МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»
ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР ________ Л.А. Джигова «____» ________ 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа _________ А.В. Рогозенко «____» __________ 2018 г. |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01.Основы теории информации
специальность 09.02.02 Компьютерные сети
2018 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.02. Компьютерные сети / укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (УГС) 09.00.00. Информатика и вычислительная техника
Организация-разработчик: Прибрежненский аграрный колледж (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Разработчик: Тулова Ю.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено и одобрено на заседании методической предметной цикловой комиссии общетехнических и специальных дисциплин
Протокол №____ от « ___ » ________________ 2018 г.
Председатель комиссии ________________ Ю.Ф. Тулова
© Прибрежненский аграрный колледж (филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
© Тулова Ю.Ф., 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 01. Основы теории информации
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.02. Компьютерные сети / укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (УГС) 09.00.00. Информатика и вычислительная техника
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.01. Основы теории информации входит в общепрофессиональный цикл, формирующий базовый уровень знаний для освоения других общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять закон аддитивности информации;
применять теорему Котельникова;
использовать формулу Шеннона;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды и формы представления информации;
методы и средства определения количества информации;
принципы кодирования и декодирования информации;
способы передачи цифровой информации;
методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основы теории сжатия данных
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 103 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 69 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 103 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 69 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к практическим занятиям | 16 |
работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к контрольным работам | 10 |
Подготовка рефератов | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01. Основы теории информации
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Измерение и кодирование информации | 62 | |
Тема 1.1. Предмет теории информации. Непрерывная и дискретная информация | Содержание учебного материала 1.Введение. 2. Понятие информации. 3. Информация и данные. 4. Виды и формы представления информации. 5. Свойства информации. 6. Формы адекватности информации. | 8 | 1 |
Практические занятия Свойства информации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Проработка конспекта лекции, учебной литературы и Интернет источников. | 4 | |
Тема 1.2. Системы счисления | Содержание учебного материала 1. Системы счисления. 2. Непозиционные и позиционные системы счисления. 3. Недесятичная арифметика и ее правила. 4. Перевод из заданной системы в другую. 5. Методы перевода чисел. 6. Форматы представления чисел с фиксированной и плавающей запятой | 6 | 1 |
Практические занятия Перевод чисел из одной системы счисления в другую | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Проработка конспекта лекции, учебной литературы и Интернет источников. | 4 | |
Тема 1.3. Измерение информации | Содержание учебного материала 1. Методы измерения информации. 2. Вероятностный подход к измерению информации. Мера информации Шеннона. 3. Понятие энтропии. Свойства количества информации и энтропии. 4. Алфавитный подход к измерению информации. Формула Хартли. 5.Закон аддитивности информации и его назначение. | 8 | 1 |
Практические занятия Решение задач по измерению информации. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по теории информации. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной и научной литературы. | 6 | |
Тема 1.4. Кодирование информации. | Содержание учебного материала 1. Постановка задачи кодирования. 2. Теорема Котельникова 3. Кодирование информации при передаче без помех. Кодирование информации при передаче в канале с помехами. Теорема Шеннона. 4. Основные виды помехоустойчивых кодов. 5. Практическая реализация помехоустойчивого кодирования. | 8 | 1 |
Практические занятия. Решение задач по кодированию информации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по кодированию информации. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной и научной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы и к контрольной работе. | 6 | |
Раздел 2 | Основы преобразования информации | 37 | |
Тема 2.1 Сжатие информации. | Содержание учебного материала 1. Сжатие информации, как основной аспект передачи данных. Пределы сжатия информации. 2. Простейшие алгоритмы сжатия информации. 3. Применение метода Шеннона-Фено для сжатия данных. Примеры. 4. Метод Хаффмана. Применение метода Хаффмана для сжатия данных. 5. Подстановочные или словарно-ориентированные методы сжатия данных. 6. Арифметический метод сжатия данных | 8 | 1 |
Практические занятия. Выполнение заданий по сжатию данных. | 6 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Выполнение практических заданий по сжатию информации. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной и научной литературы. | 6 | |
Тема 2.2 Шифрование информации | Содержание учебного материала 1. Основные понятия классической криптографии. 2. Классификация шифров. 3. Шифры перестановки и шифры замены. 4. Потоковые шифрующие системы. 5. Симметричные блочные шифры. Шифры DES, AES. 6. Асимметричные шифры. Шифр RSA. | 8 | 1 |
Практические занятия. Классические криптосистемы Криптосистема AES, Криптосистема RSA | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по кодированию информации. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной и научной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы и к контрольной работе | 4+4 | |
Зачетное занятие | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся 30 ч. Всего: | 103 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование класса:
- 14 персональных компьютеров, объединенных в сеть;
- рабочее место преподавателя;
- комплект лицензионного программного обеспечения;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
Технические средства обучения:
- компьютер преподавателя с лицензионным программным обеспечением и телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дополнительные источники:
В. В. Лидовский Теория информации. Москва. Компания Спутник 2004.
Л. М. Дергачева. Решение типовых задач по информатике, Москва, Бином 2011 г.
Министерство образования Российской Федерации Форма доступа: http://www.ed.gov.ru
Образовательные ресурсы Интернета – Информатика Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp.htm
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы Форма доступа: www.fcior.edu.ru.
«Радуга информационных технологий» Форма доступа: http://www.rainbow-it.ru/
Министерство образования Российской Федерации Форма доступа: http://www.ed.gov.ru
Образовательные ресурсы Интернета – Информатика Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp.htm
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
[Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы
Форма доступа: www.fcior.edu.ru.
«Радуга информационных технологий»
Форма доступа: http://www.rainbow-it.ru/
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения: | |
применять закон аддитивности информации | оценка качества выполнения практических занятий |
применять формулу Котельникова | оценка качества выполнения практических занятий |
Применять формулу Шеннона | оценка качества выполнения практических занятий |
Знания: | |
виды и формы представления информации | тестирование |
методы и средства измерения количества информации | тестирование, оценка качества выполнения практических занятий |
принципы кодирования и декодирования информации | тестирование, оценка качества выполнения практических занятий |
способы передачи цифровой информации | тестирование, оценка качества выполнения практических занятий |
методы повышения помехозащищенности приема и передачи данных | тестирование |
основы теории сжатия данных | тестирование, оценка качества выполнения практических занятий |
5