СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Экология"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная рабочая программа по дисциплине "Экология" для 7 и 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Экология"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 104»




«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________

ФИО


Протокол №__ от ___201__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МБОУ «ООШ № 104»

_________________________

ФИО

от «___» ______ 201___ г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ«ООШ № 104»

____________Артюшина Е.И.

ФИО


Приказ № __от «__ » ____ 201_г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Дмитриевой ГалинЫ Александровны

Ф.И.О., категория




По ЭКОЛОГИИ 7-8 КЛАССЫ

Предмет, класс и т.п.





Рассмотрено на педагогическом совете протокол № ___

«__»_______________2019г.

















2019 – 2020 учебный год



Структура программы:

I.Пояснительная записка

II.Общая характеристика учебного предмета

III.Место учебного предмета в учебном плане

IV.Планируемые результаты освоения учебного предмета

V.Содержание программы

VI.Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по предмету

VII.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

VIII. Требования к уровню подготовки учащихся

IX. Приложения к программе


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по экологии для 7-8 классов общеобразовательных бюджетных учреждений составлена на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

Рабочая программа разработана на основе программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», авторской программы курса «Экология животных» В.Г. Бабенко и курса «Экология человека. Культура здоровья» для 8 класса Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А., М.: Вентана-Граф, 2013 г.

Реализация программы возможна за счет части формируемого участниками образовательных отношений 1 час в неделю (34 часа). Данная рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования и авторской программы по экологии В.Г. Бабенко, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова для 7 классов общеобразовательных учреждений (Москва, Вентана-Граф, 2015), для 8 класса Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. (Москва, Вентана-Граф, 2013) и предназначена для реализации в общеобразовательном учреждении на базовом уровне в 7-8 классах.

Рабочая программа выполняет следующие основные функции:

1.Нормативная функция определяет объем и порядок преподавания учебной дисциплины.

2. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

3. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.


Цели курса в 7 классе:

  1. рассмотреть влияние условий окружающей среды на животных,

  2. состав животного мира в разных местах обитания,

  3. многообразие взаимных связей разных живых существ,

  4. роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.


Цель курса в 8 классе:

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Задачи курса:

  1. создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии животных и экологии человека;

  2. знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

  3. воспитание экологически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

  4. формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и обосновывать собственную позицию;

  5. формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, используя для этого биологические знания;

  6. приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с объектами живой природы в повседневной жизни.


II.Общая характеристика учебного предмета

Экология – научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественнонаучной дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину.

Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.

Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно-научные и гуманитарные аспекты.

При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.


III. Место учебного предмета в учебном плане

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Экология» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 68 часов.

Класс

Часов в неделю

Часов в год

Всего за курс

7

1

34

68

8

1

34

Учебный год в 7- 8 классах рассчитан на 34 недели


IV.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.


Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;

– определять её цели и задачи;

– выбирать средства и применять их на практике;

– оценивать достигнутые результаты.

– формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

– создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).


Предметные результаты:

В 7 классе:

– называть методы изучения, применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

В 8 классе:

– анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

– сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

– прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

– планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

– оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов;

– Объяснять изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

– Объяснять зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.


V. Содержание программы.

7 Класс

Тема 1. Условия существования животных (4 ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

Тема 2. Среды обитания животных (6 ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Тема 3. Биотические отношения в жизни животных (7 ч)

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Тема 4. Неживая природа в жизни животных (5 ч)

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Тема 5. Сезонные изменения в жизни животных. (3 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Тема 6. Численность животных. (3 ч)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.

Тема 7. Изменения в животном мире Земли. (5 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Заключение (1 ч.)


8 класс

Глава I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. История возникновения экологических проблем нашего региона.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье. Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.

Климатические курорты нашей страны и региона.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Глава II. Влияние факторов среды на систем органов (23 ч)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений. Гигиена спорта.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

III. Репродуктивное здоровье (3 ч)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Вторичные половые признаки.

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

Заключение (1 ч.)

Обобщение полученной в ходе изучения курса информации.



VI.Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по предмету

Тематическое планирование (7 класс)

№ раздела

Название раздела, глав

Количество часов

Всего

Из них (формы контроля)

практических работ

лабораторных работ

1

Условия существования животных

4

-

1

2

Среды обитания животных

6

-


3

Биотические отношения в жизни животных

7

-


4

Неживая природа в жизни животных

5

-

1

5

Сезонные изменения в жизни животных

3

-

1

6

Численность животных

3

-

1

7

Изменения в животном мире Земли

5

-


8

Заключение

1

-



Итого

34

-

4


Тематическое планирование (8 класс)

№ раздела


Название раздела, глав

Количество часов

Всего

Из них (формы контроля)

практических работ

лабораторных работ

1

Окружающая среда и здоровье человека

7

-

1

2

Влияние факторов среды на системы органов

23

-

10

3

Репродуктивное здоровье

3

-

-

4

Заключение

1

-

-


Итого

34

-

11










Календарно-тематическое планирование 7 класс.

урока

Тема раздела/ урока

Основное содержание и решаемые проблемы

Планируемые результаты

Домашнее задание

Календарные сроки

Предметные

Метапредмет-ные

Личностные

План

Факт

Раздел 1. Условия существования животных. (4 ч)

1

Среда обитания животных и условия существования.

Многообразие условий обитания. Изменчивость условий. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.

Л.Р. Наблюдение за изменением блока

Объяснять понятия: экология, условия существования, среда обитания. Сравнивать способы питания растений и животных. Характеризовать проявление взаимосвязей живых организмов с окру-жающей средой;

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

– определять цели и задачи;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 1, вопросы



2

Пища и её роль в жизни животных

Какой тип питания характерен для животных. Растительноядные и плотоядные животные. Насекомоядные животные. Активное и пассивное питание. Фильтраторы.

Объяснять правила поведения на природе. Применять на практике полученные знания для ведения наблюдений за живыми организмами.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

§ 2, вопросы



3

Убежища, укрытия и жилища

Нора. Логово. Лежбище, ложка, гнездо, проходные рыбы.

Объяснить для чего животным необходимы укрытия. Какие существуют типы жилищ. Применять на практике полученные знания для ведения наблюдений за живыми организмами

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 3, вопросы



4

Обобщение по теме «Условия существования животных».

Контроль знаний по изученной теме.

Контроль полученных знаний по теме Условия существования

оценивать достигнутые результаты.

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 1-3, повторение



Раздел 2. Среды обитания животных. (6 ч)

5

Наземно – воздушная среда жизни: тундра, леса умеренной зоны, степи, саванны и прерии.

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенности условий обитания и разнообразие животных тундры, горных областей, тайги, лесов умеренной зоны, тропических лесов

Охарактеризовать природную зону.

Объяснить и привести примеры животных обитающих в этих климатических зонах.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

§ 4, вопросы



6

Наземно – воздушная среда жизни: пустыни, тропические леса и горные области.

Особенности условий обитания и разнообразие животных степей, саванн, прерий, пустынь.


Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

§ 5, вопросы



7

Водная среда жизни.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособления животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях, океанах, пресных водоемах.

Объяснить значение водной среды для жизни животных. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Определять приспособления организмов к водной среде.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

§ 6, вопросы



8

Животный мир почвы

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Определить характеристику почвенной среды. Почва-среда обитания, обитатели почвы.

Уметь выявлять по признакам организмы, живущие в почве. Анализировать связи организма со средой обитания.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

§ 7, вопросы



9

Живой организм как среда обитания.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления животных к жизни в живых и на живых организмах.

Определять понятия пищеварительная система, травоядные животные хищники.

Выявлять причинно-следственные связи между способом питания животного и средой его обитания. Определять понятие организма как среды обитания. Выявлять паразитов по способу питания.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

§ 8, вопросы



10

Обобщение по теме «Среды обитания животных».

Контроль знаний по изученной теме.

Контроль знаний по изученной теме «Среды обитания животных».

оценивать достигнутые результаты.

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 4-8, повторение



Раздел 3 Биотические отношения в жизни животных (7 ч)

11

Отношения животных с представителями других царств живой природы.

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных

Определить понятия отношений между представителями царств живой природы. Привести примеры животных-вегитарианцев. Дать характеристики животным и микроорганизмам питающимися зелёными частями растений.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 9, вопросы



12

Животные в жизни растений

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных

Определять понятие организма как среды обитания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитами. Объяснять роль паразитов в жизни организмов.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 10, вопросы



13

Пищевые отношения между животными различных видов

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит-хозяин»

Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни, пищевые цепи, паразиты, хищники.

Выявлять приспособления организмов к неблагоприятным условиям жизни, делать выводы. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 11, вопросы



14

Непищевые отношения между животными различных видов.

Нахлебничество, комменсализм, квартирантство, конкуренция, ресурсы

Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни, пищевые цепи, паразиты, хищники.

Выявлять приспособления организмов к неблагоприятным условиям жизни, делать выводы.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 12, вопросы



15

Отношения между животными одного вида: образование пар, размножение

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые половые и территориальные взаимоотношения.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни..

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 13, вопросы



16

Отношения между животными одного вида: семья, родственники и соседи.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения паразит-хозяин

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни..

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 14, вопросы



17

Обобщение по теме «Биотические отношения в жизни животных».

Контроль знаний по изученной теме.

Контроль знаний по изученной теме «Биотические отношения в жизни животных».

оценивать достигнутые результаты.

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 9-14, повторение



Раздел 4 Неживая природа в жизни животных. (5 ч)

18

Свет в жизни животных

Орган зрения, дневные и ночные животные, изменение длинны светового дня

Объяснять значение света в жизни животных. Роль свата сохранения устойчивости биосферы. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни. Приводить примеры дневных и ночных животных.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 15, вопросы



19

Вода в жизни животных

Соленость воды, выделение и испарение воды животными

Л.Р. Реакция дождевых червей на различную влажность почв

Значение воды в жизни животных. Роль воды сохранения устойчивости биосферы. Благоприятные и неблагоприятные условий жизни.

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 16, вопросы



20

Температура в жизни животных

Хладнокровные. Теплокровные животные. Оцепенение, спячка.

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Спячка.

Оцепенение. Приспособления морфологические, физиологические, поведенческие.

Объяснять значение температуры в жизни животных. Роль температуры сохранения устойчивости биосферы. Благоприятные и неблагоприятные условий жизни. Приводить примеры и дать характеристику теплокровным и холоднокровным животным.

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность;


овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 17, вопросы



21

Кислород в жизни животных

Дыхание. Окисление.

Значение кислорода в жизни животных. Роль кислорода в сохранении устойчивости биосферы. Определять какими способами животные дышат.

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность;

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 18, вопросы



22

Обобщение по теме «Неживая природа в жизни животных».

Контроль знаний по изученной теме.

Контроль знаний по изученной теме «Неживая природа в жизни животных».

оценивать достигнутые результаты.

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 15-18, повторение



Раздел 5 Сезонные изменения в жизни животных. (3 ч)

23

Спячка и оцепенение

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Спячка.

Оцепенение.

Л.Р. Сезонные изменения в жизни насекомых

Значение спячки и оцепенения в жизни животных. Роль спячки и оцепенения сохранения устойчивости биосферы. Дать характеристику животным, впадающим в спячку и оцепенение.

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 19, вопросы



24

Миграции и кочёвки

Миграции как приспособление к сезонным условиям обитания.


Значение и роль миграции и кочёвки в жизни животных. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей..

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 20, вопросы



25

Обобщение по теме «Сезонные изменения в жизни животных

Контроль знаний по изученной теме.

Контроль знаний по изученной теме «Сезонные изменения в жизни животных».

оценивать достигнутые результаты.

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 19-20, повторение



Раздел 6 Численность животных. (3 ч)

26

Популяции животных

Популяции животных.

Плотность и численность популяции

Значение популяции в жизни животных. Ее роль в сохранении устойчивости биосферы. Дать характеристику внутривидовым и внутрипопуляционным отношениям между животными.

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 21, вопросы



27

Как и почему меняется численность животных

Колебания численности. Динамика численности различных животных.

Л.Р. Определение численности и плотности популяций животных

Значение популяции в жизни животных и ее роль в сохранении устойчивости биосферы. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни.

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 22, вопросы



28

Обобщение по теме «Численность животных».

Контроль знаний по изученной теме.

Контроль знаний по изученной теме «Численность животных».

оценивать достигнутые результаты.

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 21-22, повторение



Раздел 7 Изменения в животном мире Земли. (5 ч)

29

Исчезнувшие и исчезающие виды животных

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменения условий обитания животных. Охрана животных.

Привести примеры исчезнувших и исчезающих животных, причины этих явлений. Роль исчезающих животных сохранения устойчивости биосферы. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 23, вопросы



30

Редкие и охраняемые животные

Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Пропаганда охраны животных посредством листовок, плакатов, презентаций.

Привести примеры редких и охраняемых животных их значение в жизни человека. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни. Красная книга животных Саратовской области. Черная книга жив. мира России.

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 24, вопросы



31

Животные и человек. Домашние животные.

Животные и человек. Одомашнивание животных.

Примеры одомашнивания животных. Какую роль играют животные в жизни человека и сохранения биосферы. Применять на практике полученные знания для ведения наблюдений за живыми организмами.

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 25, вопросы



32

Животные населённых пунктов. Жильё человека как среда обитания животных

История становления взаимоотношений человека и животных. Животные в населенных пунктах и в доме человека.

примеры животных, обитаюих в населённых пунктах, их роль в жизни человека и сохранения биосферы. Применять на практике полученные знания для ведения наблюдений за живыми организмами. Делать самостоятельно выводы.

выбирать средства и применять их на практике;

умение организовывать свою деятельность

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:


§ 26, вопросы



33

Обобщение по теме «Изменения в животном мире Земли»

Контроль знаний по изученной теме.

Контроль знаний по изученной теме.

оценивать достигнутые результаты.

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 23-26, повторение



34

Итоговый тест за курс экология животных.

Контроль знаний.

Контроль знаний по курсу «Экология человека».

оценивать достигнутые результаты.

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ 1-26, повторение




























Календарно-тематическое планирование 8 класс.

урока

Тема раздела/ урока

Основное содержание и решаемые проблемы

Планируемые результаты

Домашнее задание

Календарные сроки

Предметные

Метапредмет-ные

Личностные

План

Факт

Раздел 1. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

1

Что изучает экология человека

Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы.


способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§1, отв. на вопр.




2

Здоровье и образ жизни.


Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни.

Оценка состояния своего физического здоровья

Л/р «Оценка состояния физического здоровья»

Знать, какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека.

Научиться объективно оценивать состояние своего здоровья.

умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§2, отв. на вопр.




3

История развития представлений о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни на разных этапах человеческого общества.


Знать, как изменялись взгляды на здоровый образ жизни.


умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§3, отв. на вопр.




4

История развития взаимоотношений человека с природой.

Этапы развития природы и человека. Экологическая катастрофа


умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность;


осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§4 Подготовить проект на тему: Влияние капиталистического производства на природу и здоровье человека.



5

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

Антропология. Этнография. Расы человека.

Знать, что изучают науки антропология и этнография.

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§5, отв. на вопр.



6

Влияние климатических факторов на здоровье.

Климат и здоровье. Природа и здоровье. Биометеорология.


умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§6, отв. на вопр.



7

Экстремальные факторы окружающей среды.

Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация

Знать, что является экстремальными факторами, от чего зависит возникновение перегрузок.

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§7, отв. на вопр.



Раздел 2 Влияние факторов среды на системы органов (18 ч)

8

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия)

Вредные привычки. Эйфория. Употребление алкоголя и наркогенных веществ.

Знать, что такое вредные привычки и пагубные пристрастия.

Знать, в чем опасность употребления наркотических веществ.

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§ 8, отв. на вопр.



9

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.


Опорно-двигательная система. Роль питания в развитии костей и скелетной мускулатуры.

Знать, Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы. Выучить комплекс упражнений для коррекции осанки.

Уметь, оценить подготовленность организма к занятиям физической культурой.

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;


овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§9, отв. на вопр.

.



10

Воздействие двигательной активности на организм человека

Гиподинамия. Активный образ жизни.

Л/р Воздействие двигательной активности на организм человека

Знать, Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы. Выучить комплекс упражнений для коррекции осанки.

Уметь, оценить подготовленность организма к занятиям физической культурой.

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;


овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§10, отв. на вопр.

Выучить комплекс упражнений для коррек-ции осанки.



11

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия, анемия

Знать природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Уметь охарактеризовать понятия: гипоксия, анемия

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;


овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§11, отв. на вопр.



12

Иммунитет и здоровье.


Измененные клетки. Аллергия. Аллерген. СПИД

Л\р. «Оценка состояния противоинфек-ционного иммунитета

Знать, что такое измененные клетки организма, какую роль выполняют клетки иммунной системы.

Уметь оценить состояние своего иммунитета.

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§12, отв. на вопр



13

Условия полноценного развития системы кровообращения

Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония

Л.Р. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Знать, что такое ударный объем, от чего зависит частота сердцебиений

умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность;


овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§13, отв. на вопр.



14

Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.


Гипертония. Гиподинамия.

Знать, как связаны гиподинамия и деятельность сердечно-сосудистой системы.

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§14, отв. на вопр.



15

Правильное дыхание.


Носовое дыхание. Правильное дыхание. Канцерогены.

Л. р. Влияние холода на частоту дыхательных движений

Знать, как влияет двигательная активность на дыхание.

Объяснить влияние холода на частоту дыхательных движений.

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§15, отв. на вопр.



16

Пища. Питательные вещества.


Природные пищевые компоненты. Вредные вещества.

Знать, о роли белков, жиров, углеводов в организме.


способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§16, отв. на вопр



17

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний

Природные пищевые компоненты. Вредные вещества. Примеси

Знать, какой вред наносят организму нитраты и нитриты и т.д.

Научиться использовать информацию о продуктах питания.

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§17, отв. на вопр



18

Рациональное питание и культура здоровья

Рациональное питание и культура питания, диета

Иметь понятие о рационе питания, уметь составить сбалансированный рацион питания. Иметь представление о диетах и их видах

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;


сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§18, отв. на вопр



19

Воздействие солнечных лучей на кожу

Инфракрасные, видимые и ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце.

Знать функции кожи, положительное и негативное влияние солнечных лучей на здоровье. Знать правила пребывания на солнце.

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§19, отв. на вопр



20

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание

Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение. Закаливание

Л.Р. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды

Знать о процессах теплоотдачи, протекающих в организме. Иметь представление о закаливании, его способах и влиянии на человека

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§20, отв. на вопр



21

Средства и способы закаливания

Солнечные, воздушные ванны, водные процедуры

Знать правила применения закаливания, использования солнечных и воздушных ванн

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§21, отв. на вопр



22

Факторы, влияющие на развитие и работу нервной системы.

Утомление. Переутомление.

Л.р. Развитие утомления

Знать причины возникновения утомления и переутомления

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§22, отв. на вопр



23

Условия нормального функционирования зрительного анализатора

Фотоэпилепсия. Работа на компьютере

Знать причины нарушения зрения, фотоэпилепсии, опасность работы на компьютере. Знать рекомендации работы на компьютере

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;


овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§23, отв. на вопр



24

Внешнее воздействие на органы слуха и равновесия

Звук, шум, укачивание, вибрационная болезнь

Л.р. Воздействие шума на остроту слуха

Знать что такое шум, как он влияет на здоровье человека. Знать формы болезней движения и их профилактику

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;


сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§24, отв. на вопр



25

Стресс как негативный биосоциальный фактор

Стресс. Стадии стресса.

Л.р. оценка температурного режима учебных помещений

Знать, в чем причины возникновения стресса.

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§25, отв. на вопр



26

Чувствительность к внешним воздействиям.

Темпераменты. Стрессоустойчивость

Л.Р. определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности

Различия в стрессоустойчивости в зависимости от темперамента

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§26, отв. на вопр



27

Биоритмы и причины их нарушений

Биоритмы. Биологические часы.

Л.р. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей

Знать, что такое биоритмы

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§27, отв. на вопр.



28

Гигиенический режим сна.

Сон, фазы сна. Гигиена сна.

Знать фазы сна и общие правила гигиены сна.


способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§28, отв. на вопр.



29

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции

Щитовидная железа. Эпифиз.

Знать, какова функция щитовидной железы в подростковом возрасте и как влияет эпифиз на организм человека.

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;


овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§ 29, отв. на вопр.



30

Повторение и обобщение материала.


Контроль знаний. Индивидуальный тест.

Проверка полученных знаний

оценивать достигнутые результаты

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§8-29, повторение.



Раздел 4 Репродуктивное здоровье (3 ч)

31

Проблема взросления и культура здоровья

Половые железы, гормоны, половая жизнь, вторичные половые признаки, прерывание беременности

Знать возможные последствия ранней половой жизни, причины естественного прерывания беременности и последствия искусственных абортов

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умение организовывать свою деятельность;


сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§30, 31, отв. на вопр.



32

Факторы риска внутриутробного развития. Гендерные роли

Внутриутробное развитие, факторы риска: физические, химические, биологические

Иметь представление о внутриутробном развитии ребенка, о факторах негативного влияния на развития зародыша и плода

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§32, 33, отв. на вопр.



33

Причины заболеваний передающихся половым путем

Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз, герпес, СПИД

Знать группы заболеваний, передающихся половым путем и способы профилактики этих заболеваний

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

определять цели и задачи исследования;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

§ 34, отв. на вопр.



34

Итоговый контроль

Обобщение информации по курсу. Индивидуальный тест

Итоговая работа

оценивать достигнутые результаты

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен. ситуациях

§1- 34, повторение





VIII. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса в 7 классе учащиеся должны:

1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зави­симости от действия экологических факторов.

5. Давать характеристику основным видам приспособлений жи­вотных к различным экологическим факторам и их совокуп­ности, основным средам обитания животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных ви­дов, состояние популяций животных по динамике популяци­онных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнооб­разных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Зем­ли под воздействием природоохранной, селекционной, ген­но-инженерной деятельности человечества, а также деятель­ности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с жи­выми объектами природы.


Знать:

  1. предмет изучения экология животных;

  2. приспособления животных к восприятию и отсутствию света;

  3. цепи питания животных;

  4. пути поступления воды в организм;

  5. активное и пассивное питание;

  6. причины изменения условий существования;

  7. отличия гетеротрофных организмов от автотрофных;

  8. взаимосвязь между организмами и факторами окружающей их среды обитания;

  9. отличия жилищ друг от друга;

  10. климатические условия обитания животных;

  11. особенности поведения животных пустынь и тропических лесов;

  12. особенности поведения животных гор;

  13. приспособления животных к восприятию и отсутствию света;      

  14. значение и источники тепла для животных;

  15. приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;

  16. условия существования паразитов и их приспособления;

  17. приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;

  18. роль хищников и паразитов в природе;

  19. значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений;

  20. различия существования  животных пресных и соленых водоемов;

  21. условия существования организмов в почве;

  22. ареал, численность и плотность популяций;

  23. роль животных в природе и породы одомашненных животных;

  24. почему эти животные предпочитают населенные пункты;

  25. как собаки становятся бездомными и как им можно помочь;

  26. сведения о Красной книге и охраняемых животных. Знать способы охраны природы;                  

  27.   причины исчезновения животных.

Уметь:

  1. отличать живые организмы от тел неживой природы;

  2. перечислять основные компоненты среды обитания;

  3. приводить примеры этих животных;

  4. объяснить особенности животных с пассивным питанием;

  5. приводить примеры дневных и ночных животных;

  6. объяснить, что жилище -важное условие существования животных;

  7. приводить примеры хищных и других животных;

  8. составлять пищевые цепи;

  9. приводить примеры животных разных экологических групп;

  10. доказать, что среда обитания влияет на строение организма животных;

  11. приводить примеры отношений «хищник-жертва»; «паразит-хозяин»;

  12. объяснить этажность водоема;

  13. приводить примеры разных экологических групп животных;

  14. миграций животных;

  15. объяснить, почему одни животные совершают миграции, а другие живут оседло;

  16. вычислять плотность популяции;

  17. приводить примеры одомашненных животных;

  18. показывать на карте охраняемые территории России.

В результате изучения курса в 8 классе учащиеся должны:

знать:

- понятия «здоровье» и «болезнь»;

- факторы здоровья и факторы риска болезни;

- связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- место человека в системе животных;

- понятие о наследственных болезнях и их предупреждение;

- понятие о природноочаговых болезнях;


уметь:

- оценивать среду жизнедеятельности человека;

- объяснять на примерах прямое и косвенное влияние факторов природной среды на здоровье человека;

- составлять свою родословную и карту здоровья;

- анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный;

- подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента ЗОЖ; рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения;

- обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;


VIIII Учебно-методическое обеспечение


  1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Большая школьная энциклопедия: Для сред. шк. возраста/Авт. текста Ш. Конноли; пер. с англ. И. Горелик и др. — М.: Махаон, 2002.

  3. Большая энциклопедия школьника/Пер. с англ. Н. Моррис. — М.: Махаон, 2002.

  4. Введение в ландшафтную экологию. Н.А. Чумаченко. Учебное пособие. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006. – 80 с.

  5. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.

  6. Крейг А., Росни К. Наука: Энциклопедия. — М.: Росмэн, 1995.

  7. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.

  8. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.

  9. Основы экологических знаний (учебное пособие по экологии) Ю.С. Чуйков, М.: «Интерпресс» 2005. – 240 с.

  10. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

  11. Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.

  12. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.

  13. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

  14. Экология животных. Учебник для 7 класса. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин. М.: Вентана-Граф, 2015 г.- 240 с.

  15. Экология человека. Культура здоровья. 8 класс. М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лунина. Учебное пособие для учащихся 8 кл. общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством  образования РФ. М.: Издательский центр «Вентана-Граф». 2013. – 144 с. ил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!