Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Протокол от 27.08.2018 №1 заседания МО учителей филологии | Согласовано Протокол от 27.08.2018 №1 заседания НМС | Утверждено Приказ МБОУ «Саранпаульская СОШ» От 28.08.2018 № 90 |
Рабочая программа элективного курса
«Шаг за шагом к успеху на ЕГЭ» для 11-а класса
Составитель: Сангаджиева И.И.
учитель русского языка и литературы
Саранпауль, 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Шаг за шагом к успеху на ЕГЭ» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 35 часов. К учебнику Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2017
Программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Саранпаульская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теоретич. часть | практич. часть |
| 11 класс | | | |
1 | Орфографические нормы | 7 | 3 | 4 |
2 | Пунктуационные нормы | 4 | 1 | 3 |
3 | Текст | 3 | 1 | 2 |
4 | Функционально-смысловые типы речи | 5 | 1 | 4 |
5 | Функциональные стили речи | 6 | 1 | 5 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 4 | 1 | 2 |
7 | Коммуникативная компетенция. | 5 | 2 | 3 |
| Всего в 11 классе | 35 | 7 | 27 |
| | | | |
Ожидаемые результаты:
в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные особенности функциональных стилей;
уметь:
оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Шаг за шагом к успеху на ЕГЭ» 11 классы (35 часов)
№ п/п | Тема занятия | К-во час. | Дата проведения |
| | | По плану | Фактич. |
| 11 класс – 35 часов | | | |
I | Орфографические нормы | 7 | | |
1. | Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. | 1 | 4.09 | 4.09 |
2. | Правописание корней. Безударные гласные корня. | 1 | 11.04 | 11.04 |
3. | Гласные и, ы после приставок. | 1 | 18.04 | 18.04 |
4. | Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. | 1 | 25.09 | 25.09 |
5. | –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); | 1 | 02.10 | 02.10 |
6. | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. | 1 | 09.10 | 09.10 |
7 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | 16.10 | 16.10 |
II | Пунктуационные нормы | 4 | | |
8. | Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. | 1 | 23.10 | 23.10 |
9. | Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах; | 1 | 13.11 | 13.11 |
10. | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | 20.11 | 20.11 |
11. | Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | 27.11 | 27.11 |
III | Текст | 4 | | |
12. | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | 4.12 | 04.12 |
13. | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. | 1 | 11.12 | 11.12 |
14. | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 18.12 | 18.12 |
15. | Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | 1 | 25.12 | 25.12 |
IV | Функционально-смысловые типы речи. | 5 | | |
16. | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. | 1 | 15.01 | 15.01 |
17. | Повествование. | 1 | 22.01 | 22.01 |
18. | Описание. | 1 | 29.01 | 29.01 |
19. | Рассуждение. | 1 | 05.02 | 05.02 |
20. | Предупреждение ошибок при определении типов речи. | 1 | 12.02 | 12.02 |
V | Функциональные стили речи | 6 | | |
21. | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. | 1 | 19.02 | 19.02 |
22. | Разговорный стиль речи. Его особенности. | 1 | 26.02 | 26.02 |
23. | Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. | 1 | 05.03 | 05.03 |
24. | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. | 1 | 12.03 | 12.03 |
25. | Научный стиль, его особенности. | 1 | 19.03 | 19.03 |
26. | Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. | 1 | 02.04 | 02.04 |
VI | Изобразительно-выразительные средства языка | 4 | | |
27. | Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | 9.04 | 09.04 |
28. 29 | Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. | 2 | 16.04 | 16.04 |
30. | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | 23.04 | 23.04 |
VII | Коммуникативная компетенция | 5 | | |
31. | Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) | 1 | 30.04 | 30.04 |
32. | Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. | 1 | 07.05 | 07.05 |
33. | Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. | 1 | 14.05 | 14.05 |
34. | Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. | 1 | 21.05 | 21.05 |
35. | Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка к ЕГЭ. | 1 | 25.05 | 25.05 |