СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по декоративно прикладному творчеству

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовителны класс ДХШ "Декоративно прикладное творчество"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по декоративно прикладному творчеству»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы - художественно-эстетическая.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся играетдекоративно-прикладное искусство. Изучение предмета помогает детямактивно осмыслить окружающий мир, творчески воплощая его в формахдекоративно-прикладного искусства. Здесь налицо поиск более лаконичногои максимально выразительного образа, гармонического сплавафункциональности и красоты предмета, его формы и декора, стремлениевыявить богатые выразительные возможности даже самого скромногоматериала.

Курс «Декоративная композиция» позволяет наиболее полно проявитьтворческую инициативу, индивидуальные художественные способности, свободу воображения, фантазию учащихся.

Занятия декоративной композицией способствуют эстетическому развитию детей,

учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную.

Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна данной программы заключается в разнообразиихудожественных техник и использовании современных художественныхматериалов для декоративных работ.

Актуальность.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В нее включены задания, направленные на развитие различных видов мышления и памяти. Одновременно содержание программы строится с учетом формирования индивидуальных предпочтений обучающихся, что предполагает вариативность выполнения заданий.

Учебные задания постепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству работы. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков, включающих и технические приемы ведения работы в различныхтехниках.

Педагогическая целесообразность.

При определении педагогической целесообразности в основу программы были положены следующие компоненты:

креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности обучающихся (обученность, готовность учеников к творческому освоению мира, развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности)

когнитивный, формирующий знания обучающихся о природе, обществ (гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение богатствами мировой и российской культур).


Цель и задачи.

Цель - cформировать целостное творческое сознание, активную творческую позицию, потребность общения с искусством.

Образовательные задачи:

дать теоретические знания по различным декоративным техникам;

обучить техническим приемам выполнения декоративной работы;

обучить умению стилизовать предметы;

познакомить с видами орнамента и построения композиции;

научить применять полученные знания, умения на практике.

Развивающие задачи:

развить фантазию, ассоциативное, образное мышление, творческую индивидуальность при выполнении работы

развить мотивацию личности к познанию и творчеству;

развить нравственно-эстетические и духовные качества личности.

Воспитательные задачи:

воспитать любовь к прекрасному, трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели;

воспитать уважительное и бережное отношение к традиционной новой культуре и творчеству народных мастеров;

формировать творчески активную личность.

Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическим особенностям каждого ученика. Процесс изготовления красивых и нужных изделий координирует мозговую деятельность и моторику пальцев, вызывая ощущение уверенности в своих силах и возможностях. Возникает чувство уважения к своему труду.

Отличительные особенности данной программы.

Отличительные особенности данной программы от примерных программ для ДХШ и художественных отделений ДШИ (Министерства культуры РФ, Москва, 1999) заключается в выполнении заданий, соответствующих современному уровню развития обучающихся и в использовании новых декоративных материалов.

Срок реализации программы – 1 года

В подготовительной группе на предмет «Декоративная композиция» отведено 36 учебных часов в год. Нагрузка по предмету в неделю составляет 1 учебный час. На весь курс – 36 учебных часов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.

Данная программа предназначена для обучающихся подготовительной группы в возрасте от 8 до 10 лет, независимо от пола ребенка.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в группах по 10-20 человек. Урок является основной формой организации учебной деятельности, продолжительность каждого урока 40 минут с перерывом 10 минут. Сопутствующими формами являются посещение выставок, мастерских художников.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения в подготовительной группе обучающиеся должны уметь:

создавать цветовую гармонию;

стилизовать простые предметы;

работать в материале, соблюдая технологический процесс;

компоновать работу согласно формату листа;

аккуратно вести работу;

применять теоретические знания на практике.

Способами проверки являются:

текущий контроль на уроках;

четвертные просмотры работ обучающихся старших подготовительных групп.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Работа с природным материалом.

Аппликация.


1


0,5


0,5

3.

Коллаж из листьев «Любимое животное»

2

_

2

4.

Розочка из кленовых листьев.

1

0,5

0,5

5.

Композиция из листьев (в технике набрызг)

1

0,5

0,5

6.

Работа с бумагой.

Оригами.


4


1


3

7.

Аппликация. Мозаика. Открытки.

18

3

15

8.

Вырезание снежинок

2

0,5

1,5

9.

Работа с тканью.

Обрядовые куклы.


6


2


4


Итого:

36

9

27




  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 четверть – 9 учебных часов


  1. Беседа о декоративном искусстве.

Задача: изучение понятия «декоративное искусство» и его особенностей.

Материалы: изделия декоративно-прикладного искусства, фотографии.

Время: 1 час.

  1. Дары осени. Женский образ.

Задача: знакомство с техникой коллаж, гармоничный подбор цвета, составление композиции.

Материалы: А3, клей ПВА, сухие листья, ножницы.

Время: 1 час.

  1. Любимое животное. Осенний коллаж.

Задача: знакомство с техникой коллаж, гармоничный подбор цвета, составление композиции.

Материалы: А3, клей ПВА, сухие листья, ножницы.

Время: 2 часа.

  1. Розочка из кленовых листьев.

Задача: знакомство с техникой складывания, сгибания и скручивания листьев.

Материалы: кленовые листья, изолента (скотч), ножницы.

Время: 1 час.

  1. Оригами.

Задача: знакомство с техникой оригами, развитие логического и пространственного мышления.

Материалы: цветная бумага, А3, ножницы.

Время: 4 часа.


2 четверть – 8 учебных часов

  1. Ваза с фруктами. Аппликация.

Задача:гармоничный подбор цвета, составление композиции.

Материалы: цветная бумага, А3, ножницы, клей ПВА.

Время: 1 час.

  1. Бабочка. Аппликация в технике мозаика.

Задача:знакомство с техникой мозаика, гармоничный подбор цвета, составление композиции.

Материалы: цветная бумага, А3, ножницы, клей ПВА.

Время: 2 часа.

  1. Сказочный город (солнечный город)

Задача: гармоничный подбор цвета, составление композиции, научить воплощать замысел с помощью разно-фактурных материалов.

Материалы: цветная бумага разной фактуры, страницы журналов с цветной печатью, клей, ножницы, картон, фломастеры.

Время: 1 час

  1. Изготовление новогодней открытки.

Задача:гармоничный подбор цвета.

Материалы: А3,фломастеры, цветная бумага, блестки, органза, вуаль.

Время: 1 час.

  1. Морозные узоры. Аппликация из манки.

Задача:знакомство с многообразием природных форм, знакомство с новой техникой, с приемами стилизации.

Материалы: синий картон, манка, клей ПВА.

Время: 1 час.

  1. Вырезание снежинок.

Задача:знакомство с многообразием природных форм.

Материалы: А3, ножницы, трафареты.

Время: 2 часа.


3 четверть – 11 учебных часов


  1. Сказочное дерево.

Задача: знакомство с понятием «стилизации»

Материалы: фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, акриловые краски – металлик, блеск.

Время: 1 час.

  1. Зимний лес.

Задача: создание декоративного образа на основе переработки натурного материала (вырезание из бумаги).

Материалы: цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы.

Время: 1 час.

  1. Декоративное панно «В гостях у матрешки».

Задачи: знакомство с матрешкой, расписывание силуэтов матрешки, составление композиции.

Материалы: картон, гуашь, клей.

Время: 2 часа.

  1. Насекомые.

Задача: гармоничный подбор цвета, аккуратность выполнения работы, закрепление понятия «колорит».

Материалы: гуашь, А4.

Время: 1 час.

  1. Балерина из салфеток.

Задача:научить воплощать замысел с помощью разно-фактурных материалов.

Материалы: салфетки, проволока, клестер.

Время: 1 час.

  1. Открытка из конфети.

Задача: создание декоративного образа на основе переработки натурного материала (вырезание из бумаги с помощью дырокола).

Материалы: цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы, декоративный жгут.

Время: 1 час.

  1. Рамка для фотографий в технике коллаж (декорированная различными крупами)

Задача: научить воплощать замысел с помощью разно-фактурных материалов.

Материалы: картон, клей, различные крупы, какао бобы, фасоль, сухоцветы.

Время: 1 час.

  1. Пасхальная открытка.

Задача: гармоничный подбор цвета.

Материалы: цветная бумага, перья, яйца, гуашь

Время: 1 час.

  1. Аппликация «Цветы».

Задача: гармоничный подбор цвета, составление композиции.

Материалы: картон для фона, ткань, толстые нити, клей.

Время: 1 час.

  1. Розы из бумаги.

Задача: гармоничный подбор цвета, составление композиции, овладение техническими навыками.

Материалы:цветная бумага, ножницы, клей,

Время: 1 час.


4 четверть – 8 учебных часов


  1. «Сувенир» (изготовление украшений – бус, браслетов)

Задача: овладение техническими навыками, освоение понятия ритма

Материалы: природные материалы, пластика, клей, нитки.

Время: 2 часа.

  1. Изготовление обрядовой куклы

Задача: познакомиться с историей возникновения обрядовой куклы и техникой ее изготовления.

Материалы: ткань различных расцветок и фактур, нитки, декоративная тесьма, синтепон.

Время: 6 часов.









  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Формы занятий

Программа предполагает индивидуальные, фронтальные формы обучения в группе. Урок является основной формой организации учебной деятельности. В течение урока происходит самоанализ деятельности с целью представления промежуточных и конечных результатов своей работы, для самокоррекции и коррекции деятельности. В конце урока проводиться коллективный анализ и самоанализ созданной работы.

Занятия по декоративной композиции состоят из теоретической части и практических заданий. Теоретическая часть состоит из вводнойбеседы,проводимой вначале каждого года обучения и бесед, предваряющихвыполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняетобучающимся содержание задания и указывает методы его выполнения.Беседы сопровождаться показом иллюстративного материала. Практическаячасть состоит из самостоятельной работы обучающихся.Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работыявляются внеклассные экскурсии и мастер-классы. Они углубляют знания,полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и

активизируют самостоятельную работу над рисунком. Мастер-класс -демонстрация художником, имеющим высокие достижения в определенной области, уникальных, присущих только ему способов взаимодействия с обучающимися.


Приемы и методы организации учебного процесса (по характеру познавательной деятельности).

Методическое обеспечение осуществляется по основным, традиционным для системы образования методикам, а также опирается на новые образовательные технологии (метод проблемного изложения).

Объяснительно-иллюстрированный метод.

Проведение практических занятий по декоративной композиции требует наглядного показа методов выполнения работы. Изобразительное искусство связано со зрительными ощущениями и восприятием, поэтому занятия требуют наглядности обучения. В распоряжении педагога имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели,

таблицы, рисунки, плакаты и педагогические рисунки. Средства обученияприменяются по усмотрению преподавателя в зависимости от темы и задач урока. Наглядность на уроке играет первостепенную роль, является одним из главных средств информации о предмете. Опираясь на зрительное впечатление, обучающиеся получают более полное представление об изучаемом материале. Объяснительно-иллюстрированный метод включает в

себя следующие приемы: рассматривание, наблюдение, педагогический рисунок, беседа, рассказ.

Педагогический рисунок производится попутно с устнымобъяснением, что позволяет ускорить восприятие обучающимися новогоматериала и усилит педагогический эффект.

Функции педагогических рисунков:

  • иллюстрация устного объяснения;

  • демонстрация методической последовательности работы над композицией;

  • показ практических стадий выполнения композиции;

  • показ принципов композиционного решения;

  • демонстрация технических приемов и возможностей различных материалов;

  • наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач.

Репродуктивный метод- обучающийся выполняет действия по образцуучителя. Здесь используется индивидуальный подход. Преподаватель надетском рисунке показывает технические приемы работы графическимиматериалами, штрихом. Правка ученических работ проводится с цельюпонимания обучающимися принципов и методов выполнения заданий, а не

для внешнего улучшения качества рисунков.

Проблемное изложение наиболее уместно, когда обучающиеся необладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем илииным явлением. Преподаватель демонстрирует обучающимся путьисследования, открытия и поиска новых знаний, готовя тем самым саналогичной самостоятельной работе в дальнейшем.

Информационным средством обучения является использование на уроках компьютерных технологий, с показом на уроках мастер-классов ведущих российских преподавателей, художников, творческих и учебных работ обучающихся УДОД, экскурсий по музеям мира и др.


Техническое оснащение занятий

Обучающимся предлагается для занятий стол или мольберт, рассчитанный на рост ребенка, табурет для материалов и стул. ТСО: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.


Формы подведения итогов по предмету «Декоративная композиция» включают в себя:

участие лучших работ обучающихся в выставках и конкурсах

общешкольного, областного, всероссийского уровней.

просмотры текущих работ обучающихся.

























  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИОБУЧАЮЩИХСЯ.


1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты - М.;1989

2. Буткевич Л.М. История орнамента – М.; 2003

3. Гармония цвета - Мн.: Харвест.; 2000

4. Кузин В.С. Изобразительное искусство - М.; 2000.

5. Моника Стопплан, Кэрол Кроу. Ткани и другой текстиль. Норинт. СПб.; 2000

6. Синеглазова М.О. Батик - М.; 2006

7. Соколова О. Ю.Секреты композиции: для начинающих художников - М.; 2003.


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.


1. Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие - М.;1974

2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс - М.; 1989

3. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге - М.;1990

4. Бычков В.В. Эстетика - М.; 2003

5. Волков Н.Н. Цвет в живописи - М.; 1984

6. Выготский А.С. Психология искусства - М.; 1997

7. Жабинский В.И. Рисунок - М.; 2008

8. Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи - М.;1986

9. Кандинский В.В. О духовном в искусстве - М.; 2004

10. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество -М.;1990

11. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись - М.; 1998

12. Клее Пауль Педагогические Эскизы - М.; 2005

13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М.; 1981

14. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция - М.; 2008

15. Логинова Г.П. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет - М.; 1988

16. Меерович М.И. Технология творческого мышления - М.; 1989

17. Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности - М.; 2004

18. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе - М.; 2000

19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования//Под. ред. Полат.Е.С. - М.; 2001.

20. Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека - М.;1992

21. Педагогика. Учебное пособие//Под ред. Пидкасистого П.И. - М.; 1998

22. Сарабьянов Д. История русского искусства конца 19- начала 20 века. - М.;2001

23. Синеглазова М.О. Батик. - М.; 2006

24. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.; 1997

25. Смирнова Е.О. Детская психология. //Учеб. для студ. - М.; 2003

26. Устин В.Б. Композиция в дизайне. - М.; 2007

27. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.; 1964