СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Комплексный анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Комплексный анализ текста"»

Краснодарский край Туапсинский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц.Л.Куникова г. Туапсе

МО Туапсинский район





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от __________________2018 года

протокол №1

Председатель ________________И.С. Мазепина









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По элективному курсу «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

Русский язык

11 класс

Общее количество часов: 34 часа (1 час в неделю)

Составила: Бектяскина А.В., учитель русского языка и литературы





















Пояснительная записка

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста » предназначена для подготовки обучающихся 11-го класса к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

Эта форма аттестационной работы предусматривает многоаспектный языковой анализ текста, выполнение тестовых заданий и выполнение задания с развернутым ответом (создание сочинения-рассуждения). В задании «С» ученику необходимо проявить умение анализировать содержание исходного текста, выразить свое отношение к проблеме, затронутой автором, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка.

Программа рассчитана на 34 учебных часа и включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

  • вопросы и тестовые задания для самостоятельной работы.

Цель данного курса - развитие коммуникативной компетенции обучающихся, т. е. владение разными видами речевой деятельности, что способствует росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

- выработать умения быстро ориентироваться в тексте, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить обучающихся к редактированию и составлению связных текстов;

- развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

- определять структурно-семантические значения предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять речевые ошибки;

- выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, слов разных частей речи, их стилистическую роль.

В предлагаемой системе заданий намечается достижение следующих задач:

- обобщить и систематизировать теоретические знания по русскому языку по разделу «Стилистика»;

- вырабатывать навыки поэтапной работы с текстом, давать характеристику тексту как продукту речевой деятельности;

- развивать творческие способности учеников, создавать письменное высказывание в форме сочинения-рассуждения.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

- структуру и композицию текста; средства связи предложений и виды информаций в тексте;

- типы речи и их признаки; стилевые особенности текста;

- изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором текста.

Должны уметь:

- определять тему, основную мысль, идею текста;

- определять стиль, тип речи, средства связи предложений в тексте;

- находить изобразительно-выразительные средства языка, характерные для определенного стиля и типа речи;

- создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания обучающихся о тексте как продукте речевой деятельности, особенностях стилистического употребления основных стилистических категорий в речи, предоставляет возможность обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.

Контроль подготовки обучающихся определяется по результатам устных высказываний, выполнения тестовых заданий, письменных работ (сочинений-рассуждений).

Программа данного элективного курса позволяет подготовить одиннадцатиклассников к ЕГЭ, а также восполнить пробелы в знаниях.

Основное содержание программы

Введение

Раздел 1. Текст как единица речи

Признаки текста. Особенности его строения. Виды связи предложений в тексте. Порядок предложений. Тема и основная мысль. Проблемы, поднимаемые автором. План -схема комплексного анализа текста.

Раздел 2. Функционально-смысловые типы речи.

Описание, повествование, рассуждение. Их языковые и стилистические признаки. Работа с текстом. Умение определять тип речи.

Раздел 3. Стили речи. Художественный стиль.

Языковые и стилистические особенности текстов художественного стиля. Стилистический анализ текста.

Раздел 4. Публицистический стиль.

Языковые и стилистические особенности текстов публицистического стиля. Стилистический анализ текста.

Раздел 5. Изобразительно-выразительные средства языка.

Тропы: эпитет, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха, сравнение, литота, аллегория.

Стилистические фигуры речи: антитеза, градация, оксюморон, анафора, эпифора, инверсия, синтаксический параллелизм.

Раздел 6. Комплексный анализ текста.

План-схема комплексного анализа текста.

Раздел 7. Создание письменного высказывания в форме сочинения-рассуждения.

Критерии и нормативы оценки сочинения-рассуждения (задание «С» ЕГЭ). План сочинения-рассуждения. Комментарий основных мыслей автора предложенного текста. Выражение позиции автора. Формулировка и аргументация собственной позиции. Речевое оформление сочинения.



Тематическое планирование



занятия

Тема раздела

Тема занятия

Количество часов

№ 1

Введение (1 ч.)

Цели и задачи элективного курса

1 час

№ 2

Текст как единица речи. (4 ч.)

Виды и способы связи предложений в тексте.

1 час

№ 3


Тема, идея, основная мысль, проблема текста.

1 час

№ 4


Анализ отрывка рассказа А.П. Чехова «Крыжовник».

1 час

№ 5


Проверка усвоения изученного материала (работа по тексту А.П. Чехова «О любви»).

1 час

№ 6

Типы речи (2 ч.)

Функциональные типы текстов, их структурные особенности .

1 час

№ 7


Практическая работа № 1 по теме «Смысловой анализ текста».

1 час

№ 8

Изобразительно-выразительные средства (5 ч.)

Изобразительные средства языка и лексические средства художественной выразительности.

1 час

№ 9


Стилистические фигуры речи.

1 час

№ 10


Практикум по теме «Тропы».

1 час

№ 11


Выполнение заданий ЕГЭ ( отработка задания № 24).

1 час

№ 12


Проверка усвоения изученного материала (тематический тест).

1 час

№ 13

Стили речи (7 ч.)

Художественный стиль, его особенности.

1 час

№ 14


Комплексный анализ текста художественного стиля.

1 час

№ 15


Научный, официально-деловой., разговорный стили речи.

1 час

№ 16


Публицистический стиль.

1 час

№ 17


Языковые особенности публицистического стиля.

1 час

№ 18


Комплексный анализ текста публицистического стиля.

1 час

№ 19


Проверка усвоения изученного материала по теме «Комплексный анализ текста».

1 час

№ 20

Создание письменного высказывания в форме сочинения-рассуждения (15 ч.)

Критерии и нормативы оценки сочинения-рассуждения. Изучение фрагментов сочинений.

1 час

№ 21


Способы выявления проблемы. Комментарий основных мыслей автора.

1 час

№ 22


Средства выражения позиции автора.

1 час

№ 23


Аргументация собственной позиции.

1 час

№ 24


Написание сочинения-рассуждения

1 час

№ 25


Основные средства связи между предложениями в тексте.

1 час

№ 26


Анализ работ. Речевое оформление сочинения.

1 час

№ 27


Грамматические ошибки. Примеры. Фрагменты сочинений.

1 час

№ 28


Речевые ошибки.

1 час

№ 29


Выполнение заданий части «В»

1 час

№ 30


Выполнение заданий части «С»

1 час

№ 31


Логические ошибки. Фрагменты сочинений (К5).

1 час

№ 32


Фактические ошибки. Фрагменты сочинений (К12).

1 час

№ 33


Выполнение варианта ЕГЭ

1 час

№ 34


Анализ работ. Редактирование.

1 час









































Список литературы

  1. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно- методическое пособие / Н.А. Сенина, А. Г. Нарушевич . – 2-е испр.- Ростов н/Д: Легион –М, 2011.- 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

  2. Колупаева О.В. ЕГЭ. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С). Томск. 2007.

  3. Любичева Е.В. ЕГЭ. Русский язык. На пути к экзамену. М., «ЭКСМО». 2009.

  4. Русский язык. ЕГЭ-2008, ЕГЭ2009,ЕГЭ-2010. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ. М., Федеральный центр тестирования. 2008г., 2009., 2010.

  5. Журнал «Русский язык и литература». Всё для учителя. №10 (94) 2018.