | Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки. | 16.10 | Развивать навык определения места звука в слове. | Коррекция мыслительной деятельности на основе соотнесения изображения на рисунке с условно-графической схемой слова. |
|
28 | Определение места звука [о] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | 17.10
| Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. | Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. |
|
29 | Определение места звука [м] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | 21.10
| Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. | Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме. |
|
30 | Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки. | 22.10
| Формировать навык определения первого звука в слове. Развивать навык составления предложений с опорой на условно-графическую запись. | Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме. |
|
31 | Определение места звука [с] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | 23.10
| Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. | Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме. |
|
32 | Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки. | 24.10
| Формировать навык определения первого звука в слове. Развивать навык составления предложений с опорой на условно-графическую запись. | Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме. |
|
Букварный период – 99 часов
№ | Тема урока |
| Виды деятельности. | Коррекционная направленность урока | Материально-техническое оснащение |
37 | Знакомство с Букварем. Звук и буква Аа. | 28.10 | Познакомить со звуком и буквой Аа | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. |
|
38 | Звук и буква Уу. | 29.10
| Познакомить со звуком и буквой Уу.
| Коррекция навыков произвольной деятельности путем участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. |
|
39 | Чтение слов ау, уа. | 30.10 | Формировать навык составления и чтения слоговых структур из букв разрезной азбуки. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы со слогами |
|
40 | Звук и буква Мм. | 31.10
| Познакомить со звуком и буквой Мм. Развитие слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы со слогами |
|
41 | Чтение прямых и обратных слогов ам-ма, ум-му. | 11.11 | Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. | Коррекция речевого слуха на основе практического знакомства со слогом. |
|
42 | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 12.11 | Систематизировать знания об изученных гласных и согласных звуках и буквах. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».
| Коррекция слухового восприятия и навыков произвольной деятельности. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова из букв разрезной азбуки (индивидуальной и классной), находить сходства и различия. |
|
43 | Звук и буква Оо. | 13.11 | Познакомить со звуком и буквой Оо. | Коррекция фонематического слуха на основе работы с гласным звуком [о]. |
|
| Звук и буква Хх. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами | 14.11 | Познакомить со звуком и буквой Хх. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
|
| Звук и буква Сс. Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 18.11 | Познакомить со звуком и буквой Сс. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Развитие речи на основе построения рассказа по картинке. |
|
| Звук и буква Нн. | 19.11 | Познакомить со звуком и буквой Нн.
| Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
|
| Звук и буква ы. Чтение слогов и предложений с буквой ы. | 20.11 | Познакомить со звуком и буквой ы. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. Формировать навык звуко-буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. |
|
| Звук и буква Лл. | 21.11 | Познакомить со звуком и буквой Лл. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
|
| Чтение слогов и предложений с изученными буквами. | 25.11 | Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами. | Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. |
|
| Чтение текста «Муха» | 26.11 | Формировать навык чтения текстов. | Коррекция зрительной и слуховой памяти на основе чтения слоговых структур. |
|
| Звук и буква Вв. | 27.11 | Познакомить со звуком и буквой Вв. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».
| Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
|
| Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 28.11 | Формировать навык чтения слогов и предложений с изученными буквами. | Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника. |
|
| Повторение пройденного. | 02.12 | Повторить гласные и согласные звуки и буквы. | Коррекция памяти на основе повторения пройденного материала. |
|
| Звук и буква Ии. | 03.12 | Познакомить со звуком и буквой Ии. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. |
|
| Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ии. | 04.12 | Формировать навык чтения слов и предложений с буквой Ии. | Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. |
|
| Закрепление изученного. | 05.12 | Закрепить и повторить изученные буквы и звуки. | Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми структурами, предложениями, предметными и сюжетными картинками учебника. |
|
| Звук и буква Шш. | 09.12 | Познакомить со звуком и буквой Шш. | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
|
| Чтение двусложных слов с буквой ш. | 10.12 | Формировать навык чтения слоговых структур и предложений с изученными буквами. | Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. |
|
| Чтение слогов и слов с сочетанием ШИ. | 11.12 | Формировать навык чтения слога ши. | Коррекция фонематического слуха, мышления. |
|
| Звук и буква Пп. | 12.12 | Познакомить со звуком и буквой Пп.
| Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.
|
|
| Составление чтение двусложных трехсложных слов. | 16.12 | Формировать навык чтения слов, предложений. | Коррекция мышления на основе соотношения слов со схемами. Коррекция речи при составлении предложений. |
|
| Составление рассказа по картинке. | 17.12 | Формировать навык составления рассказа по сюжетной картинке. | Коррекция мышления при составлении рассказа с опорой на картинку. |
|
| Закрепление изученного. | 18.12 | Закрепить и повторить изученные буквы и звуки. | Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми таблицами, текстами учебника. |
|
| Звук и буква Тт. | 19.12 | Познакомить со звуком и буквой Тт. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
|
| Чтение слогов с мягкими и твердыми согласными. | 23.12 | Формировать навык чтения слогов, слов и предложений. | Коррекция мышления на основе построения предложений. Коррекция выразительности речи при чтении текстов. |
|
| Закрепление изученного. | 24.12 | Закрепление и развитие умений читать слоги с твердыми и мягкими согласными. | Коррекция мыслительной деятельности на основе уместного употребления местоимений. |
|
| Звук и буква Кк. | 25.12 | Познакомить со звуком и буквой Кк. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
|
| Чтение слогов и слов с буквой Кк. | 26.12 | Формировать навык чтения слоговых структур, составления предложений. | Коррекция мышления на основе работы со словами вида один-много. |
|
Проверено «___» _____________ 2020 г.
И.О. Зам. дир. по УР _______ С.И.Шишкалова
Календарно-тематическое планирование по чтению для 1 класса
2 полугодие (68 часов)
№ | Тема урока | Дата | Основные виды учебной деятельности | Коррекционная направленность урока | Материально- техническое обеспечение |
3 четверть (34 часа) | |||||
65 | Звук и буква Зз. | 13.01 | Познакомить со звуком и буквой Зз. | Коррекция артикуляции и дикции на основе чтения чистоговорок. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
66 | Чтение пар слов типа «лил -залил» | 14.01 | Формировать навык чтения пар слов-действий. Составление с ними предложений. | Коррекция памяти на основе работы с сюжетными картинками Букваря. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
67 | Дифференциация С-З. | 15.01 | Формировать навык дифференциации звуков З-С. | Коррекция слухового восприятия и фонематического слуха на основе работы со сходными по звучанию звуками. |
|
68 | Закрепление изученного. | 16.01 | Закрепить и обобщить знания изученных гласных и согласных звуков и букв. | Коррекция мышления, памяти. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
69-70 | Звук и буква Рр. | 20.01 21.01 | Познакомить со звуком и буквой Рр. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
71 | Чтение текста «Наши картины» | 22.01 | Формировать навык чтения текста с изученными буквами. | Коррекция выразительности при чтении текста. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
72 | Чтение текста «Наши рисунки» | 23.01 | Формировать навык чтения текста с изученными буквами. | Коррекция выразительности при чтении текста. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
73-74 | Дифференциация Р-Л. | 27.01 28.01 | Формировать навык дифференциации звуков Р-Л. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. |
|
75 | Закрепление изученного. | 29.01 | Закрепить и обобщить знания об изученных буквах и звуках. | Коррекция памяти, мышления на основе работы со страницами учебника. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
76 | Звук и буква й. | 30.01 | Познакомить со звуком и буквой й. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
77 | Дифференциация и-й. | 03.02 | Формировать навык различать на слух и-й. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с данными звуками. |
|
78 | Закрепление изученного. Чтение текста «Пополам!» | 04.02 | Закрепить знания о звуках и-й. | Коррекция мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
79 | Звук и буква Жж. | 05.02 | Познакомить со звуком и буквой Жж. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
80 | Дифференциация Ж-Ш. | 06.02 | Формировать навык дифференциации сходных по звучанию звуков. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
81 | Сочетания Жи-Ши. | 17.02 | Формировать первоначальные навыки о сочетаниях жи-ши. | Коррекция внимания при чтении соответствующих сочетаний. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
82 | Звук и буква Бб. | 18.02 | Познакомить со звуком и буквой Бб. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
83 | Чтение слов и предложений с буквой Бб. | 19.02 | Формировать навык чтения слов с изученными буквами. | Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. |
|
84 | Дифференциация Б-П. | 20.02 | Формировать навык дифференциации звуков Б-П. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
85 | Чтение текста «Шалун Барсик» | 25.02 | Формировать навык чтения текстов. | Коррекция мышления, речи на основе работы по тексту. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
86 | Звук и буква Дд. | 26.02 | Познакомить со звуком и буквой Дд. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
87 | Чтение слоговых структур и текстов. | 27.02 | Формировать навык чтения слоговых структур и текстов с изученными буквами.. | Коррекция памяти, внимания на основе работы со слоговыми структурами, схемами предложений | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
88 | Дифференциация Д-Т. | 02.03 | Формировать навык дифференциации звуков Д-Т. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
89 | Звук и буква Гг. | 03.03 | Познакомить со звуком и буквой Гг. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. |
|
90 | Дифференциация Г-К. | 04.03 | Формировать навык дифференциации звуков Г-К. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Коррекция внимания при чтении соответствующих сочетаний. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
91 | Чтение текста «Артисты». | 05.03 | Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста. | Коррекция памяти, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. |
|
92 | Закрепление изученного. | 10.03 | Закрепить знания об изученных звуках и буквах. Формировать навык чтения текстов, навык беседы по прочитанному. |
| Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
93 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | 11.03 | Формировать знания о ь – как показателе мягкости согласных звуков. | Коррекция фонематического слуха при чтении слов с ь. |
|
94 | Чтение текста «Лодыри». | 12.03 | Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. | Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста. |
|
95 | Закрепление изученного. | 16.03 | Закрепить и повторить знания о гласных и согласных, твердых и мягких согласных. Развивать навык чтения слов, предложений с изученными буквами. | Коррекция памяти, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. |
|
96 | Звук и буква Ее.
| 17.03 | Познакомить с буквой Е в начале слова. | Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
97 | Буква Е – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «В лесу». | 18.03 | Познакомить с буквой е – показателем мягкости согласных звуков. Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. | Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
98 | Упражнение в дополнении предложений. | 19.03 | Упражнять в дополнении предложений. | Коррекция мыслительной деятельности при дополнении предложений подходящими по смыслу словами. |
|
4 четверть (35 часов)
| |||||
99-101 | Повторение изученного. Чтение текста «Повара» | 30.03 31.03 01.04 | Повторить знания о согласных и гласных звуках и буквах. | Коррекция мышления на основе работы текстовым материалом учебника. |
|
102 | Звук и буква Яя. | 02.04 | Познакомить с буквой Я в начале слова. | Коррекция речи, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
103 | Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «Наш хор». | 06.04 | Познакомить с буквой я – показателем мягкости согласных звуков. Формировать навык чтения текста с изученными буквами. | Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме. |
|
104 | Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными. | 07.04 | Формировать навык чтения слогов с твердыми и мягкими согласными. | Коррекция слухового восприятия, мышления при чтении слогов и слов с оппозиционными звуками. |
|
105 | Звук и буква Юю. | 08.04 | Познакомить со звуком и буквой Ю. Формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и после гласной. | Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
106 | Буква ю – показатель мягкости согласного звука. | 09.04 | Познакомить с буквой ю– показателем мягкости согласных звуков. | Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с буквой ю. |
|
107 | Чтение текста «Прятки». | 13.04 | Формировать навык чтения текста с изученными буквами. | Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме. |
|
108 | Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными. | 14.04 | Формировать навык чтения слогов с твердыми и мягкими согласными. | Коррекция слухового восприятия, мышления при чтении слогов и слов с гласными У-Ю. |
|
109 | Звук и буква Ёё. | 15.04 | Познакомить с буквой Ё в начале слова. | Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
110 | Буква Ё – показатель мягкости согласного звука. | 16.04 | Познакомить с буквой Ё – показателем мягкости согласных звуков. | Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
111 | Чтение текстов «Вот так Тёпа!», «Шутка». | 20.04 | Формировать навык чтения текста с изученными буквами. | Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме. |
|
112 | Чтение слоговых таблиц, скороговорок. | 21.04 | Формировать навык чтения слоговых таблиц, скороговорок с изученными буквами. | Коррекция фонематического слуха, речи на основе работы с таблицей оппозиционных слогов, чистоговорок. |
|
113 | Звук и буква Чч. | 22.04 | Познакомить со звуком и буквой Чч. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным шипящим звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
114 | Составление и чтение предложений. Чтение текста «Красная Шапочка». | 23.04 | Формировать навык составления предложений по схеме. | Коррекция мышления при работе с текстовым материалом учебника. |
|
115 | Чтение сочетаний Ча-Чу, слов, предложений с ними. Чтение сказки «Хитрая лисичка» | 27.04 | Познакомить с правописанием ча-чу. | Коррекция фонематического слуха, памяти на основе работы с данными сочетаниями, чтением и заучиванием скороговорок. |
|
116 | Дифференциация слов по вопросам Кто? Что? Закрепление изученного. | 28.04 | Познакомить со словами, отвечающими на вопрос кто? и что? | Коррекция мышления на основе дифференциации предметов по вопросам. |
|
117 | Звук и буква Фф. Чтение текста «Лесная школа» | 29.04 | Познакомить со звуком и буквой Фф. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
118 | Дифференциация В-Ф. Чтение слогов со стечением согласных. | 30.04 | Формировать навык дифференциации звуков В-Ф. | Коррекция речи на основе работы по таблицам с оппозиционными звуками, чтении слогов и слов со стечением согласных |
|
119123 | Звук и буква Цц. | 04.05 05.05 06.05 07.05 12.05 | Познакомить со звуком и буквой Цц. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
124-127 | Звук и буква Ээ. Чтение текстов на тему: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» | 13.05 14.05 18.05 19.05 | Познакомить со звуком и буквой Ээ. Формировать навык чтения слов с буквой Ээ в начале слова и после гласной. | Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
128-129 | Звук и буква Щщ. | 20.05 21.05 | Познакомить со звуком и буквой Щщ. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. | Тематические презентации, наборы сюжетных картинок по развитию речи, занимательный материал, учебник, |
130-131 | Буква ъ. различение слогов с ъ и без него. | 25.05 26.05 | Формировать навык чтения слогов с ъ. | Коррекция мыслительной деятельности и слухового восприятия на основе работы со схемами предложений. |
|
132-133 | Закрепление изученного. | 27.05 28.05 | Закрепление навыка работы с текстовым материалом учебника. | Коррекция слухового восприятия на основе работы с таблицами оппозиционных звуков, гласными и согласными буквами и звуками. |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатные издания и пособия:
Азбука (таблица);
прописные буквы (таблица);
картинный словарь;
касса букв;
слоги.
Технические средства обучения:
ЖК-экран.
Учебно-практическое оборудование:
С.Ю. Ильина «Чтение» 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях 3-е издание Москва «Просвещение» 2017 г.
Хрестоматия по литературе 1-4 класс
Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет Москва «Оникс»
Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года Москва «Оникс»
Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет Москва «Оникс»
Согласовано. Протокол заседания МС
от«___» ___________20__ года № _____ Руководитель МО __________ ________________________ (Подпись) (Ф.И.О.)
|
|
| Согласовано.
Заместитель директора по УР ___________ ________________________ (Подпись) (Ф.И.О.) «___» ___________20__ года |
22