СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине Менеджмент

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.07  Банковское дело

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Менеджмент»

Автономная некоммерческая организация профессионального образования

«Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий»

(АНО ПО «ПТЭИТ»)


УТВЕРЖДАЮ:

Д иректор ЧПОУ «ПТЭИТ»

_____________ Ш.М. Исаев

«31» мая 2024 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 МЕНЕДЖМЕНТ

для специальности 38.02.07 Банковское дело




















Пятигорск, 2024



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.07 Банковское дело (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 05.02. 2018 г. № 67)





Организация-разработчик: Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий» (АНО ПО «ПТЭИТ»)




Разработчик: Кирсанова Н.В.- преподаватель высшей квалификационной категории АНО ПО «ПТЭИТ»




РАССМОТРЕНА

о тделением общеобразовательных и социально-экономических дисциплин

Протокол №9 от 24.05.2024г.

Зав.отделением______ Кирсанова Н.В.


С ОГЛАСОВАНА

на заседании УМС

пр. № 6 от 30.05.2024

__________ Кодякова О.А.










Рецензенты:
Пономарева А.В. - преподаватель АНО ПО «ПТЭИТ»


Володин Д.Н. - к.э.н. доцент, директор ООО «Инвестплюс»




СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины 4

  2. Структура и содержание учебной дисциплины 6

  3. Условия реализации программы учебной дисциплины 10

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11


    1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины ОП.02. Менеджмент


    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина ОП.02. Менеджмент является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело среднего профессионального образования; квалификация выпускника специалист банковского дела.

Учебная дисциплина ОП.02. Менеджмент обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности

38.02.07 Банковское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций: ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ОК 11.


    1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания


Код ПК, ОК

Умения

Знания









ОК 01

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с

помощью наставника)


актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности



ОК 02

определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники

информации; планировать процесс поиска; структурировать

номенклатура информационных источников применяемых в

профессиональной деятельности; приемы


получаемую информацию;

выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

структурирования информации;

формат оформления результатов поиска информации




ОК 03

определять актуальность

нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального

развития и самообразования


содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования



ОК 04

организовывать работу коллектива

и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством,

клиентами в ходе профессиональной деятельности

психологические основы

деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной

деятельности



ОК 05

грамотно излагать свои мысли и

оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять

толерантность в рабочем коллективе


особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений



ОК 09

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

современные средства и

устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в

профессиональной деятельности






ОК 10

понимать общий смысл четко

произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать

и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать

правила построения простых и

сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности

произношения; правила чтения текстов профессиональной


простые связные сообщения на

знакомые или интересующие профессиональные темы

направленности






ОК 11

выявлять достоинства и недостатки

коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-

идею; определять источники финансирования



основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес- планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

В результате освоения рабочей программы обучающийся должен достичь следующих личностных результатов:

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 13 Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

ЛР 14 Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм

ЛР 15 Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.



    1. Структура и содержание учебной дисциплины


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

39

в том числе:

теоретическое обучение, в т.ч.

39

лекции

26

семинарские занятия

13

Промежуточная аттестация - в форме диф.зачета

    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины




Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенцийформированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1. Общая теория управления, закономерности управления различными системами

Содержание учебного материала






ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 5

1. Теория управления. Объект и предмет изучения теории управления. Ключевые понятия теории управления: система управления, процесс управления, механизм управления. Управление и менеджмент. Менеджер и предприниматель.

Организация как объект управления



2

2. Закономерности управления различными системами

(организациями). Этапы и школы в развитии менеджмента

В том числе практических занятий


Практическое занятие 1. Составление сравнительной таблицы

«Школы менеджмента»

2

Тема 2. Цикл менеджмента

Содержание учебного материала


ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 05,

ОК 09

1. Планирование, его цели, задачи. Видов планов предприятия




4

2. Организационные структуры предприятия: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная,

матричная, проектная

3. Контроль, его сущность, виды и задачи. Порядок осуществления контроля различных видов. Способы и методы координации

деятельности предприятия

4. Мотивация персонала, ее способы и виды. Процессуальные и

содержательные теории мотивации


В том числе практических занятий



Практическое занятие 2. Определение потребности мотивации

2

Практическое занятие 3. Правила и принципыпостроения

организационных структур

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации.

Жизненный цикл бизнес единицы

Содержание учебного материала





ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 05,

ОК 09

1. Внешняя и внутренняя среда организации, ее влияние на

участника рыночных отношений. Характеристики внешней и

внутренней среды. Элементы внутренней и внешней среды организации. ПЭСТ анализ. S.W.O.T анализа



4

2. Жизненный цикл бизнес-единицы. Стадии и этапы жизненного

цикла. Инновации как необходимое условие долгосрочного существования. Виды и классификация инноваций

В том числе практических занятий


Практическое занятие 4. Влияние внешней среды на жизненный

цикл бизнес единицы

2

Тема 4. Стратегический менеджмент

Содержание учебного материала




ОК 04, ОК 05,

ОК 09, ОК 10,

ОК 11

1. Стратегическое планирование. Видение, миссия организации.

Общие и частные цели предприятия. Дерево целей



4

2. Виды стратегий: бизнес, конкурентная, финансовая, операционная. Конкурентные стратегии и конкурентные преимущества

В том числе практических занятий


Практическое занятие 5. Составление миссии предприятия

2

Тема 5. Управленческие решения и деловая коммуникация

Содержание учебного материала


ОК 04, ОК 05,

ОК 09, ОК 10,

ОК 11

1. Основы теории принятия управленческих решений. Виды управленческих решений. Этапы принятия управленческих решений. Методы принятия решений



4

2. Понятие и формы деловой коммуникации. Функции и алгоритм

деловой коммуникации. Групповые коммуникации, фасилитация. Оформление итогов деловой коммуникации


В том числе практических занятий



Практическое занятие 6. Деловая игра: «Принятие

управленческого решения»

2

Тема 6. Методы и стили управления

Содержание учебного материала





ОК 04, ОК 05,

ОК 09, ОК 10,

ОК 11

1. Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Методы управления:

административный, экономический, социально-психологический



4

2. Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный. Теория «Х». Теория «У». Управленческая решетка Блейка-Мутона. Ситуативное использование стиля управления

В том числе практических занятий


Практическое занятие 7. Определение оптимального стиля управления в конкретной ситуации

1

Тема 7. Психология менеджмента

Содержание учебного материала





ОК 04, ОК 05,

ОК 09, ОК 10,

ОК 11

1. Конфликт, его сущность причины и последствия. Этапы развития конфликта. Методы управления конфликтами



4





2. Стресс, его причины и последствия. Методы и подходы управления стрессом.

Управление социально-психологическим климатом в коллективе

Промежуточная аттестация - в форме диф.зачета


Всего:

39

    1. Условия реализации программы учебной дисциплины


    1. Материально-техническое оснащение программы учебной дисциплины

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

кабинет менеджмента и управления персоналом, оснащенный оборудованием:

посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, учебно-методические материалы, наглядные пособия, брошюры, экран;

техническими средствами обучения:

мультимедиа комплект (передвижной): ноутбук Lenovo G570 с установленным лицензионным программным обеспечением – операционная система Windows, MS Office, Adobe Reader, проектный столик, проектор Casio XJ-A24.


    1. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы учебной дисциплины библиотечный фонд Колледжа имеет следующие печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы:

Печатные издания: --- Основная литература:

  1. Коротков Э.М. Менеджмент: Учебник для СПО. — М.: Издательство

Юрайт, 2022. — 566 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08046-9.— [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://biblio- online.ru/viewer/A5458B33-771F-4052-A29A-26714CF4FA4E

  1. Менеджмент. Практикум: учебное пособие для СПО / Ю. В. Кузнецов [и др.]; под ред. Ю. В. Кузнецова. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 246 с.


Дополнительная литература:

  1. Менеджмент: учебник для СПО. Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин ; под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. - М.: Юрайт, 2019. - 422 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5386-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/575D3334-E858-46E8-A19C- 8D347F3D6036

Электронные ресурсы (включая профессиональные базы данных):

    1. Электронный каталог библиотеки МосГУ - http://elib.mosgu.ru

    2. Электронное обучение в в МосГУ - www.elearn.mosgu.ru

    3. Справочно-правовая система «Консультант плюс» - www.consultant.ru


    1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Раздел «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» отражает конечные результаты освоения знаний и умений в рамках изучения дисциплины.


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Освоенные знания:

  • актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

  • основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

  • алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

  • методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач

профессиональной деятельности;

  • номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации;

  • формат оформления

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач;


оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его,

не допуская

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических работ


Оценка результатов устного и письменного опроса


Оценка результатов тестирования


Оценка результатов выполнения домашних работ


Оценка выполнения контрольных работ и других видов текущего контроля

результатов поиска

информации;

  • содержание актуальной нормативно-правовой документации;

  • современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и

самообразования;

  • психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

  • основы проектной деятельности;

  • особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений;

  • современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности;

  • правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности

произношения; правила чтения текстов

профессиональной направленности;

  • основы предпринимательской деятельности;

  • основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов;

  • порядок выстраивания презентации;

кредитные банковские продукт

Освоенные умения:

  • распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

  • определять этапы решения задачи;

  • выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

  • составить план действия; определить необходимые ресурсы;

  • владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

  • реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

  • определять задачи для поиска информации;

определять необходимые источники информации; планировать процесс

существенных

неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;


оценка

«удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;


оценка

«неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними

самостоятельно.


Демонстрация умений в составлении стратегического плана организации и его реализации

Демонстрация умений в поиске информации и ее использовании при составлении SWOT- анализа и PEST-анализа

Демонстрация умений в поиске информации и принятии управленческих решений

Демонстрация умений в проектировании организационной структуры предприятия

Демонстрация умений по использованию методов мотивации и управления персоналом

Демонстрация умений по управлению конфликтами и стрессами

Оценка результатов выполнения практической работы

Оценка результатов устного и письменного опроса

Оценка результатов решения ситуационных задач

Оценка результатов самостоятельной работы

Оценка результатов выполнения домашних заданий

Оценка результатов проведенного дифференцированного зачета

поиска; структурировать

получаемую информацию;

  • выделять наиболее значимое в перечне информации;

  • оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

  • определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

  • применять современную научную профессиональную терминологию;

  • определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

  • организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

  • грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по

профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

  • применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

  • понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и



бытовые), понимать тексты

на базовые

профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);

  • писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

  • выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

  • оформлять бизнес-план;

  • рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;

  • презентовать бизнес- идею;

  • определять источники финансирования




ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

  • проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества;

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

  • демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа;

  • отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве;

ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

  • проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону;

  • готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;

ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

  • демонстрация интереса к будущей профессии;

  • положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;

  • ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности;

  • проявление высокопрофессиональной трудовой активности;

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

  • соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики;

  • проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности

ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

  • готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

  • готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;

ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

  • готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;

  • отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве;

  • отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся;

ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

  • демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся;

  • умение противодействовать терроризму и экстремизму

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

  • проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

  • демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

  • проявление уважения к эстетическим ценностям, владение основами эстетической культуры

ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

  • демонстрация принятия семейных ценностей, готовность к созданию семьи и воспитанию детей; неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 13 Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

  • участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях;

  • конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде;

  • участие в исследовательской и проектной работе;

ЛР 14 Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм

  • проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве;

ЛР 15 Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

  • участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях;

  • конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде;

  • участие в исследовательской и проектной работе;

  • оценка собственного продвижения, личностного развития;

  • участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах

Автономная некоммерческая организация профессионального образования

«Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий»

(АНО ПО «ПТЭИТ»)


УТВЕРЖДАЮ:

Д иректор ЧПОУ «ПТЭИТ»

_____________ Ш.М. Исаев

«31» мая 2024 г.









ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

(КОМПЛЕКТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ)

по учебной дисциплине

ОП.02 МЕНЕДЖМЕНТ

для студентов специальности 38.02.07 Банковское дело



















г.Пятигорск, 2024


Комплекты контрольно-оценочных средств разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.07 Банковское дело





Организация-разработчик: Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий» (АНО ПО «ПТЭИТ»)





Разработчик: Кирсанова Н.В.- преподаватель высшей квалификационной категории АНО ПО «ПТЭИТ»






РАССМОТРЕН

о тделением общеобразовательных и социально-экономических дисциплин

Протокол №9 от 24.05.2024г.

Зав.отделением______ Кирсанова Н.В.


С ОГЛАСОВАН

на заседании УМС

пр. № 6 от 30.05.2024

__________ Кодякова О.А.









Рецензенты: Пономарева А.В. - преподаватель АНО ПО «ПТЭИТ»


Володин Д.Н. - к.э.н. доцент, директор ООО «Инвестплюс»


1 Паспорт фонда оценочных средств

Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Менеджмент».

ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля.

Формой аттестации по дисциплине является диф.зачет


1.1 Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке


В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется ком­плексная проверка следующих умений и знаний:


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знания


З1организацию производственного и технологиче­ского процессов;

Устный и письменный опрос

Тестирование

Контрольная работа

З2условия эф­фективного обще­ния;

умения


У1применять ме­тодику принятия эффективного ре­шения;

Практическая работа

Устный и письменный опрос

Тестирование

Контрольная работа

У2организовы­вать работу и обес­печивать условия для профессио­нального и лич­ностного совершен­ствования ис­полнителей


1.2. Реализуемые общие и профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, про­являть к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и спо­собы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и ка­чество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек­тивного выполнения профессиональных задач, профессионального и личност­ного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио­нальной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод­ством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), ре­зультаты выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного разви­тия, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квали­фикации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной де­ятельности.

ПК 1.1

Собирать данные для анализа использования и функционирования информаци­онной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информацион­ной системы.

ПК 1.2

Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке мето­дов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельно­сти.

ПК 1.6

Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информацион­ной системы.

ПК 1.7

Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

ПК 1.8

Владеть навыками проведения презентации.

ПК 1.9

Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и вос­становлению данных информационной системы, работать с технической доку­ментацией.

ПК 1.10

Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.

ПК 2.1

Участвовать в разработке технического задания.

ПК 2.6

Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования ин­формационной системы.


2.  Формы текущего контроля знаний и промежуточной атте­стации по учебной дисциплине

Разделы и темы учебной дисциплины

Формы контроля

Раздел 1. Методологические основы менеджмента

Тема 1.1 Этапы развития науки об управле­нии

Устный и письменный опрос

Тема 1.2 Школы, теории и направления ме­неджмента

Устный и письменный опрос,

тестирование, контрольная работа

Раздел 2. Практический менеджмент

Тема 2.1 Сущность и поня­тие органи­зации. Ор­ганиза­ционная струк­тура менедж­мента предпри­ятия и организа­ции

Устный и письменный опрос

тестирование

Тема 2.2 Миссия и цели ор­ганизации

Устный и письменный опрос

Тема 2.3 Контроль и регу­ли­рование в сис­теме менедж­мента

Устный и письменный опрос,

тестирование

Тема 2.4 Мотивация

Устный и письменный опрос,

тестирование

Тема 2.5 Организационная культура. Кон­цеп­ция органи­зацион­ной куль­туры

Устный и письменный опрос

тестирование

Тема 2.6 Власть и влияние

Устный и письменный опрос, контрольная работа

Тема 2.7 Управленческие решения

Устный и письменный опрос,

тестирование

Практическая работа: Деловая игра «Разработка и принятие управленче­ского решения»

Раздел 3. Этика и психология менеджмента

Тема 3.1 Взаимодействие че­ловека и группы

Устный и письменный опрос

Тема 3.2 Стили и методы управления

Устный и письменный опрос, тестиро­вание

Тема 3.3 Коммуникации в управлении

Устный и письменный опрос, тестиро­вание, контрольная работа




3 Комплект оценочных средств текущего контроля

учебной дисциплины


Раздел 1 Методологические основы менеджмента

Тема 1.1 Этапы развития науки об управле­нии


Проверяемые результаты обучения: З1, ОК1


Теоретические вопросы


  1. Что такое менеджмент, существующие определения?

  2. Какова сущность по­нятия "управление", его отличие от менеджмента?

  3. Назовите основные виды управления.

  4. Возникновение и развитие менеджмента.

  5. Какие вы знаете основные направления менедж­мента?

  6. Как вы охарактеризуете эво­люцию частного и государственного управле­ния?

  7. Как влияют национально-исто­ри­ческие фак­торы на развитие менедж­мента?

  8. Назовите особенности раз­вития управ­ле­ния в России.

  9. Каковы пер­спективы менедж­мента?


Тема 1.2 Школы, теории и направления ме­неджмента


Проверяемые результаты обучения: З1, ОК1


Теоретические вопросы

Вариант 1

  1. Какова сущность и значение ме­тодов управления?

  2. Какова сущность научного менеджмента?

  3. В чем выражается вклад в науку ФредерикаУинслоу Тейлора?

  4. Назовите последователей Тейлора?

  5. Охарактеризуйте эволюцию научного менеджмента.

  6. Что значит «наука управления»?

  7. Что подразумевают под «исследование опера­ций»?

  8. Назовите методы управления.

  9. Назовите эко­номи­ческие методы управления.

  10. Что относят к организа­ционно-распорядительным методам управления?

  11. Что относят к ситуационным теориям?

  12. Назовите правовые ме­тоды управления.

  13. Какова сущность и характеристика общих функ­ций управления предприя­тием?

  14. Назовите основные составляющие функции ме­неджмента

  15. Сущность и виды планирова­ния.



Вариант 2

  1. В чем выражается модель стратегического планирования?

  2. Какова сущность и значение ме­тодов управления?

  3. В чем состоит вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др.?

  4. Чем характеризуется кибернетический подход в управлении?

  5. В чем выражается автоматизация управления?

  6. Назовите правовые ме­тоды управления.

  7. Сущность концепции У. Оучи.

  8. Какова сущность ад­министративной школы менеджмента?

  9. Назовите методы управления.

  10. Назовите эко­номи­ческие методы управления.

  11. Что относят к организа­ционно-распорядительным методам управления?

  12. Назовите социально-психо­логические методы управления.

  13. Какова сущность теории "Х" и "У"?

  14. Назовите социально-психо­логические методы управления.

  15. Какова сущность и характеристика общих функ­ций управления предприя­тием?


Вариант 3

  1. Назовите основные составляющие функции ме­неджмента

  2. Сущность и виды планирова­ния.

  3. В чем выражается модель стратегического планирования?

  4. В чем состоит вклад в менеджмент А. Файоля, М. Вебера, Г. Эмерсона и др.?

  5. Сущность тео­рии "приемлемости власти" и Честер Барнард.

  6. Назовите виды ме­неджмента.

  7. Назовите признаки классифика­ции прин­ципов управления.

  8. В чем состоит вклад Дугласа МакГрегора?

  9. Как развивалась и эволюционировала ад­министративная школа?

  10. Чем характеризуется социально-психологическое направление в менедж­менте?

  11. В чем сущность теории человеческих отношений?

  12. В чем выражается вклад Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты.

  13. Какова сущность системного подхода?

  14. Вклад Пи­тера Друкера в менеджмент.

  15. Сущность теории "7 – S".


Тестирование

Задание №1 Определить соотношение “ Термин-определение». Проставить номер соответствующего термина в колонке №2


Определение


Термин


1.Один из принципов управления.

2.Создание универсальных принциповследуя которым можно привести органи­зацию к успеху


3.Представитель классической школы.


4.Школа, которая преследует цели внед­рения в практику менеджмента методов точных наук.


5.Управление должно основываться на всеобщих законах по конкретным ситуа­циям








1.Файоль

2.Цель классической школы




3.Вклад Платона


4.Централизация



5.Количественная


Ответы: 1-4; 2-5; 3-1; 4-2; 5-3


Задание №2. Найти правильный ответ

1Из перечня предложенных выбрать принцип управления

1)Контроль

2)Иерархия

3)Финансы

4) Администрирование


2 Цель классической школы

1)Подчинение частных интересов общим

2)Материальный и социальный порядок

3)Создание универсальных принципов, следуя которым можно привести ор­ганизацию к успеху.

4)Разработка методов управления


3Управлять по Файолю это значит….

1)Править

2)Предвидеть

3)Корпоративный дух

4)Принуждать


4 Школа научного управления возникла в…

1)1885-1920

2)1950

3)1930

4) конце20 века

Ответы: 1) 1; 2) 3; 3) 3; 4) 2


Задание №3 Вставить пропущенные слова

1.Система научного управления…: наука вместо традиционных навыков

2 ……. - это индивидуальная деятельность человека.

3.Управлять это значит……… т.е. заставлять персонал надлежаще работать.

4 ……….. является основой науки менеджмента и позволяет рассматривать управление как универсальный процесс.

5)Управление-это соблюдение…………… т.е. забота о соблюдении уста­новленных правил и норм.

варианты:

а) Распоряжаться

б) Функциональная классификация

в) Цель школы научного менеджмента

г) Традиций

д)Тейлора

е) Труд

Ответы: 1-д, 2-е, 3-а,4-б, 5-г


Задание №4 Вписать в колонку № 1 даты расцвета школ управления


Даты(период)

Школы


1.Научного управления

2.Человеческих отношений и науки о поведении

3.Школа количественных методов

4.Классическая школа


Варианты:

1).1920-1950

2).1930 по настоящее время

3).1885-1920

4).1950 по настоящее время

Ответы: 1-3, 2-2, 3-4, 4-1.


Задание №5. Продолжить предложения.

1.Создал основы оперативного планирования производственного процесса ………….

2.Разрабоал систему управления рабочих программ, принципов рациональ­ного устройства рабочего места ………………..

3.Символ американского организованного и технического процесса …………

4.Разработал элементы планирования работы в цехе ……………………

5.Положил начало научному подходу к выбору профессии …………………

варианты:

А)Гилберты

б)Гант

в) Адамецкий

г) Форд

д) Мюнстенберг

Ответы: 1-а, 2-в, 3-г, 4-б, 5-д


Тема 2.1 Сущность и поня­тие органи­зации. Организа­ционная струк­тура менедж­мента предпри­я­тия и организа­ции


Проверяемые результаты обучения: З1, ОК2, ОК6

Теоретические вопросы

  1. Сущность и основные виды организационных связей.

  2. Вертикальные и горизонтальные связи.

  3. Ли­нейные и функциональные связи.

  4. Формальные и неформальные связи.

  5. Прямые и косвенные связи.

  6. Общая характери­стика основных элементов построения организации.

  7. Разделение труда и специа­лизация.

  8. Горизонтальная и вертикальная специализация.

  9. Организационная иерархия.

  10. Звенья управления.

  11. Уровень управления.

  12. Полно­мочия, ответственность и делегирование.

  13. Централизация и децентрализация.

  14. Организационная структура: сущность и основные типы.

  15. Линейная организа­ционная структура.

  16. Функциональная организационная струк­тура.

  17. Организационные структуры смешанных типов.

  18. Временные организационные структуры.


Тестирование

Задание 1

Организация- это_____________________________________________

Назовите обязательные признаки организации____________________

Ответы:

Задание 2 Изучив рекомендуемую литературу, укажите факторы и переменные внешней среды современной организации (на примере хорошо известной Вам организации).

Ответы: поставщики, конкуренты, потребители, партнеры, органы государственной власти.


Задание 3 Решите кроссворд


По горизонтали:

2. Фактор среды прямого воздействия на организацию, объединение людей, связанных одной профессией

4. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе про­шлого опыта и оценки текущей ситуации

6. Интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений

8. Элемент внешней среды организации, способ преобразования материала, сырья, ин­формации в искомый продукт.




1





















3











2




5












11






















4



7







10












































6



9
































































8














































По вертикали:

1. Элемент среды косвенного воздействия на организацию, поступательное движение, улучшение в процессе развития

3. Центральный фактор в любой модели управления

5. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие факто­ров, влияющих на организацию

7. Ученый, определивший технологию как сочетание навыков, оборудования, инфра­структуры, инструментов и знаний, необходимых для преобразования материалов, ин­формации или людей

9. Ученый, определивший технологию как средство преобразования сырья в искомые продукты или услуги

10. Элемент внешней среды организации, обеспечивающий ее ресурсами извне

11. Фактор, формирующий необъективное восприятие окружающей среды и влияющий на поведение людей

Ответы

По горизонтали:2. профсоюзы; 4. ожидание; 6. восприятие; 8. технология.

По вертикали:1. прогресс; 3. люди; 5. сложность;7. Дейвис; 9. Перроу; 10. поставщики; 11. отношения.








Задание 4 В заданном рисунке укажите основные факторы внутренней среды организации.

О Р Г А Н И З А Ц И Я




1





2

5

4




3






Ответы: 1-технологии, 2- цели, 3 – задачи, 4 – люди, 5 - структура


Тема 2.2 Миссия и цели ор­ганизации


Проверяемые результаты обучения: 31, ОК4, ОК6, ОК9, ПК 1.2, ПК 2.1

Теоретические вопросы

  1. Определение миссии.

  2. Положение о миссии организации.

  3. Компоненты положения о миссии.

  4. Факторы, фор­мирующие миссию предприятия.

  5. Цели организации: определение, типы.

  6. Взаимосвязь между целями.

Тема 2.3 Контроль и регу­ли­рование в сис­теме менедж­мента

Проверяемые результаты обучения: З1, К2, 0К4, ОК7, ПК 1.2, ПК 2.1

Теоретические вопросы

  1. Виды контроля при управлении организацией.

  2. Предварительный контроль в отношении человече­ских ре­сурсов, матери­альных ресурсов, финансовых ресурсов.

  3. Текущий контроль при управлении организацией.

  4. Заключительный контроль при управлении организацией.

  5. Процесс и этапы кон­троля: характеристика, пре­имущества, недостатки, перспективы развития.

  6. Стандарт контроля, его использование при управлении орга­низацией.

  7. Поведенческие аспекты кон­троля.




Тестирование

Задание 1. Вставить пропущенные слова

  1. В зависимости от целей выделяют стратегический и ….. контроль.

  2. В ходе контроля исчезает неопределённость. Контроль необходим для ………. решений.

  3. Эффективный контроль имеет …… направленность.

  4. ……. контроль исходит из того, что работники лучше выполняют свои обя­занности, когда для них установлены чёткие материальные стимулы.

  5. Нестандартный контроль - использование нестандартных способов ……. контроля.

Варианты:

а)корректировки

б)стратегическую

в)оперативный

г)внутренний

д)интенсивного

ответы: 1- в; 2 – а; 3 – б; 4 – г; 5 – д.


Задание 2. Соединить стрелками термин-определение.


Термин


Определение

1. Контроль


а) плановый показатель, с которым будут сравниваться следующие пока­затели.

2. Контрольный стандарт

б) контроль для галочки. Проводится в надежде на то, что недостатки не будут обнаружены.

3. Внутренний контроль


в) вид управленческой деятельности в задачи, которой входит количествен­ная и качественная оценка, учёт ре­зультатов работы организации.

4. Тотальный


г) контроль, состоящий в том, что че­ловек должен сам себя стимулиро­вать, продвигаясь к признанию.

  1. Контроль-проформа

д) контроль приводящий к раздраже­нию и небрежности в работе.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – г; 4 – д; 5 – б.


Задание 3. Выбрать правильный вариант ответа

1. Контроль, приводящий к тому, что люди замыкаются в себе потому, что им неприятно, когда об их ошибках сообщают всем:

а) некорректный

б) тотальный

в) гласный

г) внешний


2. Контроль, состоящий в том, что если однажды выявлен недостаток, то на такого сотрудника собирают«компромат».

а) «по случаю»

б) тотальный

в) скрытый

г) поверхностный


3. Участники, в обязанности которых контроль не входит, но в силу необхо­димости они выполняют такиефункции:

а) субъекты контроля I уровня

б) субъекты контроля II уровня

в) субъекты контроля III уровня

г) субъекты контроля IV уровня


4. Нормативы, характеризующие количественные аспекты деятельности орга­низации и качества,используемой и производимой продукции:

а) натуральные

б) затратные

в) капитальные

г) целевые


5. Контроль, который не затрагивает глубинных причин, чем нарушений. Внимания заостряют на мелочах:

а) тотальный

б) скрытый

в) поверхностный

г) нестандартный

ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – г; 4 – а; 5 – в.


Задание 4 Выберите правильный ответ:

В терапевтическом контроле, возможно, не только выявить отклонения от стандартов и нормативных показателей, но и…

варианты:

а)осуществление контроля

б)принять меры по их устранению
в)корректировки решений

г)увеличить доход

д)скрыть ошибки

ответы: 1 – б; 2 – д; 3 – а; 4 – в; 5 – г.


Тема 2.4 Мотивация


Проверяемые результаты обучения: З2, ОК7, ПК 1.2, ПК 2.1


Теоретические вопросы


  1. Мотивация и стимулирование как функция управления.

  2. Потребность, ее виды и роль в менедж­менте.

  3. Пер­вичные и вторичные потребности, их использование при реализации функции мотива­ции.

  4. Внутреннее и внешнее вознаграждение при мотивации сотрудников органи­зации.

  5. Традици­онные способы мотивации.

  6. Со­временные теории мотивации.

  7. Содержательные теории мотивации.

  8. Процессуальные теории.

  9. Теория А. Мас­лоу.

Тестирование

Задание 1. ПРОДОЛЖИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

1. Внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологи­ческий дефицит чего-либо, который вызывает состояние дискомфорта – это…

2. Побуждение к действиям- это …

3. Последовательность поведенческих действий, направленных на кон­кретную цель, которая меняется в зависимости от ситуации -это…

4. Блага, возможности и прочее, находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности…

Ответы: 1- потребности; 2 – стимул; 3 – мотивация; 4 - стимул


Задание 2. ДОПОЛНИТЕ СХЕМУ МОТИВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕДО­СТАЮЩИМ ЗВЕНОМ:


Ответ: мотивация




3. НАПИШИТЕ ВО ВТОРОЙ КОЛОНКЕ НОМЕРА ОПРЕДЕЛЕНИЙ ДУХОВНЫХ МО­ТИВОВ И РАСШИФРУЙТЕ СЛОВО (ТЛУСИМ)

1. Потребность быть в коллективе


1. Мотив

самоуверждения

2. Мотив является собственно мотивирующим фактором сотрудников высокой квалификации


2. Мотив

состязательности

3. Присущ работникам, которые готовы пожертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес»


3. Мотив

приобретения

нового (знаний,

вещей)

4. Предпочтение отдается стабильности бытия и деятель­ности


4. Коллективизм

5. При этом мотиве построена система создания матери­ально-вещественного мира


5. Мотив

самостоятельности

6. Определенная степень выражения состязательности, генетически присущая каждому человеку


6. Мотив надежности,

стабильности

Ответы: 1-4, 2-1, 3-5, 4-6, 5-3, 6-2


4. НАПРОТИВ ТЕРМИНОВ ПРОСТАВЬТЕ НОМЕРА ОПРЕДЕЛЕНИЙ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ

1 «Инструментально» мо­тивированный


1.Считает важнейшим условием деятельности реа­лизацию своих профессиональных способностей

2 «Хозяйственная»

мотивация


2. Ориентирован на заработок, желательно налич­ными и незамедлительно

3 «Патриот»


3.Предпочитает уравнение распределения матери­альных благ

4 Профессионально-

мотивированный


4.Основан на достижении и преумножении соб­ственности, богатства, материальных благ

5 Люмпенизированный

работник


5. Основа мотивации к труду – высокие идейные и человеческие ценности, социальная справедливость, достижения равенства, гармонии

Ответы: 1-3, 2-4, 3-5, 4-1, 5-2

Тема 2.5 Организационная культура. Кон­цеп­ция органи­зацион­ной

куль­туры

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, ОК9, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 2.1, ПК2.6

Теоретические вопросы

  1. Понятие организационной культуры и ее содержание.

  2. Концепция организационной культуры.

  3. Процесс фор­мирования и поддержания организационной культуры.

  4. Влияние культуры на органи­зационную эффектив­ность деятельности пред­приятия.

  5. Соответствие организационной культуры стратегии деятельности пред­прия­тия. Управление организационной культурой предприятия.

Тестирование

Задание№1.Выбрать правильный вариант ответа

1.структура характерна для многоуровнего построения

А)иерархическая В)территориальная

Б)простая система С)сложная


2.имеет значительное количество уровней управления и характерно для орга­низаций средних размеров

А) территориальная В) сложная

Б)простая С)отраслевая форма


3.одноуровневая система, которая предполагает соблюдение принципа эко­номической и правовой самостоятельности фирмы

А) отраслевая форма В)сложная система

Б) территориальная С) простая система


4.осущетвляется в пределах административного деления и обеспечивает де­ление общественно-массовых работ, которые составляют комплекс управле­ния кооперативных хозяйств

А) территориальная В) простая

Б) сложная С) иерархическая


5.управление отдельными отраслями, оно способствует повышению уровня управления

А) сложная В) отраслевая форма

Б) простая С) иерархическая форма

Ответы: 1-а, 2-в, 3-с, 4-а, 5-в


Задание №2. Соединить стрелками термины и определения

  1. Организационная структура


А)состав звеньев и уровней управ­ления, их соподчиненности и взаи­мосвязь

  1. Организационные структуры менеджмента


Б)это структурное подразделение или отдельный работник выполня­ющий соответствующие функции управления

3.звено


В)это преимущественное сосредо­точение полномочий на низкихуров­нях власти

4.уровень


Г)это упорядоченное разделение структур на отдельные части и вза­имосвязь

5. децентрализация


Д)это совокупность звеньев управ­ления с однотипным правовым ста­тусом

Ответы:1-д, 2-а, 3-б, 4-г, 5-в


Задание №3.Вставить пропущенные слова

  1. …… - элементы организационной культуры. Бывает трудовая, технологическая, правовая. Она предполагает чувство ответственности за статус, должностные обязанности, стабильности поведения.

  2. …… - принципы отбора, формирования, развития кадров, работающих в фирме. Элементы организационной структуры.

  3. …… - такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей.

  4. ……. – основным принципом построения этой структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе.

  5. …… - это преимущественное сосредоточение власти на высших уровнях организации.

Варианты:

А)централизация

Б)проектная структура управления

В)матричная структура управления

Г)дисциплина

Д)кадровая политика

Ответы: 1-г, 2-д, 3-в, 4-б, 5-а


Задание №4. Классифицировать

Факторы субъективного характера

Факторы объективного характера

1

2




1.цели и задачи организации

2.размер и концентрация хозяйственной деятельности

3. классификация кадров

4.стиль управления и руководства

5.технология хозяйственной деятельности

6.специализация и структура хозяйственной деятельности

7.специфика отраслей деятельности

8.формы власти

9.объемы и масштабы хозяйственной деятельности

10.формы лидерства

Ответы: 1-3,4,8,10; 2-1,2,5,6,7,9

Задание №5. Вставить пропущенные слова.

1 …… - может проявляться любой тип организационной культуры, поскольку,все действия будут направлены на сохранение организации

2 …… - часть обрядов, которые подчеркивают их «эпохальность»

3 …… - для нее характерна ролевая культура, т. к. происходит расширение и укрепление организации (стадии развития организационной культуры)

4 …… - это культура предприятий, которая рассматривается как одна из субкультур, в которой находит отображение такие элементы общества, как ценности, идеалы, символы

5 …… - богиня войны, культура характерна для работы в экстремальных условиях

Варианты:

А)рост

Б)культура задачи (Афины)

В)организационная культура

Г)ритуалы

Д)распад

Ответы: 1-а, 2-г, 3-б, 4-в, 5-б


Тема 2.6 Власть и влияние

Проверяемые результаты обучения: З2, ОК7, ПК 1.2, ПК 1.10, ПК 2.1

Теоретические вопросы


  1. Понятие власти и влияния.

  2. Роль власти и влияния в управлении.

  3. Что такое «Баланс власти»?

  4. Формы власти и влияния и их оценка.

  5. Ис­точники власти в организации.

  6. Возможные стратегии влияния.

  7. Власть и партнерство в современном ме­неджменте.

Тема 2.7 Управленческие решения


Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2, ОК3, ОК6, ОК7, ОК8, ПК1.1, ПК1.2, ПК 1.6- ПК 1.10, ПК 2.1, ПК 2.6

Теоретические вопросы

  1. Содержание, значение и типология решений в менеджменте.

  2. Требования к управленческим реше­ниям.

  3. Ос­новы теории принятия управленческих решений.

  4. Назовите виды управленческих реше­ний.

  5. Факторы, влияющие на про­цесс принятия управленческих решений.

  6. Подходы к принятию решений.

  7. Понятие проблемной си­туации.

  8. Формальные процедуры анализа проблемной ситуации.

  9. Этапы процесса принятия и осу­ществления управленческого решения.

  10. Побуждение сотрудников к участию в принятии управлен­ческих реше­ний.


Тестирование

Задание № 1Классифицировать управленческие решения. Номера правильных отве­тов вписать в соответствующие колонки

По функциональному назначению

По ширине охвата

По степени влияния на будущее организации

1

2

3







  1. Регулирующие

  2. Тактические

  3. Организационные

  4. Стратегические

  5. Специальные

  6. Координирующие

  7. Общие

  8. Контролирующие

  9. Активизирующие

Ответы: 1-3,5,7; 2-2,4; 3-6,8,9


Задание № 2 Пояснить смысл афоризмов.

  1. Повиновение начальству – повиновение богу.

  2. Думал было дать, да раздумал опять.

  3. Собралися думу думать кулики, на болоте сидючи.

Задание № 3 Определить соотношение «Термин- определение», соединить их стрел­ками.


1.Право выбора остаётся за лидером группы.


1.Централизация руководств

2.Позволяет эксперимен­тально проверить реализа­цию решений, изменить ис­ходные предпосылки, уточ­нить требования к ним.


2.Принцип диктатора


3.Сосредоточение власти в одних руках, при принятии решений.


3.Имитационная модель


4.Принимаются в результате взаимного согласия всех участников на основе кон­курса.


4.Иерархия


5.Располажение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему (сту­пенчатое).


5.Совместные решения

















Ответы: 1-4, 2-3, 3-2, 4-5, 5-1


Практическая работа № 1

«Разработка и принятие управленческого решения»


Задание 1. Проанализируйте процесс принятия решений, в котором вы участвовали или который вы осуществляли в последнее время? Стоило ли поступить иначе, если бы вы то­гда были знакомы с основными моделями и приемами принятия решений?

Задание 2. В чем проявляется власть и личное влияние руководителя организации в про­цессе принятия управленческих решений?

Задание 3. Сравните два типа принятия решений: индивидуальный и групповой. Каковы пре­имущества и недостатки каждого из них? Могут ли недостатки одного типа быть компенсиро­ваны преимуществами другого? Почему?

Форма отчета: решение ситуаций


Раздел 3 Этика и психология менеджмента

Тема 3.1 Взаимодействие че­ловека и группы


Проверяемые результаты обучения: З1, З2, ОК6, ОК8, ПК1.1, ПК1.2, ПК2.6


Теоретические вопросы

  1. Значимость проблемы установления взаимодействия человека и организации, человека и группы.

  2. Подходы к установлению взаимодействия человека и организационного окруже­ния.

  3. Виды формальных и неформальных групп в организации

  4. Характеристики формальных и неформальных групп в организации.

  5. Управление человеком и управление группой.

  6. Понятие формальных и неформальных групп в организации:, и характери­стики.

  7. Фак­торы эффективности работы групп.


Тема 3.2 Стили и методы управления


Проверяемые результаты обучения: У2, ОК6, ОК9, ПК1.1, ПК1.2, ПК2.1, ПК2.6

Теоретические вопросы

  1. Понятие и характеристика стилей управления: авторитарный, демократиче­ский, ли­беральный.

  2. Стили управления по критерию ори­ентации на лич­ность и на выполнение за­дач.

  3. Социально-психоло­гический климат, мотивация: как методы управления.

  4. Методы убеждения.


Тестирование

Задание 1. Классифицировать виды направленности личности и формы власти. Соответствующие номера вписать в колонки


Виды направленности лич­ности

Формы власти

1

2






  1. Моральная

  2. Законная

  3. Эталонная

  4. Бытовая

  5. Экспертная

  6. Основанная на вознаграждении

  7. Основанная на принуждении

  8. Профессиональная

Ответы:

  1. 1,3,4,5,8

  2. 2,6,7

Задание № 2 .Вставить пропущенные слова

  1. Патернализм (материализм) – это сочетание высокого уровня, заботы о про­изводстве, с высоким уровнем заботы о людях, однако, носит неинтегриру­ющий характер, а ………

  2. Оппортунизм – это сочетание любых или всех подходов к управлению, кото­рые способны укрепить положения руководителя и дать ему личное …..

  3. Фасадизм означает, что деятельность направлена на создание красивого фасада, в то время как обратная сторона будет …..

  4. Личность – это социальное …,включённое в общественное отношение и являющиеся деятелем общественного развития.

  5. Лидер – это …, который пользуется авторитетом и побуждает к действию не только внушению и убеждениям, но и личным примером.

Варианты:

А. Преимущество

Б. Существо

В. Фальшивой

Г. Человек

Д. Дополняющий

Ответы:

1 – д, 2 – а, 3 – в, 4 – б, 5 – г


Задание № 4 . Выбрать правильные варианты ответов

  1. Восхищение своей личностью.

А. Восприятие Б. Харизма В. Независимость характера


  1. Сила личных качеств и способности лидера.

А. Высокие риторические способности

Б. Лидер

В. Харизма

  1. Человек, который пользуется авторитетом и побуждает к действию не только внушению и убеждениям, но и личным примером.

А. Личность

Б. Лидер

В. Лидерство


  1. Возможность влиять на поведение других людей, основанная на обраще­нии к активным потребностям.

А. Руководство

Б. Влияние

В. Власть


  1. Неформальное отношение, возникающее в процессе воздействия на людей.

А. Руководство

Б. Лидерство

В. Личность


Ответы:

1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – в, 5 – б


Тема 3.3 Коммуникации в управлении


Проверяемые результаты обучения: З1, У2, ОК6, ОК9, ПК1.1, ПК1.2, ПК2.1, ПК2.6


Теоретические вопросы

  1. Виды коммуникаций.

  2. Этапы и элементы коммуникационного процесса.

  3. Обратная связь и шум в коммуника­ционном процессе.

  4. Способы борьбы с шумом при управлении организацией.

  5. Коммуни­кационная модель Уэверли-Шеннона.

  6. Формы межличностных коммуникаций.

  7. Вербальные и не­вербальные средства коммуни­кации при управлении организа­цией.

  8. Проблемы восприятия и се­мантики в коммуникациях при управлении органи­зацией.

  9. Менеджер как коммуникатор.

  10. Техниче­ское обеспечение коммуникативных процессов в орга­низации.


4 Комплект оценочных средств промежуточной аттестации


Контрольная работа предназначена для контроля и оценки резуль­татов освоения учебной дисциплины «Менеджмент» по специальности СПО: 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)». При выставлении оценки учитывается уровень овладе­ния умениями, знаниями, степень сформированности компетенций на данном этапе обучения.


Проверяемые результаты обучения:

З1, З2, У1, У2, ОК1-ОК9, ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.6-ПК1.10, ПК 2.1, ПК2.6


Вопросы контрольной работы

1. Основные школы управления.

2. Системный и ситуационный подходы.

3. Характеристики внешней среды.

4. Среда косвенного воздействия на организацию.

5. Среда прямого воздействия на организацию.

6. Внутренние переменные организации.

7. Коммуникационный процесс и его элементы.

8. Коммуникации в организации.

9. Коммуникационные барьеры и способы их преодоления.

10. Методы эффективного слушания.

11. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

12. Виды решений.

13. Модели и методы принятия решений руководителем.

14. Функции управления.

15. Стратегическое планирование.

16. Стратегии планирования производства.

17. Миссия и цели организации.

18. Методы прогнозирования.

19. Процесс реализации стратегии.

20. Полномочия, делегирование полномочий.

21. Функциональная и дивизиональная организационные структуры.

22. Адаптивные структуры.

23. Организационное развитие.

24. Содержательные теории мотивации (Маслоу, МакКлелланд, Герцберг).

25. Процессуальные теории мотивации (модель Портера-Лоулера, теория

ожидания, теория справедливости).

26. Процесс контроля.

27. Виды контроля.

28. Контроль качества.

29. Рекомендации по проведению эффективного контроля.

30. Сфера контроля и уровни управления.

31. Формы влияния и власти.

32. Юридическая и социальная ответственность руководителя.

33. Социальная ответственность и этика управления.

34. Лидер и руководитель.

35. Классификация стилей лидерства.

36. Типы конфликта, методы разрешения конфликта.

37. Межличностные стили разрешения конфликта.

38. Стресс и его причины.

39. Методы, понижающие уровень стресса.

40. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.

41. Управленческие роли и уровни управления.

42. Ситуационная модель руководства.

43. Способы повышения эффективности руководства.

44. Управленческая решетка.

45. Управление трудовыми ресурсами.

46. Аспекты индивидуального поведения работника.


5. Методические материалы, определяющие процедуру

оценивания


Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные по дисциплине «Менеджмент», направленные на формирование общих и професси­ональных компетенций.

В процессе изучения дисциплины предусмотрены следующие формы кон­троля: текущий, промежуточный контроль, контроль самостоятельной работы студентов.

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по всем видам работы, предусмотренным рабочей программой дисциплины, осуществ­ляется преподавателем, ведущим аудиторные занятия.

Текущий контроль успеваемости проводится в следующих формах:

  • устная (устный опрос, защита письменной работы, и т.д.);

  • письменная (письменный опрос и т.д.);

  • тестовая (письменное, компьютерное тестирование).

Результаты текущего контроля успеваемости фиксируются в журнале занятий с соблюдением требований по его ведению.

Промежуточная аттестация по дисциплине определяется рабочим учеб­ным планом и рабочей программой дисциплины, проводится в форме контрольной работы.


Формы и методы оценивания

Тип (вид) задания

Проверяемые знания и умения

Критерии оценки

1

Тестирование

Знание основ менеджмента

«5» - 100 – 90% правильных ответов

«4» - 89 - 80% правильных ответов

«3» - 79 – 70% правильных ответов

«2» - 69% и менее правильных ответов

2

Устные ответы

Знание основных понятий, законов, принципов и методов менеджмента.

«Отлично», если студент:

  • полно раскрыл содержание матери­ала в объ­еме, предусмотренном про­граммой и учебником;

  • изложил материал грамотным язы­ком в опреде­ленной логической после­довательности, точно используя терминологию;

  • отвечал самостоятельно без наводя­щих вопро­сов преподавателя.

«Хорошо», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержа­ния от­вета, исправленные по замечанию пре­подавателя.

«Удовлетворительно» ставится в сле­дующих случаях:

  • неполно или непоследовательно рас­крыто со­держание материала, но пока­зано общее понима­ние вопроса и про­демонстрированы умения, дос­таточные для дальнейшего усвоения программ­ного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, ис­пользовании термино­логии, исправ­ленные после нескольких наводя­щих вопросов преподавателя.

«Неудовлетворительно» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонима­ние учени­ком большей или наиболее важной части учеб­ного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопро­сов пре­подавателя.

3

Письменные ответы

4

Практические работы

Умения самостоятельно выполнять практические задания, формированность компетенций.

Работа оценивается по 100 балльной системе:

45-50 баллов – 5

40-44 баллов – 4

30-39 баллов – 3

менее 30 – работа не засчитывается

5

Самостоятельная работа

Знание основ менеджмента в соответствии с пройденной темой, умение их применения при выполнении самостоятельных творческих заданий.

Самостоятельная работа состоит из подготовки рефератов, тестов, кроссвордов, творческих проектов, оформления документов

«5» - полностью выполненное задание, тема раскрыта

«4» - небольшие недочеты в раскрытии темы и ее понимании

«3» - не полностью выполненное задание и допущены ошибки

«2» - полностью отсутствует задание


Критерии оценки итоговой контрольной работы


Итоговая контрольная работа предусматривает выполнение заданий в 3-х вариантах по 15 вопросов, которые включают в себя весь материал, призванный определить соответствие уровня и качества знаний, умений и навыков студентов, согласно рабочей программе дисциплины.

В результате работы должны соответствовать следующим требованиям.

«Отлично», если студент:

  • полно раскрыл содержание матери­ала в объеме, предусмотренном учебной про­граммой;

  • изложил материал грамотным язы­ком в определенной логической после­довательности, точно используя терминологию;

  • показал умение иллюстрировать тео­ретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость ис­пользуемых при отработке умений и навыков.

«Хорошо», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержа­ния от­вета;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении вто­росте­пенных вопросов, легко исправленные по замечанию преподавателя.

«Удовлетворительно» ставится в сле­дующих случаях:

  • неполно или непоследовательно рас­крыто содержание материала, но пока­зано общее понимание вопроса и про­демонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программ­ного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, ис­пользовании терминологии.

«Неудовлетворительно» ставится в следующих случаях:

  • обнаружено незнание или непонима­ние учеником большей или наиболее важной части учебного материала.

6. Перечень материалов, оборудования и информационных

источни­ков, используемых для текущей и промежуточной

аттестации


6.1 Оборудование учебного кабинета

- комплекс учебно-наглядных пособий по дис­циплине «Менеджмент»;

- технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.


6.2 Рекомендованная литература


Основные источники:

Казначевская Л.А. Менеджмент. – Ростов н/Д.: Феникс, 2023 /Электронный ресурс/

Драчева Е.Л. Менеджмент. – М.: Академия, 2020 /Электронный ресурс/


Дополнительные источники:

Астахова Н.И. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2016 /Электронный ресурс/

Разу Л.М. Менеджмент (СПО). – М.: Кнорус, 2012 /Электронный ресурс/

Шалагинова Л. Самоменеджмент. – М., 2012 СПО /Электронный ресурс/

Щеглова М.В. Менеджмент Лекции /СПО/. – М., 2011 /Электронный ресурс/

Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 2010 /Электронный ресурс/


Справочная литература

Сладкевич В.П. Современный менеджмент в схемах. – Киев: МАУП, 2005


Интернет-ресурсы

www.akm.ru – Информационное агентство AK & M

www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент

www.cio-world.ru – Журнал " CIO "

www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy – Бизнес-ресурсы

www.directorinfo.ru – Журнал "Директор Инфо"

www.dis.ru/fm/ – Журнал "Финансовый менеджмент"

ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социоло­гия, менедж­мент"

www.erp-online.ru – О ERP-системах

www.finmarket.ru – Информационное агентство ФинМаркет

www.fira.ru – база данных по российским компаниям

www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX

www.fxclub.org – FOREX клуб

www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"

www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"

www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости"

www.corporateinformation.com – Управленческая информация


5