Краснодарский край Туапсинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц.Л.Куникова г. Туапсе
МО Туапсинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от __________________2018 года
протокол №1
Председатель ________________И.С. Мазепина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Русский язык
11 класс
Общее количество часов: 34 часа (1 час в неделю)
Составила: Бектяскина А.В., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Комплексный анализ текста » предназначена для подготовки обучающихся 11-го класса к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Эта форма аттестационной работы предусматривает многоаспектный языковой анализ текста, выполнение тестовых заданий и выполнение задания с развернутым ответом (создание сочинения-рассуждения). В задании «С» ученику необходимо проявить умение анализировать содержание исходного текста, выразить свое отношение к проблеме, затронутой автором, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка.
Программа рассчитана на 34 учебных часа и включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
вопросы и тестовые задания для самостоятельной работы.
Цель данного курса - развитие коммуникативной компетенции обучающихся, т. е. владение разными видами речевой деятельности, что способствует росту речевой культуры школьника.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить обучающихся к редактированию и составлению связных текстов;
- развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- определять структурно-семантические значения предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять речевые ошибки;
- выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, слов разных частей речи, их стилистическую роль.
В предлагаемой системе заданий намечается достижение следующих задач:
- обобщить и систематизировать теоретические знания по русскому языку по разделу «Стилистика»;
- вырабатывать навыки поэтапной работы с текстом, давать характеристику тексту как продукту речевой деятельности;
- развивать творческие способности учеников, создавать письменное высказывание в форме сочинения-рассуждения.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
- структуру и композицию текста; средства связи предложений и виды информаций в тексте;
- типы речи и их признаки; стилевые особенности текста;
- изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором текста.
Должны уметь:
- определять тему, основную мысль, идею текста;
- определять стиль, тип речи, средства связи предложений в тексте;
- находить изобразительно-выразительные средства языка, характерные для определенного стиля и типа речи;
- создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания обучающихся о тексте как продукте речевой деятельности, особенностях стилистического употребления основных стилистических категорий в речи, предоставляет возможность обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.
Контроль подготовки обучающихся определяется по результатам устных высказываний, выполнения тестовых заданий, письменных работ (сочинений-рассуждений).
Программа данного элективного курса позволяет подготовить одиннадцатиклассников к ЕГЭ, а также восполнить пробелы в знаниях.
Основное содержание программы
Введение
Раздел 1. Текст как единица речи
Признаки текста. Особенности его строения. Виды связи предложений в тексте. Порядок предложений. Тема и основная мысль. Проблемы, поднимаемые автором. План -схема комплексного анализа текста.
Раздел 2. Функционально-смысловые типы речи.
Описание, повествование, рассуждение. Их языковые и стилистические признаки. Работа с текстом. Умение определять тип речи.
Раздел 3. Стили речи. Художественный стиль.
Языковые и стилистические особенности текстов художественного стиля. Стилистический анализ текста.
Раздел 4. Публицистический стиль.
Языковые и стилистические особенности текстов публицистического стиля. Стилистический анализ текста.
Раздел 5. Изобразительно-выразительные средства языка.
Тропы: эпитет, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха, сравнение, литота, аллегория.
Стилистические фигуры речи: антитеза, градация, оксюморон, анафора, эпифора, инверсия, синтаксический параллелизм.
Раздел 6. Комплексный анализ текста.
План-схема комплексного анализа текста.
Раздел 7. Создание письменного высказывания в форме сочинения-рассуждения.
Критерии и нормативы оценки сочинения-рассуждения (задание «С» ЕГЭ). План сочинения-рассуждения. Комментарий основных мыслей автора предложенного текста. Выражение позиции автора. Формулировка и аргументация собственной позиции. Речевое оформление сочинения.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема раздела | Тема занятия | Количество часов |
№ 1 | Введение (1 ч.) | Цели и задачи элективного курса | 1 час |
№ 2 | Текст как единица речи. (4 ч.) | Виды и способы связи предложений в тексте. | 1 час |
№ 3 | | Тема, идея, основная мысль, проблема текста. | 1 час |
№ 4 | | Анализ отрывка рассказа А.П. Чехова «Крыжовник». | 1 час |
№ 5 | | Проверка усвоения изученного материала (работа по тексту А.П. Чехова «О любви»). | 1 час |
№ 6 | Типы речи (2 ч.) | Функциональные типы текстов, их структурные особенности . | 1 час |
№ 7 | | Практическая работа № 1 по теме «Смысловой анализ текста». | 1 час |
№ 8 | Изобразительно-выразительные средства (5 ч.) | Изобразительные средства языка и лексические средства художественной выразительности. | 1 час |
№ 9 | | Стилистические фигуры речи. | 1 час |
№ 10 | | Практикум по теме «Тропы». | 1 час |
№ 11 | | Выполнение заданий ЕГЭ ( отработка задания № 24). | 1 час |
№ 12 | | Проверка усвоения изученного материала (тематический тест). | 1 час |
№ 13 | Стили речи (7 ч.) | Художественный стиль, его особенности. | 1 час |
№ 14 | | Комплексный анализ текста художественного стиля. | 1 час |
№ 15 | | Научный, официально-деловой., разговорный стили речи. | 1 час |
№ 16 | | Публицистический стиль. | 1 час |
№ 17 | | Языковые особенности публицистического стиля. | 1 час |
№ 18 | | Комплексный анализ текста публицистического стиля. | 1 час |
№ 19 | | Проверка усвоения изученного материала по теме «Комплексный анализ текста». | 1 час |
№ 20 | Создание письменного высказывания в форме сочинения-рассуждения (15 ч.) | Критерии и нормативы оценки сочинения-рассуждения. Изучение фрагментов сочинений. | 1 час |
№ 21 | | Способы выявления проблемы. Комментарий основных мыслей автора. | 1 час |
№ 22 | | Средства выражения позиции автора. | 1 час |
№ 23 | | Аргументация собственной позиции. | 1 час |
№ 24 | | Написание сочинения-рассуждения | 1 час |
№ 25 | | Основные средства связи между предложениями в тексте. | 1 час |
№ 26 | | Анализ работ. Речевое оформление сочинения. | 1 час |
№ 27 | | Грамматические ошибки. Примеры. Фрагменты сочинений. | 1 час |
№ 28 | | Речевые ошибки. | 1 час |
№ 29 | | Выполнение заданий части «В» | 1 час |
№ 30 | | Выполнение заданий части «С» | 1 час |
№ 31 | | Логические ошибки. Фрагменты сочинений (К5). | 1 час |
№ 32 | | Фактические ошибки. Фрагменты сочинений (К12). | 1 час |
№ 33 | | Выполнение варианта ЕГЭ | 1 час |
№ 34 | | Анализ работ. Редактирование. | 1 час |
Список литературы
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно- методическое пособие / Н.А. Сенина, А. Г. Нарушевич . – 2-е испр.- Ростов н/Д: Легион –М, 2011.- 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Колупаева О.В. ЕГЭ. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С). Томск. 2007.
Любичева Е.В. ЕГЭ. Русский язык. На пути к экзамену. М., «ЭКСМО». 2009.
Русский язык. ЕГЭ-2008, ЕГЭ2009,ЕГЭ-2010. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ. М., Федеральный центр тестирования. 2008г., 2009., 2010.
Журнал «Русский язык и литература». Всё для учителя. №10 (94) 2018.